«Кобра» Борреля в Красном море
© Коллаж автора
Евросоюз собирается обеспечивать безопасность судоходства в Красном море своими силами.

«Кобра» Борреля в Красном море

Похоже, Европа постепенно начинает освобождаться от американской зависимости. Для начала на море, а потом, возможно, и на суше, если удастся создать свою армию
Реклама
«Кобра» Борреля в Красном море
© Коллаж автора
Евросоюз собирается обеспечивать безопасность судоходства в Красном море своими силами.
Читайте нас на: 

Доллар, нефть и крейсер Quincy

Новая операция по обеспечению безопасности судоходства в Красном море получила название Aspides. На древнегреческом это «Щит», а по латыни - «Кобра». Договорённость была достигнута в январе на заседании Совета ЕС в Брюсселе уже после того, как в регионе началась американская миссия Prosperity Guardian («Страж процветания»). Которая, правда, стартовала с большим трудом из-за того, что сразу три страны - Германия, Испания и Франция отказались передавать свои корабли под командование американцев. Почему было принято такое решение, станет понятно дальше.

Как известно, ещё 10 января Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2722, в которой подтвердил право государств на защиту своих торговых судов от нападений, которые наносят ущерб правам и свободам судоходства. Авторами были США и Япония, которые, что не удивительно, преследовали свои интересы.

В частности, Токио ратовало за освобождение захваченного хуситами грузового судна Galaxy Leader бизнесмена Авраама Унгари, которое шло под флагом Багамских островов. Несмотря на израильские корни, судно (ролкер) приписано к порту Нассау (триста лет назад порт по иронии судьбы был мировой столицей пиратов). Вашингтон же анонсировал свою операцию Prosperity Guardian ещё 18 декабря прошлого года, провозгласив создание объединённых морских сил в Красном море. Однако желающих встать под звёздно-полосатый флаг, как это было уже не раз, оказалось немного, поскольку европейцы решили свои морские силы в этом регионе использовать отдельно от США.

Идея объединённых морских сил на Ближнем Востоке возникла в стратегических замыслах англосаксов не на пустом месте. После поражения Оттоманской империи в Первой мировой войне по соглашению Сайкса - Пико (1916 г.) в регионе доминировали позиции Великобритании и Франции, пока государствам с большим колониальным прошлым не настало время делиться с «младшим братом» по другую сторону Атлантики.

Попытка была предпринята в 1944 году, перед очередным послевоенным переустройством мира, когда дипломатические миссии Лондона и Вашингтона сбились с ног в поиске компромиссов. Как описывает эти события лауреат Пулитцеровской премии Дэниэл Ергин в книге «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть», у 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта появились свои взгляды, которыми он и поделился в беседе с британским послом графом Галифаксом: «Персидская нефть ваша. Мы делим нефть Ирака и Кувейта. Что касается нефти Саудовской Аравии, то она наша». Коротко, ёмко и конгениально.

Франклин Рузвельт (справа) с королём Ибн-Саудом на борту крейсера Quincy, 14 февраля 1945 г.
© wikipedia.org
Франклин Рузвельт (справа) с королём Ибн-Саудом на борту крейсера Quincy, 14 февраля 1945 г.

Англо-американское нефтяное соглашение, известное ещё как «Вашингтонское», было подписано 8 августа 1944 года, однако до ратификации дело так и не дошло. Зато 14 февраля 1945 года на борту американского крейсера Quincy подписями Рузвельта и первого короля саудитов Ибн-Сауда было скреплено соглашение, вошедшее в историю, как «Пакт Куинси». Согласно договорённости, США в обмен на защиту Саудовской Аравии от внешних угроз получали монопольное право на разведку и разработку нефтяных месторождений Аравийского полуострова.

Скрытый смысл «Пакта Куинси» заключался в том, что Вашингтон таким образом отвязывал доллар от золотого стандарта и привязывал его к стоимости нефти. Тем самым США брали под свой контроль глобальную экономику, для обеспечения которого в 1948 году в водах Персидского залива и появился американский флот.

