Биби саботирует план Трампа по сектору Газа

Президент Дональд Трамп ликовал в понедельник (29 сентября), когда объявил о плане по прекращению войны в секторе Газа. «Это важный, очень важный день, прекрасный день, возможно, один из величайших дней в истории цивилизации», - сказал Трамп, прежде чем изложить суть предложения.
Нетаньяху начал подрывать сделку ещё до того, как о ней было объявлено
Мирный план из 20 пунктов Donald Trump's 20-point Gaza peace plan in full предусматривает освобождение заложников и пленных, разоружение ХАМАС, беспрепятственную доставку гуманитарной помощи в сектор Газа, вывод израильских войск из сектора и создание технократического и аполитичного комитета по управлению сектором Газа, а также другие меры. Трамп заявил, что сделка решит проблемы тысячелетней давности и принесёт «вечный мир».
«И я говорю не только о секторе Газа, - добавил президент. - Это называется миром на Ближнем Востоке».
Но есть одна большая проблема, и «она» стояла рядом с Трампом, пока президент говорил. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху был в Белом доме в четвёртый раз с момента инаугурации Трампа в январе - ни один другой мировой лидер не приезжал туда больше двух раз. И ему не потребовалось много времени, чтобы начать чинить препятствия на пути к миру. На самом деле Нетаньяху начал подрывать сделку ещё до того, как о ней было объявлено.

Во время совместной пресс-конференции с Нетаньяху Трамп заявил, что арабские и мусульманские страны помогли разработать соглашение, и подчеркнул, что только один значимый игрок его ещё не принял: ХАМАС. Но, как сообщил во вторник Барак Равид из Axios, «соглашение, которое сейчас находится на рассмотрении ХАМАС, существенно отличается от того, о котором ранее договорились США и группа арабских и мусульманских стран, из-за вмешательства Нетаньяху». По словам источников Равида, «значительные изменения, которых требовал Нетаньяху», привели в ярость арабских чиновников, участвовавших в мирном процессе.
Изменения касаются двух деликатных вопросов - вывода израильских войск и разоружения ХАМАС. Они и были согласованы в ходе шестичасовой встречи с участием специального посланника США Стива Уиткоффа, зятя Трампа Джареда Кушнера, министра стратегических вопросов Израиля Рона Дермера и самого Нетаньяху.
Обновлённое предложение «привязывает вывод израильских войск к прогрессу в разоружении ХАМАС и даёт Израилю право вето на этот процесс», утверждает Равид. Более того, «даже если поэтапный вывод войск, предусмотренный предложением, будет завершён, израильские войска всё равно останутся в пределах периметра безопасности внутри сектора Газа "до тех пор, пока сектор Газа не будет должным образом защищён от любой вновь возникающей террористической угрозы". Это может означать, что они останутся там на неопределённый срок».
«Ядовитые пилюли» Биби
Многие критики Израиля интерпретировали комментарии Нетаньяху, опубликованные в понедельник, как свидетельство того, что он не намерен полностью выводить войска. В видеообращении, записанном в Вашингтоне, премьер-министр сказал: «Сейчас весь мир, включая арабский и мусульманский мир, оказывает давление на ХАМАС, чтобы тот принял условия, которые мы разработали вместе с Трампом, и вернул всех заложников - живых и мёртвых, - пока ЦАХАЛ [Армия обороны Израиля] остаётся в секторе».
5 октября правительство Израиля заявило, что в секторе Газа не действует режим прекращения огня. Несмотря на призывы президента Трампа к Израилю «немедленно прекратить бомбардировки Газы», Армия обороны Израиля продолжает убивать палестинцев по всему сектору.
Министерство здравоохранения Газы заявило, что число погибших в результате насильственных действий с 7 октября 2023 года достигло 67 139, а число раненых выросло до 169 583. Исследования показали, что эти данные скорее всего, существенно занижены. Сектор Газа занимает первое место по соотношению убитых комбатантов и некомбатантов, а также по уровню смертности относительно численности населения.
Более того, Нетаньяху раскритиковал идею создания палестинского государства, хотя в предложении говорится о «надёжном пути к палестинскому самоопределению и государственности». Он заверил, что палестинская государственность «не прописана в соглашении» и что израильская команда ясно дала понять, что «мы будем решительно выступать против создания палестинского государства».

Нетаньяху и раньше использовал своё влияние, чтобы саботировать мирный процесс под руководством США, часто к неудовольствию Белого дома. Как пишет Джонатан Лис из израильской газеты Haaretz, «с начала войны Нетаньяху неоднократно предпринимал шаги, чтобы сорвать переговоры и затормозить прогресс: Израиль выдвигал "ядовитые пилюли" - требования, которые невозможно было удовлетворить и которые блокировали переговоры; переговорным группам не давали достаточных полномочий для поиска компромиссов, что замедляло процесс взаимопонимания с ХАМАС».
Кроме того, под руководством Нетаньяху Израиль нарушил положения уже одобренного обеими сторонами соглашения, которое позволило установить режим прекращения огня в начале этого года, что привело к его краху. Нетаньяху может снова предпринять подобные шаги.
В докладе Лиса действительно есть причина полагать, что Нетаньяху наконец-то готов к миру. Ранее Нетаньяху считал продолжение войны залогом своего политического выживания, но на этот раз всё не так однозначно. «В Израиле наступают выборы, - пишет Лис. - Ожидается, что проведение предвыборной кампании, пока заложники остаются в плену, будет тяжёлым бременем для Нетаньяху, поскольку сделка по их освобождению пользуется широкой поддержкой, в том числе среди избирателей "Ликуда"».
Министры-экстремисты превыше всего
Нетаньяху, похоже, оказался в затруднительном положении между большинством израильских избирателей и экстремистской фракцией сторонников превосходства еврейской нации, от которой зависит его правящая коалиция. Эти ультранационалистические министры выступают против любого мирного соглашения и доказали свою способность саботировать дипломатические усилия, о чём откровенно заявил министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир в январе этого года.
«За последний год благодаря нашей политической силе нам удалось несколько раз предотвратить реализацию этой сделки», - написал Бен-Гвир в X. Он призвал других министров-экстремистов выступить против сделки, которая тогда рассматривалась: «Премьер-министр воздержится от подписания сделки только в том случае, если силы, выступающие против неё, будут достаточно сильны, чтобы помешать ему это сделать».

В связи с предложением о заключении новой сделки на этой неделе Бен-Гвир, министр финансов Бецалель Смотрич, министр по делам поселений Орит Сток и другие министры, выступающие за превосходство евреев, снова выступают против мира. И у них, возможно, есть рычаги влияния, чтобы снова добиться желаемого. «Если правительство Израиля одобрит этот план, это может привести к выходу из коалиции Партии религиозного сионизма Смотрича, а также Партии еврейского сильного государства Бен-Гвира», заявил TRT World израильский арабский политик Мтанес Шехаде. «Это также может привести к досрочным выборам, которые могут состояться уже в начале 2026 года».
С кем ты, премьер, будешь?
Итак, на чьей стороне Нетаньяху - израильских избирателей или министров-экстремистов? Стремление Трампа к миру, считает Лис, может дать Нетаньяху политическое прикрытие, чтобы он мог положить конец войне и добиться освобождения заложников. А может и не дать. «Теперь остаётся только ждать, перевесит ли давление со стороны Белого дома на премьер-министра Израиля давление, которое уже оказывают крайне правые министры Бен-Гвир, Бецалель Смотрич и Орит Строк».
Вот в чём загвоздка. Трамп, по имеющимся данным, пошёл на жёсткие меры, чтобы заставить премьер-министра Израиля поддержать новую сделку, пригрозив прекратить поддержку со стороны США, если Нетаньяху её отвергнет. Но Нетаньяху тоже известен своими жёсткими методами, и он найдёт способы саботировать мирный процесс, если Трамп не продолжит оказывать давление.
Маловероятно, что Трамп пойдёт на это. Действительно, в понедельник Трамп дал Нетаньяху зелёный свет на эскалацию конфликта в секторе Газа в случае провала сделки, а значит, и стимул для того, чтобы сделка состоялась.
Трамп предупредил, что, если ХАМАС не примет мирный план, Нетаньяху получит его поддержку в уничтожении группировки.
«Я бы полностью поддержал Израиль в его стремлении покончить с угрозой со стороны ХАМАС, но я надеюсь, что мы заключим мирную сделку. И если ХАМАС отвергнет сделку, что всегда возможно… как ты знаешь, Биби, мы полностью поддержим тебя в том, что тебе придётся сделать», - сказал Трамп.
Нетаньяху в своём вступительном слове на пресс-конференции также предупредил, что Израиль завершит операцию против ХАМАС.

Многие критики Трампа и Нетаньяху позволяют себе надеяться, что ХАМАС примет новый мирный план из 20 пунктов и что жестокая война в секторе Газа, которая длится уже почти три года, скоро наконец закончится.
Правда, мне кажется, что Нетаньяху, будучи проницательным политиком, не допустит этого. Ради жителей сектора Газа, оказавшихся в осаде, хочется в этом ошибаться. И Трамп, ради собственного авторитета, своей ближневосточной политики и своего наследия, тоже должен на это надеяться.
Переговоры в Газе выявили ключевые разногласия между Израилем и ХАМАС
ШАРМ-ЭЛЬ-ШЕЙХ, Египет, 6 октября (Reuters). В понедельник (6 октября) на курорте Шарм-эш-Шейх на Красном море делегации Израиля и ХАМАС провели первый день непрямых переговоров в Египте по плану президента США Дональда Трампа по прекращению войны в секторе Газа, обсуждая такие спорные вопросы, как требования к Израилю о выводе войск, а к ХАМАС - о разоружении. Переговоры начались с участием делегаций из Египта, США и Катара в качестве посредников.
Израиль и ХАМАС поддержали общие принципы плана Трампа, согласно которому боевые действия должны быть прекращены, заложники — освобождены, а в сектор Газа должна быть доставлена гуманитарная помощь.
Трамп призвал Израиль приостановить бомбардировки сектора Газа на время переговоров. Жители Газы заявили, что Израиль существенно сократил масштабы наступления, но не прекратил его полностью.
Переговоры начались накануне второй годовщины нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, которое спровоцировало войну. Боевики убили 1200 человек и взяли в заложники 251 человека. В результате ответной военной кампании Израиля погибло более 67 000 палестинцев, а большинство из 2,2 миллиона жителей Газы остались без крова и средств к существованию в анклаве, разрушенном непрекращающимися бомбардировками.
...Если верить профессору Королевского колледжа Холлоуэй Лондонского университета Майклу Спагату, эксперту мирового уровня в области смертности в ходе насильственных конфликтов, война в секторе Газа стала одним из самых кровопролитных конфликтов XXI века.