Война на Украине: космический эшелон

Casus belli по-американски
Обещание Дональда Трампа передать Зеленскому «Томагавки» как бы повисло в воздухе: решение практически принято, а вот как украинцы собираются применять эти ракеты, не очень понятно. Вот в Вашингтоне и призадумалась... Но ровным счётом ничего не значит, поскольку многие ракеты, которыми ВСУ уже сегодня наносят удары по территории России, в принципе не могут применяться без космических разведданных, поступающих от Соединённых Штатов и их европейских союзников на регулярной основе. Причём, практически с самого начала специальной военной операции.
И вот 1 октября 2025 года издание Wall Street Journal прямым текстом сообщило, что США готовы передать Украине разведданные «для нанесения ракетных ударов по энергетическим объектам на территории России» - на всю дальность полёта «Томагавков». Это что, спрашивается, если не очевидный casus belli?..
По данным источников газеты, обсуждается также возможность поставки дальнобойных ракет, включая уже упомянутые КР «Томагавки» и малозаметные «Барракуды». Такое решение администрации США отражает изменение линии Белого дома, который ранее ограничивал использование Киевом уже поставленных ракетных систем большой дальности для ударов по целям в глубине территории России – прежде всего по нефтеперерабатывающим заводам, трубопроводам и энергетическим сетям. При этом, американские чиновники, утверждает WSJ, «просят» союзников по НАТО предпринять аналогичные шаги.

Отметим, что семейство высокоточных крылатых ракет стратегического и тактического назначения «Томагавк» хорошо известно военным экспертам. Отдельные образцы могут поражать цели на расстоянии до 2500 километров. Но носителями большинства таких ракет являются корабли и подводных лодки, чего у Украины нет, а сухопутных вариантов Соединённым Штатам самим не хватает.
Может быть, поэтому речь идёт и поставках «в комплекте» крылатых дозвуковых ракет средней дальности «Барракуда», которые могут поражать цели на расстоянии до 930 километров. При этом запуск КР «Барракуда» можно осуществлять с истребителей, бомбардировщиков и вертолётов, но есть модификации, применяемые и с наземных платформ.
Как всегда, возникает вопрос: что делать? Владимир Путин, выступая на заседании экспертного клуба «Валдай», дал ответ: «Будем сбивать!» В качестве уточнения к заявлению главы государства можно добавить, что Вооружённые силы России действительно обладают уникальной линейкой средств ПВО и ПРО, чего нет ни у кого в мире. Но этого, пожалуй, недостаточно.
Клин, как известно, вышибают клином. Другими словами, обороняясь –наступай. Ракетные комплексы, которые могут поступить в распоряжение ВСУ, в идеальном варианте необходимо уничтожать ещё до их приведения в боевую готовность – причём, с использованием всех имеющихся ударных систем. В связи с чем повышается степень точности определения координат возможных площадок для запуска ракет по нашей территории, где бы они не находились.
И здесь все средства хороши, начиная с БПЛА и заканчивая космическими аппаратами, позволяющими получать и обрабатывать информацию о состоянии группировок войск и военных объектов противника. Информация с орбиты является ключевым элементом наведения на цели систем высокоточного оружия.

Примечательно, что с начала специальной военной операции Пентагон и военные структуры других стран НАТО начали регулярно обеспечивать космической развединформацией Украину. По некоторым данным в интересах вооружённых сил Украины в настоящее время работают более 500 американских и европейских космических аппаратов, в том числе до 70 военных разведывательных спутников. Сюда же следует добавить около 6 тысяч спутников «Старлинк» Илона Маска, а также примерно 20 тысяч наземных терминалов, обеспечивающих управление и связь с подразделениями ВСУ всех уровней.
Вариант «Ястреб»
Ещё в конце 1950-х годов спецслужбам СССР стало известно, что американские специалисты начали разработку спутника-шпиона. Приступили к разработке космических аппаратов орбитального наблюдения и в Советском Союзе. С тех пор космическая гонка вооружений практически не прекращалась…
С началом эпохи холодной войны для американцев важнейшей целью стало вскрытие военных и оборонных объектов СССР на всю стратегическую глубину. Первая ставка была сделана на высотный самолёт стратегической разведки Локхид U-2, аппаратура которого позволяла детально разглядеть с высоты 20-22 километров такие сверхсекретные объекты, как Семипалатинский ядерный полигон, космодром Тюратам (впоследствии Байконур), заводы по изготовлению ядерного и химического оружия.
U-2 безнаказанно летал над территорией СССР пока 1 мая 1960 года не был сбит ракетным комплексом С-75. В 1962 году ещё один U-2 был уничтожен советскими зенитными ракетчиками над Кубой. Не принёс Вашингтону больших дивидендов и стратегический сверхзвуковой самолёт-разведчик SR-71 Blackbird («Чёрный дрозд»), техническими достоинствами которого являлись высокая скорость и большая высота полёта. Появление в СССР ЗРК С-200 «Ангара» заставило американцев, чтобы не рисковать жизнями пилотов, вывести эти дорогостоящие самолёты из эксплуатации и перейти на использование спутников-шпионов.

Советский Союз пошёл другим путём, начав активно развивать разведывательную беспилотную авиацию. В начале 1960-х годов советский авиапром первым в мире разработал беспилотный летательный аппарат тяжёлого класса Ту-123 «Ястреб» (другое обозначение – ДБР-1, дальний беспилотный разведчик), предназначенный для ведения фото- и радиоразведки на дальность до 3200 километров.
Комплекс состоял на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах, до 1979 года. Дроны-разведчики могли выполнять задачи над всей центральной и западной Европой (но по политическим мотивам такие полёты не выполнялись). Лётные характеристики этих БПЛА поражают и сегодня: крейсерская скорость составляла 2700 км/час (М=2,5), практическая дальность – 3560-3680 км, высота полёта: в начале маршевого участка – 22 800 м, в конце маршевого участка – 19 000 м.
Полёт и работа фотоустановок происходили по ранее заложенной программе. После разворота и подлёта к месту посадки автоматически включалась бортовая аппаратура радиопривода, выпускался тормозной парашют, и беспилотник начинал снижение. Приборный отсек разрабатывался как многоразовый, а вот остальная часть беспилотника была одноразовой – тормозной парашют не спасал от разрушения центральную и хвостовую части.
В 1970-х годах СССР опять-таки впервые в мире довёл до постановки на вооружение уникальные беспилотные летательные аппараты многоразового использования Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». «Стриж» предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронтана трансзвуковых скоростях и мог применяться в любых условиях и в любое время суток. Дальность полёта составляла до 1000 км. БПЛА «Рейс»предназначался для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе.

Беспилотники использовались в Афганистане, в Ливанской войне 1982 года. И, несмотря на почтенный возраст, до сих пор используются ВСУ уже в качестве ударных дронов.
В то время разведку уже вели и многочисленные советские спутники. 22 мая 1959 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли секретное постановление за № 569-264, предписывающее создание объектов под общим названием «Восток». Разработка была поручена подмосковному ОКБ-1, возглавляемому С.П. Королёвым, а расположенный в Куйбышеве (ныне Самара) завод № 1 (впоследствии завод «Прогресс») был обязан обеспечить изготовление двух ракет-носителей для вывода объектов «Восток» на орбиту.
Первоначально спутник-наблюдатель в технической документации имел название «Восток-2». Однако после полёта Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» космическому разведчику дали другое наименование - «Зенит-2». Под таким наименованием первый в мире спутник-наблюдатель и вошёл в историю военной космонавтики.
Практическая работа на орбите первого совестного аппарата наблюдения началась 17 марта 1962 года, когда в полёт вокруг Земли был отправлен объект ДС-2, в открытой печати получивший наименование «Космос-1». Затем на орбиту поднялись «Космос-2» и «Космос-3».
26 апреля 1962 года вышел на орбиту аппарат, получивший название «Космос-4». Его задачей было исследование космических лучей и радиационного пояса Земли. Эта информация требовалась учёным, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности пилотируемых полётов. Параллельно аппарат выполнил измерения уровня радиации до и после ядерных взрывов, которые американцы проводили в космосе по программе Starfish Prime. Считается, что полученные тогда снимки с орбиты фактически отодвинули планету от вполне реальной угрозы глобального ядерного конфликта.
В США убедились: русские видят их объекты и могут поразить. Это обстоятельство было учтено во время Карибского кризиса. В последующие годы были разработаны и запущены в серийное производство и другие типы аппаратов космического наблюдения серий - «Зенит», «Янтарь» и т.д.
Американская «Корона»
В США работы по созданию систем видовой космической разведки в рамках программы WS-117L вели ВВС и ЦРУ. По трём взаимосвязанным проектам –«Корона», «Сентри» и «Мидас». Лучшие результаты были достигнуты по проекту «Корона». В августе 1960 года США получили первые снимки территории СССР из космоса, необходимые американским специалистам для оценки советской ракетной программы. А в сентябре 1961 года было создано Национальное управление военно-космической разведки США.

К тому времени в эксплуатации уже находился первый спутник фоторазведки КН-2, замаскированный под гражданский космический аппарат «Дискавери-1».
Наиболее совершенными американскими спутниками детальной фоторазведки долгое время оставались аппараты КН-8 (Keyhole – «замочная скважина»), разработанные фирмой «Локхид». А усовершенствованный КН-11-6, выведенный на орбиту в 1984 году, стал самым «долгоживущим» американским спутником-шпионом. КН-11 и космический аппарат «Лакросс» разрабатывались прежде всего для разведки в интересах ЦРУ и Объединённого комитета начальников штабов. В рекламных материалах отмечается, что эти спутники могли «видеть» даже подземные цели на глубине до десятков метров и подводные лодки на двухсотметровой глубине.
Первым военным конфликтом, где роль космической разведки оказала решающее влияние на ход боевых действий, считается война в Персидском заливе 1990-1991 годов. В интересах коалиции во главе США тогда действовали 86 американских космических аппаратов. По оценкам американских специалистов, около 70% задач, возлагаемых на разведывательные спутники, имели тактический характер.
Космическая разведка также вела наблюдение за стратегическими объектами и деятельностью предприятий оборонной промышленности и проводила оценку эффективности ракетно-бомбовых ударов. Средствами космической разведки было сделано около 120 снимков, которые использовались в качестве временных карт для ведения боевых действий на территории Ирака и Кувейта.
В военной операция США и Великобритании против Ирака «Лис в пустыне», проведённой с 17 по 20 декабря 1998 года в зоне Персидского залива, было задействовано уже 102 аппарата. В войне против Югославии в 1999 году натовцы применили около 120 спутников различного назначения, в т.ч. 35 разведывательных и 27 навигационных. Отмечается, что 2 спутника радиолокационной разведки «Лакросс» обеспечивали получение изображений объектов на территории Югославии независимо от погодных условий в любое время суток.

В декабре 2019 года в США были созданы Космические силы как 6-й вид вооружённых сил. Предполагается, что после СВО ассигнования на военный космос возрастут, в том числе и на космические системы видовой разведки.
Космическая арифметика
Десять лет назад, 5 июня 2015 года, с космодрома Плесецк стартовала ракета «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту спутник «Космос-2505». Этот аппарат стал последним представителем семейства «Янтарь» – советских и российских спутников видовой разведки.
Спутники «Янтарь» оснащены высокоточной оптикой, способной фиксировать объекты размером до 30 см. Отснятые снимки доставлялись на Землю в двух специальных капсулах, а также в капсуле, доставляемой на Землю при сходе аппаратов с орбиты. Более современные аппараты уже передают данные при помощи радиоканала.
Сегодня на орбите службу несут уже военные спутники 3-го поколения - «Персона», предназначенные для получения снимков высокого разрешения и оперативной их передачи на Землю по радиоканалу. В средствах массовой информации проходили сообщения, что один из спутников этой серии («Космос-2486») использовался во время операции ВКС России в Сирии. А теперь на смену аппаратам «Персона» приходят спутники «Раздан», позволяющие получать изображение с ещё большим разрешением.
Успешно действует российская космическая группировка спутников «Ресурс-П», предназначенная для дистанционного зондирования Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах электромагнитного спектра. А серия специализированных спутников видовой разведки «Барс-М» применяется для системы наблюдения и подробной фотосъёмки земной поверхности. Точная картографическая съёмка используется для создания цифровых карт, предназначенных для загрузки в системы наведения крылатых и баллистических ракет.

Всего на 1 октября 2025 года на орбиту выведено 2750 аппаратов серии «Космос». Отметим, что в их числе не только спутники военного назначения, но и аппараты, предназначенные для научных, технических и других мирных исследований. Но военные задачи в наше неспокойное время по-прежнему актуальны.
В этом году Россия провела 13 космических запусков, в ходе которых на орбиту были выведены 16 аппаратов серии «Космос». Так, 13 сентября ракета-носитель «Союз» с космодрома Плесецк вывела в космос два аппарата – «Можаец-6», предназначенный для создания алгоритмов астронавигации, и аппарат для работы в интересах Минобороны. Однако Соединённые Штаты провели в этом году 131 запуск, Китай – 59.
Такая вот космическая арифметика. Делайте выводы.