Когда «Томагавки» не помогают

В дальнейшем события развивались не особо стремительно, но целенаправленно - с задачей обеспечить стабильный приток нефти из этого региона. В результате в 1956 году, после Суэцкого кризиса, британское могущество сменилось на американское. А в 1971-м появилась американская военно-морская база в Бахрейне. В 1983 году было сформировано Центральное командование военно-морских сил США (USNAVCENT), в 1995-м - воссоздаётся 5-й флот американских ВМС. И всё это для обеспечения контроля над судоходством в зоне Индийского океана и поддержки военных действий сил USNAVCENT на Ближнем Востоке. Вспомним: 1991 год - «Буря в пустыне», 1996 год - «Удар в пустыне», 1998 год - «Лис пустыни», 2003 год - «Иракская свобода», с 2001-го по 2014 год - Афганистан...

Но окончание холодной войны и распад Советского Союза подбросили камней и в огород Белого дома: как справедливо считают некоторые западные аналитики, ВМС США на определённый период остались без противника и как бы лишились смысла развиваться дальше. Для подтверждения таких выводов приведу пример из личной практики. В 2010 году довелось присутствовать на встрече политиков с Кондолизой Райс в Гарвардском университете. И вот там на вопрос, почему американский флот плохо финансируется, бывший государственный секретарь США дала весьма прагматичный ответ, который не могу забыть до сих пор: «А зачем вам деньги, если флот России уже 15 лет не отходит от причалов?..»

На той самой встрече в Гарварде.
© Архив автора
На той самой встрече в Гарварде.

В этой фразе оставалась доля правды, Россия, хоть и постепенно, но уже выходила из кризиса. Ещё за десять лет до этого американцы, обладая значительным боевым потенциалом для реализации с помощью своих «Томагавков» концепции «флот против берега», по всей видимости, стали чувствовать, что сил уже не хватает. Неслучайно для решения рутинных проблем со свободой судоходства в условиях сопротивления ближневосточных стран США решили призвать на помощь флоты союзников. Это и привело к созданию в 2002 году объединённых морских сил (Combined Maritime Forces, CMF), действующих в рамках международного военно-морского партнёрства. Тогда на призыв Вашингтона отозвалось 12 государств.

Спустя три года в ноябрьском выпуске журнала Proceedings вице-адмирал Джон Г. Морган и контр-адмирал Чарльз Мартольо выдвинули концепцию создания «тысячекорабельного» флота, воплотившуюся в 2007 году в «Стратегию сотрудничества для создания морской мощи XXI века» и Глобальное морское партнёрство (GMP).

В настоящее время при активной поддержке Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и растущем участии стран Юго-Восточной Азии в партнёрство вошли уже 34 государства. Входил и Йемен. Предмет деятельности - обеспечение безопасности гражданского судоходства в северо-западной части Индийского океана, включая Красное и Аравийское моря, Аденский, Оманский и Персидский заливы. Но это «легенда», в основе которой лежит обеспечение поставок углеводородов, поскольку половина добываемой в мире нефти приходится на транспортировку морскими судами.

Организация объединённых морских сил.
© Инфографика автора на основе карты vesselfinder.com/ru.
Организация объединённых морских сил.

Для выполнения этих миссий было сформировано пять объединённых оперативных/тактических групп (CTF), одна из которых - CTF 154 предназначена для выполнения чисто административных функций - обучению военно-морских сил партнёров. Остальные четыре (CTF 150-153) занимаются проведением морских операций по предназначению.

Состав групп не является постоянным, а руководство возлагается поочерёдно на офицеров флота государств-участников миссий. Так, например, с июля прошлого года CTF 150 в составе французских, британских, американских, индийских и пакистанских кораблей возглавлял представитель Елисейских полей. В январе его сменил канадец. Изменился и состав группы, куда вошли корабли и специалисты от Франции, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Бахрейна. Всего, как уже упоминалось, на первый созыв флотов - (объединённые морские силы 1.0) американцам удалось собрать 34 государства. Возникает вполне справедливый вопрос: а сколько стран откликнулось на последний призыв Вашингтона объединить усилия в Красном море? 

Напомню, что инициатива была объявлена 18 декабря прошлого года в рамках проведения операции Prosperity Guardian. Первоначально эту миссию предполагалось возложить на оперативную группу CTF 153 (создана в апреле 2022 г.), которой поочерёдно командуют выходцы из Аннаполиса (академия ВМС США) и Абу Кира (военно-морское училище Египта). В декабре миссию возглавлял морской офицер США, а в состав группы входили корабли от Великобритании, Бахрейна, Канады, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии, Сейшельских островов и Испании. Вашингтон надеялся увеличить состав до 20 единиц, но потенциальные партнёры начали отказываться, в результате на брифинге для прессы было объявлено, что участие в миссии примут, как и в 2002 году, только 12 стран. Какой-то магический порядок цифр, не правда ли?

Сомнения стали возрастать ещё больше, когда член Политического совета хуситов «Ансар Аллах» Мухаммед Али аль-Хуси пригрозил атаками на торговые суда и корабли любой страны, которая присоединится к американской коалиции. С этого места, слегка перефразировав, можно вспомнить Агату Кристи: 12 негритят отправились обедать,.. и их осталось шесть, потому что места пяти государств, из которых четыре европейские, заняла одна Австралия. И это при условии, что Европа сильнее зависит от ближневосточных углеводородов, чем Американские Штаты.

Макрон послал сигнал хуситам

Всё стало понятно, когда на экстренной встрече 20 декабря 2023 года комитет ЕС по политике и безопасности единогласно одобрил инициативу расширения Европейской военно-морской операции по борьбе с пиратством под названием Atalanta, которая проводится с 2008 года. Пока же, по данным Европейского командования морскими силами (EUNAVFOR), европейская миссия представлена всего одним фрегатом ВМС Испании Victoria с сербской группой антитеррора на борту. Кроме того, имеется БПЛА и вертолёт для мониторинга обстановки.

Фрегат ВМС Испании Victoria (F-82).
© flickr.com/marcomcginty
Фрегат ВМС Испании Victoria (F-82).

Но тут прогнозируемо вмешался главный европейский дипломат Жозеп Боррель, который заявил, будто бы страны Евросоюза всё-таки решили принять участие в операции США Prosperity Guardian. Но сильно поторопился, потому что дальнейшие события показали, что всеобщего «одобрямс» не случилось: никто, кроме страны тюльпанов, не решился по доброй воле подставлять борта своих кораблей под хуситские ракеты. 

Как сообщила испанская газета El Confidencial, и Мадрид тоже заявил, что не станет принимать участия в этом американском шабаше. А дальше пошла уже цепная реакция. Рим решил, что направит корабль в Красное море лишь по просьбе итальянских судовладельцев, а не в рамках операции США. Франция, по сути ставшая колонией своих же колоний, поддержала усилия по обеспечению свободы судоходства в Красном море, но при этом отметила, что её корабли останутся под французским командованием. (В этом смысле примечательно заявление президента Макрона, пославшего сигнал хуситам, что французские вооружённые силы ни при каких условиях не будут воевать против Йемена.) А Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты объявили об отсутствии интереса к этому предприятию. Остальные же ушли по-английски, не прощаясь, но, командировав вместо кораблей своих офицеров в штаб для координации действий.

Вот тут-то у предусмотрительного Борреля, который вдруг осознал, что вариант в очередной раз встать под знамёна Белого дома никак не катит и агитация за американцев политического веса ему не добавит, и возник план «Б» - создать для обеспечения безопасности судоходства в Красном море полноценную европейскую миссию. Через месяц, прошедший в глубоких озабоченностях, Евросоюз согласился на проведение уже упоминавшейся операции Aspides, которая до последнего времени была представлена одним испанским фрегатом. И хотя у «соединённых штатов» Европы, как говорится, труба пониже и дым пожиже, чем у американских, это будет уже третье присутствие Старого Света в тревожных водах Арабских морей.

Европейские миссии по периметру Аравийского полуострова.
© Инфографика автора на основе карты MICA CENTER
Европейские миссии по периметру Аравийского полуострова.

Как известно, в 2019 году отношения между США и Ираном вновь обострились на почве «ядерной сделки», что привело к новой танкерной войне не только в Персидском заливе, но и в водах более далёких морей. На этом фоне, не возлагая больших надежд на заокеанских партнёров, но заинтересованные в безопасных поставках углеводородов страны Старого Света договорились о проведении Европейской морской миссии в Ормузском проливе (EMASoH), правда под флагом Франции, а не Евросоюза.

Военной компонентой мероприятия (а есть ещё и дипломатическая) стала операция Agenor, целью которой является защита торгового судоходства при участии Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландов, Норвегии, Германии и Португалии. Состав интересный, но если вспомнить из экономической географии, где находятся крупнейшие порты (Роттердам, Антверпен, Гамбург, Амстердам, Марсель и т.д.), то всё становится на свои места... Кстати, Франция, Германия и Италия предлагали взять эту операцию за основу для Aspides, работа над которой в ЕС, хотя и со скрипом, продолжается.

Возглавить операцию предлагалось Греции, но, по последним данным, в конце концов согласилась Италия. Участвующие в операции страны уже начали отправлять боевые корабли в Красное море. Сообщалось, что это могут быть три эсминца или фрегата с мощной системой ПВО (другие там не справятся), но ударов по территории Йемена они наносить не будут. По некоторой информации, миссия ЕС начнётся 17 февраля, когда у берегов Йемена приступят к патрулированию бельгийский Louise-Marie, греческий Hydra, датский Iver Huitfeldt, немецкий Hessen, итальянский Carlo Bergamini и французский Alsace. По всей видимости, на этот раз решили не связываться с Вашингтоном, и этому, думаю, есть причины.

Развод по-европейски

Одна из них в самой резолюции Совета Безопасности ООН, которая дала повод Белому дому для проведения операции Prosperity Guardian с ударами по объектам на территории Йемена. Как заявила посол США при ООН Линда Томас-Гринфилд, «удары были нанесены, чтобы прекратить безрассудные атаки хуситов на коммерческое судоходство в Красном море и Аденском заливе». Посол добавила, что это решение якобы соответствует международному законодательству и отражает неотъемлемое право США на самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Нелепость такого умозаключения свидетельствует о том, что, видимо, «всё смешалось в доме» на Пенсильвания-авеню. Это в 2001 году, после терактов 11 сентября, Совбез ООН принял резолюцию 1368, указав, что события представляли собой вооружённое нападение в контексте статьи 51, в соответствии с которой США получили право на самооборону. Сейчас же на американцев никто не нападал, поэтому и никакой санкции на применение силы тоже не было. Впрочем, не было её и в 2001 году, что, однако, не помешало Вашингтону принести «свободу» на земли Ирака, Афганистана и Ливии.

Истребитель F/A-18E Super Hornet ВМС США стартует с авианосца для нанесения удара по хуситам, 3 февраля 2024 г.
© globallookpress.com
Истребитель F/A-18E Super Hornet ВМС США стартует с авианосца для нанесения удара по хуситам, 3 февраля 2024 г.

Цель Пентагона в новой морской коалиции раскрыл агентству Reuters бывший заместитель помощника министра обороны в администрации Трампа Майкл Малрой. По его версии, американцы намереваются представить атаки хуситов международной проблемой, якобы не связанной с войной между Израилем и ХАМАС. Такая же точка зрения была изложена и в поправке наших дипломатов к резолюции Совбеза ООН, но она была отклонена. Тем не менее отказ Евросоюза присоединиться к американской коалиции в Красном море свидетельствует о нежелании европейцев принимать участие в очередной авантюре Вашингтона.

С другой стороны, как считает вице-премьер Италии Антонио Таньяни, учреждение отдельной от США европейской миссии будет первым шагом к созданию общей обороны Евросоюза. Я бы уточнил: очередным шагом, так как ЕС уже давно идёт по пути создания собственной армии. Может и не все заметили, но европейцы, не особенно афишируя, провели уже несколько миссий и учений без НАТО и Пентагона. Предстоящая операция Aspides под флагом EUROMARFOR - ещё один признак наметившегося «развода» европейцев с американцами. А Боррель, в общем-то, здесь ни при чём, он просто держит нос по ветру, поэтому и придумал план «Б».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама