«Единственная страна, которая может поддержать Сербию, - это Россия»
О том, будет ли принято Косово в Евросоюз и в Совет Европы, какую методику использует Запад, чтобы незаметно для сербов признать независимость этого края и признаёт ли её официальный Белград, а также почему Сербия развивает военно-техническое сотрудничество с Францией, еженедельнику «Звезда» рассказала доктор исторических наук, иностранный член Сербской Академии наук и искусств, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской (Босния и Герцеговина), главный научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Елена Гуськова
«Сегодня мы можем говорить о применяемой методике развала Югославии»
- Елена Юрьевна, в конце марта президент Сербии Александр Вучич дал будоражащий анонс на будущее страны, чем заставил нацию и балканистов мучиться и гадать, что же он имел в виду, говоря о тяжёлых днях «непосредственной угрозы жизненным и национальным интересам и Сербии, и Республики Сербской». Как пояснил смысл сказанного сам Вучич, речь шла о предстоящем принятии резолюции ООН о геноциде в Сребренице и ожидаемом в мае приёме Косово в Совет Европы. Что это - часть непрекращающейся борьбы Запада с «сербским миром» спустя 25 лет с начала бомбардировок суверенного европейского государства - Союзной Республики Югославия?
- Вы объединили два взаимосвязанных вопроса - это власть в Сербии и независимость Косова, а также деятельность Европы против Сербии. Борьба против сербов идёт давно. Планы по развалу Югославии были озвучены ещё в 60-70 годах ХХ века западными философами, историками и политиками. Сегодня мы можем говорить о применяемой методике развала Югославии, потому что внимательно изучали, как распадалась сильная федерация в начале 90-х годов, и как этот процесс продолжается сегодня.
Второй вопрос касается Косова и Метохии. Почему так долго и упорно Запад пытается ослабить Сербию и фактически оторвать от неё исторический кусок территории и сделать край независимым?
Борьба за раздел Югославии началась давно. Этот процесс был осуществлён при участии западных стран, в первую очередь Вашингтона, Лондона и Берлина. Им удалось разделить сначала Югославию на шесть новых стран по количеству республик, что входили в состав некогда существовавшего государства, затем значительно ослабить сербскую составляющую в бывшей Югославии. Фактически разделить сербов на более мелкие части, чтобы они не собрались вместе в единый кулак и не смогли противостоять западным планам.
Так, часть сербов осталась в Хорватии (хотя их и очень мало, ранее они составляли около трети населения), часть - в Черногории и Македонии и, наконец, в Боснии и Герцеговине. Так что раздробление сербского пространства - задача Западом выполненная. Впрочем, это не мешает процессу продолжаться, поскольку сегодня мы являемся свидетелями того, как от оставшейся Сербии как самостоятельной страны пытаются отобрать территории двух автономных краёв. Пока речь идёт о Косово, в будущем планируют такой же процесс начать и в Воеводине.
- Почему против сербов активно и давно Запад работает так же, как и против России?
- Во-первых, потому что они считают сербов малыми русскими. В свою очередь, сербы и русские всегда были по одну сторону баррикад: мы вместе были и в Первую, и во Вторую мировые войны. Мы были в авангарде победителей, которые воевали против фашизма, что нельзя сегодня сказать о других участниках, ставших «победителями» только в конце войны.
Во-вторых, сербы упрямы, они не готовы подчиняться чужой власти, сопротивляются внешнему влиянию уже очень давно. К примеру, сербы первыми безоружными поднялись против турецкого ига в 1804 году. На стороне восставших сербов выступила Российская империя, с помощью которой Сербия получила автономию, а затем и независимость.
Собственно, Запад ставил задачу не дать объединиться сербским и русским силам. А Сербию надо было ослабить. Ведь нельзя наступать на Россию, если за спиной остаются сербы.
Поэтому на сербов с 90-х годов оказывается непрекращающееся давление, одним из его этапов значится признание независимости автономного края Косово.
«Как неофициально официально признать Косово»
- Почему же именно Косово?
- Во-первых, это одна из возможностей ослабить саму Сербию, с другой стороны, американцы в 1999 году построили на этой территории огромную военную базу Кэмп-Бондстил, на которой есть и взлётно-посадочные полосы для самолётов, и учебные заведения, и больницы, и госпитали, а также присутствует огромное количество американских военных. Сама база эта никем не контролируется. Ко всему прочему, мы предполагаем, что там вполне возможно идут операции по нелегальной пересадке органов и проводится много других противозаконных действий.
Поэтому американцы надеются, что, получив из их рук независимость, албанцы будут настолько им благодарны, что уже никогда не потребуют вывода американских войск со своей территории.
При всём желании и албанцев, и американцев быстро вывести Косово из состава Сербии, сразу сделать это не получилось. И албанцы в крае терпеливо ждали восемь лет, пока сами не объявили о своей независимости.
Нужно сказать, что сегодня часть мирового сообщества признала независимость Приштины, но более 70 стран этого не сделали. В этом случае не оставалось другого пути, как надавить на Сербию, чтобы официальный Белград самостоятельно признал независимость Косово. Причём сам Александр Вучич прекрасно понимал: если признает независимость, он вынесет себе приговор. Более того, вполне возможно, что его просто убьют сербы-патриоты.
Поэтому руководство Сербии, начиная ещё со времён президента Бориса Тадича, старалось делать вид, что не планирует признавать независимость края. Однако при этом они постоянно шли на уступки Западу. Так, из документов «Викиликс» мы узнали, что Тадич был согласен признать независимость Косова. Он просил американских дипломатов разработать для него план информационной «обработки» населения, чтобы никто не понял, что речь идёт о признании независимости Косова.
Американцы разработали такой план, но Тадич потом не подписал документы о признании, и пришлось менять руководителя страны. Александр Вучич продолжил переговорный процесс и признал те договорённости, которые существовали между Белградом и Приштиной до него.
Начиная с этого времени идёт процесс перетягивания каната, когда Европа и Вашингтон настаивают на скорейшем признании независимости Косова, а Вучич откладывает окончательное решение, потому что прекрасно понимает, что его политическая карьера на этом завершится.
Анализируя историю вопроса, мы уже отчётливо видим, какую Запад использует методику, чтобы всё-таки признать независимость края.
- О каких методиках идёт речь?
- Например, вести переговоры, затем пытаться заменить слово «независимость» более удобными выражениями, такими как «взаимно развивать нормальные отношения» или «добрососедские отношения на базе одинаковых прав», или «поочерёдное признание определённых прав албанцев в Косове и Метохии».
Выставлять ультиматум Белграду, чтобы, например, выполнение Охридского соглашения стало условием вступления Сербии в Евросоюз или выполнение санкций против России, выдвинутых Европой, как условие вступления в ЕС.
Пытаться окружить Сербию странами-членами НАТО, втягивать её соседей в этот союз. Это уже произошло с Черногорией, теперь стараются сломить Боснию и Герцеговину, соответственно, и Косово должно тоже через какое-то время присоединиться к альянсу.
А недавно мы стали свидетелями интересного явления: договариваться, но не ставить свои подписи под документом. В последнее время Александр Вучич говорит, что переговоры были, но он ничего не подписал. При этом представители ЕС и Косова уверяют общественность, что обо всём договорились, и Европа уже готова осуществлять эти договорённости.
Наконец, одна из методик - запугивать Белград, предпринимать попытки организовать майдан или цветную революцию, наказать Сербию долларом или евро, а также оказать давление по другим каналам, например, обвинив Сербию в геноциде в Сребренице.
«Сегодня для Вучича крайне важно, чтобы сербы не сразу поняли, что он сделал. Но зря он на это надеется»
- Существует ли вероятность, что западные партнёры Приштины, лоббирующие её вступление в международные организации, в последний момент отступят? Исходя из того, что говорите вы, на подобное рассчитывать абсолютно не приходится…
- Евросоюз уже приблизился к вполне определённой черте признания независимости Косова, на то есть опубликованные документы. В январе 2023 года был предложен французско-немецкий план. Затем в феврале того же года прошли переговоры в Брюсселе. Тогда же состоялась встреча Александра Вучича и Альбина Курти, премьер-министра непризнанного Косова, при посредничестве Жозепа Борреля, на которой стороны обсуждали разработанное Евросоюзом соглашение о пути к нормализации отношений Косова и Сербии.
Когда по итогам переговоров его участники вышли к журналистам, Вучич сказал: «Я ничего не подписал». В свою очередь Курти, выйдя к прессе, заявил: «Мы обо всём договорились». Наконец, вышел Боррель и подытожил: «Мы договорились, что подписывать документ не надо, мы со всем согласились». Ко всему прочему он добавил, что стороны принимают текст документа, который не нуждается в дальнейшем обсуждении.
Поэтому в марте в Охриде прошли переговоры, на которых не обсуждался брюссельский план, а рассматривались документы, определяющие порядок выполнения договорённостей.
В частности, в документе практически взаимно признаются национальные документы и национальные символы двух территорий, признаётся равенство суверенитета двух государств, уважение их независимости, автономии и территориальной целостности, право на самоопределение. Кроме того, ни одна из сторон не может представлять другую в международной сфере или действовать от её имени.
Другими словами, в тексте не говорится конкретно о признании независимости Косова, но возражать против его членства в какой бы то ни было международной организации Сербия не станет. Ни одна из сторон не будет блокировать или поощрять других блокировать их на пути в ЕС. Более того, даже есть намёк на появление так называемых посольств в странах - то есть стороны будут обмениваться постоянными миссиями, что фактически значит начало процесса установления дипломатических отношений.
В Евросоюз и в Совет Европы Косово будет принято, хотя уже есть те, кто не будет за это голосовать. При голосовании в Генеральной Ассамблее ООН тоже никто не может блокировать этот вопрос. Соответственно, только в Совете Безопасности вопрос о независимости Косова может блокировать Россия. Но всё будет зависеть от решения Белграда, поэтому этот вопрос, мне кажется, будет решён. Сегодня для Вучича крайне важно, чтобы сербы не сразу поняли, что он сделал. Но зря он на это надеется.
- Уже всем очевидно, что Косово уверенно идёт по пути к суверенитету. Насколько соответствует логике международного права решение политического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) рекомендовать пригласить самопровозглашённое Косово в Совет Европы?
- О международном праве мы должны забыть. О каком международном праве идёт речь, когда мы говорим о Косове? Ни одна страна не должна была быть принята в Совет Европы и Евросоюз, если она не является членом ООН - это правило нарушено, поэтому сегодня говорить о международном праве смысла нет. Фактически Сербия уже признала Косово независимым. Приштина войдёт в Совет Европы, и Сербия не выйдет из этой организации вопреки заявлениям Александра Вучича.
«Никогда армия не пыталась помочь сербам на севере Косово и Метохии»
- Совпадение или нет, но спустя три дня после будоражащего анонса Вучича о «тяжёлых днях», президент Сербии предложил министра обороны Вучевича на пост премьера Сербии. О чём говорит выбор в пользу силовика и сторонника восстановления сербской армии?
- Чтобы показать свою силу и патриотизм, нужно немного побряцать оружием, применять которое никогда не будут. Сколько было случаев, когда сербы в Косово возводили баррикады, а к ним шли добровольцы из Сербии и стояли вместе дни и ночи, чтобы не пропускать албанские войска на север Косово и Метохии, где живёт большинство сербского населения. Никогда армия не пыталась помочь в этой ситуации сербам на севере Косово и Метохии.
Дело в том, что по Брюссельскому соглашению 2013 года Белград определил границу между Косово и Сербией. На этой границе есть пограничные переходы, собирается пошлина, а из руководства Сербии никто не может приехать на территорию Косова и Метохии без разрешения Приштины. Ни разу ещё ни один сербский военный не переступил границу, поскольку в этом случае начнётся война с войсками НАТО, что там пребывают якобы в рамках миротворческой миссии альянса «Силы для Косово», и с уже созданной албанской армией.
- Вхождение того же Косово в Североатлантический альянс будет в ближайшее время реализовано?
- Да, это решение просматривается положительно для Косова.
- В таком случае сама Сербия будет окружена странами НАТО. Может и её будут принуждать войти в Организацию, дабы разорвать связи с Россией?
- Да, к этому руководство НАТО стремится, всё к этому идёт. Многое зависит от Белграда, поэтому мы видим постоянное давление на Александра Вучича. Запад внимательно следит за всеми чиновниками первого эшелона власти в Сербии, особенно пристально - за патриотами и гражданами, выступающими за сотрудничество с Россией. Запад старается разрушить патриотические или прорусские партии.
Для большего спокойствия Вашингтон и Брюссель предложат Сербии вступить в НАТО, но я думаю, что они не успеют поднять этот вопрос, потому что очень скоро мы победим. И нам придётся НАТО разрушить, распустить эту организацию, так что самая главная задача для Сербии - не торопиться решать эти вопросы.
«Сербы всегда будут благодарны России за дипломатическую, экономическую и военную помощь»
- Недавно президент Сербии закончил деловой визит в Париж, где анонсировал масштабное сотрудничество с Францией от военно-технической сферы до атомной энергетики. Почему именно Франция?
- Сербы и французы питают тёплые чувства друг к другу. В крепости Калемегдан в Белграде, например, стоит памятник сербско-французской дружбы. Этим оправдывается визит руководства Сербии в Париж. Правда, надежда на то, что Франция займёт просербскую позицию, - это определённая легенда. Но вопросы сотрудничества всегда актуальны, особенно в экономике или военной сфере.
В 90-х годах и начале нового века Сербия была изолирована и отстранена от европейских структур. Её обвиняли в геноциде и развязывании военных действий на территории бывшей Югославии. Поэтому дипломатическое восстановление Сербии очень важно. Не менее важно руководству Белграда в нынешних условиях показать и свою проевропейскую направленность. Впрочем, этот визит не может повлиять на решение вопроса по Косово. Скорее, решаются внутренние вопросы, в том числе поставка оружия. Во всяком случае, Сербия пока не отказывалась участвовать в военных учениях НАТО.
- Быть может, этот визит повлияет на принятие резолюции ООН о геноциде в Сребренице. Например, Париж наложит вето на резолюцию Совета Безопасности ООН?
- Нет, это никак не повлияет на позицию Франции. Но, как мы знаем, рассмотрение вопроса о Сребренице в СБ отложено. Единственная страна, которая может поддержать Сербию, - это Россия. Поэтому сербы всегда были и будут благодарны России за дипломатическую, экономическую и военную помощь. Главное, чтобы сами сербы были едины в решении своих актуальных вопросов.