В Брюсселе затеяли большую денежную аферу

А был ли беспилотник?
Европейский союз вслух, не создавая даже видимости тайны и конфиденциальности, обсуждает вопрос «укрепления обороны в своём восточном воздушном пространстве». Этот ажиотаж возник после «вторжения российских беспилотников», и вот уже все обсасывают идею, озвученную Урсулой фон дер Ляйен, о проекте европейской «стены дронов» (European drone wall project).
Смешное в этой истории то, что европейские президенты и премьеры надувают щеки, обсуждая то, о чём никто толком слыхом не слыхивал. Параметры проекта тоже не понятны. Казалось бы, любые вопросы, связанные с безопасностью, обычно обсуждаются за закрытыми дверями, не посвящая в детали широкую общественность. А тут всё наоборот. Всем ясно только то, что это связано с «нашествием российских беспилотников», которые как будто бы видели над Польшей, Данией, Норвегией и ещё где-то.
А были ли русские беспилотники в небе над Европой? Например, никто не доказал, не привёл данных объективного контроля - ничего! - что некие дроны, проникшие 10 сентября в воздушное пространство Польши, прилетели из России, и что это некий злой умысел русских. Инсинуаций много, но доказательств - ноль.
Ещё больше вопросов к неопознанным дронам, которые в ночь на 23 сентября якобы висели над международным аэропортом Каструп в Копенгагене и, «вероятно», над аэропортом Гардермуэн в Осло.

История скорее комичная, чем трагичная. Датчане сообщили, будто неопознанные беспилотники над воздушной гаванью датской столицы «сразу исчезли», как только были обнаружены с земли. На вопрос журналистов, почему их не сбили, некий инспектор датской полиции Йенс Йесперсен, которого отрядили говорить с прессой, сказал, что «на земле рядом с аэропортом много жилых строений, и потому сбивать было опасно».
Норвежцы же сказали, что «возможные некие беспилотники» над аэропортом Осло «не имеют отношение к событиям за границей». То есть показали, что не хотели бы играть в эти игры с датчанами.
Более того, норвежцы разумно подчёркивают, что они «не поняли, что это было». «То, что было замечено, по-прежнему вызывает споры. Существует противоречивое понимание сделанных наблюдений», - заявил директор полицейского управления Осло Хокон Скулстад, чьи слова цитирует телекомпания NRK. «Мы сейчас расследуем это и собираем материалы, которыми располагают служба контроля за полётами Avinor, норвежские вооружённые силы и другие службы, чтобы увидеть это в контексте и прояснить то, что произошло на самом деле. Но до сих пор остаётся спорным, были там беспилотники или нет», - заявил Скулстад.
Одним словом, норвежцы подумали, что им удалось выскочить из сомнительной истории с непонятными для Норвегии и для всей Европы последствиями. Позиция официального Осло сильно портила общую картину, которую пытались нарисовать в Брюсселе.
«Всезнайство» просроченного и прозорливость «унтерменши»
Но тщетно старались норвежцы, да и все те, кто выражал сомнения по поводу того, что было в небе над Данией и Норвегией! Глава европейской дипломатии Кая Каллас обвинила Россию в «провокациях», комментируя инциденты с предполагаемыми нарушениями воздушного пространства европейских стран. «Невозможно, чтобы Россия случайно нарушала европейское воздушное пространство три раза за две недели. Москва тестирует европейские границы и нашу решимость. Она будет продолжать провоцировать, пока мы это позволяем», - заявила Каллас, не оставляя места другим версиям того, что случилось в Дании и Норвегии.

А затем подтянулись главные силы: Зеленский сказал, что «это дело рук России». И скандинавы, и все европейцы «поверили», точнее, взяли под козырёк.
В результате 1 октября в Копенгагене, который больше всего «пострадал» от нашествия неопознанных БПЛА, собрались лидеры 27 стран ЕС, чтобы обсудить, как противостоять нашествию русских дронов в будущем. Темой дискуссии стала как раз «стена дронов».
И вот здесь-то начинается самое интересное. Все вдруг «вспомнили», что проект европейской «стены дронов» предложила Урсула фон дер Ляйен аж две недели назад, 10 сентября, в своей ежегодной речи о положении дел в Евросоюзе. То есть идея этой «стены» родилась в тот же день, когда «русские» БПЛА вторглись в польское воздушное пространство.
«Русские» БПЛА прилетели в Польшу в ночь на 10 сентября. А уже утром того же дня у фон дер Ляйен молниеносно оформилась идея о защитной европейской «стене дронов», которую она и высказала в своей речи. Удивляет прозорливость фон дер Ляйен, помноженная на её технические знания и скорость принятия решений!
«Нам нужно действовать прямо сейчас. Европа должна дать решительный и единый ответ на вторжение российских беспилотников в наши границы. Именно поэтому мы предложим немедленно принять меры по созданию стены от беспилотников», - заявила уже на этой неделе фон дер Ляйен.
Совершенно понятно, что её заявление о «стене дронов» от 10 сентября не дошло до ума туго соображающих европейцев. Их нужно было разбудить. Поэтому и случился повторный залёт «русских дронов», уже на Копенгаген и Осло. И вот пожалуйста! «Стена дронов» - уже мейнстрим в Евросоюзе.
«Стена дронов»: «а не таится ли здесь перспектива распила денег евробюрократами?»
Так что это за проект, рождённый в ночь на 10 сентября и обретший новое дыхание только сейчас? Речь в общих чертах идёт, якобы, о создании совместного «щита» для более эффективного обнаружения, отслеживания и перехвата беспилотников в воздушном пространстве ЕС. «Стена», вроде бы, будет представлять собой не физический барьер, а скоординированную сеть дронов-наблюдателей, которые, возможно, будут использовать такие инструменты, как радары, акустические датчики и систему обмена данными.

По крайней мере, так утверждают европейские и американские издания, следуя общей установке, пытаясь создать наукообразный и правдоподобный вид данному проекту. Он, якобы, должен сэкономить европейцам деньги, которые они могут потратить на отражение русских дронов, используя дорогостоящие средства ПВО, включая авиацию.
Генсек НАТО Марк Рютте, который, мол, работает над «стеной дронов» совместно с ЕС, заявил, что Европа «не может тратить миллионы евро или долларов на ракеты для уничтожения беспилотников, которые стоят всего пару тысяч долларов». Но в этом ли дело?
Некоторые участники скоропостижного совещания в датской столице выразили надежду, что такая «стена» защитит Европу от русских БПЛА. Другие, не понимая, о чём конкретно речь, говорят, что этот проект может и не сработать.
Как именно будет выглядеть «стена дронов», сроки её создания и, главное, как она будет оплачиваться, - всё это якобы подлежит обсуждению. На том в Копенгагене и сошлись. Но остаются открытыми два ключевых вопроса: деньги и сроки.
«Мы не можем ждать целый год, пока это заработает», - заявил, например, бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который может позволить себе разумные рассуждения, выступая уже как частное лицо.
Расмуссен намекает на то, что нынешние пафосные разговоры о защите Европы от русских дронов упускают важнейшую деталь: проект потребует гигантских вложений, а быстрого эффекта, который нужен здесь и сейчас, не даст. И потому возникает вопрос: эффективно ли и куда уйдут деньги, если через год или два у еврочиновников появится возможность сказать, что стремительно развивающиеся технологии опередили тот проект, на который выделили деньги осенью 2025 года?
Вообще-то, если бы лидеры стран ЕС были по-настоящему самостоятельны, они могли бы задать вопрос прямо в лоб: «А не таится ли здесь перспектива распила денег евробюрократами?» Но таких нет, хотя вопрос всем понятен и висит в воздухе.
И прежде всего потому, что Урсула фон дер Ляйен уже была заподозрена в присвоении фантастических сумм из бюджета ЕС во время пандемии коронавируса, когда принуждала страны-члены выделять деньги на закупку вакцины у одной из ведущих западных фармкомпаний. Расследование коррупционного скандала было замято. Но осадочек остался.

Впрочем, последствия для фон дер Ляйен ещё могут наступить. В Европарламенте затеяли вторую попытку объявить импичмент главному евробюрократу по всё тем же основаниям, связанным с вакциной. Против главы Еврокомиссии выступили две полярные силы: правые популисты из фракции «Патриоты за Европу» и «Левые». Фон дер Ляйен, скорее всего, усидит в своём кресле и сейчас, и в случае новых попыток свалить её за то, что на руку нечиста. Но подобные мероприятия всё сильнее закрепляют за ней имидж воровки на доверии. И это имеет прямое отношение к финансированию проекта «стена дронов».
О чём не говорят, чему не учат в школе ЕС
Сейчас идея заключается в том, что Евросоюз должен будет помочь профинансировать проект «стена дронов», хотя, как именно это произойдёт, повторимся, никому не ясно. Комиссар ЕС по вопросам обороны и космоса Андрюс Кубилюс предлагает создать «комплексный набор финансовых инструментов ЕС, чтобы этот щит стал реальностью». В ЕС думают, что организация должна запустить некую новую программу, включающую кредиты, гранты и субсидии.
Между тем, аморфность идеи, отсутствие понятных технических решений и неясные сроки реализации оставляют у европейцев подозрение, что всё это - чушь, нацеленная на обкрадывание их стран евробюрократией.
И главное, все понимают надуманность угрозы «русских дронов», которая возникла внезапно и с непостижимой торопливостью. Просто никто в ЕС это вслух не скажет. Но в любом случае все эти доводы не могут не наводить европейцев на мысль о том, что в Брюсселе затеяли большую денежную аферу.
И всё дело может заключаться в том, что у членов Евросоюза осталось всего два месяца, чтобы представить некие проекты для финансирования из кредитного фонда блока в размере 150 млрд евро. В рамках отдельной программы ЕС выделяет 800 млрд евро на разработку нового европейского оружия до 2030 года.
Также в июне члены НАТО договорились увеличить расходы на оборону до 5% ВВП к 2035 году. Но до 2035 года - десять лет, и до этого ещё надо дожить. А пока никакого другого финансирования не предвидится до начала действия нового долгосрочного бюджета в 2028 году.

Думается, это и есть ключ к пониманию того, почему над Польшей, Данией и ещё где-то в Европе появились «русские беспилотники» и почему так скоро родилась идея проекта европейской «стены дронов». Кто же из евробюрократов, которые поняли, как легко наживаться, сидя в своём кресле, пройдёт мимо такого куша? Проектные задания, закупки, испытания и новые закупки - у Урсулы фон дер Ляйен и Ко. десятки способов оттяпать от 150 млрд жирный кусок для себя любимых и для тех, кто её поставил на место главы ЕК.
Кстати, именно поэтому никто не позволит, чтобы импичмент фон дер Ляйен состоялся.