152-мм «Гиацинт» - убойный аргумент в артиллерийской дуэли
Расчёты российских 152-мм орудий «Гиацинт» продолжают перемалывать военную технику и личный состав армии киевского режима. В частности, артиллеристы группировки войск «Запад» в круглосуточном режиме наносят точные удары по вскрытым в зоне проведения спецоперации позициям ВСУ.
«Работаем по укреплениям противника, также ведём контрбатарейную борьбу. Не так давно была дуэль с "самоходкой". Огневое средство противника [было] поражено с четвёртого выстрела благодаря поддержке операторов БПЛА… В принципе, все цели, которые можно поразить [из пушек], на счету у батареи есть. Счёт отличный!» - сообщил командир орудия «Гиацинт-Б» с позывным «Манул» в видео, опубликованном 3 ноября Департаментом информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
Это, разумеется, далеко не единственное свидетельство эффективного использования армией России крупнокалиберных «Гиацинтов» в зоне СВО. Приведу ещё ряд примеров.
1 октября - расчёты «Гиацинтов» группировки войск «Север» уничтожили бронетехнику, огневые средства и скопления живой силы ВСУ в приграничном районе Курской области. «Огневое поражение ведётся на дальности в несколько десятков километров», - уточнили в ДИМК.
15 октября - в ходе разведки севернее населённого пункта Вербовое была обнаружена артиллерийская установка ВСУ. Координаты цели были переданы расчёту 152-мм «Гиацинта». Артиллеристы-десантники Анапского артиллерийского полка ВДВ точными выстрелами уничтожили гаубицу противника.
18 октября - «Гиацинты» группировки войск «Запад» нанесли удары по выявленным замаскированным огневым позициям артиллерии, складам боеприпасов, боевой технике и живой силе ВСУ.
19 октября - на Сватовском направлении позиции ВСУ накрыл своими снарядами «Гиацинт» группировки войск «Запад», в расчёте которого служат сразу четыре родных брата.
22 октября - расчёт «Гиацинта» группировки войск «Запад» с хорошо замаскированной в лесополосе огневой позиции уничтожил укрепления и живую силу противника.
31 октября - расчёт «Гиацинта» отдельной гвардейской мотострелковой бригады группировки «Центр» поразил живую силу ВСУ на Донецком направлении.
6 октября - расчёт «Гиацинта» всего тремя выстрелами полностью уничтожил находившийся на правом берегу Днепра пункт управления БПЛА ВСУ.
8 октября - расчёт «Гиацинта» поразил на правом берегу Днепра склад боеприпасов противника.
7 ноября - расчёт «Гиацинта» группировки войск «Днепр» уничтожил миномётный расчёт ВСУ, замаскированный в лесополосе на Ореховском направлении.
20 ноября - расчёты «Гиацинтов» группировки войск «Восток» «обнулили» буксируемые артиллерийские орудия противника на Южно-Донецком направлении.
«В последнее время часто шли в наступления, мы без остановки работали, до 40-50 целей за сутки отрабатывали. Радует, что получается практически со второго выстрела их поражать», - сообщил командир расчёта с позывным «Горин».
21 ноября - расчёты «Гиацинта» группировки войск «Центр» уничтожили живую силу и технику ВСУ на Красноармейском направлении.
28 ноября - расчёт «Гиацинта» группировки «Центр» уничтожил миномётный расчёт ВСУ на Красноармейском направлении. В тот же день расчёт «Гиацинта» группировки войск «Днепр» «заминусовал» пункт управления БПЛА противника на правом берегу Днепра.
29 ноября - расчёт «Гиацинта» группировки войск «Восток» уничтожил бронетехнику и опорный пункт ВСУ. Корректировку огня и контроль поражения целей выполнял расчёт БПЛА «Орлан».
30 ноября - расчёты «Гиацинтов» группировки войск «Запад» уничтожили 155-мм САУ Krab, буксируемые артиллерийские орудия, а также опорные пункты ВСУ. В тот же день «Гиацинты» группировки войск «Север» уничтожили бронетехнику, огневые средства, укрепления и скопления живой силы неприятеля в приграничном районе Курской области.
2 декабря - расчёт гаубицы «Гиацинт» группировки войск «Днепр» поразил замаскированную 155-мм гаубицу М777 ВСУ в Запорожской области.
3 декабря - расчёты гаубиц «Гиацинт» группировки войск «Восток» уничтожили огневые средства ВСУ на Южно-Донецком направлении.
Расчёты «Гиацинтов» трудятся как настоящие «боги войны» - метко и эффективно, чему в немалой степени способствуют и высокие ТТХ их орудий. Получается, что и спустя почти полсотни (!) лет после своего принятия на вооружение, 152-мм «Гиацинты» продолжают оставаться весомым и крайне убойным аргументом на поле боя.
Важно понимать, что безусловным приоритетом для этой 152-мм артсистемы на украинском ТВД практически с самого начала СВО остаётся ведение контрбатарейной борьбы. И это неспроста. Буксируемая пушка 2А36 «Гиацинт-Б», а также её самоходная «сестра» 2С5 «Гиацинт-С», создавались в СССР в первую очередь как орудия, предназначенные для уничтожения вражеской артиллерии.
Шестидюймовка для артиллерийской дуэли
Прологом к появлению «Гиацинтов» можно считать создание компанией Pacific Car & Foundry в 1961 году для армии Соединённых Штатов Америки 175-мм самоходной артиллерийской установки M107. Эта установка отличалась стволом длиной 60 калибров, скорострельностью до двух выстрелов в минуту и дальностью стрельбы более 30 км. Начавшая поступать с 1963 года в армию и корпус морской пехоты США, «сто седьмая» для своего времени являлась одной из мощнейших самоходных серийных артиллерийских систем в мире.
Появление самоходной артиллерийской установки M107 поставило под вопрос превосходство на поле боя двух буксируемых орудий, которые находились на вооружении Советской армии: 130-мм пушки М-46 и 152-мм пушки М-47. Максимальная дальность стрельбы этих орудий составляла 27,4 км и 20,4 км соответственно. Иными словами, «американка» могла на своей предельной дальности поражать советские орудия, а вот те при этом дотянуться до M107 возможности не имели. Словом, «Несокрушимой и легендарной» понадобилась своя современная артсистема с дальностью стрельбы, как у M107, а лучше превосходящей таковую. Понадобилась специально для того, чтобы вести эффективную контрбатарейную борьбу с дальнобойной крупнокалиберной артиллерией противника. Однако, пока у руля СССР оставался Никита Сергеевич Хрущёв - сторонник развития ракетных систем вооружения в ущерб прочим, создание нашего артиллерийского ответа на M107 оставалось, скажем так, в подвешенном состоянии. Инициативы были, но… хода им не давали.
Ситуация изменилась лишь после отстранения Хрущёва от власти. В 1965 году Министром обороны СССР была утверждена программа развития артиллерии, предусматривавшая возобновление процесса разработки для Советской армии артсистем с повышенной дальностью стрельбы в хорошо отработанном и привычном «русском» калибре 152 мм. Использование «американского» калибра 175 мм было сочтено нецелесообразным.
В конце ноября 1968 года Министерство оборонной промышленности приняло решение о начале научно-исследовательской работы, которая стала основой для опытно-конструкторской разработки по теме «Гиацинт». В период с 1968 по 1969 год 3-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны совместно с предприятиями советского ОПК выполнил НИР «Успех», в рамках которой был определён облик перспективных 152-мм артиллерийских систем с повышенной дальностью стрельбы. По итогам «Успеха» 8 июня 1970 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №427-151. В соответствии с ним ОПК СССР приступил к созданию новой 152-мм корпусной пушки сразу в двух вариантах: для буксируемого «Гиацинта-Б» и для самоходного 2С5 «Гиацинта-С». Эти варианты 152-мм пушек получили индексы Главного ракетно-артиллерийского управления 2А36 и 2А37.
В артиллерийских полках и бригадах Советской армии должны были появиться новые самоходные артиллерийские установки: 2А26 «Гиацинт-Б» и 2С5 «Гиацинт-С». Они должны были заменить буксируемые орудия М-46 и М-47.
«Гиацинты» предназначались для подавления и уничтожения живой силы, огневых средств, вооружения и военной техники противника на марше, в местах сосредоточения и в опорных пунктах. Боекомплект, то есть количество боеприпасов, установленное на единицу оружия для боя, у 2А36 и 2С5 должен был составлять 60 выстрелов.
Главным конструктором артиллерийской части «Гиацинтов» стал выдающийся инженер Юрий Николаевич Калачников. Именно под его руководством в СКБ Пермского машиностроительного завода удалось спроектировать новую 152-мм нарезную пушку с длиной ствола в 47 калибров и превосходной баллистикой. Ствол орудия представлял собой трубу-моноблок, соединённую с казёнником муфтой. На дульном срезе трубы крепился дульный тормоз с эффективностью 53%. В казённике располагался полуавтоматический горизонтально-клиновой затвор. Для облегчения работы заряжающего, пушка оснащалась цепным досылателем, обеспечивающим раздельную досылку снаряда и гильзы с зарядом в камору ствола.
Дальнобойный, скорострельный, модернизированный
Чтобы «выжать» максимально достижимые параметры из новой 152-мм артсистемы и сохранить её надёжность на приемлемом уровне, пушку пришлось сделать весьма массивной. Так, например, если 152-мм буксируемая пушка М-47 весила около 7700 кг, то масса буксируемого «Гиацинта-Б» составляла уже 9760 кг. Чтобы этот вес можно было уверенно перемещать тягачом, ходовую часть «Гиацинта-Б» пришлось сделать двухосной.
Самоходный «Гиацинт-С» тоже отличался внушительным весом - 27,5 тонны. Однако это было меньше, чем боевая масса M107, которая составляла 28,2 тонны.
Для «Гиацинтов» пришлось разработать совершенно новую линейку выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Минусом являлось то, что данные боеприпасы могли использоваться исключительно «Гиацинтами». Впрочем, эти минусы с лихвой окупались плюсами.
Во-первых, линейка боеприпасов получилась, что называется, «богатой». В боекомплект «Гиацинтов» вошло не менее пяти видов разнообразных осколочно-фугасных выстрелов (включая активно-реактивный), не менее четырёх ядерных (!) боеприпасов мощностью от 0,1 до 2 кт в тротиловом эквиваленте («Ромашка», «Мята», «Аспект» и «Символизм»), а также, что очень важно, два вида корректируемых боеприпасов. Я не просто так отдельно выделил управляемые боеприпасы. Они позволяли «Гиацинтам» на дистанциях до 20 км, при использовании лазерной подсветки цели, поражать противника с первого же выстрела.
Во-вторых, специально созданные для новой 152-мм артсистемы боеприпасы обеспечили «Гиацинтам» то, ради чего, собственно, эти пушки и создавались, - повышенную дальность стрельбы. Входивший в боекомплект 2А36 и 2А37 выстрел 3ВОФ39 давал возможность расчётам «Гиацинтов» уверенно поражать цели штатным осколочно-фугасным снарядом 3ОФ29 (6,42 кг взрывчатого вещества) на дальности в 28,5 км. А вот активно-реактивный 3ВОФ41 позволял детищу Калачникова, по отечественным открытым данным, закидывать 152-мм осколочно-фугасный «чемодан» уже на 33,1 км. Некоторые зарубежные военные эксперты считают, что «Гиацинты» могут бить активно-реактивными снарядами на расстояние почти 40 км.
Кстати, обладая большей дальностью стрельбы, чем советская 152-мм пушка М-47, «Гиацинт» сохранил скорострельность на уровне своей предшественницы - 5-6 выстрелов в минуту. На этом фоне M107, с её скорострельностью 2 выстрела в минуту, смотрелась так себе…
Добавлю, что и по максимальной скорости по шоссе (60 км/ч против 55 км/ч), и по возимому боекомплекту (30 выстрелов против 2) самоходный вариант «Гиацинта» тоже имел преимущество над САУ американского производства. Ещё одним выгодным отличием «Гиацинта-С» от M107 являлось размещение всего экипажа под броневой защитой корпуса во время марша.
САУ 2С5 «Гиацинт-С» была принята на вооружение в 1975-м. В следующем году на вооружение приняли буксируемую пушку 2А36 «Гиацинт-Б». Боевой дебют новых советских артиллерийских систем состоялся в Афганистане, где те проявили себя с самой лучшей стороны. «Гиацинты», оснащённые 152-мм осколочно-фугасными снарядами, обеспечивали гарантированное уничтожение любых полевых укреплений противника. Их эффективность оказалась в 2-4 раза выше эффективности снарядов других советских 152-мм артсистем. По этой причине в Советской армии «Гиацинты» даже окрестили «Геноцидами», подчёркивая тем самым высокое боевое могущество этих артсистем.
Производство 2А36 продолжалось с 1975-го по 1989 год, а 2С5 - с 1976-го по 1993 год, что позволило нашему ОПК выпустить 2543 «Гиацинта-Б» и до 2000 «Гиацинтов-С». Уже после прекращения серийного производства этих артсистем, «Гиацинты» в России подверглись модернизации - буксируемая пушка 2А36 превратилась в 2А36М, а самоходная 2С5 в 2С5М.
Тем временем на Украине…
После распада СССР парк «Гиацинтов» оказался разделён между бывшими советскими республиками. Большую часть по понятным причинам получили ВС РФ - порядка 1200 2А36 «Гиацинт-Б» и 950 2С5 «Гиацинт-С».
К сожалению, немало «Гиацинтов» досталось и ВСУ. К счастью, эти украинские 152-мм артсистемы не проходили модернизацию, да и вообще не все дожили до 2022 года. По данным выпускаемого британским International Institute for Strategic Studies ежегодного бюллетеня The Military Balance, к началу специальной военной операции на вооружении ВСУ оставалось 180 единиц 2А36 и 18 единиц 2С5. К ним следует приплюсовать ещё некоторое количество «Гиацинтов-Б», которые финны уже после начала СВО негласно передали Киеву из имевшихся у Хельсинки 24 орудий.
В ходе последующих боевых действий количество 2А36 и 2С5 в ВСУ заметно уменьшилось (только за минувший октябрь Минобороны РФ трижды сообщало об уничтожении «Гиацинтов» противника). Ещё больше боевой потенциал украинских «Гиацинтов» подорвало стремительное исчерпание доступных ВСУ 152-мм запасных стволов, а главное - боеприпасов для 2А36 и 2С5, которые, напомню, были не взаимозаменяемы со 152-мм боеприпасами других артсистем советского производства.
Между прочим, ещё в 2018-м украинская сторона пыталась наладить выпуск снарядов для «Гиацинтов» на мощностях государственной акционерной холдинговой компании «Артём». Кроме попила средств и скандала, из этой затеи, по большому счёту, ничего не получилось. Сотрудники ГАХК «Артём» так и не смогли в точности воспроизвести советский/российский боеприпас для 2А36 и 2С5. Украинская поделка отличалась от оригинала тем, что была собрана из нескольких частей, имела корпус из иной марки стали, другой способ снаряжения, другое взрывчатое вещество.
В результате подобных «новаций» 152-мм снаряд производства ГАХК «Артём» оказался плохо сбалансирован и неустойчив в полёте. Стрельба на рикошетах украинским снарядом была невозможна - при попадании в землю снаряд не отскакивал от неё, а разрушался. Был зафиксирован случай преждевременного взрыва 152-мм снаряда украинского производства всего в 80 метрах от выпустившей его пушки. Если оригинальный осколочно-фугасный снаряд «Гиацинта» при взрыве давал до 2000 осколков, то его аналог от ГАХК «Артём» - не более 100. Взрывчатое вещество производства Павлоградского химзавода, которое «артёмовцы» использовали для снаряжения своих 152-мм снарядов, оказалось склонно к быстрой потере своих характеристик. В результате пришлось вызывать сапёров, чтобы они на всякий случай обезвредили уже изготовленную партию 152-мм снарядов украинского производства...
Добавлю, что 152-мм боеприпасов для иных артсистем производства СССР у Киева после десятилетий разбазаривания советского наследства, 8 лет гражданской войны в Донбассе и первой пары месяцев СВО тоже оказалось «не вагон». Пришлось ВСУ в срочном порядке начать переход на 155-мм артсистемы натовского образца, что привело к появлению на украинском ТВД 155-мм САУ KRAB, Zuzana, M109 Paladin, AS-90, Panzerhaubitze 2000, CAESAR и Archer, а также 155-мм буксируемых артсистем западного производства, из которых самой распиаренной стала американская буксируемая гаубица M777, получившая на украинском ТВД прозвища «Три семёрки» и «Три топора».
Любопытно, что с американской САУ M107 оказалась связана история появления не только «Гиацинтов», но и M777. Пентагон ещё в 1978 году принял решение снять «сто седьмую» с вооружения, передоверив её «функционал» 203-мм САУ семейства M110, в свою очередь снятым с вооружения в 1990-е ради перехода армии США на единый артиллерийский стандарт НАТО калибра 155 мм с максимальной дальностью стрельбы неуправляемыми снарядами в пределах 22-25 км. Последнее решение, помимо прочих последствий, в начале 2000-х и привело к появлению у американцев 155-мм буксируемых гаубиц M777, имевших максимальную дальность стрельбы стандартными осколочно-фугасными снарядами 23 км.
«Загеноцидить» «Три топора»
Считается, что лучшими охотниками на «Трёх топоров» в ходе СВО являются операторы российских барражирующих боеприпасов семейства «Ланцет», действующих в связке с разведывательными БПЛА ZALA Z-16. Однако погодные условия и другие обстоятельства не всегда дают возможность ВС РФ применять «Ланцеты». Тогда «в игру» вступают российские «Гиацинты», несмотря на свой почтенный возраст, и в 2024 году способные «загеноцидить» не только M777, но и любой другой образец вражеской артиллерии.
Со своей работой отечественные «Гиацинты» справляются на «отлично», что обеспечивается не только слаженностью их расчётов и высокими даже по меркам 2024 года ТТХ 152-мм артсистем, но и использованием для корректировки огня 2А36 и 2С5 беспилотников, радиолокационных комплексов разведки и контроля стрельбы, а также автоматизированных звукотепловых и звукометрических комплексов артиллерийской и войсковой разведки.
В общем, «противник хитёр, но мы хитрее, мы сильнее, быстрее и точнее», как ещё в декабре 2022 года сформулировал один из командиров «Гиацинтов» ВС РФ.