В других СМИ
Загрузка...
Атака бомбы GBU-24 с боевой частью BLU-109/B.

Авиация ВСУ: «умные» JDAM-ER пролетают мимо цели. Видимо, не так умны

Высокоточные боеприпасы НАТО теряют «разум» на подлёте к позициям российских войск
Реклама
Авиация ВСУ: «умные» JDAM-ER пролетают мимо цели. Видимо, не так умны
© topwar.ru
Атака бомбы GBU-24 с боевой частью BLU-109/B.
Читайте нас на: 

Падают где попало

Стали известны первые результаты применения управляемых дальнобойных авиабомб JDAM-ER, которые Киев получил от Пентагона в рамках очередного пакета военной помощи. Со слов командующего ВВС США в Европе генерала Джеймса Хеккера, JDAM-ER уже применяются на Украине. И хотя запас их невелик, благодаря комплекту сложенных крыльев эти «умные» боеприпасы, способные поражать цель на расстоянии до 45 миль и даже в небольшом количестве могут представлять реальную проблему для российских войск.

Но, как выяснилось, возникли проблемы. «Умные» боеприпасы, подлетая к назначенным целям, теряли ориентацию и падали совсем не там, где предполагалось. Некоторые даже пытались повернуть в обратную сторону. Как сообщает Wall Street Journal, украинские ВВС уже сбросили на российские позиции около девяти бомб JDAM-ER, но только четыре из них смогли приблизиться к цели. Информация об этих инцидентах просочилась в прессу из недавно слитых в сеть сверхсекретных документов Пентагона, содержащих в том числе доклад с характерным названием «Почему выходят из строя JDAM-ER? Последствия недавних атак». Доклад был посвящён анализу проблем с управляемыми бомбами JDAM, массовые промахи которых были вызваны помехами сигналу GPS, исходящими от российских средств радиоэлектронной борьбы. 

«Сорокопут» - убийца локаторов

Одним из первых образцов управляемых авиационных боеприпасов в США была противорадиолокационная ракета AGM-45 Shrike (словесное название - Shrike, «сорокопут» - птица отряда воробьинообразных). Относительно лёгкая боевая часть ракеты (66 кг) гарантировала вывод из строя неприятельской РЛС при подрыве в непосредственной близости. Головка самонаведения заранее перед полётом подбиралась для работы по локатору определённого типа с соответствующей длиной волны, чтобы самостоятельное перенацеливание на другой тип радиоизлучающей цели было невозможно. Поэтому ракета полностью «терялась», стоило выключить РЛС-цель. Блока запоминания координат в те времена ещё не существовало.

Первая в мире противорадиолокационная ракета AGM-45 Shrike.
© Соцсети
Первая в мире противорадиолокационная ракета AGM-45 Shrike.

Статистика войны во Вьетнаме свидетельствует, что вероятность поражения наземных радаров ракетой Shrike не превышала 10%. Но благодаря простоте и невысокой стоимости модель AGM-45 была пущена в серию, и на американских предприятиях до 1974 г. изготовили более 24 тысяч таких ракет.

«Бычки» во Вьетнаме 

Другим образцом управляемого авиационного оружия, созданным в США в начале 1960-х, стала ракета AGM-12 Bullpup («Бычок») с командным радионаведением. Впервые она поступила на вооружение палубных и тактических истребителей в 1960 году. Первые «Бычки» имели боевую часть, изготовленную из 250-фунтовой бомбы общего назначения. Различались только двигатели: у исходного образца ракеты он был твёрдотопливным, а у варианта AGM-12А - жидкостным с компонентами, обеспечивающими длительное хранение.

Модификация AGM-12В несущественно отличалась от предыдущей версии, а вот AGM-12С стала серьёзным шагом вперёд - боевая часть ракеты была вчетверо тяжелее (1000 фунтов), чем у предшественниц. Ракета AGM-12Е имела кассетную боевую часть, а AGM-12D - ядерную БЧ мощностью в килотонну, но никогда не применялась, как, по-видимому, и ракета с кассетной боевой частью.

Ракета AGM-12С стала активно применяться не только на последней стадии войны во Вьетнаме, но и в ходе более поздних конфликтов. Так, английские ВВС наносили «буллпапами» удары по аргентинским войскам на Фолклендах, а американские тактические и палубные истребители применяли эти ракеты по целям в Триполи и Бенгази в 1986 году - во время «карательного» рейда против Ливии. Всего за период серийного производства было изготовлено не менее 30 тысяч ракет AGM-12 различных модификаций.

Тактическая ракета класса «воздух-поверхность» AGM-12C Bullpup B.
© wikipedia.org
Тактическая ракета класса «воздух-поверхность» AGM-12C Bullpup B.

Практика боевого использования управляемого авиационного оружия во Вьетнаме свидетельствовала, что ракеты Bullpup с 250-фунтовой боевой частью могли успешно поражать малоразмерные цели - автомобили, танки, артиллерийские орудие и т.п., но были бессильны против крупных высокопрочных целей типа моста или плотины. В связи с этим руководство американских ВВС и авиации флота сочло более перспективным создание управляемых авиабомб (УАБ) с телевизионно-командными или лазерными головками самонаведения.

«Бельмо» с телекамерой

Первая УАБ с телевизионно-командной системой наведения носила название AGM-62 Walleye («Бельмо»). Аббревиатура AGM означала принадлежность боеприпаса к классу ракет «воздух-поверхность», но ракетного двигателя Walleye не имела, поэтому заказчик - авиация флота - вскоре предпочёл забыть о буквенно-цифровых обозначениях, и у УАБ осталось только имя - «Бельмо».

В отличие от других управляемых авиабомб Walleye I, появившаяся в 1965 году, несла специально спроектированную боевую часть массой 825 фунтов. Телекамера монтировалась в носовой части, а к хвостовой крепилось Х-образное крыло с небольшими элевонами. Привод электрического генератора и гидросистемы, управлявшей положением элевонов, осуществлялся небольшим пропеллером, который вращался под воздействием набегающего потока.

Лётчик-оператор УАБ с телевизионно-командным наведением наблюдал изображение, сформированное телекамерой бомбы, которое передавалось по линии связи на борт самолёта-носителя. Обнаружив цель, оператор накладывал на неё электронное перекрестие, производил захват и осуществлял пуск УАБ. Если цель оказывалась достаточно контрастной на фоне подстилающей поверхности, система наведения бомбы формировала управляющие воздействия, ориентируя вектор скорости на цель. И уже тогда реализовывался принцип «выстрелил - забыл», только вот американские специалисты шутили, что слово «забыл» означало «свойство УАБ терять цель после перехода в автономный режим».

Управляемая авиабомба Walleye I.
© warfor.me
Управляемая авиабомба Walleye I.

Впрочем, официальная статистика выглядела вполне благопристойно: в 1968 году из 68 Walleye I, применённых штурмовиками A-4 Skyhawk, цели поразили якобы не менее 65 управляемых бомб.

Однако, как и в случае с Bullpup, вскоре потребовался вариант с более тяжёлой боевой частью, который получил шифр Walleye II (неофициальное название - «Толстый Альберт») и поступил в серийное производство с 1974 году. Этот боеприпас имел массу около 900 кг. Позже появились варианты УАБ с увеличенным крылом и усовершенствованной системой наведения, позволившей заметно отодвинуть дальнюю границу разрешённых пусков. Они получили обозначения Walleye I ERDL и Walleye II ERDL. Всего было изготовлено свыше пяти тысяч УАБ Walleye всех модификаций.

В большинстве своём Walleye применялись с самолётов палубной авиации, но часть бомб передали в распоряжение американских ВВС для проведения сравнительных испытаний с аналогичной по идеологии бомбой HOBOS (HОming BОmb System - «система наведения бомбы»), разработка которой велась фирмой Rockwell International с 1967 года.

Спустя два года УАБ HOBOS, получившая военное обозначение GBU-8 (Guided Bomb Unit), прошла боевое крещение в Юго-Восточной Азии (в качестве боевой части использовалась неуправляемая бомба Mk 118 массой 1350 кг). К корпусу бомбы крепилась секция хвостового оперения с рулями управления, аккумулятором и приводами, а в носовой части монтировался телевизионный координатор. Принцип наведения был таким же, как и у бомбы Walleye: после захвата контрастной цели система управления УАБ стремилась совместить вектор скорости с направлением на цель, поэтому траектория с какого-то момента становилась близка к прямолинейной. В принципе, как и в случае с Walleye, предусматривался режим «пустил-забыл», но чаще оператор должен был посылать корректирующие команды до самого соударения боеприпаса с поверхностью.

Управляемая авиабомба GBU-8 HOBOS.
© Соцсети
Управляемая авиабомба GBU-8 HOBOS.

Слабым местом управляемых авиабомб с телевизионно-командным наведением являлась уязвимость командной линии наведения к преднамеренно поставленным помехам. Любопытно, что в этом случае результаты боевого использования УАБ становились хуже, чем в ходе применения неуправляемого оружия. Именно это обстоятельство сделало привлекательной идею применения лазерного целеуказателя. В начале 1960-х лазер был многообещающей новинкой, границы использования которой ещё никому толком не были ясны.

«Болты» с лазерной головкой

На этапе разработки первая американская управляемая авиабомба с лазерной ГСН называлась BOLT-117 (BOmb, Laser, Terminal guidance), впоследствии она получила наименование GBU-1/B. Этот боеприпас состоял из трёх основных элементов: корпуса стандартной 750-фунтовой бомбы общего назначения М117, приёмника излучения и комплекта управляющих поверхностей с силовыми приводами. Рули работали в релейном режиме: они либо полностью отклонялись, либо устанавливались по потоку, при этом угол доворота УАБ определялся длительностью установки рулей в отклонённое положение.

В полёте ось приёмника излучения, смонтированного на карданном подвесе с флюгаркой, ориентировалась в направлении вектора скорости бомбы. Угол рассогласования между направлением вектора скорости и направлением отразившегося от цели луча лазера использовался для управления боеприпасом. Подсветку цели осуществлял лётчик-оператор из задней кабины двухместного тактического истребителя F-4 Phantom II с помощью ручного лазерного целеуказателя. В 1968 году управляемая авиабомба BOLT-117 впервые была применена во Вьетнаме, но из-за погрешностей наведения лазерного луча на цель боевые задачи выполнялись успешно только в половине случаев.

Управляемая авиабомба BOLT-117 с лазерной ГСН.
© wiki2.org
Управляемая авиабомба BOLT-117 с лазерной ГСН.

Рули управления BOLT-117 располагались позади Х-образного крыла и были не слишком эффективными. Впоследствии на бомбах серии Paveway (буквально: «прокладывающая путь») широкое распространение получила схема «утка» с рулями, располагающимися перед крылом.

Первое поколение УАБ Paveway I создавалось с использованием корпусов 2000-фунтовых бомб общего назначения Mk 84 (GBU-10/B), 500-фунтовых бомб Mk 82 (GBU-12/B), кассет CBU-74/B (GBU-3/B), CBU-79/B (GBU-6/B), CBU-80/B (GBU-7/B), реже - 3000-фунтовых бомб М118Е1 (GBU-11/B). Боеприпасы эти отличались ещё и применением крыла малого или увеличенного размаха, а также марками координатора и рулевого устройства.

Подготовка УАБ GBU-12 к боевому применению.
© 31tigersqn.be
Подготовка УАБ GBU-12 к боевому применению.

Наиболее ярким успехом американских авиабомб с лазерными ГСН считается разрушение нескольких крупных мостов в Северном Вьетнаме в апреле-мае 1972 года, когда группа тактических истребителей F-4D Phantom II добилась нескольких прямых попаданий бомбами GBU-10/B в пролёты моста Thanh Hoa. Этот мост ранее пыталось безуспешно атаковать в общей сложности почти тысяча американских ударных самолётов, одиннадцать из которых были сбиты. Все они применяли неуправляемые авиабомбы и управляемые ракеты Bullpup, но мост устоял.

В середине семидесятых годов на вооружение ВВС США поступили усовершенствованные УАБ семейства Paveway II на основе неуправляемых авиабомб Mk 82 калибра 500 фунтов, Mk 83 калибра 1000 фунтов и Mk 84 калибра 2000 фунтов.

Мост Лонг Бьен, Ханой, разрушенный прямым попаданием УАБ во время налёта в 1972 году.
© Соцсети
Мост Лонг Бьен, Ханой, разрушенный прямым попаданием УАБ во время налёта в 1972 году.

Их отличия от ранних УАБ Paveway I состояли в более простой и дешёвой лазерной ГСН, обладавшей повышенной надёжностью и чувствительностью, а также в раскрывающемся оперении, что повышало дальность применения и упрощало подвеску боеприпаса на самолёт.

Англичане воспользовались появлением комплекта оборудования для Paveway II, оснастив им собственную 1000-фунтовую бомбу Mk 13/18, которая интенсивно применялась с самолётов вертикального взлёта и посадки Harrier в период англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова.

Американские же ВМС, авиационная компонента которых финансируется отдельной строкой, бомбы Paveway II на вооружение так и не приняли. Однако моряки разработали для себя управляемую ракету AGM-123 Skipper II на основе неуправляемой бомбы Mk 83, двигателя от ракеты Shrike и лазерной ГСН, заимствованной из комплекта Paveway II. В 1988 году в Персидском заливе одной такой ракетой был потоплен иранский фрегат.

Управляемая авиабомба GBU-27 - главное оружие «невидимки» F-117.
© nara.getarchive.net
Управляемая авиабомба GBU-27 - главное оружие «невидимки» F-117.

В системе управления УАБ третьего поколения Paveway III впервые появился цифровой автопилот. Лазерная ГСН теперь крепилась неподвижно на корпусе бомбы, углы обзора координатора были существенно увеличены. Кроме того, американцы отказались от релейного принципа отклонения рулевых поверхностей, что позволило более рационально использовать запас кинетической энергии боеприпаса. Благодаря цифровому автопилоту, бомбу теперь можно было бросать с малых высот, захватывая потом отражённый лазерный луч непосредственно на траектории её движения. Правда, последнее свойство в полной мере продемонстрировала только бомба с 2000-фунтовой боевой частью, которая получила обозначение GBU-24/B. Были разработаны также варианты с проникающей БЧ BLU-109/B и укороченная версия GBU-27/B, предназначавшаяся для тесных бомбоотсеков самолёта-«невидимки» F-117.

Управляемая авиабомба GBU-28 с проникающей боевой частью.
© Соцсети
Управляемая авиабомба GBU-28 с проникающей боевой частью.

Экзотичной разновидностью УАБ Paveway III стала бомба GBU-28/B, корпус которой состоял из ствола списанной 203-мм гаубицы. В ходе единственного испытания GBU-28/B в штате Юта бомба вошла в грунт на такую глубину, что её даже не удалось обнаружить. Как сообщается, масса боеприпаса составляла 5000 фунтов, и несколько таких бомб американцы применили во время «Войны в Заливе», а в 2001 году их сбрасывали на подземные сооружения в Афганистане. В период «Бури в пустыне» американские ВВС использовали около 9 тысяч управляемых бомб Paveway II и III.

«Супергуманные» бомбы

Как известно, успех операции США в Ираке нередко связывают с подавляющим технологическим превосходством американских вооружённых сил над иракскими. Наиболее впечатляющие случаи прямых попаданий в двери, окна зданий, вентиляционные отверстия, транспортные средства и боевую технику активно использовались пропагандистской машиной Пентагона для создания соответствующего настроения у противников Америки.

Так, по телевидению многократно демонстрировался уникальный эпизод, когда УАБ поразила низколетящий вертолёт. А ещё общественности западных стран преподносились «супергуманные» УАБ GBU-45/B, у которых боевая часть калибра 500 фунтов вместо ВВ заполнялась бетоном. По мнению разработчиков, поражение цели в ряде случаев можно обеспечить только кинетическим воздействием без взрыва, при этом максимально снижается побочный ущерб. В дальнейшем американцы пошли по пути ещё большего уменьшения массы УАБ, создав 100-фунтовую бомбу Scalpel, которую могут нести и беспилотные летательные аппараты.

Управляемая бомба GBU-15.
© nara.getarchive.net
Управляемая бомба GBU-15.

Помимо США, созданием УАБ занималась также англо-французская кооперация British Aerospace + Matra, предлагавшая на рынке несколько образцов такого оружия. Так, их бомба BGL-1000 (Bombe a Guidage Laser) с лазерной ГСН имеет массу порядка 850 кг, а BGL-400 - около 400 кг. Для вооружения палубных штурмовиков французская фирма Aeronavale разработала комплекты с лазерными координаторами, позволяющими преобразовывать в управляемые обычные бомбы BANG-150 и BANG-250.

После окончания вьетнамской войны получила продолжение и вторая ветвь УАБ с телевизионной и/или тепловизионной ГСН. Первоначально семейство боеприпасов с такими координаторами имело наименование AGM-112, которое затем сменили на GBU-15/B. Такая бомба с телевизионной ГСН поступила на вооружение ВВС США в 1983 году, а вариант GBU-15(V)2/B с тепловизионной ГСН - двумя годами позднее.

Американские специалисты называют GBU-15/B первой «модульной планирующей управляемой бомбой», конструкция которой могла содержать стандартные компоненты без существенных переделок. Наиболее часто в качестве базовой выбиралась обычная 2000-фунтовая бомба Mk 84, к корпусу которой крепилась аппаратура наведения, крыльевой и рулевой блоки.

Телевизионная система наведения такой бомбы действовала по принципу «пустил-забыл», но дополнялась командной радиолинией, что позволяло атаковать цель из-за облаков. По сравнению с бомбами HOBOS эти УАБ приобрели увеличенную дальность действия - благодаря большей площади несущих и рулевых поверхностей (вариант с «удлинённым крылом»). Носителями бомб GBU-15/B в ВВС США являлись самолёты F-111 и F-15E. Несколько субвариантов семейства в качестве базового боеприпаса несли проникающую бомбу BLU-109/B калибра 2000 фунтов. Проходили испытания модификации GBU-15/B с кассетными контейнерами, но серийно их никогда не производили.

Комплекты JDAM преобразовывают неуправляемые боеприпасы в высокоточные «умные бомбы».
© topwar.ru
Комплекты JDAM преобразовывают неуправляемые боеприпасы в высокоточные «умные бомбы».

В середине девяностых годов минувшего столетия ВВС и авиация флота США сформировали задание на разработку комплекта оборудования JDAM (Joint Direct Attack Munition - совместный боеприпас для прямой атаки), предназначенного для преобразования неуправляемых бомб серий Mk 82, Mk 83 и Mk 84 в управляемые. Концепция не новая, но на этот раз задание предусматривало несколько «изюминок»:

  • в состав системы наведения включались ИНС на лазерных гироскопах и защищённый от помех приёмник спутниковой навигационной системы GPS;
  • автопилот реализовался в цифровом вычислителе с фильтром Калмана, обеспечивающим комплексную обработку информации;
  • добавлялся неконтактный радиовзрыватель;
  • комплект оборудования выполнялся съёмным, позволявшим переделать базовую бомбу в управляемую прямо на аэродроме силами технического персонала;
  • на корпус бомбы устанавливались аэродинамические гребни, расширявшими диапазон дальностей бросания боеприпаса.

В ходе первого этапа программы JDAM была создана система наведения с точностью доставки 12 м, размещённая в хвостовом отсеке, который устанавливается на свободнопадающую бомбу взамен штатного.

Элементы конструкции комплекта JDAM.
© topwar.ru
Элементы конструкции комплекта JDAM.

Впоследствии JDAM получила развитие в двух направлениях:

  • добавлена автономная тепловизионная система самонаведения DAMASK для повышения точности доставки бомбы до 3 м;
  • разработан комплект раскладываемых крыльев Diamondback для повышения дальности до 72 км при сбросе с высоты 12 км на скорости 0,9М.

Вариант с увеличенной дальностью получил обозначение JDAM-ER, 85 тысяч комплектов которых ВВС и авиация ВМС США планировали закупить за десять лет для применения со всех типов боевых самолётов. В 2017 году темп производства JDAM-ER составлял 4000 комплектов за месяц.

По результатам практического применения при совместном использовании ИНС и GPS точность доставки бомбы с комплектом JDAM характеризовалась КВО порядка 10-15 м. При подавлении сигналов GPS наведение бомбы осуществлялось по данным ИНС, при этом точность составляла около 30 м.

Комплект JDAM-ER под крылом истребителя F/A-18F Super Hornet.
© defensemedianetwork.com
Комплект JDAM-ER под крылом истребителя F/A-18F Super Hornet.

Как уже говорилось, Украина получила первую партию бомб с комплектами JDAM-ER. Таким образом, украинским ВВС досталось достаточно дальнобойное средство поражения, которое может применяться с малых высот с кабрирования без захода самолёта в зону поражения большинства типов ЗРК малой и средней дальности. Вместе с тем, крыло большого размаха заведомо уменьшает скорость полёта бомбы с комплектом JDAM-ER до дозвуковой, делая её уязвимой для средств ПВО, а системы радиоэлектронного противодействия сегодня способны эффективно подавлять каналы спутниковой навигации, лишая бомбу желанного свойства - высокой точности доставки. Что, собственно говоря, и происходит в районе боевых действий на Украине.

Поэтому нет сомнений, что Украина стала для Пентагона чем-то вроде полигона для испытания этих высокоточных боеприпасов. Причём результаты сильно разочаровали американских генералов, которые не ожидали, что подавление спутниковых сигналов GPS так сильно повлияет на эффективность JDAM-ER. «Скорее всего, у России есть какие-то другие секретные инструменты, способные изменять траекторию полёта американских комплексов JDAM-ER», - сделал неутешительный вывод автор аналитической записки оборонного ведомства США.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама