«Один народ, один рейх», дело осталось за малым...
© flickr.com/bundeswehrfoto
Современные шествия с факелам очень походили бы на нацистские парады девяностолетней давности, если бы не «афрогерманец» в первом ряду.

«Один народ, один рейх», дело осталось за малым...

Несмотря на свою антинацистскую риторику, все влиятельные немецкие политические силы вспоминают «лихие» времена гитлеровской Германии и буквально истекают реваншизмом
07 октября 2025, 11:00
Реклама
«Один народ, один рейх», дело осталось за малым...
© flickr.com/bundeswehrfoto
Современные шествия с факелам очень походили бы на нацистские парады девяностолетней давности, если бы не «афрогерманец» в первом ряду.
Читайте нас на: 

Германия после окончания Второй мировой войны оказалась в такой парадигме существования, когда страх перед обвинениями в сохранении наследия Третьего рейха стал столь велик, что немцы принялись истреблять даже те исторические памятники и артефакты, которые могли лишь косвенно относиться к нацистам.

Не последнюю роль в подобном подходе сыграла и оккупация Западной Германии США, Британией и Францией. Подход «союзников» был столь абсурден, что искоренялось не столько нацистское наследие, сколько сама германская идентичность.

Сейчас же ситуация стремительно меняется. Показная борьба с неонацизмом и обвинения друг друга в симпатиях к Третьему рейху стали для германской политики привычными методами внутриполитического противостояния, причём не на пустом месте. Зачастую получаются крайне комичные ситуации, когда два политика почти дословно повторяющие формулировки нацистских ораторов, обвиняют друг друга в приверженности нацистской идеологии.

Что парадоксально, несмотря на свою антинацистскую риторику, все влиятельные немецкие политические силы тяготеют к оправданию гитлеровской Германии и возвращению в умы немцев тех идей, которые почти век считались запретными.

Женщина и её дети, расстрелянные фашистами на берегу Азовского моря возле Таганрога, 30 августа 1943 г.
© waralbum.ru
Женщина и её дети, расстрелянные фашистами на берегу Азовского моря возле Таганрога, 30 августа 1943 г.

Первым и главным приёмом современной политической элиты Германии является подмена понятий. В ранг преступлений гитлеровского режима возводят исключительно Холокост и еврейские погромы. Каяться и виниться перед евреями немцы готовы, а вот вспоминать геноцид других народов и военные преступления вермахта и СС в Германии очень сильно не любят.

Дело даже не в том, что российских послов перестали пускать к мемориалам павших советских воинов, и не в ограничениях для акции «Бессмертный полк», хотя и это - явный акт исторической несправедливости. Желание лишить Россию не только статуса победителя, но и главной жертвы войны в Европе (потери нашего мирного населения самые большие), в контексте нынешней гибридной войны против нашей страны вполне понятно не только для Берлина, но и для других западных стран. Куда более показательным событием, ориентированным именно на немцев, является выход 18 сентября 2025 года фильма «Die Tiger» от «Amazon MGM Studios».

Данная картина рассказывает историю экипажа танка «Тигр», танкистов вермахта, которые, воюя на оккупированной территории СССР, показываются как обороняющаяся сторона, более того — высокоморальная и страдающая как от агрессивных советских противников, так и от бесчинств солдат СС, за которыми главные «герои» картины наблюдают, не мешая, впрочем, убивать людей и сжигать церкви.

Весь фильм пронизан идеей того, что истинные жертвы — сами немецкие танкисты, которые идут в бой только потому, что их накачивают наркотиками, которые «вынуждены» сражаться с агрессивными русскими и, более того, которые якобы совсем не причастны к зверствам.

Фрагмент из фильма Der Tiger.
© Кадр из фильма
Фрагмент из фильма Der Tiger.

Это, к слову, ещё один традиционный немецкий приём подмены понятий — «виноваты не все немецкие солдаты, а только СС».

Фильм, неприкрыто посвящённый оправданию нацистских солдат, особого резонанса и возмущения в Германии не вызвал, в отличие от другого события.

Во Фленсбурге владелец одного из местных магазинов на витрине разместил плакат, на котором заявил, что не обслуживает евреев «не потому, что он антисемит, а потому что просто их не переносит». В отличие от фильма «Die Tiger», случай с плакатом на витрине вызвал большую шумиху и, более того, использовался в политической среде для риторики против партии «АдГ» и её сторонников, утверждая, что подобные «вопиющие случаи стали следствием агрессивной националистической риторики и деятельности партии».

Немецкое общество постепенно переучивают. Западные политические элиты подготавливают Германию к «третьему походу на Россию», и для этого нужно переформатировать немецкое мышление.

Нетрудно это отследить и по риторике нынешнего канцлера ФРГ Фридриха Мерца. Говоря о России и возможном конфликте с ней, глава немецкого правительства буквально истекает реваншизмом. Он почти дословно повторяет нацистские образы и призывает сделать бундесвер крупнейшей и сильнейшей армией Европы «для защиты от России».

Подобная риторика вызывает тревогу у самих немцев. Так, популярная в Германии политик Сара Вагенкнехт, принявшая участие в организации антивоенной демонстрации в Берлине, заявила, что нынешние власти «как и во времена кайзера Вильгельма» и во времена Третьего рейха мечтают о том, чтобы снова сделать страну крупнейшей военной державой Европы, и назвала это безумием, которое основывается на незнании того, к чему приводит «немецкая мания величия».

Стремление Мерца к «реваншу» поддерживают и другие высокопоставленные немецкие политики. Бывший канцлер ФРГ Шольц также отличался своей антироссийской позицией и, хотя в самой Германии его было принято считать более «нейтральным», в реальности Мерц не изменил подход своего предшественника, а лишь продолжил его практически без изменений.

Министр обороны ФРГ Борис Писториус по праву считается одним из главных сторонников войны. Практически любое геополитическое событие он комментирует в свете критической неготовности Германии к войне с Россией, которую необходимо любой ценой исправить, так как воевать немцам «рано или поздно придётся». А зампредседателя правящей партии ХСС и депутат Европарламента Манфред Вебер и вовсе призвал организовывать кибератаки на Россию и остановить московское метро.

Писториус себя под Герингом чистит, чтобы лететь с Люфтваффе на восток.
© flickr.com/bundeswehrfoto
Писториус себя под Герингом чистит, чтобы лететь с Люфтваффе на восток.

Работа ведётся не только на уровне политической риторики. «Berliner Zeitung» пишет, что в Германии стали активно распространять листовки с чёрно-белым фото пленных немецких солдат, поверх которых красуется эмблема международного легиона ВСУ, с призывом отправиться воевать на Украину и «взять реванш вместе с украинскими освободителями».

Происходящее сейчас в Германии мало чем отличается от того, что происходило перед приходом к власти нацистов. Некогда крупнейшую и сильнейшую экономику Европы вгоняют в затяжной и долгий кризис, который усугубляется наплывом мигрантов и беженцев, при этом в народных массах культивируют те же идеи о некоем внешнем враге, которого нужно уничтожить, чтобы всё вновь стало хорошо.

Символика и внешнее публичное проявление лояльности к нацистской идеологии всё ещё вне закона, однако сами идеи уже вполне легализованы, особенно если они применяются по отношении к России и русским.

Как и во времена Гитлера, врагом и причиной всех проблем выставляют Россию, от которой Мерц, как и его нацистский предшественник, собирается «защищать» не только Германию, но и всю Европу.

Играть стараются как на привычной обиде за прошлые поражения, так и на традиционной для немцев идее особой роли Германии как «центра Европы». Ровно то же самое говорили и гитлеровские ораторы, и именно поэтому даже среди простых немцев особого фанатизма курс Мерца и его сторонников не вызывает, впрочем, только пока.

Как показал пример Украины, подмена понятий и героизация нацистов может заразить людей «коричневой чумой», даже если их собственные деды и прадеды проливали кровь, освобождая мир от гитлеровской заразы. В Германии же, где отторжение нацизма строилось в основном на страхе, а не на искреннем переосмыслении, почва для возвращения к античеловечной идеологии куда более плодородная.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама