Британский «москитный флот» подбирается к Крыму
Крейсеры здесь не ходят
С барского плеча британского премьера Риши Сунака Украина получит на войну с Россией 500 миллионов фунтов стерлингов, порядка 400 транспортных средств, четыре миллиона патронов, самую крупную за время конфликта партию снарядов, 1600 ударных ракет и ракет противовоздушной обороны и к ним в придачу 60 катеров.
И это очень примечательно, что бывшая «владычица морей» не отказалась от идеи продолжить противостояние с российским Черноморским флотом. Пусть не всем Гранд-Флитом, так хотя бы москитным и, к тому же, безэкипажным. Тем более, что беспилотные брандеры, это надо признать, неплохо себя зарекомендовали, и эффективное средство против них, к сожалению, пока что не найдено.
В прежние времена флот Его Величества, не мудрствуя лукаво, запустил бы в Чёрное море эскадру из крейсеров и эсминцев. Сегодня это выйдет им боком. Уже хотя бы потому, что ракетно-артиллерийские бригады Черноморского флота, ударный потенциал которых существенно увеличен за счёт модернизированных комплексов «Бал» с ракетами Х-35, полностью контролируют морскую акваторию на удалении свыше 300 километров от берега. А гиперзвуковые «Цирконы», которыми с начала прошлого года оснастили береговые подвижные противокорабельные ракетные комплексы «Бастион», неуязвимы для перехвата и бьют без промаха на расстоянии до полутора тысяч километров. Вполне хватит, чтобы достать любую цель даже в самой отдалённой точке Чёрного моря.
Это обстоятельство очень раздражает, особенно американцев, для которых до весны 2014 года размещение своих военных баз на Крымском полуострове считалось делом времени. Пентагон даже не скрывал, что военный аэродром Бельбек должен был стать авиабазой для самолётов ВВС США, а уникальная морская база в скале Балаклавской бухты - укрытием для дизельных подводных лодок и беспилотников, переданных Украине. В бункерах объекта «Сотка» (в горах у города Балаклава) планировалось разместить ракетные комплексы, которые бы держали под контролем не только Чёрное море, но и все места базирования российского Черноморского флота. В бывшем ядерном бункере Кизилташ (в районе Феодосии) должен был разместиться передовой пункт базирования органов управления. А Севастополь рассматривался в качестве одного из пунктов базирования кораблей 6-го флота ВМС США.
Особая бригада ВМСУ
Сегодня в руководстве Североатлантического альянса отчётливо понимают, что реальной возможности перехватить контроль над Черноморским регионом шансы небольшие. Но отказываться от намерений не торопятся и рассматривают разные варианты. Отсюда и участившиеся атаки безэкипажных катеров и БПЛА на береговые объекты Крыма, портовую инфраструктуру и корабли ЧФ, за которыми стоят британцы и американцы.
Непосредственными же исполнителями этих атак стали спецы из 385-й отдельной бригады морских беспилотных комплексов спецназначения ВМСУ, которая была создана под присмотром британских советников специально для борьбы с Черноморским флотом РФ.
Основу вооружения бригады составляют морские беспилотники MAGURA V5 грузоподъёмностью до 320 кг. Максимальная скорость этого роботизированного аппарата составляет 42 узла, заявленная дальность хода около 450 морских миль. Ещё один тип безэкипажного катера - Sea Baby («морской малыш») больше MAGURA по грузоподъёмности в два с лишним раза. Есть данные, что именно такой аппарат был использован в атаке на Крымский мост 17 июля прошлого года.
В конце лета того же года было объявлено о поставке ВМС ВСУ ударного подводного беспилотника-камикадзе «Маричка». Достоверных сведений о его боевом применении пока нет, но, если верить просочившимся в информпространство характеристикам, на глубине до ста метров этот морской дрон способен преодолеть свыше тысячи километров. Собственно говоря, это безэкипажная мини-подлодка, которую можно использовать в атаке как на корабли, так и на прибрежную инфраструктуру.
Вполне вероятно, что существуют и другие модели морских беспилотных аппаратов - британский морской гений не стоит на месте. Здесь обязательно следует иметь в виду, что БЭК, неважно, подводный или надводный, собран не на «коленке» и под завязку напичкан уникальными технологиями, позволяющими осуществлять управление на удалении от оператора до нескольких сотен километров. Для этого на борту БЭК должен быть установлен терминал спутниковой связи, такой как Starlink, или аппаратура цифрового канала стандарта НАТО Link 16.
Это оружие практически неуязвимо для существующих систем радиоэлектронной борьбы. По крайней мере, на данный момент.
Также не секрет, что британцы выделили целевой транш в размере двухсот миллионов фунтов на развитие самой бригады и производство БЭКов, они же контролируют, чтобы эти средства использовались по назначению, а не были «освоены» предприимчивыми украинцами по своему усмотрению. По некоторым сведениям, к середине марта, когда состоялась очередная атака на Севастополь, украинской стороной было освоено меньше половины отпущенных средств. Иначе говоря, процесс идёт.
При этом главная сложность для нас - как поставить точку в деятельности этого воинского формирования. Дело в том, что штаб и пункты базирования сил и средств 385-й бригады морских беспилотников ВМСУ не имеют конкретной привязки к местности. Сегодня бригада может «работать» из Очакова Николаевской области, завтра - из порта Южного под Одессой, послезавтра - от заброшенного пирса одного из дунайских торговых портов.
Румынский плацдарм
Но одними лишь беспилотниками дело не ограничивается. Есть ещё и дальнобойные ракеты ATACMS американского производства (по некоторым сведениям, они уже на Украине), которые вэсэушники собираются использовать для ударов по Крымскому мосту, о чём говорят открыто. По собственно российской территории тоже, хотя американцы и порекомендовали не делать этого. Но мы-то знаем, чего стоят эти рекомендации…
Особый расчёт натовцев, и другого варианта, пожалуй, нет, на украинские морские порты. Когда в период с 2016 года по 2021-й англосаксы проводили модернизацию портовой инфраструктуры (британцы вложились в Очаков, американцы - в Южный), для отвода глаз было заявлено, что делается это исключительно в экономических интересах Украины.
На самом же деле, увеличив и улучшив причальный фронт, углубив морское дно, западники рассчитывали использовать порты совершенно иначе. Под эгидой перевозки зерна сюда морем должны были доставляться военные грузы, включая технику и вооружение, предназначенные для войны с Россией. Аналогичная роль отводилась и портам на Азовском море.
Специальная военная операция внесла коррективы в эти планы. Особенно после того, когда военно-морские пункты базирования в Мариуполе и Бердянске на Азове (на их развитие США выделили около пяти миллионов долларов) перешли под контроль российской армии, а порт Южный и порт в Очакове оказались в буквальном смысле на линии огня. По этой причине за океаном стали искать другие плацдармы.
В первую очередь американцы обратили взор на имеющую выход к морю Румынию. И началась форсированная модернизация 57-й авиабазы имени Михаила Когэлничану, расположенной в полусотне километров от города-порта Констанцы. В принципе, последние четверть века американцы и так по полной использовали эту базу, но теперь ставки повысились. Сегодня здесь можно разместить не более трёх тысяч личного состава с авиатехникой и необходимой инфраструктурой, а после расширения база сможет принять до десяти тысяч натовских военнослужащих. По факту объект должен превзойти Рамштайн и стать самой крупной авиабазой НАТО в Европе.
По одним данным, модернизированная авиабаза должна войти в строй уже в 2028 году. Но для нас это не принципиально, поскольку условия позволяют уже сейчас разместить на 57-й авиабазе самолёты F-16, если в конце концов их направят на поддержку киевского режима. Скорее всего, именно так и произойдёт.
Других вариантов нет
При этом не исключено, что американцы вновь поднимут вопрос о возможности обхода конвенции Монтрё, запрещающей нахождение военных кораблей нечерноморских стран в Чёрном море свыше трёх недель. Разговоры о пересмотре основополагающих принципов конвенции ведутся уже не первый год. Администрация президента Байдена также не стала исключением. Представители администрации неоднократно намекали, что подписанная в 1936 году конвенция, по их мнению, морально устарела.
Кроме того, чтобы повлиять на «погоду» в Чёрном море, предпринимаются меры для усиления флотов Румынии, Болгарии, Украины и Грузии, которые пока что играют номинальную роль. В частности, для Румынии на верфях Франции строятся две дизельные подводные лодки класса «Скорпен». А так как у болгарского военного ведомства не хватает средств на новые субмарины, оно решило довольствоваться подержанными подлодками. В качестве страны-продавца, вероятнее всего, готова выступить Германия.
Понятно, что российская сторона оставаться безучастным зрителем в этой ситуации не собирается. Одним из главных препятствий, которое может помешать западным странам осуществить свои планы в отношении Чёрного моря, станет демонстрация нашей силы и решимости.
Можно, конечно, не жалея сил, наносить удары по украинской портовой инфраструктуре, что совсем не лишне, - совершенствовать средства борьбы с морскими и воздушными дронами, но самый эффективный вариант - лишить Украину доступа к Чёрному морю. Для этого надо взять Одессу и Николаев. Стало быть, есть над чем поработать.