Антарктическая «коммуналка» или «ничейный» континент
© РИА Новости
Зимовочный комплекс станции «Восток» - первое в мире современное здание, построенное на полюсе холода Земли.

Антарктическая «коммуналка» или «ничейный» континент

Пока что до самой южной окраины планеты руки не дошли. Но это временное явление. Обычно там, где хоть раз ступала нога человека, рано или поздно появляются не только фабрики и заводы, но и объекты военного назначения. Исключений ещё не было
17 октября 2024, 11:00
Реклама
Антарктическая «коммуналка» или «ничейный» континент
© РИА Новости
Зимовочный комплекс станции «Восток» - первое в мире современное здание, построенное на полюсе холода Земли.
Читайте нас на: 

Проблема борьбы за Арктику уже кажется вечной, хотя возникла на самом деле относительно недавно - пик обсуждения пришёлся на конец 2000-х - начало 2010-х. Но раздувать конфликт у «заинтересованных сторон» ресурсов объективно нет - слишком много сил поглощают другие события. Впрочем, если хуситы и дальше будут столь же успешно блокировать судоходство в Красном море, это может привести к резкому росту интереса, скажем, к Северному морскому пути. Но на Арктике свет клином тоже не сошёлся.

Континент коллективного пользования

На противоположной стороне Земли находится другая «холодная область» - Антарктида. Природно-климатические условия там в разы суровее арктических. Кроме того, этот континент находится далеко от основных центров цивилизации, и добраться до него не так-то просто. Эти факторы играют важную роль в вопросе о разделе самого южного континента нашей планеты. Хотя эта проблема в некотором смысле «заморожена», она всё же существует.

Если в Арктике все наземные территории давно поделены, обсуждается лишь принадлежность части акваторий (и, соответственно, шельфа), а также правовой режим их использования, особенно Севморпути и Северо-Западного прохода), Антарктида остаётся как бы «ничейной». При этом на континенте расположено множество полярных станций, принадлежащих разным странам, однако сами территории, на которых они находятся, формально никому не принадлежат.

Подписанный в 1959 году в Вашингтоне Договор об Антарктике подразумевает полную демилитаризацию континента и использование его исключительно в мирных научных целях - в интересах всего человечества. Причём никакая деятельность в регионе не подразумевает претензий на суверенитет над любыми частями Антарктиды. Договор запрещает выдвигать новые территориальные претензии и расширять старые границы. Однако ряд требований такого рода был выдвинут ещё до подписания договора. Но Германия и Япония, проиграв Вторую мировую, от любых притязаний как бы отказались.

Международный Договор об Антарктике (1959 г.) «заморозил» территориальные претензии на все земли, расположенные южнее 60° южной широты.
© РИА Новости
Международный Договор об Антарктике (1959 г.) «заморозил» территориальные претензии на все земли, расположенные южнее 60° южной широты.

В свою очередь, Северный Ледовитый океан много лет был поделён по секторальному принципу - по меридианам от крайних точек территорий арктических государств до Северного полюса. Сейчас этот принцип отменён (действует классическое морское право с 200-мильными экономическими зонами), причём дольше всех за него держались Россия и Канада - потому что их сектора были самыми большими. Как ни странно, практически по тому же принципу, правда виртуально, поделена Антарктида - на сектора по меридианам до полюса. При этом Великобритания, Аргентина и Чили претендуют практически на одну и ту же территорию, включающую Антарктический полуостров и прилегающую часть материка.

Большая часть остальной территории Южного континента условно поделена (без пересечений) между Норвегией, Францией, Австралией и Новой Зеландией (при этом есть сектор, на который никто не претендует, поскольку он примыкает к самой безлюдной части Земли - юго-востоку Тихого океана). Самые большие аппетиты у Австралии - почти на всю восточную половину Антарктиды. Общая площадь австралийских претензий составляет почти 6 млн кв. км, ненамного меньше самой страны-континента (если бы антарктический сектор Австралии на самом деле стал её частью, она сразу переместилась бы по размерам территории с шестого места в мире на второе). На втором месте по размеру претензий Норвегия - более 2,5 млн кв. км (площадь самой Норвегии - около 400 тыс. кв. км), затем - Великобритания (более 1,7 млн кв. км при собственной площади около 250 тыс. кв. км).

США и Россия (правопреемница СССР) не признают ничьих претензий и формально не выдвигают собственных, но оставляют за собой право предъявить в будущем. Перед Второй мировой войной в США даже намеривались заявить претензии вообще на всю Антарктиду, поскольку именно американцы впервые высадились на этот континент. Россия тоже теоретически может претендовать на весь континент, поскольку именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла Антарктиду, немного опередив англичан.

Под толщей льда

В Антарктиде вроде бы имеются месторождения угля, железной и медной руды, свинца, цинка, молибдена и т.д. Только «докопаться» ничуть не проще, чем в Арктике, из-за гигантского ледового щита, от которого свободно не более 40 тыс. кв. км (почти исключительно на Антарктическом полуострове) из 14,1 млн кв. км общей площади континента. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,5 км, максимальная почти вдвое больше. Сейчас из-за глобального потепления и антарктический ледовый щит слегка подтаивает по краям, но на его общие размеры это пока почти никак не влияет.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 года (картина М.М. Семёнова).
© wikipedia.org
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов открытой ими Антарктиды в январе 1820 года (картина М.М. Семёнова).

Хорошо бы не влияло и дальше. Ведь если антарктический лёд полностью растает, уровень Мирового океана поднимется на 60 м, утопив значительную часть густонаселённых прибрежных территорий всех континентов. А сама Антарктида в этом случае из материка может превратиться в огромный архипелаг, нечто вроде Индонезии.

А пока что гигантская масса льда настолько придавила материковую землю, что значительная часть оказалась ниже нынешнего уровня моря. Кроме того, ледовый щит породил совершенно особый климат: в глубине Антарктиды даже летом температура почти никогда не бывает выше -30 градусов по Цельсию, а на побережье в летний период температура колеблется в районе нуля. Зимняя норма по всему континенту составляет около -70 градусов по Цельсию, а в его глубине - значительно ниже -80 градусов. Если ледяной щит растает, в Антарктиде станет гораздо теплее. Однако это может привести к значительным изменениям климата на всей планете, и пока трудно предсказать, к каким именно.

Так что рассуждать о хозяйственном освоении Антарктиды сегодня больших оснований нет, особенно с учётом крайней удалённости континента от подавляющего большинства тех стран, которые теоретически способны заниматься освоением. Какие бы полезные ископаемые ни находились в антарктических недрах, на данном этапе развития цивилизации их добыча либо абсолютно невозможна, либо в лучшем случае заведомо нерентабельна, причём доминирует, конечно, первый вариант.

Единственный вариант хозяйственного использования Антарктиды, доступный уже сегодня, - доставка её воды (в виде льда) в те страны, где водные ресурсы ограничены. Но и это пока очень сложно и дорого, хотя такая возможность обсуждается как минимум полвека. Наиболее популярный вариант - буксировка айсбергов к Аравийскому полуострову за счёт безразмерных бюджетов тамошних монархий. Если, конечно, после их буксировки через экваториальные широты что-нибудь останется.

В каком-то смысле освоение Антарктиды сейчас напоминает освоение космоса. И это касается не только трудностей, связанных с экстремальными условиями, но и практической пользы для всего человечества. Освоение Антарктиды и космоса может иметь практический смысл только в том случае, если ресурсы Земли будут полностью исчерпаны или население достигнет критической массы. При этом у Антарктиды есть множество преимуществ даже по сравнению с Луной.

Местные.
© РИА Новости
Местные.

Нужно ли уже сейчас задумываться о такой перспективе? Скорее да, чем нет. Хотя надо заметить, что перенаселение в первую очередь грозит тем странам, которые Антарктиду точно осваивать не способны.

Заведутся ли «ледяные черви» в Антарктиде?

А вот отвергать возможность милитаризации Антарктиды вряд ли стоит. И хотя милитаризация прямо запрещена Вашингтонским договором, кого сейчас волнуют договоры? Особенно ту страну, в столице которой Договор об Антарктиде был подписан.

Однако тут же возникает вопрос о целесообразности: кто, какие силы и средства будет там размещать и зачем? Почти все страны, способные сейчас исследовать и хоть как-то осваивать Антарктиду, находятся очень далеко - в Северном полушарии, там же сосредоточены их геополитические интересы.

При этом, как уже отмечалось, переброска в Антарктиду любых вооружений, военных грузов и воинских контингентов - дело из-за расстояния и природно-климатических условий исключительно дорогостоящее. Да и дистанция до очевидных ТВД и целей увеличивается. Так что понять смысл подобных мероприятий довольно сложно. К тому же практически все основные мировые торговые пути, на которые есть смысл воздействовать, проходят вдали от Антарктиды.

Кстати, в разгар предыдущего этапа холодной войны США всерьёз рассматривали возможность размещения межконтинентальных баллистических ракет в шахтах и ледяных тоннелях географически более близкой Гренландии - проект назывался «Ледяной червь». Но быстро убедились в бессмысленности этого мероприятия: льды постоянно перемещаются и своей гигантской массой способны сломать стены любой ракетной шахты. Поэтому в 1966 году проект был свёрнут, а уже созданная весьма дорогостоящая инфраструктура заброшена. В Антарктиде льды двигаются ничуть не менее активно, чем в Гренландии, а их масса ещё больше.

Жесточайшие условия существования вряд ли будут способствовать милитаризации континента.
© РИА Новости
Жесточайшие условия существования вряд ли будут способствовать милитаризации континента.

Из стран с хоть сколько-нибудь существенными военными потенциалами относительно близко к Антарктиде находятся Австралия, Аргентина, Чили, Бразилия, ЮАР. Однако эта близость весьма условна (за исключением, возможно, Аргентины и Чили), а военные потенциалы указанных стран весьма ограничены и, кроме Австралии, ещё и архаичны. Что они будут делать в Антарктиде - вопрос на засыпку, тем более что все потенциальные претенденты усиленно готовятся к боевым действиям исключительно в джунглях, пустынях и городах. Единственные военные средства, которые имело бы смысл размещать в Антарктиде, связаны со слежением за орбитальными группировками, но такие системы уже сейчас размещены на антарктических полярных станциях.

Японские технологии, китайские деньги, русский приоритет

Имеет ли отношение к потенциальному военному использованию Антарктиды или её экономическому дележу создание блока AUKUS, как предположили некоторые аналитики, когда этот блок только возник? Ответить может разве что военно-политическое руководство государств-участников. Но если «не изобретать сущностей сверх необходимых», ответ и так очевиден: англосаксы официально оформили альянс, де-факто давно существующий с чёткой ориентацией на сдерживание Китая. Для достижения этой цели Антарктида бесполезна хотя бы потому, что Китай целиком расположен в Северном полушарии, там же сосредоточены и его интересы.

Что касается США, то американцы, как было сказано выше, оставили за собой право претендовать на весь Южный континент. Однако это планы на отдалённое будущее. В настоящее время США, несмотря на постоянные разговоры в Вашингтоне о важности освоения Арктики и Антарктиды, не уделяют им должного внимания. Тем более что у американцев даже ледоколы в большом дефиците.

Правда, одна война относительно недалеко от Антарктиды, причём с участием нынешнего члена AUKUS, уже была - Фолклендская. Теоретически Аргентина продолжает претендовать на спорные острова, но её вооружённые силы в таком состоянии, что ни о каком реванше речи быть не может. Британские ВС тоже не стали сильнее за прошедшие 42 года. Кстати, война за Фолкленды проходила в «неистовых пятидесятых» - то есть «на пороге» Антарктиды, причём поздней осенью и частично зимой, но природно-климатические условия большого влияния на ход боевых действий не оказали. Сильнее влияла удалённость Великобритании от ТВД, тем не менее англичане войну выиграли. На островах остался практически символический гарнизон, и никаких мер для его усиления не принималось ни до создания AUKUS, ни после. У британских вооружённых сил, которые превращены в придаток армии США, на это просто нет ресурсов.

Британский эсминец «Ковентри» был потоплен самолётом A-4 Skyhawk ВВС Аргентины 25 мая 1982 во время Фолклендской войны.
© flickr.com/83230395@N04
Британский эсминец «Ковентри» был потоплен самолётом A-4 Skyhawk ВВС Аргентины 25 мая 1982 во время Фолклендской войны.

Интересно, что Япония, формально отказавшаяся от любых антарктических претензий, теперь намекает на их возрождение, поскольку только японцы располагают технологиями глубокого подлёдного бурения и способны добывать в Антарктиде полезные ископаемые. Но Японию в AUKUS не взяли (по крайней мере, пока): какую бы сверхлояльность Вашингтону ни демонстрировал Токио, англосаксами японцы, понятное дело, никогда не станут…

Китай, против которого и был создан AUKUS, никаких претензий на Антарктиду ещё не выдвигал, хотя китайские станции на континенте, конечно, присутствуют. В ближайшей исторической перспективе англосаксам, скорее всего, удастся сдержать Пекин, но не в отдалённой. Не исключено, что именно Китай раньше других приступит к освоению Южного континента независимо от того, каковы планы на Антарктиду Вашингтона, Лондона и Канберры.

Этой стремительно развивающейся стране с огромными амбициями буквально «до всего есть дело», уже сейчас Пекин вкладывает астрономические средства в различные исследовательские проекты с далеко идущими экономическими и политическими целями. Например, через Россию, Норвегию, Исландию Китай уже давно пытается зайти в Арктику. Антарктида же для Пекина имеет то преимущество, что этот континент можно осваивать без посредников - никого не спрашивая.

Кстати, в Буэнос-Айресе много лет обсуждали планы «реанимации» своих полностью разваленных вооружённых сил (особенно боевой авиации, которой фактически больше нет) за счёт закупок китайского оружия. Для Китая это было бы не только коммерческим, но и геополитическим проектом - создать для Великобритании напряжение там, где ей вторично воевать совсем не хочется. Но обсуждения так и остались обсуждениями, а при нынешнем весьма своеобразном президенте Аргентина китайское оружие совершенно точно не купит.

Аргентинские военные салютуют флагу на Южном полюсе.
© wikipedia.org
Аргентинские военные салютуют флагу на Южном полюсе.

Россия Антарктиду открыла, и традиции её исследований у нас очень большие. И хотя нам сегодня тоже не до Южного континента, их с перспективой на будущее целесообразно сохранять и поддерживать. Рано или поздно дойдут у человечества руки и до Антарктиды. Не открывать же её нам заново.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама