В Сеуле от Трампа откупились копией короны Силла. Получилось недорого
Танцуй пока президент
Начало было положено уже в Малайзии. Не успев выйти в Куала-Лумпуре из самолёта Air Force One, Трамп тут же, на красной дорожке, исполнил перед встречающими свой коронный танец под мелодию песни «Y.M.C.A.» группы Village People, сопровождаемый сумбуром из жестов, ужимок и гримас. С тем и направился на 47-й саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Вообще-то, президенты США редко посещают Малайзию, Трамп по счёту третий. Причиной, побудившей Трампа приехать в Малайзию, стал форум АСЕАН, хотя, как известно, к многостороннему сотрудничеству нынешний президент США относится скептически.
А ситуация обязывает, поскольку совокупный ВВП стран АСЕАН составляет около 4 трлн долларов и производит до 40% импортируемых Штатами товаров. Кроме того, после введённых Трампом пошлин (от 10 до 40%) лидеры АСЕАН выступили с заявлением, в котором отметили, что меры хозяина Белого дома «создают значительные риски для многосторонней торговой системы и стабильности глобальных цепочек поставок».
Но Трамп, по всей видимости, намёк не понял и продолжил гнуть свою линию. В частности, Трамп заключил торговые соглашения с Малайзией и Камбоджей, а также рамочные соглашения с Таиландом и Вьетнамом, которые дают США ряд очевидных преимуществ, в том числе отмену многих тарифных и нетарифных барьеров для экспорта из США.
Выгоды оппонентов менее очевидны, поскольку им не удалось договориться о снижении тарифов, зато Трамп выдавил из них согласие на закупку американских товаров и сырья. Например, малазийские компании обязались приобрести американские полупроводники, оборудование для центров обработки данных и аэрокосмическое оборудование на сумму почти 150 млрд долларов.
Но не только торговые проблемы побудили Трампа поехать в Малайзию. Ему «очень хотелось», как сообщают информагентства, увидеть подписание мирного соглашения между Таиландом и Камбоджей. Присутствие на подписании документа потребовалось Трампу, чтобы укрепить свой авторитет «международного миротворца».
Авианосец «Джордж Вашингтон» и дух войны
Правда, об этом амплуа американский президент напрочь забыл, посещая Японию, где преобладали исключительно воинственные мотивы. Особенно митинг, устроенный им вместе с премьер-министром Японии Санаэ Такаити на авианосце «Джордж Вашингтон».
Выступая перед экипажем, Трамп заявил, что никто в мире не производит столько боеприпасов, ракет и самолётов, как Соединённые Штаты. «А если и производит, то американский моряк готов сокрушить их, потопить, уничтожить и стереть с лица земли», - угрожал Трамп. И признался, что сам хотел стать адмиралом, так как ему нравится морская форма.
Следом Трамп повёл речь об укрепления «американо-японского» военного союза. При этом особо отметил, что подписано соглашение между правительствами двух стран о наращивании поставок американских ракет средней дальности AMRAAM для японских F-35, которые прибудут в ближайшее время.
На радостях премьер Такаити назвала авианосец «Джордж Вашингтон» символом защиты мира, а американо-японский альянс - «величайшим в мире» и пообещала ускорить разработку нового плана увеличения расходов на оборону, а также обновлённой стратегии национальной безопасности.
В это время глава Пентагона Пит Хегсет, который находился вместе с Трампом в Японии, вёл переговоры со своим японским коллегой Синдзиро Коидзуми. По словам главы министерства войны, как в настоящее время официально называется это ведомство, только тесное взаимодействие двух армий может эффективно противостоять растущей военной активности Китая.
«Угрозы, с которыми мы сталкиваемся, реальны и неотвратимы. Беспрецедентное наращивание военной мощи Китая и его агрессивные военные действия говорят сами за себя. Не заблуждайтесь: наш альянс имеет решающее значение для сдерживания китайской военной агрессии, реагирования на региональные непредвиденные обстоятельства и обеспечения безопасности наших стран», - сказал Хегсет.
Не остались в стороне и торговые связи между США и Японией. В ходе переговоров был заключён ряд сделок, в том числе согласована инвестиционная программа на сумму 550 млрд долларов, которая будет сосредоточена на «энергетике».
Подписано также соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения редкоземельными минералами, столь необходимыми и в области военного производства. В документе, опубликованном Белым домом, говорится о «расширении сотрудничества в области совместных возможностей, представляющих взаимный интерес, в стратегических научно-технических дисциплинах». Отмечены такие приоритетные области, как искусственный интеллект, передовые мобильные сети, биотехнологии, термоядерная энергетика и освоение космоса.
Всё это позволило Трампу и Такаити заявить о прорыве в двусторонних отношениях и приближении «нового золотого века» для постоянно растущего «американо-японского альянса».
«Золото» Трампа
Нечто подобное Трамп рассчитывал добиться и от Южной Кореи, ставшей конечным пунктом его азиатского турне. Однако визит в эту страну обернулся для американского президента настоящим провалом, поскольку на его требование инвестировать 350 млрд долларов в американскую экономику здесь ответили отказом.
