Подлёдная «карусель». К стратегическому противостоянию в Арктике подключилась субмарина «Арпао»
© flickr.com/jdurston2009
Многоцелевая подводная лодка «Арпао» ВМС Португалии возвращается на свою базу.

Подлёдная «карусель». К стратегическому противостоянию в Арктике подключилась субмарина «Арпао»

На учениях «Блестящий щит», проходивших в районе пролива Дэвиса и залива Баффина, НАТО отработало неприятный для России стратегический «сюрприз»
16 июля 2024, 06:54
Реклама
Подлёдная «карусель». К стратегическому противостоянию в Арктике подключилась субмарина «Арпао»
© flickr.com/jdurston2009
Многоцелевая подводная лодка «Арпао» ВМС Португалии возвращается на свою базу.
Читайте нас на: 

Ушедшая под лёд

В Брюсселе подвели итоги недавно завершившейся в Балтийском море, Северной Атлантике и Арктике многонациональной операции «Блестящий щит». И главным эпизодом этих манёвров с далеко идущими последствиями для морской компоненты стратегических ядерных сил России способны стать первые в истории длительные учебные погружения подводной лодки с обычным двигателем под паковые льды. В районах пролива Дэвиса и залива Баффина эти задачи отработала многоцелевая лодка «Арпао» ВМС Португалии, уже возвратившаяся на свою базу в Алфейте, Лиссабон. 

По итогам похода начальник штаба португальского флота адмирал Гувейя э Мело заявил: «Португалия становится первой страной, которая может использовать неатомную подводную лодку для плавания в ледовых условиях, присоединившись к ограниченной группе стран, которые уже действуют подо льдом: США, Великобритания и Россия. Но у них атомные подводные лодки».

«Мы успешно достигли наших целей по наблюдению и патрулированию в Северной Атлантике, продемонстрировав возможности этого типа обычных подводных лодок в арктических условиях», - добавил командир «Арпао» Тавейра Пинту.

А американское интернет-издание The War Zone миссию «Арпао» в северных широтах назвало ни много ни мало - «исторической». Процитировав при этом заявление верховного командования НАТО, в котором сказано, что подо льдами «португальская подводная лодка успешно использовалась для слежки и мониторинга российских надводных кораблей и подводных лодок». И далее Брюссель констатировал: этим походом Североатлантический альянс продемонстрировал, что готов практически «значительно усилить своё стратегическое и тактическое преимущество перед русским Военно-Морским флотом в арктических районах».

Командир подлодки Тавейра Пинту.
© rr.sapo.pt/Liliana Monteiro
Командир подлодки Тавейра Пинту.

С чего вдруг такой необычайный и даже глобальный оптимизм по результатам рядовой боевой службы далеко не самой мощной и ничем особо не примечательной субмарины?

Дело в том, что уже много десятилетий мощный ледовый арктический панцирь служит надёжным укрытием для наших немногочисленных атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) Северного флота с межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава», «Синева» и «Лайнер» на борту. «Достать» их в этих сумеречных глубинах по понятным причинам не в силах ни противолодочная авиация Североатлантического альянса, ни его надводные боевые корабли.

Единственная реальная угроза для российских РПК СН в подлёдных районах Арктики - это многоцелевые атомные подводные лодки противника, которые могут погрузиться под лёд и следовать за ними. В первую очередь это подводные лодки ВМС США и Великобритании.

Их задача - обнаруживать наши атомоходы. И за каждым из них устанавливать скрытное и как можно более продолжительное слежение. С тем, чтобы в случае получения из собственной столицы радиосигнала о начале большой войны первым нанести внезапный уничтожающий удар по российскому кораблю. И желательно раньше, чем экипаж ПЛАРБ сумеет отыскать или проделать собственным торпедным оружием полынью для всплытия. И уже там откроет люки своих ракетных шахт для ядерного залпа, означающего, скорее всего, конец света.

Соответственно, задача отечественных «стратегов» - не выдать своего присутствия на маршруте боевого патрулирования. Для этого они периодически осуществляют циркуляции, чтобы осмотреться на кормовых курсовых углах, в акустической тени собственных винтов. Это позволяет им убедиться, что погони нет. Если же погоня обнаружена, необходимо немедленно начать маневрирование, чтобы уйти от преследователей.

