Американский нож в «сердце» Центральной Азии
В фокусе внимания мирового сообщества Афганистан в последний раз был, пожалуй, в 2021 году, когда оттуда ушли коалиционные войска НАТО, а к власти пришёл «Талибан» (здесь и далее - организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность). Сначала все бурно пообсуждали вывод американского контингента, который больше напоминал хаотичное бегство, а не спланированную заранее операцию. Потом - перспективы существования страны под пятой исламистов. А затем страсти улеглись, и события в Афганистане отошли на второй план.
Между тем вести из страны лазурита и опийного мака приходят тревожные. Новый 2024 год начался с сообщений о взрыве в офисе губернатора провинции Нимроз на юго-западе Афганистана и о вооружённых столкновениях после этого инцидента. Ранее мелькала информация, что 11 января в результате взрыва в Кабуле двое человек погибли, 12 получили ранения. А 10 января газета Hasht-e Subh со ссылкой на источники сообщила, что, по меньшей мере, восемь человек пострадали в результате взрыва в Герате, на северо-западе Афганистана. Но новости эти в топы не попадали. А зря. Потому как Афганистан является «сердцем» Центральной Азии. Тот, кто контролирует эту территорию, получает возможность активно влиять на политику всех стран региона. И уже очень давно этот «кто-то» - вовсе не правительство, сидящее в Кабуле.
Курица - не птица, Афган - не заграница
За десять лет советского военного присутствия Афганистан стал страной нам близкой и почти родной. Тем более, что и до ввода войск, СССР активно строил на афганской территории дороги, школы, промышленные предприятия. Да и помощь мирному населению оказывалась немалая, и не только деньгами. Старшее поколение афганцев до сих пор вспоминает, что «шурави» и учили, и лечили, и строили. И воевать с ними было делом доблестным, потому как сражались они «по понятиям»: в мечети и на женскую половину дома не врывались, ковровые бомбардировки не практиковали, свадьбы и похороны не расстреливали. Да и ввод ограниченного контингента был вынужденной мерой. И это признавали, в том числе, американские политики.
Например, Александр Хейг, занимавший в 1981-1982 годах пост госсекретаря США отмечал: «…Москва вторглась в Афганистан потому, что была обеспокоена укреплением пояса исламского фундаментализма на своих южных рубежах... Между Советским Союзом и Афганистаном существует лишь тонкая линия Амударьи. И потому любое успешное исламское движение на южных рубежах неизбежно отразится на советских мусульманских республиках». Заметим, сказано это было задолго до появления «Талибана», «Аль-Каиды» (здесь и далее - запрещённая в России террористическая организация) и ИГИЛ (здесь и далее - запрещённая в России террористическая организация).
Кроме того, СССР, введя в Афганистан войска, не только успешно прикрыл свои южные границы, но и блокировал важные пути мировой наркоторговли, направив потоки «дури» в обход своей территории. Вот только остановить гражданскую войну в стране не получилось. Впрочем, с этим не справились и США.
Сокрушённая «Несокрушимая свобода»
На американцев советское присутствие в Афганистане действовало, как красная тряпка на быка. В прямом смысле. Ведь разъярённое животное не замечает кругом ничего, кроме красного лоскута, болтающегося перед носом. Так и Штаты поддерживали любые силы, выступавшие против просоветского правительства Народно-демократической партии Афганистана. Последний президент ДРА Наджибулла в одном из своих последних интервью The New York Times сказал: «Если фундаментализм возобладает в Афганистане, то война будет продолжаться долгие годы, а страна превратится в центр мировой контрабанды наркотиков и терроризма». Именно это, собственно, и произошло. Наджибулла в 1992-м был свергнут и через несколько лет убит. А к власти, в итоге, пришёл «Талибан». И понеслось…
Талибы (здесь и далее члены организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность) в первый свой приход развернулись не по-детски: ввели в обиход побивание камнями, наказание плетьми, отрубание рук. Запретили музыку, кино и телевидение. Закрыли школы для девочек. За хранение «запрещёнки», например, книг по философии, можно было остаться без головы.
Однако, справедливости ради, надо отметить, что талибам удалось в Афганистане обуздать преступность и, практически, ликвидировать коррупцию. Жизнь доказала, что для многих потенциальных преступников перспектива лишиться рук и голов является мощным сдерживающим фактором. Поэтому значительная часть населения, уставшая от беспредела, талибов поддержала. Причём - вполне искренне.
Понятное дело, терпеть «страдающее Средневековье» в зоне своих жизненных интересов Запад не собирался. В 2001 году началась операция «Несокрушимая свобода» - под предлогом борьбы с международным терроризмом США и их союзники по НАТО вторглись в Афганистан. Американцам удалось свергнуть режим талибов и посадить в Кабуле благодарное марионеточное правительство. Вот только ставленники Запада едва могли контролировать центральную часть страны. На остальной территории хозяйничали все, кто мог захватить и удержать власть, в том числе - наркокартели.
Россия в проблемы Афганистана не вмешивалась - своих было выше крыши. Особо Москве досаждали наркоторговцы, доставлявшие через Туркмению и Таджикистан гашиш и синтетические наркотики. Везли целыми караванами. Это, кстати, являлось одной из причин резкого «похолодания» в отношениях между Россией и бывшими советскими республиками Средней Азии. Применительно к ситуации в Афганистане сил у Москвы в начале XXI века хватало только на призывы к американцам начать активную борьбу с наркотрафиком. Чего они делать не спешили, а, скорее всего, и не могли.
Янки с талибом - братья навек?
Заявления Вашингтона об успешности западной миссии в Афганистане действительности, мягко говоря, не соответствовали. Страна прямо на глазах разваливалась на части. О своей независимости от Кабула объявляли как провинциальные города, так и отдельные деревни, имеющие свои вооружённые формирования. При этом сражались эти афганские сепаратисты не только с натовцами или талибами, но и друг с другом. Боевые действия велись, практически, каждый день.
Убийства военнослужащих НАТО солдатами правительственной армии стали делом привычным. Так же, как и атаки талибов, которые сдаваться не собирались. Так что решение об уходе коалиции из Афганистана было ожидаемым. Что, как мы знаем, и произошло в 2021 году.
При этом Центральное командование армии США планировало передать своим афганским протеже более 17 тысяч единиц военной техники. План провалился - значительная часть американских вооружений оказалась в руках у боевиков. На одной только военной базе Султан-Хилл в провинции Вардак они захватили 70 снайперских винтовок, 900 штурмовых винтовок, 30 автомобилей HMMWV, 20 армейских пикапов и 15 военных грузовиков. Журналисты телеканала Sky News, которым талибы позволили снять репортаж на захваченной территории, утверждали, что видели у боевиков спутниковые телефоны, миномёты, гранаты, патроны, а также другие боеприпасы западного производства.
Американцы фактически вооружили своих противников до зубов. Многие эксперты уже тогда предполагали, что талибы не захватывали власть в стране: им её передали американцы в результате закулисной сделки, которую Соединённые Штаты заключили с Пакистаном и руководством «Талибана». Слишком уж быстро талибы начали прогибаться под Большого Брата. На словах Америка для них - смертельный враг, против неё необходимо вести джихад, а на практике - вполне рукопожатный партнёр. На улицах афганских городов уже появились плакаты, на которых флаг «Талибана» - белый, с арабской вязью - соседствует с флагом США. Американские доллары в Афганистане ходят практически наравне с местной валютой, а афганская молодёжь старательно зубрит английский.
Разумеется, далеко не все афганцы, в том числе и в верхушке «Талибана», довольны тем, что американцы постепенно вновь прибирают страну к рукам. В самом «Талибане» сосуществует сразу несколько групп, борющихся друг с другом за власть.
В частности, есть джихадистские группировки, утверждающие, что они хотят установить не такой ислам, который насаждает «Талибан», а гораздо «более справедливый». Они претендуют на то, чтобы этот ислам распространить на часть Средней Азии и даже на ряд российских регионов. И есть вооружённая оппозиция к талибам, например - «Фронт национального сопротивления Афганистана» Ахмада Масуда. Действует «Фронт» довольно успешно: новые власти так и не смогли взять под полный контроль провинции Панджшер и Баглан.
При этом все серьёзно претендующие на власть политические силы в Афганистане имеют свои парамилитарные формирования.
Вода, вода, кругом вода
Надо также учитывать, что и по внешнему периметру Афганистана не всё спокойно. В 2023 году талибы открыли первый участок канала Кош-Тепа. Соседние государства опасаются, что после ввода в эксплуатацию этого мега-проекта, воды в Амударье на всех может не хватить.
Канал настолько важен для талибов, что они создали отдельное спецподразделение для его охраны. А министр обороны Мохаммад Якуб даже заявил о готовности задействовать армию, чтобы «поддержать проект всеми силами». По прогнозу Евразийского банка развития, к 2050 году объём воды в бассейнах Сырдарьи и Амударьи - двух крупнейших водных артериях Центральной Азии - может сократиться на 10-15%. При таких обстоятельствах афганским властям жизненно необходимо обеспечить собственные провинции, где основным занятием населения является земледелие, водными ресурсами. По этой причине талибы подчёркивают, что станут распоряжаться реками Афганистана так, как считают для себя нужным, не считаясь с нуждами соседей.
Длина канала Кош-Тепа составит 285 километров, ширина - 100 метров, глубина - 8,5 метра, а ожидаемый водозабор - до 10 кубических километров в год. Предполагается, что стройка продлится до 2028 года.
Сильнее всего последствия ввода канала в эксплуатацию скажутся на Узбекистане и Туркменистане, которые могут потерять до 15% используемого объёма вод Амударьи. И это на фоне того, что проблема справедливого распределения водных ресурсов в Средней Азии становится всё более острой буквально с каждым новым годом! Ещё с 2010-х годов специалисты частной разведывательной компания Stratfor (которую также называют теневым ЦРУ) предрекали, что внутренняя напряжённость в регионе из-за водных проблем в ближайшем будущем может привести к бурному росту вооружённого сепаратизма, способного развязать затяжную войну.
Афганистан и так уже конфликтует с Ираном из-за использования вод реки Гильменд - и уже неоднократно дело доходило до боестолкновений на границе. Последнее по хронологии - в мае 2023 года - велось с применением артиллерии.
Когда Кош-Тепа будет задействован на полную мощность, вполне вероятно, что аналогичные по характеру конфликты начнут происходить на границах Афганистана с Туркменией и Узбекистаном.
Затишье перед бурей?
Перечислять факторы, способные спровоцировать в Афганистане новый масштабный конфликт, можно долго. А между тем правительство страны ещё по осени перебралось из Кабула в Кандагар.
Кандагар - каменистое плато, место открытое, территорию легко контролировать, а Кабул - даром что столица - место гиблое, окружён горами… Так что ситуацией там владеет не тот, кто сидит в условном президентском дворце, а тот, кто контролирует перевал. Это - раз.
Талибы стали крайне настороженно относиться к выезду из страны молодых здоровых мужчин. Под различными предлогами у них забирают паспорта, чтобы помешать покинуть Афганистан. Это - два.
Также есть информация, что многие группировки активно ищут способы приобрести в обход санкций ООН боеприпасы к вооружению, брошенному американцами. Это - три.
Суммируем: когда правительство принимает усиленные меры по обеспечению собственной безопасности, запасается вооружением и ограничивает выезд из страны тех, кого можно поставить под ружьё - в воздухе ощутимо начинает попахивать порохом.
Афганистан с его политической нестабильностью, клановостью и сильными родоплеменными связями вполне может стать ареной противостояния в борьбе за передел уже поделённого мира. За кулисами конфликта, вероятнее всего, будут стоять США (не просто же так они оставили на афганской территории груду оружия, в том числе - новейшего). Желающих повоевать найдётся немало. Схлестнуться могут, например, таджики с пуштунами, талибы со сторонниками ещё более «чистого» ислама, не говоря уж о том, что за влияние в стране способны начать спор Индия, Пакистан и Китай, поддерживая лояльные себе группировки.
Военная кампания на Украине, инспирированная коллективным Западом, потихоньку выдыхается. Конфликт между Израилем и ХАМАС на данный момент остаётся локальным бедствием - соседние страны стараются дистанцироваться от трагедии Газы, ограничиваясь гуманитарными миссиями и не вмешиваясь в ход военных действий. Ещё, конечно, есть долгоиграющая «заварушка» в Йемене, но юг Аравийского полуострова - это явно не то место на карте, ради которого страны, претендующие на роль мировых или хотя бы региональных лидеров, будут рвать друг другу глотки.
А вот Афганистан - дело другое. Новый масштабный вооружённый конфликт на его территории будет способен дестабилизировать всю Центральную Азию, что косвенно ударит сразу по двум геополитическим противникам американцев: РФ и КНР. Кроме того, достанется и ещё одному давнему недругу Америки - Ирану. «Бонусом» к этому осложнятся отношения между Индией и Пакистаном. Такой расклад явно на руку США, что делает его практически неизбежным: американцы никогда не упускают возможности упрочить своё влияние в регионе. Особенно если всю грязную работу за них сделают другие.