Французский - больше не язык дипломатии
Лавировал, но не вылавировал
В результате резкого обострения геополитического противостояния в Европе на фоне СВО России некогда ведущим державам континента пришлось делать трудный выбор. К сожалению, главный локомотив ЕС - Германия - под бездарным руководством канцлера Шольца и министра Бербок полностью отказалась от защиты своих интересов и с размаху села на трансатлантическую иглу ценой деиндустриализации и утраты технологического лидерства.
Оставалась Франция, которая традиционно лавировала между верностью Западу и особыми отношениями с Россией, что давало ей привилегии в дипломатии на восточном направлении. Сегодня 25-й президент Пятой республики готовит пересмотр концепции её внешней политики, сверяясь почему-то больше с Вашингтоном, чем с суверенитетом своей страны.
Влиятельное издание Politico анализирует динамику смены французским президентом спектра приоритетов во внешней политике на фоне геополитических сдвигов в Европе из-за Украины. В течение нескольких месяцев после начала специальной военной операции президент Франции, казалось, колебался в том, как вести себя с Россией, всё ещё допуская диалог. В декабре прошлого года разворот Макрона стал более очевидным. Тогда он перестал изображать белую ворону, пообещав поддерживать Украину «до победы», хотя за пару недель до этого заявлял, что Запад должен предоставить России «гарантии безопасности». Французские дипломаты лишь скупо говорят, что президент «прояснил» свою позицию по Украине, не аргументируя никак диаметральную смену вектора.
Правительство Макрона сейчас ведёт огонь на всех фронтах в пользу Украины: расширение ЕС, военная помощь и т.д. В сентябре Париж объявил, что начинает переговоры с Киевом о подписании двустороннего соглашения о безопасности по итогам саммита НАТО в Вильнюсе. Франция дала Великобритании разрешение на экспорт франко-британских крылатых ракет Storm Shadow на Украину, за чем последовали поставки французских крылатых ракет большой дальности SCALP-EG. По словам Франсуа Хейсбура из Института стратегических исследований, это был решающий шаг, потому что Франция сделала то, что США до сих пор боялись делать. Макрон стал большим атлантистом, чем сам Байден, чтобы не выпасть из обоймы.
Претензии французского микро-императора на военное лидерство в Евросоюзе потребовали от него без оговорок вписаться в мейнстрим, круто замешанный на голой русофобии, а не призывать к рациональным поискам мира на континенте или компромиссам с «врагом №1 Запада». Но, отрезвляет Politico, «предыдущие дипломатические серенады Макрона в адрес Путина оставили следы».
По оценке некоего французского дипломата, Макрон «прострелил себе ногу», слишком долго заигрывая с Москвой и заявляя, что «Россию не следует унижать». Дипломат выразился прямо: «Макрон упустил свой черчиллевский момент». То есть шанс самому возглавить «крестовый поход на Москву», чтобы сплотить европартнёров вокруг себя.
Не Черчилль
Кардинально меняется позиция французской дипломатии и по вопросу расширения ЕС под знаменем приоритета углубления интеграции, которое ей блокировалось со времён Саркози. Франция ищет новых союзников в Европе, для чего готова сама возглавить процесс расширения и уже интригует насчёт того, как должен работать расширенный ЕС. За закрытыми дверями в Париже и в посольствах кипит бурная дипломатическая активность. Правительство проводит консультации и тестирует «красные линии» в преддверии большого выступления Макрона в начале 2024 года. Приём усечённой Украины в ЕС больше не табу.
Президент Франции намерен озвучить новые горизонты расширения ЕС в речи, которую уже окрестили «Сорбонна бис», по аналогии с его концепцией политики Европы, обнародованной в Сорбонском университете в 2017 году. Фултонская речь, как у Черчилля?
Ещё в 2019 году Макрон выступал против начала переговоров о членстве в ЕС Албании и Северной Македонии. Тогда Франция призывала Евросоюз углубиться, прежде чем снова расширяться, из опасения, что 30-членный ЕС станет ещё менее управляемым. Теперь Макрон призывает к «смелости» в приёме кандидатов, выдвинув идею «многоскоростной Европы», чтобы открыть путь к мегаинтеграции.
Если сравнить идеи Макрона с планом Урсулы фон дер Ляйен по ускорению расширения к 2030 году, то станет понятно, что, так и не выработав внятной политики безопасности для континента, лидеры Евросоюза стремятся захватить этим расширением те страны-лимитрофы, которые могут попасть под влияние России после СВО. Председатель Еврокомиссии уверяет европартнёров, что, расширяясь, ЕС защищает слабых от неминуемой гибели: «В мире, где некоторые пытаются уничтожать другие страны одну за другой, мы не можем позволить себе оставить наших собратьев-европейцев позади. В мире, где размер и вес имеют значение, пополнение рядов нашего Союза однозначно отвечает интересам безопасности Европы». «Размер и вес» пока измеряются на поле боя, вместо диалога о мире.
По версии окружения Макрона, его просветление с расширением связано с осознанием того, что Балканы, Грузия и Молдова - а не только Украина - «находятся на передовой гибридной войны против России». Первоначальные дипломатические жесты Франции в отношениях с Путиным, мол, оттолкнули Центральную и Восточную Европу. Учитывая смещение центра тяжести ЕС на восток, Франция нуждается в поддержке со стороны традиционных союзников, чтобы историческое ядро обрело былой вес.
В Париже на днях приняли Саломе Зурабишвили, пообещав порадеть за приём Грузии вне очереди. Де-факто, растеряв активы и зону влияния в Африке, злой Эмманюэль пытается компенсировать свою беспомощность влиянием Евросоюза.
Во Франции борьба противников расширения с конъюнктурным вихлянием Макрона будет жестокой. Радикальная оппозиция в лице Национального объединения и Реконкисты лидируют в опросах общественного мнения, так как не стесняются в выражениях насчёт предательства национальных интересов ради имиджа Эмманюэля и полной подчинённости политики Парижа глобальным устремлениям США. Среди традиционных правоцентристов Саркози, популярный среди голлистов, также раскритиковал пустые амбиции Украины по вступлению в Евросоюз, которые собирается, тем не менее, поддержать французское правительство.
Бывший президент Франции Николя Саркози так сформулировал проблему для Макрона: отказ Украины от конструктивного дипломатического диалога, который может урегулировать вооружённый конфликт с Россией, грозит этой стране полным уничтожением. Ибо другой вариант - перерастание регионального конфликта с ядерной державой в глобальный - угрожает всей планете. Без конструктивного диалога с Путиным со стороны Европы Украина исчезнет, а не вступит в ЕС. Это и будет означать и провал «нового курса» Франции и Макрона в Европе.
По итогам саммита «двадцатки» в Нью-Дели президент Эмманюэль Макрон заявил, что Франция выступает за глубокую реформу Совета Безопасности ООН. До кучи он предлагает радикальную перестройку структур глобального управления, Совета Безопасности ООН, а также Всемирного банка и МВФ, которые «должны лучше отражать современную геополитическую, демографическую и экономическую реальность».
Всё вроде верно, но размах преобразований сколь грандиозен, столь и трудно осуществим. То есть Франция, боясь утратить место постоянного члена СБ ООН, которое ей досталось в 1945 году благодаря настойчивости Сталина, готова имитировать своё участие в переменах, чтобы их заболтать.
С одним седалищем...
Сложные отношения у Парижа и с Китаем, которого зависимая от импорта Франция боится дразнить, но по указке Госдепа США вынуждена следовать общей линии НАТО на поддержку тайваньского сепаратизма. Новые амбиции Макрона может подорвать «соблазн посредничества», как выражается Хайсбург. Он отмечает, что французский президент во время визита в Пекин ничего не сказал о политике Франции по Тайваню, пытаясь добиться от Китая посреднических усилий в диалоге с Россией. Сидеть на всех стульях - давняя мечта Талейрана, но у Макрона на этот трюк может не хватить седалища. Суверенный выбор в мультиполярном мире - вещь сложная, но неизбежная, а президенту Франции придётся укротить приоритеты.
Самое провальное и очевидное поражение Елисейского дворца на внешнем фронте - Западная Африка, которая традиционно служила французскому государству и олигархату источником энергоресурсов, редких ископаемых и дешёвого сырья. Раскол в однополярном мире привёл национальные элиты Чёрного континента к пониманию бесперспективности однобокой ориентации на Запад и, тем более, на слабеющую и несамостоятельную Францию. Череду военных переворотов на «заднем дворе» франкофонии - в Буркина Фасо, Гвинее, Мали, Нигере и Габоне уже трудно списать на козни Кремля и ЧВК «Вагнер». Лишившись базы для военного присутствия Франции в регионе, Эмманюэль Макрон предложил лидерам партий обсудить в ходе парламентских дебатов стратегию, которой следует придерживаться Парижу в Африке.
Заодно Франция решила поработать с лидерами Глобального Юга, которые совсем не боятся сохранять союзные отношения с Кремлём. Министр иностранных дел Франции Катрин Колонна отправилась в Египет, где обсудила с руководством страны ситуацию вокруг Украины и альтернативу зерновой сделки ООН. 13 и 14 сентября состоялись её переговоры с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси и министром иностранных дел Самехом Шукри. Помимо проблем региона, главной из которых для Парижа остаётся ливанский кризис, Колонна зондировала готовность Каира отойти от поддержки РФ и БРИКС, чтобы затащить его в сферу влияния ЕС.
По данным Politico, в ближайшие семь лет оборонные расходы Франции вырастут на 30% и составят 413 млрд евро. Основная часть этих расходов пойдёт на обновление средств ядерного сдерживания.
Одной из причин этого выбора является нехватка средств у Парижа, так как закупки традиционного вооружения обойдутся гораздо дороже, чем сфера
ОМУ. Наращивание военного потенциала Францией неизбежно скажется на её поставках нового вооружения Украине. Поэтому обещания Эмманюэля другу Володимиру поддерживать ВСУ «сколько потребуется» выглядят таким же лицемерием, как и «защита свободы в Сахеле».