Когда два «гетмана» рискнут зайти в порты Украины?
Очередной политический зигзаг турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, в нарушение договорённостей с Москвой передавшего Киеву главарей «Азова» (террористическая организация, запрещённая в РФ), а также санкционировавшего начало постройки на Украине завода, способного выпускать разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar, заставили российскую общественность вспомнить и о другом направлении сотрудничества Анкары с киевским режимом, а именно - о постройке турками корветов для ВМСУ.
Последнее, на фоне явных реверансов «друга Реджепа» в сторону Украины и НАТО, даже привело к появлению комментариев откровенно алармистского характера в отечественном сегменте Интернета. Мол, реализация Турцией программы создания корветов в интересах Незалежной способна заметно изменить баланс сил на Чёрном море в пользу Киева. Но так ли это на самом деле?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, будет не лишним ознакомиться с историей появления тех самых корветов.
Турция строит «Острова»
С чего она началась? Пожалуй, с того, что в конце 90-х - начале 2000-х годов командование ВМС США решило избавиться от своих уже изношенных и порядком устаревших фрегатов типа Oliver Hazard Perry в пользу новых многоцелевых единиц, получивших название «корабли прибрежной зоны». Американским адмиралам Littoral combat ship (LCS) виделся небольшим, относительно дешёвым кораблём, построенным с использованием стелс-технологий и способным за счёт замены модулей с вооружением/оборудованием выполнять крайне широкий спектр задач - от борьбы с минами, подлодками, а также надводными вражескими кораблями и до доставки групп спецназа к побережью противника.
На практике эта амбициозная задумка вылилась в серийную постройку кораблей, оказавшихся слишком заметными, слишком слабовооружёнными и, главное, слишком дорогими даже для ВМС США. Дошло до того, что флотские остряки в Штатах стали расшифровывать аббревиатуру LCS не иначе как Little crappy ship, то есть «Маленький паршивый кораблик».
Не самая удачная попытка создания американцами максимально универсальных единиц ближней морской зоны подтвердила правоту ВМФ России, сделавшего ставку на постройку хорошо сбалансированных по своим тактико-техническим характеристикам корветов проекта 20380.
Обратили внимание на американскую эпопею с постройкой LCS и в Турции. Когда в первом десятилетии XXI века турки приступили к проектированию для своих ВМС корветов типа Ada («Остров») в рамках программы MILGEM, то некоторые элементы концепции этих кораблей, например - стремление к малой радиолокационной заметности, «подсмотрели» именно у американских LCS типа Freedom.
Уточню - это оказалось очень избирательное заимствование. Основной упор при создании турецких «Островов» был всё же сделан на использование технических решений не столько новаторских и революционных, сколько проверенных временем, а также оптимальных с точки зрения комбинации критериев «стоимость - эффективность». В частности, поскольку предполагалось, что основным назначением «Островов» станет патрулирование и обеспечение противолодочной обороны в пределах зоны действия ВВС Турции, турки решили «сэкономить» на средствах ПВО корветов типа Ada, сведя таковые к ЗРК малой дальности RIM-116. Замечу, что ЗРК «Редут», которым оснащаются российские корветы проекта 20380, по сравнению с RIM-116 выглядит куда более солидно…
Корветы типа Ada рекламировались как «первые крупные современные боевые корабли, полностью спроектированные в Турции». Несмотря на это свою лепту в создание турецких «Островов» внесли и специалисты расположенного в украинском Николаеве казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (КП «ИПЦК»).
Объяснялся этот феномен очень просто: турки нуждались в имевшихся у КП «ИПЦК» компетенциях советской школы военного кораблестроения, а украинским проектировщикам нужны были деньги.
В своём законченном виде корвет типа Ada имел водоизмещение 2400 тонн и развивал ход в 29 узлов. Комплекс вооружения корабля представлял собой «сборную солянку» из изделий турецких и иностранных производителей: 76-мм артустановка итальянской компании OTO Melara, пара 12,7-мм дистанционно управляемых пулемётных установок турецкой компании Aselsan, ЗРК RIM-116 американо-германского производства, а также 8 дозвуковых противокорабельных ракет Harpoon, вертолёт S-70B Seahawk и пара 324-мм торпедных аппаратов с противолодочными торпедами Mk. 46 американского производства.
Изначально командование турецких военно-морских сил рассчитывало получить не менее 12 «Островов». Однако с 2007 года и до настоящего времени верфь Istanbul Naval Shipyard построила для ВМС Турции лишь 4 корвета типа Ada. Кроме того, в 2018-м туркам удалось подписать контракт стоимостью более 2 млрд долларов на постройку ещё 4 «Островов» для ВМС Пакистана (2 корвета должны были строиться в Стамбуле, а 2 - в Карачи). На этом портфель заказов на постройку корветов типа Ada оказался исчерпан, и в Анкаре приступили к поиску новых заказчиков, готовых законтрактовать строительство хорошо освоенных турецкой промышленностью кораблей.
Украинский «цирк на водах»
Теперь перенесёмся на Украину.
К концу 2014 года, ввиду собственного разгильдяйства, дополненного последствиями воссоединения Крыма с Россией, Незалежная практически лишилась национальных ВМС как сколь-нибудь значимой силы на Чёрном море. Достаточно вспомнить, что флагманом остатков ВМСУ оказался бывший пограничный сторожевой корабль «Киров», полностью лишённый ударного вооружения, но зато переименованный в «Гетмана Сагайдачного» и переквалифицированный во фрегат. Одновременно с этим деградация украинского ВПК достигла такой степени, что ВМСУ не имели возможности в Николаеве, где некогда строились советские авианесущие крейсера водоизмещением в десятки тысяч тонн, даже «откапиталить» «Сагайдачного», имевшего нормальное водоизмещение чуть больше 3 тыс. тонн. Спроектированный уже известным нам КП «ИПЦК» и пафосно заложенный ещё в 2011-м в Николаеве корвет проекта 58250 «Владимир Великий» (водоизмещение 2650 тонн) достроить у украинцев тоже не получилось. Единственным пополнением корабельно-катерного состава ВМСУ, которое Киев смог организовать после 2014 года собственными силами, стала небольшая серия речных бронекатеров водоизмещением по 50 тонн каждый.
В столь аховой ситуации украинским адмиралам не оставалось ничего другого, как пытаться договориться о приобретении/постройке относительно крупных вымпелов для ВМСУ за границей, одновременно утешая себя пиаром катерных «волчьих стай» и иных фантасмагорических концепций боевого применения военно-морских сил Украины.
Сей, с позволения сказать, «цирк на водах» продолжался до октября 2020 года, когда наращивание странами НАТО программы оказания военной помощи ВСУ, а точнее программы финансирования натовцами своей «оборонки» с попутным возложением кредитных обременений на Киев, позволило украинской и турецкой сторонам подписать Рамочное военное соглашение, предусматривающее совместное создание серии кораблей класса «корвет».
В декабре того же года Украина и Турция подписали контракт, согласно «утекшей» в СМИ информации, предусматривавший строительство 2 «Островов» для ВМСУ в Стамбуле, а затем ещё 2-3 - в Николаеве на судостроительном заводе «Океан» под опекой специалистов КП «ИПЦК». Любопытно, что турецкая сторона собиралась строить в Стамбуле корабли без вооружения. Таковое предполагалось устанавливаться на корветы уже в Николаеве, куда головной «турок» должен был попасть не позже конца 2022 года. Ввод в эксплуатацию первого построенного для ВМСУ корвета типа Ada ожидается в 2024 году. Стоимость создания этого корабля без учёта вооружения в 2020 году оценивалась в сумму порядка 8 млрд гривен (около 265 млн евро).
Кстати, о вооружении. Оно на строящихся для Украины корветах должно было оставаться «интернациональным», но его состав оказался несколько пересмотрен. Теперь он включал в себя, помимо американских «Гарпунов» и турецких 12,7-мм дистанционно управляемых пулемётных установок, турецкий же 35-мм зенитный артиллерийский комплекс, французский ЗРК малой дальности MBDA VL MICA и выпускаемые консорциумом европейских компаний EuroTorp противолодочные торпеды MU-90.
Фактически, это можно оценивать как «косметические» изменения, не способные качественно улучшить ТТХ корабля. В части обеспечения собственной ПВО «Остров» и в украинском «изводе» оставался откровенно слаб.
Постройка головного корвета типа Ada для ВМСУ, позже получившего название «Гетман Иван Мазепа», стартовала в Стамбуле 28 апреля 2021 года. Это событие сразу вызвало у украинских экспертов шквал критики в адрес заключённого с турками контракта. Например, главред «Украинского милитарного портала» Тарас Чмут писал о затее с постройкой турецких корветов для Украины следующее: «Это просто очень дорого. Астрономические цифры для Украины. Допустим, нам даже подарят корвет. Получим его совершенно бесплатно. Но это же системы, это сотни людей экипажа и их подготовка, это оборудование и содержание. Это всё огромные деньги. А у России в Чёрном море не только корветы, но и фрегаты, и это, ещё не говоря о береговых противокорабельных ракетах в Крыму. Это не учитывая авиацию. Чем мы защитим эти [украинские] корветы в случае полномасштабного столкновения с Россией?»
По мнению Чмута, Москве оставалось только рукоплескать киевским деятелям, решившим вложиться в постройку корветов типа Ada, а не во что-нибудь более нужное и полезное для ВСУ.
Никак не изменят баланс
Меж тем, чем дальше продвигалось строительство «Мазепы», тем больше у украинских специалистов возникало вопросов к контракту 2020 года. В конце января 2021-го на Украине состоялась встреча экспертов по морской безопасности, в ходе которой внезапно выяснилось, что ежегодные эксплуатационные расходы на 4 корвета типа Ada в четыре раза превысят текущий бюджет ВМСУ. Уже только одно это позволяло классифицировать постройку «Островов» для военно-морских сил Украины не как обоснованное с военной и экономической точек зрения решение, а как финансовую авантюру и объект для «распилов».
Дальше стало ещё «веселее», когда представитель украинских кораблестроительных предприятий Оксана Врублевская посетила военно-морскую верфь в Стамбуле и выяснила, что турки совершенно не собираются локализовать производство своих корветов в Николаеве. Получалось, что на практике условия контракта 2020 года содержали лишь обязательство турецкой стороны построить для Украины 2 лишённых вооружения корвета!..
2 октября 2022 года в Стамбуле состоялся спуск на воду «Гетмана Ивана Мазепы». В тот же день турки начали резку стали для второго, предназначенного для ВМСУ, корвета типа Ada. В начале июля 2023-го стало известно, что этот корабль получит название в честь гетмана Павла Скоропадского. Чего общественность не узнала, так это того, когда и где состоится ввод в строй двух украинских «гетманов» и состоится ли он вообще?
Всем понятно, что ни о какой достройке/постройке корветов в Николаеве, да и вообще в любом украинском порту не может быть и речи, как минимум, до завершения СВО. Соответственно, Анкаре и Киеву придётся либо заморозить достройку «гетманов», либо пересмотреть условия контракта и достраивать/вооружать корабли в Турции, чтобы… Чтобы что? Оставить их до завершения СВО отстаиваться в иностранном порту, как это произошло в Великобритании с парой переданных англичанами украинцам тральщиков? Или выгнать украинские корветы из турецкого порта в Чёрное море под расстрел российскими ракетами?
Полагаю, что в любом из этих вариантов 2 новых корвета ВМСУ никак не изменят в пользу Украины баланс сил в черноморской акватории. Скорее всего, появиться в украинских портах корветы типа Ada ВМСУ рискнут лишь после завершения специальной военной операции. Если, разумеется, к этому моменту киевский режим ещё будет сохранять контроль над этими самыми портами, да и вообще существовать.