Ливану дали «последний шанс» разоружить «Хезболлу»
© globallookpress.com
Сторонники «Хезболлы» на траурной церемонии в день Ашуры в Бейруте.

Ливану дали «последний шанс» разоружить «Хезболлу»

Министерство обороны Израиля подсчитало, что на сегодняшний день более 120 000 тонн военной техники, боеприпасов, систем вооружения и средств защиты доставлены из США Израилю с помощью 1000 самолётов и примерно 150 морских судов
27 ноября 2025, 11:00
Реклама
Ливану дали «последний шанс» разоружить «Хезболлу»
© globallookpress.com
Сторонники «Хезболлы» на траурной церемонии в день Ашуры в Бейруте.
Читайте нас на: 

«Хезболла» - камень преткновения и реальная сила Ливана

Даже ослабленные израильскими действиями позиции «Хезболлы», которая сохраняет своё оружие и стратегическое покровительство со стороны Ирана, как военно-политической силы остаются непоколебимыми. Считается, что из всех действующих сегодня в Ливане политических партий и движений только шиитская «Хезболла», созданная в 1982 году усилиями иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в самый разгар 15-летней гражданской войны, оказалась единственной политической организацией, чьё военное крыло вполне официально сумело сохранить оружие, в том числе тяжёлое, для того чтобы бороться с израильской оккупацией юга Ливана. После вывода израильских войск из Ливана в 2000 году «Хезболла» осталась влиятельной силой, к явному неудовольствию Израиля и его американских покровителей. 

Это оружие «Хезболла» сумела сохранить и после окончания войны в 2006 году, и после того, как ООН приняла в 2008 году соответствующую резолюцию, требующую разоружения всех без исключения ливанских группировок. Действительно, с одной стороны, военное крыло «Хезболлы» обладало необходимой для обороны Ливана силой, намного превосходящей мощь ливанской армии. С другой, «Хезболла» являлась своего рода магнитом, который притягивал на себя удары Израиля по позициям палестинцев в Секторе Газа.

И сегодня «Хезболла» остаётся одной из самых мощных вооружённых группировок региона, которая вела сразу несколько войн с Израилем и возглавила кампанию, которая вынудила его уйти из Южного Ливана в 2000 году.

Группировка «Хезболла» обстреляла ракетами север Израиля, ноябрь 2024 г.
© globallookpress.com
Группировка «Хезболла» обстреляла ракетами север Израиля, ноябрь 2024 г.

Так продолжалось вплоть до октября 2023 года, когда «Хезболла» начала обстреливать ракетами Израиль из Ливана в качестве «фронта поддержки» ХАМАС и палестинцев. К этому времени «Хезболла» из военно-политической группировки превратилась в мощную политическую организацию - своего рода государство в государстве, - диктующую политическую волю другим политическим организациям Ливана.

В сентябре 2024 года Израиль расширил свои атаки, начав с взрыва тысяч пейджеров и раций, используемых «Хезболлой». Затем, спустя несколько дней, израильтяне обрушили целую серию мощных авиаударов, в ходе которых погибли командиры и сотни бойцов «Хезболлы», а также мирные жители. Самым большим ударом для ливанских шиитов стало убийство лидера «Хезболлы» Насраллы. Вскоре Тель-Авив расправился и с другими видными лидерами «Хезболлы». Новым главой повстанцев стал Наим Касем.

«Хезболла», особенно её военное крыло, после смерти Насраллы в значительной степени ушла в подполье. Официальные лица заявляют о том, что «Хезболла» работает над устранением пробелов в разведке и контрразведке, которые привели к тому, что Израиль успешно разделался со своими военными и политическими противниками.

Разоружать или не разоружать, вот в чём вопрос

Первым декретом, принятым в начале 2025 года избранным новым ливанским президентом, стал закон о разоружении «Хезболлы». Многие ливанцы тогда надеялись, что правительство Джозефа Ауна возьмёт курс на внутреннее примирение и национальную стабильность. В действительности, правящие круги Ливана взяли курс - по прямому указанию Вашингтона и Эр-Рияда - на конфронтацию и обострение внутренних ливанских противоречий. В первую очередь, когда решили приступить к разоружению двух мощных шиитских военно-политических группировок - «Хезболлы» и «Амаля».

В стране, где эти партии представляют не только вооружённые группировки, но и глубоко укоренившиеся политические и социальные институты, и где многие считают, что они возглавляли сопротивление израильской агрессии как в прошлом, так и в настоящем, такой шаг рискует разжечь политическую напряжённость, которая уже давно тлеет в Ливане. Для маргинализированного шиитского населения это равносильно провокации, а не шагу к консолидации и игре с национальной сплочённостью.

Разоружаться никто не торопится.
© globallookpress.com
Разоружаться никто не торопится.

Характерной особенностью кампании по разоружению «Хезболлы» является то, что она не основана на национальном консенсусе. Это часть постоянного международного давления. С самого начала официальные лица США и Саудовской Аравии предупреждали, что несоблюдение условий разоружения «Хезболлы» поставит под угрозу и без того хрупкое перемирие с Израилем, - перемирие, которое на самом деле регулярно нарушается израильскими авиаударами, особенно по Южному Ливану.

Тем не менее ливанское правительство сдалось. После обсуждения с американскими и саудовскими дипломатами администрация президента Ауна выбрала внешнюю ориентацию, а не внутреннюю стабильность, рассматривая самый мощный негосударственный субъект страны - «Хезболлу» - исключительно как внутреннюю угрозу, продолжая при этом пренебрегать системным вакуумом, который позволил этому актору появиться.

Время было выбрано не случайно. «Хезболла» вышла из недавней войны с Израилем ослабленной в военном отношении. Ключевые командиры ликвидированы, склады оружия уничтожены, пути снабжения, особенно через Сирию после падения Асада, отрезаны. После смерти Хасана Насраллы его преемнику шейху Наиму Касему не хватает межконфессиональной легитимности, которая сделала Насраллу символом национального сопротивления.

Для западных партнёров Ливана это стало окном возможностей для политического демонтажа, но не для военной эскалации. То, что сегодня происходит в Бейруте, ни в коем случае не является нейтральной инициативой по восстановлению государственного контроля над вооружениями. По мнению известного аналитика Малики Салхи, происходящее в Ливане - это, по сути, «оттеснение на второй план целого политического блока, который постоянно бросает вызов как безнаказанности Израиля, так и западной гегемонии в регионе».

Внутри Ливана эта повестка дня опасно оторвана от демографических и институциональных реалий. Шииты в настоящее время составляют относительное большинство, но остаются структурно исключёнными из исполнительной власти. Президентство остаётся зарезервированным для христиан-маронитов, а премьерство - для суннитов, при этом и военное командование недоступно для шиитов. Спикер парламента - единственная высокопоставленная госдолжность, предназначенная шиитам, - функционально бессильна без законодательного большинства.

Неповиновение «Хезболлы» и ярость Израиля

Предупреждение США было недвусмысленным: «Хезболла» должна сдать оружие до конца текущего года, иначе «Израиль сделает это за них». Это было исполнено «праведной» американской уверенности. Ответ «Хезболлы» не был дипломатичным. Генеральный секретарь Наим Касем заявил: «Никакая сила на земле не может заставить нас разоружиться. Сопротивление - это наша идентичность».

В результате израильского удара беспилотником был убит член группировки «Хезболла», ещё семь человек получили ранения.
© globallookpress.com
В результате израильского удара беспилотником был убит член группировки «Хезболла», ещё семь человек получили ранения.

Израиль, тем временем, продолжает наносить удары по инфраструктуре «Хезболлы», убивая полевых командиров, нанося удары по конвоям, а по ночам - по Южному Ливану. Но при этом арсенал «Хезболлы» остаётся внушительным. По словам учёной из Chatham House Лины Хатиб, «"Хезболла" была ослаблена, но не разоружена... Язык войны заглушает язык дипломатии». 

За всем этим стоит мрачное предупреждение Пентагону: удар по «Хезболле» может спровоцировать конфронтацию США с Ираном, и это не будет сдерживаемая война. 

Получается: Бейрут не может разоружить «Хезболлу», не провоцируя в стране гражданскую войну, Тель-Авив не может терпеть боевые возможности «Хезболлы», не прибегая к военным преступлениям. Наконец, арабский мир, давно скептически настроенный, пока только наблюдает за американским и прочим западным лицемерием, которое становится всё более очевидным.

Так что разоружение «Хезболлы» без какой-либо разумной альтернативы - не путь к достижению мирного решения, а, по сути, лишение гражданских прав арабов, что только усугубит ситуацию. Вот почему усилия по разоружению «Хезболлы» шейх Касем назвал «тяжким грехом», который нарушает послевоенный консенсус, закреплённый в Таифском соглашении 1989 года, направленном на прекращение гражданской войны в Ливане, и рискует разжечь межконфессиональную напряжённость в момент национальной уязвимости.

Выходит, что ливанская армия, не способная в нынешнем виде защитить границы страны от неминуемой агрессии Израиля, теперь должна разоружить единственную силу, которая исторически способна и отвечает на израильские вторжения. Армии не хватает ресурсов, подготовки и общественной легитимности для выполнения такого мандата, хотя ещё несколько месяцев назад руководство страны приняло решение о разоружении «Хезболлы». Причём международные доноры устраняются даже от минимальной просьбы помочь в укреплении потенциала национальной армии.

Мальчик с фотографией убитого лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы между солдатами ливанской армии.
© globallookpress.com
Мальчик с фотографией убитого лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы между солдатами ливанской армии.

Перемирие в ноябре 2024 года, заключённое при посредничестве США, сократило масштабные боевые действия, но тем не менее не смогло полностью остановить трансграничные вторжения Израиля в Ливан. Не могло, не может сейчас и не собирается в будущем.

Израиль расчищает юг Ливана для очередной «зоны Трампа»

Несмотря на действующее соглашение о прекращении огня, гарантом которого должны были бы быть США, Израиль почти ежедневно бомбит Ливан. А Вашингтон вообще молчит и не критикует эти нападения публично - у тестя Кушнера другие задачи.

В конце октября посланник США Том Баррак выступил с очередной угрозой в адрес Ливана, предупредив, что страна должна либо вступить в прямые переговоры с Израилем и взять на себя чёткие обязательства по разоружению «Хезболлы», либо столкнуться с новой эскалацией. Но эскалация, напомним, со стороны Израиля и не прекращалась.

Впрочем, эти угрозы соответствуют риторике Баррака, который в один из своих заездов в Ливан сообщал, что Израиль отклонил предложение Ливана о прямых переговорах на том основании, что «они (израильтяне) не хотят брать на себя обязательства по прекращению ежедневных атак на Ливан». Баррак вообще в каждый свой визит в Бейрут угрожает вторжением Израиля в Ливан, «забывая» при этом тот факт, что Израиль «уже размещает наземные войска в Ливане и регулярно атакует местные деревни, что противоречит существующему соглашению о прекращении огня», отмечало агентство Al Jazeera. Официальная цель израильской агрессии - не допустить восстановления военного потенциала «Хезболлы», поддерживаемого Ираном. 

Но есть и не афишируемая цель - реализация израильского плана полностью обезлюдить юг Ливана, стереть с лица земли все ливанские населённые пункты и создать на «освобождённом» юге так называемую «зону Трампа», которая будет оккупирована американскими военными. На месте существующих городов и деревень появятся субсидируемая промышленность и постоянные израильские военные базы.

Только за последние дни были разрушены несколько объектов в районе Хулы, которые, по бездоказательным заявлениям Армии обороны Израиля, якобы использовались в качестве террористической инфраструктуры.

Один человек погиб и семеро получили ранения в результате серии израильских авиаударов по позициям «Хезболлы» на юге Ливана.
© globallookpress.com
Один человек погиб и семеро получили ранения в результате серии израильских авиаударов по позициям «Хезболлы» на юге Ливана.

В ответ спикер парламента Набих Берри выступил за усиление международного контроля по соблюдению режима прекращения огня, а президент Ливана Джозеф Аун настаивал на том, чтобы жителям южных деревень разрешили восстановить свои дома после того, как они были разрушены Израилем.

Однако, похоже, и эти требования ливанцев повисли в воздухе. Как сообщают СМИ, израильские официальные лица заявили, что у ливанцев «нет причин» для восстановления каких бы то ни было разрушенных деревень, потому что «Израиль просто уничтожит их снова».

А это значит, что у Ливана совсем - от слова совсем - нет при нынешнем раскладе пути к миру. Наоборот, страну всё больше втягивают в растущую межгосударственную напряжённость, и его внешнеполитическая траектория предполагает эскалацию насилия, «крёстными отцами» которого являются Соединённые Штаты и Саудовская Аравия. И причина столь плачевного состояния не только, а, возможно, и не столько во внутренней раздробленности или оборонительной миссии «Хезболлы», но в том, что правительство Ливана стало служить не национальным, а иностранным интересам. И планы по разоружению «Хезболлы» как раз отражают цели иностранных агрессоров.

Министерство обороны Израиля сообщило на прошлой неделе, что тысячный грузовой самолёт прибыл в аэропорт Бен-Гурион в рамках воздушного моста, который действует с 7 октября 2023 года и обеспечивает страну военной техникой. Нет сомнений, что что-то из этого груза перепадёт и югу Ливана. Печальная картина, покрытая маслом на крови.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама