План Трампа по Газе - не столько план мира, сколько инструмент управления палестинцами

Понятно, что мирный план Трампа по сектору Газа должен был, как ложка к обеду, появиться накануне решения по Нобелевской премии мира. Но не сработало... При этом осталось ощущение, что в арабских и мусульманских странах, одобривших этот план, не слишком вчитывались в то, что было написано чёрным по белому. Тем не менее одни нашли в нём редкие нотки осторожной надежды на завершение одной из самых мрачных глав современной истории Ближнего Востока. А вот другие подвергают этот план жёсткой критике, обвиняя автора в явной игре в пользу Израиля, в попытках шантажировать палестинцев, которым грозят голод и массовые убийства от рук израильтян.
Основные особенности плана Трампа по Газе хорошо известны и на бумаге выглядят вполне справедливыми и даже многообещающими. Напомним, что план призывает к прекращению огня между ХАМАС и Израилем, к освобождению всех заложников без исключения, к обмену пленными и самое главное - к демилитаризации Газы.
Также план учреждает «Совет мира», который будет работать под председательством Трампа и осуществлять надзор за гуманитарной помощью, что, как было замечено, автоматически оттесняет ХАМАС в этом направлении на второй план и наделяет Палестинскую администрацию исключительно символической ролью. Взамен Газе обещана международная поддержка и деньги на восстановление.
Однако, если внимательно изучить каждый пункт мирного плана Трампа по Газе, то становится очевидным его явный произраильский уклон. Еврейское государство получает немедленные и ощутимые преимущества, в то время как палестинцам не предоставляются ни гарантии соблюдения их прав, ни конкретные механизмы, которые могли бы заставить Израиль выполнять возложенные на них обязательства.

Вот несколько характерных особенностей плана Трампа, под которыми, можно и так сказать, автоматически подписались Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Пакистан, Иордания и Турция:
- все израильские заложники будут освобождены ещё до того, как будет освобождён первый палестинский пленник, что даёт Нетаньяху возможность отказаться от сделки в тот момент, когда он получит всех своих заложников;
- сектор Газа будет управляться «Советом мира» Дональда Трампа под руководством бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, которого окрестили «оружием массового обмана» после того, как он солгал о наличии в Ираке оружия массового уничтожения и стал участником убийства около миллиона иранцев в войне, основанной на лжи;
- принятие мирного плана Трампа резко сокращает территорию, подлежащую передаче под палестинский контроль, и резко контрастирует с требованием ООН о полном выводе израильских подразделений с территорий, оккупированных в 1967 году. Этот пункт практически уничтожает идею о создании суверенного палестинского государства;
- требование о полной демилитаризации ХАМАС игнорирует тот факт, что право на вооружённое сопротивление оккупационным силам защищено международным законодательством;
- при этом не указываются сроки вывода израильских войск из сектора Газа, что даёт Тель-Авиву возможность продолжать оккупацию в течение неопределённого времени, а Израиль будет иметь решающее слово в определении, достаточно ли «реформирована» Палестинская автономия или нет.
Кроме того, надо учитывать ещё и атмосферу «презентации» мирного плана Трампа, который в характерных для него безапелляционных выражениях заявил, что ХАМАС должен безоговорочно согласиться со всеми требованиями, что это его последний шанс, а иначе против ХАМАС разразится «ад, которого никто никогда не видел, но мир на Ближнем Востоке всё равно будет достигнут».
Мало того, что мирный план Трампа по Газе изначально носил ярко выраженный произраильский характер, уже задним числом премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху удалось внести в текст документа поправки, которые вызвали недовольство у арабских официальных лиц, принимающих участие в переговорах. По данным информированных источников, особое недовольство выразили представители Саудовской Аравии, Египта, Иордании и Турции.

Оказалось, что текст соглашения, представленного организации ХАМАС, принципиально отличается от версии, ранее подготовленной Соединёнными Штатами в координации с группой арабских и исламских стран. Как уже говорилось, буквально в последнюю минуту Нетаньяху добавил в текст поправки, превратив план Трампа из совместной инициативы в документ, отражающий приоритеты безопасности Израиля. И сделано это было кулуарно. Изменения, касающиеся условий и графика вывода израильских войск из Газы, были сделаны после многочасовой закрытой встречи посланника Белого дома Стив Виткофф и зятя Трампа Джареда Кушнера с Нетаньяху и его близким советником Роном Дермером.
В результате «правки» Нетаньяху вывод израильских войск из Газы напрямую увязан с прогрессом в разоружении ХАМАС. Более того, если Тель-Авиву что-то не понравится, он имеет право наложить вето на реализацию трамповского плана. Но, видимо, Нобелевская медаль мира была столь вожделенна, что Вашингтон, чтобы не портить обедню, пообещал ХАМАС рассмотреть выдвинутые претензии. Однако подчеркнул, что это не должно привести к пересмотру всего мирного плана Трампа.
Надо отметить, что состряпанный Трампом план по Газе содержит настолько унизительные для палестинцев требования, что ни составители этого плана, ни израильтяне до конца не верили в то, что лидеры ХАМАС согласятся выполнять прописанные в нём условия. Но тут надо понимать: ХАМАС вынужден был пойти на уступки ради того, чтобы остановить массовые убийства палестинцев...
Что касается Москвы, то Владимир Путин дал понять, что наше отношение к плану Трампа будет зависеть от того, насколько он совместим с движением к созданию функционирующего палестинского государства. По словам директора Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России Ивана Сафранчука, из речи российского лидера понятно: инициатива Трампа как попытка добиться именно дипломатического, а не силового решения конфликта имеет определённую поддержку Москвы. Однако у России много вопросов о том, как эта инициатива будет осуществляться, поскольку Тель-Авив выступает категорически против создания палестинского государства.
Между тем, напомнил Сафранчук, в соответствии с резолюцией ООН, такое государство было создано, но Тель-Авив поставил его в условия, мешающие нормальному функционированию. По мнению президента Путина, самым разумным было бы передать власть в Газе администрации президента Палестины Махмуда Аббаса.

Подводя итоги, надо отметить, что так называемый мирный план Трампа по Газе - это не столько план мира, сколько инструмент управления палестинцами. При этом ХАМАС выставлен единственным злодеем, как будто не было десятилетий израильской оккупации, многолетней блокады, бомбардировок, издевательств, насильственного изгнания палестинцев с их земель и десятков тысяч невинных жертв. И если Трамп действительно стремится к справедливому миру, то этот мир должен начинаться со слов правды. Должны быть осуждены преступления с обеих сторон, а не только со стороны ХАМАС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.