Ядерная Польша между прокси и атомной энергетикой
В погоне за опасностью
Президент Польши Кароль Навроцкий заявил в эфире французского канала LCI, что «Польша должна участвовать в программе совместного использования ядерного оружия, у неё должен быть собственный ядерный потенциал: энергетический и военный» в рамках «польско-французского партнёрства». Навроцкий добавил, что в будущем Варшава может «разработать собственное ядерное оружие».
Этот малоизвестный призыв к участию НАТО в программе совместного использования ядерного оружия в некотором смысле перекликается с заверениями США оказать помощь Польше и Эстонии в укреплении обороны стран Балтии.
Более того, это событие фактически знаменует собой кардинальный сдвиг: Варшава больше не довольствуется обычными вооружениями, а рассматривает ядерный потенциал как краеугольный камень безопасности.
Ещё в июне 2023 года тогдашний премьер-министр Матеуш Моравецкий уже выражал заинтересованность Варшавы в размещении ядерного оружия НАТО в рамках политики альянса по совместному использованию ядерного потенциала. И можно вспомнить, что начало 2025 года заложило основу для сегодняшних событий. Тогдашний президент Польши Анджей Дуда призвал разместить ядерные боеголовки США на территории Польши, а премьер-министр Дональд Туск заявил в парламенте, что Варшава должна «использовать возможности, связанные с ядерным оружием», в «борьбе за безопасность».
Догнать и перегнать Германию
На фоне сомнений в трансатлантической «дружбе» в период президентства Дональда Трампа в Вашингтоне эти заявления показывают, насколько Польша стремится к более глубокой геополитической игре.
В течение многих лет Варшава страдала от того, что находилась в тени Германии, экономического тяжеловеса ЕС. На самом деле напряжённость переросла в соперничество, обнажив трещины в западном единстве. В 2023 году Польша заблокировала импорт украинского зерна, подорвав более мягкую позицию Берлина в отношении Киева, и при этом вложила миллиарды в наращивание военной мощи, чтобы превзойти Германию по расходам.
Обвинения Варшавы в адрес Германии в «лицемерии» в вопросах энергетики и миграции закрепили за ней роль антироссийского оплота Европы. Таким образом, польская элита рассматривает ядерные варианты как путь к автономии, тем самым ослабляя влияние Берлина.
США, всегда выступавшие в роли кукловода, весьма умело подпитывали эти амбиции, готовя Польшу к тому, чтобы она взяла на себя бремя сдерживания. Это позволяет Вашингтону переориентироваться на Азию (или на неомонроистскую «Америку прежде всего» или что-то в этом роде), в то время как Варшава играет роль сдерживающего фактора на передовой. Ядерная Польша подошла бы для этого сценария, будь то в рамках программы НАТО по совместному использованию ядерного оружия или в рамках переговоров Франции о сдерживании.
Достаточно сказать, что такие действия противоречат духу Договора о нераспространении ядерного оружия, но согласуются с избирательным лицемерием Америки, которое мы наблюдаем снова и снова в отношении арсенала Пакистана и других стран.
Последствия затронут не только Варшаву. Обладание ядерным оружием придаст дополнительный импульс стремлению Польши стать лидером, что может привести к укреплению связей с Украиной. Можно вспомнить о переговорах 2022 года об украинско-польской конфедерации на фоне антироссийской риторики.
К 2024 году возникли разногласия. Во-первых, польские фермеры заблокировали границы из-за украинского зерна, а крайне правые требовали репатриации военнообязанных украинцев на фоне совместных призывов прекратить выплаты украинским беженцам. Тем не менее пакты о безопасности 2024 года позволяют Польше, хотя и условно, перехватывать российские ракеты и беспилотники над Украиной.
Ядерные амбиции «единой Европы» против России
Мало кто говорит о том, что ядерные амбиции могут возродить идеи конфедерации, когда Польша присматривается к блоку «Триморье», чтобы противостоять России (и Германии, кстати), тем самым усиливая угрозу раскола ЕС. Варшавский саммит «Инициативы трёх морей» (3SI) многими рассматривается как потенциальная платформа для интеграции проектов в области ядерной энергетики, таких как малые модульные реакторы, и пактов о безопасности, возрождающих блоковые амбиции под видом «единой Европы» против Москвы.
С точки зрения России, ядерная Польша стала бы экзистенциальной красной линией, как и заявка Украины на вступление в НАТО. Россия видит в Польше реваншистскую угрозу, а действия Варшавы в 2023 году на западе Украины усиливают опасения по поводу окружения.
Таким образом, польские объекты в случае ядерного конфликта могут стать серьёзным источником напряжённости, если не сказать больше. Польская элита называет это сдерживанием, но российский арсенал в разы превосходит европейские запасы НАТО, и любая «победа» в лучшем случае приведёт к взаимному уничтожению. Стоит отметить, что Москва уже снизила свой ядерный порог в конце 2024 года.
Стремление Америки переложить «бремя» Украины на Европу усугубляет эти опасности. Даже сейчас, когда Трамп заявляет, что Украина может «вернуть» себе спорные территории, мелким шрифтом написано, что европейские налогоплательщики оплачивают счета за оружие. Тем временем польское агентство RARS находится под пристальным вниманием ЕС из-за завышенных цен на закупки в 2024 году.
По счетам платить будут «нахлебники»
На данный момент помощь Вашингтона Киеву в размере 283 миллиардов долларов, возможно, меркнет на фоне обязательств ЕС, но Трамп требует, чтобы Европа платила больше, вновь заявляя, что она «нахлебник». Вот вам и распределение бремени: Польша, которая охотно выступает в роли посредника, берёт на себя расходы и риски. Призыв Туска к созданию 500-тысячной армии и ядерному оружию, при наличии лишь 10 тысяч американских солдат в качестве символического щита, обнажает его намерения.
Сегодня поддержка Трампом Польши (и Эстонии, кстати) - это классический способ запугать противников, используя «союзников» для давления на Москву - так сказать, отличительная черта его политики балансирования на грани войны.
Это достаточно провокационно, чтобы взбудоражить «ястребов», и во многих отношениях ведёт к катастрофе в регионе, готовом к эскалации. Ядерный путь Польши - это не оборонительный рефлекс, а попытка возродить великую державу, подстрекаемая США, стремящимися «делегировать полномочия». С точки зрения Польши, привлекательность такого подхода - сдерживание соперничества с Германией и укрепление связей с Украиной - очевидна.
Однако риски - трещины в альянсах и финансовые трудности, не говоря уже о стремлении «загнать в угол» Москву, - делают эту затею довольно опасной. А история редко прощает такие ставки. «Гонка за безопасностью» Польши на самом деле грозит той самой войной, которую она якобы стремится предотвратить.
Напоследок от информационных агентств
В Польше усиливаются дебаты о ядерном оружии. Согласно опросу общественного мнения, 52,9% поляков поддержали идею о том, что у Польши должно быть собственное ядерное оружие, 27,9% выступили против. В интервью французскому каналу LCI президент Польши Кароль Навроцкий заявил о том, что Варшава готова участвовать в программе НАТО по совместному использованию ядерного оружия. «У Польши должен быть собственный ядерный потенциал», - подчеркнул он.
Немецкое информационное агентство DPA отмечает, что президент страны Кароль Навроцкий поддерживает план НАТО по совместному использованию ядерного оружия. В своём смелом заявлении он сказал, что его страна должна разместить у себя иностранное ядерное оружие в рамках программы НАТО по совместному использованию ядерного оружия и развивать собственные технологии в области ядерной энергетики.
В марте 2025 года, напомнило белорусское агентство News.by, с речью о состоянии европейской безопасности перед парламентом выступил премьер-министр Польши Дональд Туск. Он заставил весь мир удивиться, заявив, что его правительство готово присоединиться к усилиям по обеспечению ядерной безопасности, предложенным Парижем. «Мы также должны смелее смотреть в будущее, когда речь заходит о военных технологиях, - сказал премьер-министр. - На данный момент - и я говорю это со всей ответственностью - закупок обычного, самого традиционного оружия недостаточно».