Как заявил президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён, у страны нет таких средств. Он попросил США разрешить переработку ядерного топлива для подводных лодок. По договору между странами, Сеул не может сделать это без согласия Вашингтона.
При этом Ли выразил уверенность, что в конечном счёте страны придут к согласию. По его мнению, это произойдёт, потому что США лидируют в продвижении «ценностей демократии и системы свободного рынка». А чтобы сгладить разногласия, мудрый Ли подарил Трампу копию золотой короны королевства Силла, а также орден Мугунхва - высшую корейскую награду страны в виде пояса и медали.
Следует отметить, что Трамп неоднократно высказывал готовность встретиться с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном и даже допускал возможность такой встречи во время своего нынешнего пребывания в Южной Корее. «Я бы с удовольствием встретился с ним, если бы он захотел. Я прекрасно ладил с Ким Чен Ыном. Он мне нравился. Я ему нравился. Если он захочет встретиться, я буду в Южной Корее», - намекал Трамп перед турне в Азию.
Однако в Пхеньяне не стремятся к встречам на высшем уровне, отвергая концепцию Трампа «Мир через силу».
Да и доверять Трампу нельзя, заявляют в Пхеньяне. А посему там прежде всего заботятся об укреплении своей безопасности, и очередным свидетельством тому стали новые испытания баллистических ракет, проведённые накануне визита хозяина Белого дома в Южную Корею.
Как известно, американский президент планировал принять участие в саммите АТЭС, который в это время проходил в южнокорейском городе Кёнджу. Однако в последний момент отказался, поскольку предпочитает дипломатию один на один. Тем не менее пренебрежительное отношение Трампа к формату АТЭС, как отмечает Associated Press, может ухудшить репутацию Америки в регионе.
Поговорили...
Не секрет, что главным моментом азиатского турне Трампа должна была стать встреча с председателем КНР Си Цзиньпином. Это подчёркивал и сам Трамп, рассчитывая, что разговор продлится «три, четыре часа». Однако встреча, которая состоялась в южнокорейском Пусане, продлилась всего час сорок минут. И вряд ли её, несмотря на все потуги Трампа расположить к себе китайского лидера, можно назвать судьбоносной.
Действительно, в ходе переговоров были достигнуты договорённости о том, что Китай откладывает введение объявленных мер контроля над экспортом редкоземельных металлов, а Трамп согласился отложить введение штрафных 100%-ных пошлин и снизить пошлины на товары, которые США считают связанными с наркотическим веществом фентанилом. Китай также обязался увеличить импорт сельскохозяйственной продукции из США. И это всё.
Как можно судить по сообщениям информагентств, военно-политические вопросы вообще не затрагивались, была обойдена стороной и проблема Тайваня, стороны не касались и требования к Пекину о прекращении покупок энергоносителей у России. Единственное, что можно отметить, так это то, что, по словам Трампа, лидеры двух стран обсудили украинский конфликт и пришли к выводу, что будут работать вместе, чтобы остановить войну России с Украиной.
Кстати, после встречи с американским президентом китайский лидер направился на саммит АТЭС и выступил с речью, в которой заявил, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона должны укреплять взаимовыгодное сотрудничество, эффективно использовать новые возможности, противостоять новым вызовам и вместе строить устойчивое и светлое будущее. И косвенно предупредил их, как сообщает The New York Times, чтобы они не присоединялись к США в стремлении снизить зависимость мира от китайских цепочек поставок.
Ядерный демарш
То, что к США следует относиться со значительной степенью осторожности, свидетельствует и заявление Трампа о ядерных испытаниях, которое прозвучало в конце его азиатского турне. Напомню, что, направляясь на встречу с Си Цзиньпином, Трамп объявил о том, что приказал Пентагону начать испытания ядерного оружия. А позже уточнил: «В связи с программами испытаний, проводимыми другими странами, я поручил министерству войны начать испытания нашего ядерного оружия на равноправной основе. Этот процесс начнётся немедленно».
Объяснился Трамп уже в соцсетях: «Из-за колоссальной разрушительной силы я ненавидел это делать, но выбора не было! Россия на втором месте (по ядерным арсеналам), а Китай - на третьем, но сравняется с остальными в течение пяти лет».
Эмоциональное заявление Трампа буквально взорвало мировое сообщество. С одной стороны, не очень понятно, чем вызвана такая реакция, так как ни одно ядерное государство не проводило ядерных испытаний. На этот вопрос не смогли ответить даже представители высшего командования вооружённых сил США. Правда, глава Пентагона Пит Хегсет назвал решение Трампа ответственным шагом, который будет содействовать ядерному сдерживанию.
А с другой стороны, о каком ядерном сдерживании может идти речь, если в ответ на испытания ядерного оружия в США другие ядерные государства ответят такой же монетой? Скорее всего, это уже будет гонка вооружений, чреватая трагическими последствиями для всей планеты.