Сможет ли Трамп сделать Америку снова великой, если Америки он не знает
Америка Сеулу посулила АПЛ
Кто не знает, что президент США Дональд Трамп падок на примитивную лесть, что он буквально тает, когда гости Овального кабинета раболепно именуют его великим мировым лидером. Но вот что интересно: как бы отреагировал «рыжий Донни», если бы кто-то набрался смелости и выложил всю правду о его крайне легкомысленных заявлениях?
Одно из последних он сделал в конце минувшего октября, вскоре после официального визита в Республику Корея. В частности, Трамп заявил, что якобы сумел договориться в Сеуле о крупнейших финансовых вливаниях этой страны в давно уже находящуюся в кризисном состоянии кораблестроительную отрасль Соединённых Штатов.
По такому случаю Трамп хвастливо написал в одной из социальных сетей: «Наш военный союз крепок как никогда. Исходя из этого, я дал им (южнокорейцам. - Авт.) разрешение на строительство атомной подводной лодки вместо устаревших и гораздо менее манёвренных дизельных подводных лодок, которые у них есть сейчас. Южная Корея будет строить атомную подлодку на верфях Филадельфии, прямо здесь, в старых добрых США. Судостроение скоро вернётся по-крупному в нашу страну».
Тут же последовали разъяснения: во время переговоров в Корее речь действительно заходила о технических возможностях расположенной в штате Пенсильвания верфи Hanwha Philly Shipyard, основанной в 1996 году. Ранее известная как Philadelphia Shipyard Inc., эта верфь почти три десятилетия выпускала океанские танкеры, включая Aframax дедвейтом 115 тысяч тонн, контейнеровозы и газовозы. Часть этих судов строилась по заказам ВМС США.
Но вскоре американские военные моряки потеряли интерес к предприятию. Как результат, дела на верфи пошли всё хуже и хуже. В итоге к началу 2025 года бывшая Philadelphia Shipyard Inc. за 100 миллионов долларов была продана южнокорейцам. И вот теперь стало окончательно непонятно, чем верфь будет заниматься при новых хозяевах.
Одновременно в Сеуле дозрело мнение, что на фоне обостряющихся военно-политических реалий на Тихом океане их стране необходимо срочно обзаводиться собственными ударными атомными подводными лодками. Поскольку, мол, соседняя (и откровенно недружественная к Республике Корея) Hanwha Philly Shipyard уже вовсю ведёт работу в этом направлении. Более того, в марте нынешнего года Пхеньян по государственному телевидению впервые продемонстрировал миру внушительный корпус первого северокорейского ракетного атомохода, в большой спешке достраивающегося в неизвестно где расположенном заводском цеху.
Южной Корее, флот которой пока обладает лишь десятком куда менее мощных, хотя и весьма современных дизель-электрических подлодок (первая была спущена на воду совсем недавно, в 2018 году) с ограниченным радиусом действия, противопоставить этой нарастающей «угрозе с Севера» сегодня просто нечего, даже при том, что Республика Корея является одним из признанных лидеров мирового кораблестроения. А её многочисленные верфи давно доказали способность в кратчайшие сроки строить корабли любого водоизмещения и назначения для работы в Мировом океане.
Кроме атомных подводных лодок. Главным препятствием на этом пути для Сеула до сих пор было американо-корейское соглашение об исключительно мирном использовании атомной энергии, обновлённую редакцию которого стороны подписали в 2015 году. При этом документ всё же допускает переработку отработанного топлива и обогащение урана в Южной Корее, однако в ограниченных объёмах и обязательно ниже уровня в 20%. Причём только для исследовательских целей, а также в области гражданской энергетики. Проще говоря, для строительства АЭС у себя в стране и на экспорт.
Поэтому у южнокорейцев было всего два выхода. Либо выпрашивать готовый ядерный реактор вместе с соответствующим отсеком для будущей атомной подводной лодки у американцев, либо самим срочно приступать к его проектированию на основе низкообогащённого урана. И делать его не особенно мощным и столь же компактным, как, к примеру, на АПЛ, построенных по программе Barracuda ВМС Франции.
В общем, совершенно не случайно во время визита Трампа в Сеул президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён первым делом напрямую попросил американского коллегу «разрешить поставки топлива для атомных субмарин» в его страну. Трамп, насколько стало известно прессе, тут же ответил согласием.
Во всяком случае, по словам советника президента РК по вопросам внешней политики и национальной безопасности Ви Сон Лака, в прошлом месяце с США было достигнуто «взаимопонимание в переговорах, которое позволит Сеулу получить доступ к технологиям обогащения и переработки топлива на уровне Японии».
Сделка с подвохом
Вероятно, тогда же в мозгу американского лидера и поселилась шальная мысль о том, что хорошо бы эту крайне дорогостоящую военную программу тихоокеанских союзников по строительству для них многоцелевых подводных атомоходов (которых, по мнению зарубежных экспертов, будет не менее четырёх в серии на общую сумму в 25-30 миллиардов долларов) перетащить в Филадельфию. Чтобы, дескать, победно загрузить тамошнюю верфь новыми рабочими местами и дополнительными миллиардами долларов чужеземного происхождения.
То есть ещё месяц назад для «рыжего Донни» всё вроде бы выглядело просто тип-топ, и он удовлетворённо потирал руки. Но дальше…
Уже в первую неделю ноября всё пошло прахом. Новые владельцы верфи в Филадельфии, видимо, успели разобраться, что их свежеприобретённая Hanwha Philly Shipyard, расположенная на территории США, технологически не готова строить субмарины с ядерными энергетическими установками. И Сеул одну за другой начал отправлять в Вашингтон военно-экономические «чёрные метки».
Сначала 8 ноября на слушаниях в Национальной ассамблее в Сеуле министр обороны РК Ан Гю Бак осторожненько так намекнул на полную несостоятельность едва зародившихся очередных мечтаний Трампа: «Philly Shipyard имеет существенные недостатки с точки зрения технологических возможностей, кадрового состава и оборудования. Поэтому пока мы обсуждали только общий принцип».
А далее и вовсе поставил мечтателя-Трампа в положение безответственного трепача: «На переговорах (с президентом США. - Авт.) не было сказано ни слова о том, где строить атомные подводные лодки - в Корее или в США». Мало того, на другой день премьер-министр Южной Кореи Ким Мин Сок в местном Законодательном собрании вообще камня на камне не оставил от прожекта Вашингтона: «На данный момент, насколько мне известно (у верфи Hanwha Philly Shipyard. - Авт.), нет такой возможности». О чём уже говорилось - строить АПЛ.
В общем, как полагают аналитики штатовского интернет-издания USNI News, на сегодняшний день диспозиция с этой сделкой такова. Ударные атомные субмарины Сеулу для паритета с КНДР в Тихом океане нужны срочно. Во всяком случае, сразу после 2030 года, когда в Северной Корее предполагается спустить на воду и ввести в боевой состав ВМС Корейской Народной армии первый ударный отечественный подводный атомоход.
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами свою первую атомную субмарину Южной Корее наверняка придётся строить на территории страны. И собственными силами. Разве что в целях ускорения работ, предварительно договорившись с Вашингтоном о том, что, по крайней мере, на первой из таких субмарин в качестве компромисса будет установлен американский ядерный реактор. А там, как надеются в Сеуле, подоспеют и собственно южнокорейские энергетические установки того же типа.
И тут возникает закономерный вопрос: почему для коренной модернизации подводных сил южнокорейских ВМС свет клином сошёлся на филадельфийской верфи, технически слабосильной и вообще не приспособленной для строительства АПЛ? Что мешало Трампу разместить намечавшийся многомиллиардный контракт где-нибудь ещё на территории США? К примеру, там, где уже давно строят атомные подводные лодки для ВМС Соединённых Штатов?
Вот тут-то мы и подходим, возможно, к самому главному в этой удивительной истории.
Альтернативы не существует
Трудно в это поверить, но, кажется, американцы утратили способность строить и ремонтировать атомные подводные лодки даже для себя. По крайней мере, такой вывод следует из октябрьской (2025 года) публикации Bloomberg под буквально кричащим заголовком «США спешат восстановить могущество своего подводного флота, пока их не догнал Китай».
Для начала авторы всеми красками нарисовали жутковатую ситуацию с кораблестроением в США - в этой, ещё недавно доминировавшей в Мировом океане, страны: «Подводный флот США встал в длинную очередь на ремонт и обслуживание. Некоторые атомные субмарины, по информации издания, простаивают в верфях с 2015 года. Причина в нехватке человеческих и материальных ресурсов. А также в целой серии неверных оценок и решений, которые принимались в течение последнего десятилетия».
В результате, предупреждает издание, под угрозой оказались сразу две важнейших для восстановления былого могущества ВМС США кораблестроительных программы: по спуску на воду новейших ударных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами типа «Колумбия» и многоцелевых «Вирджиний».
Первые в количестве 12 единиц с баллистическими ракетами «Трайдент» (предельная дальность стрельбы до 11 тысяч километров) на борту по планам Пентагона должны прийти на смену стареющим штатовским «стратегам» типа «Огайо». «Эта субмарина длиной 170 метров и наибольшей шириной 13 метров имеет подводное водоизмещение свыше 20 000 тонн, являясь самой большой подводной лодкой в США», - уточняет Bloomberg.
Головной из запланированной дюжины таких атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения под названием «Колумбия» американцы рассчитывали ввести в строй в октябре 2027 года. Однако уже определённо известно, что ничего у них к сроку не получится.
Сроки сдачи «Колумбии» флоту пока что предварительно сдвинуты на март 2029 года. Ибо общая стоимость ещё недостроенного корабля по сравнению с запланированной в 2021 году уже увеличилась на 12%. И достигла уровня как минимум 16,1 миллиарда долларов. И это вряд ли предел.
Строительство второго «стратега» того же типа под названием «Висконсин» было начато более года назад, на сегодня тоже на 12% отстаёт от утверждённого графика. О чём Счётная палата США с большой обеспокоенностью доложила заокеанской общественности в докладе, вышедшем в июне 2025 года.
Немногим лучше и состояние программы ввода в строй ВМС США многоцелевых атомных подводных лодок класса «Вирджиния», которые должны, как рассчитывает Пентагон, поскорее заменить устаревшие атомоходы типа «Лос-Анджелес», принятые в боевой состав ещё в 70-е годы прошлого века.
Пока же построено 24 «Вирджинии». «Ввод очередной партии из десяти лодок задерживается на 36 месяцев. А следующих десяти - на 24 месяца», - поделился своими и адмиральскими тревогами Bloomberg. И продолжил: «Такое отставание ставит под угрозу обязательства США в рамках соглашения AUKUS, которым предусматривается поставка подводных лодок типа "Вирджиния" в Австралию и оказание помощи Канберре в создании собственного атомного флота.
В рамках согласованного плана США должны продать Австралии три субмарины типа "Вирджиния". Две действующие лодки из состава флота должны быть переданы в 2032 и 2035 годах. А третью предстоит построить и поставить в 2038 финансовом году».
«Нам надо действовать по принципу "Свистать всех наверх!", чтобы выйти на рассчитанный производственный показатель по спуску на воду 2,3 новых субмарины в год», - заявил недавно в сенатском комитете по делам вооружённых сил адмирал Дэрил Кодл, недавно утверждённый в должности начальника штаба ВМС США.
Между тем к 2028 году Пентагон, чтобы достойно противостоять в океанах Китаю и России, намерен был строить ежегодно по одной атомной подводной лодке типа «Колумбия» и по две типа «Вирджиния». Однако с 2022 года производство на американских верфях замедлилось до 1,2 субмарины в год.
Китай шагает впереди
Для сравнения: Военно-морские силы Китая ежегодно строят от 4,5 до 6 атомных подводных лодок. В докладе Министерства обороны США за 2023 год дан прогноз, что такими темпами к 2035 году Китай сможет увеличить свои подводные силы до 80 субмарин. А у Штатов на сегодня - 71 лодка.
«Из этого можно сделать определённые выводы о некоторых возможных проблемах, связанных с будущим ВМС США в регионе. И о том, достаточно ли у Америки сил для сдерживания вероятного противника», - заявил старший научный сотрудник Института оборонных и стратегических исследований в Сингапуре Коллин Кох. Но с чего это вдруг образовалась такая проблема в кораблестроительной отрасли Соединённых Штатов?
Причины широко известны: после эпидемии ковида за океаном безвозвратно потеряны многие тысячи квалифицированных кадров. Кораблестроительные заводы и верфи готовы в течение следующего десятилетия принять до 14 тысяч рабочих и инженеров. Но мало кого из молодых людей привлекает такая перспектива, куда проще и доходней заниматься финансовыми спекуляциями на биржах.
В свою очередь, капитан 1 ранга ВМС США в отставке Джерри Хендрикс на страницах журнала American Affairs Journal в 2024 году объясняет текущие проблемы массовым закрытием государственных кораблестроительных предприятий в 1990-х годах и отменой программы строительства современных подводных лодок типа «Си Вулф». Из запланированных 29 лодок этого типа было построено только три.
«Потребовались десятилетия и целая серия неверных оценок и неудачных решений, чтобы опуститься до нынешнего состояния неготовности», - написал Хендрикс, который сейчас курирует усилия США в области спасения заокеанского кораблестроения в административно-бюджетном управлении Пентагона.
В общем, с новыми атомными подводными в самих США всё очень и очень проблематично. Где уж там затевать подобную стройку ещё и в интересах Сеула? Такая вероятность могла возникнуть разве что в голове Трампа, который, по всей видимости, не понимает разницы между шоу-бизнесом и промышленностью. Поэтому теперь даже в Сеуле сомневаются, сможет ли он сделать Америку снова великой.