Вся эта весьма рискованная и чреватая столкновениями участвующих в ней огромных атомоходов подлёдная «карусель» уже много десятилетий ни на миг не прекращается в арктических районах. Сколько таких субмарин с ядерными реакторами участвует в этом движении, и как часто это происходит - тайна, которую тщательно хранят флоты всего мира. Однако очевидно, что в этом противостоянии силы обычно соотносятся примерно одинаково.

Но как переменится картина противостояния в Арктике после похода под лёд португальской «Арпао»? Чтобы попытаться понять, прежде следует разобраться, что за лодка «Арпао»?

Чёрная зависть «чёрной дыры»

Лодка построена в Германии на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft. Представляет собой модернизированный вариант подлодок класса 212, которые составляют основу подводного флота ВМС ФРГ. В боевой состав ВМС Португалии вошла в 2011 году. Водоизмещение «Арпао» сравнительно небольшое, всего 2020 тонн. Вооружение - восемь 533-мм торпедных аппаратов. Но главное преимущество этого подводного корабля - его воздухонезависимая (анаэробная) энергетическая установка (ВНЭУ). Она позволяет кораблю подзаряжать аккумуляторы без необходимости регулярно всплывать на поверхность. Это достигается благодаря использованию топливных элементов, работающих на жидком кислороде и водороде.

Подводная лодка типа U-209PN «Арпао» на верфи в Киле в конце 2010 года.
© flickr.com/arnekiel
Подводная лодка типа U-209PN «Арпао» на верфи в Киле в конце 2010 года.

Скажем сразу: такая ВНЭУ - предмет «чёрной» зависти наших кораблестроителей и конструкторов. Которые уже много лет бьются над созданием для ВМФ России хоть чего-то подобного. Но пока всё напрасно.

Схожие по назначению с германскими проектами 212 и 214 наши дизель-электрические «Варшавянки» и «Лады», которые в конвейерном режиме пытаются «клепать» санкт-петербургские «Адмиралтейские верфи», по классу своих двигательных установок не слишком далеко ушли от подобных субмарин времён Второй мировой войны. При этом ЦКБ «Рубин» уже лет десять обещает нашим адмиралам вот-вот тоже начать вооружать отечественные подлодки российскими ВНЭУ.

Давным-давно там сообщали, что на Балтике даже построен и протестирован демонстратор технологий и береговой стенд. Но пока что всё безрезультатно. Спроектированные под ВНЭУ едва ли не при царе Горохе российские подлодки типа «Лада» так и уходят с верфей на флотскую службу (уже списаны в утиль «Санкт-Петербург», «Кронштадт», «Великие Луки») в дизель-электрическом варианте.

Эта практически необъяснимая неспособность российских корабелов решить научно-техническую проблему, которую уже под орех «расщёлкали» в других странах, заставила нас в начале 2023 года предложить Индии подключиться к работе. Но что-то не слышно из Дели особого ликования по этому поводу.

В итоге наши современные «дизелюхи», поступающие на флот, всем хороши, вот только они вынуждены регулярно, максимум раз в 2-3 суток, подниматься на поверхность ради подзарядки аккумуляторных батарей. С такой же периодичностью они подставляются под станции дальнего радиолокационного обнаружения вражеской патрульной авиации и кораблей. А вот для западных аналогов «Варшавянок» и «Лад» подобная угроза меньше. Они всплывают для подзарядки гораздо реже нас - примерно в 5-6 раз. Это происходит с периодичностью в 15-20 суток. Что просто неисчислимо повышает возможности скрытного плавания.

Для полноты картины отметим, что субмарины с ВНЭУ давно стоят на вооружении не только флотов Германии и Португалии. Ими располагают ещё и Швеция, Франция, Япония, Турция, Испания, Китай, Южная Корея. И даже Пакистан. Только мы ни с места.

Стая подводных стервятников

Впрочем, это ни для кого из специалистов не новость. Но после достаточно продолжительного похода «Арпао» под арктические льды для России наметилась невиданная доселе, как представляется, опасность. Которая, похоже, и привела НАТО в настоящее ликование в предчувствии предстоящих у Москвы проблем практически стратегического характера.

Атомная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» является головным кораблём проекта 955 «Борей» в составе Северного флота.
© РИА Новости
Атомная подводная лодка К-535 «Юрий Долгорукий» является головным кораблём проекта 955 «Борей» в составе Северного флота.

Дело в том, что португальский экипаж на практике доказал: многочисленные неатомные подводные лодки Североатлантического альянса в случае необходимости способны подключиться в высоких широтах к вытеснению из-под ледового панциря на открытую воду наших новейших «Бореев», находящихся на маршрутах боевого патрулирования. Хотя бы на короткое время, у кромки льда.

При этом учтём, что, по воспоминаниям контр-адмирала Александра Берзина, в прошлом первого заместителя командующего 1-й флотилией атомоходов Северного флота, именно у кромки льдов едва ли не половину года в силу климатических условий осуществляют боевое патрулирование почти все российские «стратеги». Потому что почти полгода в тех широтах длится полярная ночь.

Подводный ас Берзин, за плечами которого семь боевых служб на атомоходах в Арктике и более полусотни всплытий в полыньях с проламыванием льда, признаётся:

«В целях безопасности БС (боевой службы. - «ЕЗ») заходы глубоко под лёд выполнялись только в период полярного дня. А в полярную мы ночь плавали в районах кромки льдов. Это исходило из-за невозможности использования в тёмное время основного средства ледовой разведки - телевизионного комплекса, который позволял визуально оценивать структуру и подвижки льда. То есть - давал подводнику информацию для безопасного всплытия. Да и то - при благоприятном стечении обстоятельств».

К тому же и сам процесс всплытия во льдах - сложный, опасный и долгий. По словам того же Берзина, «процесс подготовки к всплытию без хода в зависимости от условий может затянуться до шести часов. Необходимо обследовать полынью или участок ровного тонкого льда, определить его снос, течение, выбрать курс. Удифферентовать (выровнять. - «ЕЗ») ПЛ без хода. И начать мучительно долгое всплытие со скоростью 20 см/мин. Трудно вообразить 150-метровый исполин, всплывающий в пучине со скоростью на порядок меньше черепашьей. И всё это делается для того, чтобы не разбить корабль об лёд.

Из личного опыта говорю, что на каждом втором-третьем всплытии приходилось принимать решение о прекращении манёвра по различным причинам: то изменилась плотность воды, то какая-то часть лодки оказывается под торосом, чаще всего из-за неправильного учёта течения и взаимного сноса… Не берусь даже подсчитать количество столкновений наших кораблей с айсбергами на глубинах даже более 200 метров, развороченных лёгких корпусов, смятых рубок, погнутых выдвижных устройств, оторванных буксируемых антенн».

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Святой Георгий Победоносец» в море.
© РИА Новости
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Святой Георгий Победоносец» в море.

На мой взгляд, всё сказанное заслуженным адмиралом исчерпывающе ясно объясняет, почему перед применением ракетного оружия российский атомный подводный крейсер со стратегическими ракетами критически уязвим для любого натовского «охотника» за ним? В том числе - и для любой куда менее скоростной, чем он, обычной субмарины. Но с ВНЭУ.

А теперь представим, что в какой-то особый момент страны НАТО в помощь своим многоцелевым атомным субмаринам станут во множестве посылать в Арктику и такие. Там же от них просто некуда будет деться!

И, наконец, сколько неатомных подводных лодок имеется в распоряжении ведущих военно-морских сил стран НАТО?

У Германии шесть таких подводных лодок, у Франции - девять, у Швеции - пять, у Нидерландов - пять, у Италии - четыре, у Португалии - две, у Испании - одна.

Это настоящая стая хищников. Конечно, не все они по команде из Брюсселя немедленно отправятся в Арктику по техническим причинам. Но даже если туда направится треть или четверть из них, можно представить, какие проблемы это создаст для российских подводников, которые находятся на боевом патрулировании.

Однако об этой проблеме нужно было задуматься ещё вчера. Кроме того, нам также нужны собственные лодки с ВНЭУ.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама