Концлагерь - это американская традиция
© wikipedia.org
Лагерь для интернированных японских граждан США Jerome War Relocation Center в штате Арканзас, 1942 г.

Концлагерь - это американская традиция

Милости, сочувствия и сопереживания от «джи-ай» ждать не стоит ни при каких обстоятельствах
08 ноября 2025, 09:22
Реклама
Концлагерь - это американская традиция
© wikipedia.org
Лагерь для интернированных японских граждан США Jerome War Relocation Center в штате Арканзас, 1942 г.
Читайте нас на: 

«Концлагерь». После Великой Отечественной войны это слово, по вполне понятным причинам, ассоциируется у россиян прежде всего с нацистскими концентрационными лагерями. Однако, ни в коем случае не снимая с руководителей и исполнителей Третьего рейха ответственности за совершённые ими преступления, следует помнить, что концлагерь как место массового принудительного заключения и содержания военнопленных, а также гражданских лиц - некомбатантов, «изобрели» вовсе не нацисты…

Ужасно? Конечно, ужасно

Создателями первых в истории лагерей для содержания военнопленных оказались американцы - юнионисты и конфедераты - в годы Гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Управлялись и снабжались эти заведения так себе. Голод, холод и болезни косили заключённых в American Civil War prison camps не хуже, чем пули, ядра и картечь - солдат на полях сражений. Если верить Оксфордскому справочнику по военной истории США, в лагерях для военнопленных скончалось порядка 56 000 юнионистов и конфедератов, что составляет почти 10% от общего числа погибших в Гражданской войне.

Ужасно? Конечно, ужасно. И американцы с этим не спорят, считая American Civil War prison camps трагической, но неотъемлемой частью великой истории Штатов. Знаю об этом как бывший офицер U.S. Army.

Страдания людей в лагерях для военнопленных времён Гражданской оказались запечатлены даже в спагетти-вестернах. Не верите? Тогда пересмотрите внимательно, например, знаменитую картину «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. А вот от другого «первенства» своей страны граждане США отпихиваются руками и ногами. Речь идёт об организации концлагерей для гражданских лиц.

Лагерь для содержания военнопленных-северян, «тюрьма Андерсонвилл» во время Гражданской войны в США (рисунок Томаса О'Ди, бывшего заключенного).
© wikipedia.org
Лагерь для содержания военнопленных-северян, «тюрьма Андерсонвилл» во время Гражданской войны в США (рисунок Томаса О'Ди, бывшего заключенного).

Принято считать, что первым их придумал лорд Китченер для семей буров в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899-1902 гг. В данных «лагерях концентрации» женщины и дети становились де-факто заложниками. Это должно было мотивировать мужчин-буров отказываться от поддержки воевавших с англичанами партизан-«коммандос». Всего в «лагерях концентрации» англичане содержали 200 000 человек, что составляло примерно половину белого населения бурских республик. Из них по меньшей мере 26 000 человек погибло от голода и болезней, о чём знают все, включая янки.

Чего янки знать не хотят, так это того, что концлагеря на самом деле появились ещё до англо-бурской войны и произошло это на американской территории. Да, назывались эти места принудительного сбора и содержания индейцев иначе - резервации, но сути это не меняло. Резервации являлись самыми настоящими концлагерями. Точно такими же концлагерями были созданные позже американскими властями «лагеря контрабанды» (contraband camps) для чернокожих - бывших рабов, «лагеря для интернированных лиц», в которые загонялись филиппинцы, а также «военные центры перемещения», в которые попали американцы японского происхождения.

Теперь - по порядку.

«Хороший индеец - мёртвый индеец»

Английские колонисты, осевшие в североамериканских владениях британской короны, а также их потомки, стали набираться опыта в деле создания концлагерей заметно раньше тех, кто продолжал жить на европейском континенте. Соединённые Штаты вырастали на материке, где имелось коренное индейское население. Это было население, которое новоиспечёнными американцами зачастую вообще не воспринималось как относившееся к виду Homo sapiens.

Индейская резня в Джеймстауне в 1622 году (гравюра Маттеуса Мериана Старшего).
© wikipedia.org
Индейская резня в Джеймстауне в 1622 году (гравюра Маттеуса Мериана Старшего).

Идеей фикс англосаксов в Северной Америке всегда оставалось завоевание всех и вся, а в случае упорного сопротивления - уничтожение несогласных с диктатом Вашингтона. Поэтому военные конфликты переселенцев с коренным населением Северной Америки - так называемые индейские войны - начались едва ли не с первого дня пребывания англосаксов на новом для них континенте:

  • Джеймстаунская резня 1622-го, спровоцированная захватом колонистами земель индейцев;
  • Пекотская война 1636-1638 гг.;
  • Англо-поухатанские (поватенские) войны 1610-1614, 1622-1632, 1644-1646 гг.;
  • Война короля Филиппа 1675-1678 гг.;
  • Тускарорская война 1711-1715 гг.;
  • Ямасийская война 1715-1716 гг.;
  • Война британцев с французами и индейцами 1754-1763 гг.;
  • Восстание Понтиака 1763-1766 гг., в ходе которого британское командование форта Питт передало индейцам два одеяла и платок из госпиталя больных оспой в надежде распространить среди коренных американцев эпидемию. По сути, это можно считать первым примером использования биологического оружия…

Как правило, названия вышеперечисленных конфликтов мало что говорят российскому обывателю. Но эти конфликты обошлись индейскому населению в тысячи погибших, что, как бы это цинично ни прозвучало, на фоне дальнейших событий - «цветочки». Ибо британский престол ещё как-то пытался ограничивать на Североамериканском материке экспансию своих подданных, значительная часть которых являлась религиозными фанатиками, и их агрессивность в отношении индейцев. «Ягодки» поспели, когда эта королевская политика в совокупности с другими действиями Лондона, наложившись на «рост самосознания» жителей североамериканских колоний Великобритании, на рост их сепаратизма, привела к American Revolution и American War of Independence.

После американской Войны за Независимость, в «новорождённых» США серьёзных тормозов для экспансии жителей бывших колоний вглубь материка, а значит и для захвата индейских земель, не существовало. Последствием этого стал самый настоящий геноцид коренного населения Северной Америки, печальным символом которого оказалась фраза генерала Филиппа Генри Шеридана «Из всех индейцев, которых я встречал, хорошими были лишь мёртвые индейцы», сокращённая народной молвой до «Хороший индеец - мёртвый индеец».

Массовое захоронение индейцев в Вундед-Ни, Южная Дакота, 1891 г.
© wikipedia.org
Массовое захоронение индейцев в Вундед-Ни, Южная Дакота, 1891 г.

Индейские племена сгоняли с их исторических земель. Если индейцы не соглашались уйти, их уничтожали. Уцелевших индейцев либо вытесняли за пределы Соединённых Штатов, либо загоняли в резервации.

Первые резервации стали появляться на основе договоров с отдельными племенами ещё в начале XVIII века. В дальнейшем формула таких договоров - «проваливай или умри, или ступай в резервацию» - стала основой государственной политики США в отношении индейцев. 3 марта 1863 года Конгресс утвердил «Акт о переселении индейцев в резервации». Последние часто создавались в непригодных для сельскохозяйственной деятельности местах. Добывать пропитание охотой индейцам запрещалось. При этом продовольствие в резервации часто поставлялось в недостаточном количестве или плохого качества. Проще говоря - индейцев в резервациях кормили (или правильнее - морили?) гнильём. Вместе с инфекциями, занесёнными в Северную Америку колонизаторами, и бесконтрольным уничтожением белыми людьми бизонов, аукнувшемся массовым голодом среди племён прерий, это привело к гибели очень большого количества индейцев. Политолог Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, высказал предположение, что за период европейской колонизации почти 15 млн (!) индейцев могло стать жертвой геноцида белых. Немалая часть этих индейцев скончалась в резервациях, где американцы сознательно поддерживали совершенно нечеловеческие условия существования.

К лучшему положение дел в резервациях стало меняться только начиная… с 80-х годов прошлого века. Иными словами, уже закончилась Вторая мировая война, остатки концлагерей в Европе перешли в разряд печальных памятников жертвам нацистских преступлений, а в США индейские резервации ещё 35 лет продолжали существовать так, словно на дворе по-прежнему был XVIII или XIX век, когда «хорошим» индейцем считался только мёртвый индеец.

Ребёнок племени навахо в резервации, 1972 г.
© wikipedia.org
Ребёнок племени навахо в резервации, 1972 г.

Важная деталь. В резервациях до сих пор проживает более трети индейцев США. В 1984 году безработица среди них составляла 39% - это в пять раз больше среднего уровня по стране. Примерно четверть всех индейских семейств существовала за чертой бедности. Болезни и алкоголизм в два раза чаще уносили жизни индейцев, чем других американцев. К 2025 году ситуация мало изменилась.

Contraband camps

Что среднестатистический гражданин России помнит про Гражданскую войну в США? То, что про этот конфликт, кажется, писала Маргарет Митчелл в «Унесённых ветром», и то, что в этой войне юнионисты - противники рабства победили конфедератов - сторонников рабства, тем самым обеспечив спасение жизней тысяч негров. Glory, glory, hallelujah!

Подобный взгляд из современной России на Гражданскую войну в США неудивителен - историю пишут, как известно, победители. А ими в American Civil War стали юнионисты, естественно, постаравшиеся «замести под ковёр» свои грешки. Поэтому в России про американские «лагеря контрабанды», как правило, ничего не знают. Кстати, в современных Соединённых Штатах про сontraband сamps тоже почти никто ничего не знает - эта тема, как слишком «неудобная», отсутствует в учебных программах школ и университетов США.

В общем, давайте-ка отмотаем ленту времени назад и выясним, как появились «лагеря контрабанды».

Гражданская война в США началась 12 апреля 1861-го, а 24 мая того же года трое чернокожих рабов - Фрэнк Бейкер, Шепард Мэллори и Джеймс Таунсенд, трудившиеся на постройке артиллерийской батареи конфедератов, под прикрытием ночной темноты покинули лагерь южан и в поисках убежища явились в форт Монро. Это находившееся в Виргинии укрепление было занято юнионистами.

Вслед за беглецами прибыл агент их владельцев, потребовавший от военнослужащих армии Союза возвращения чернокожей собственности.

Гарнизоном форта Монро командовал генерал-майор Бенджамин Франклин Батлер. Военными талантами он не блистал, но знал толк в юриспруденции. По закону о беглых рабах 1850 года Батлеру надлежало вернуть троицу укрывавшихся в форте негров их хозяевам-конфедератам. Однако делать это генерал-майору очень не хотелось. И Батлер нашёл выход.

«Военная контрабанда» (New York Illustrated News, 15 июня 1861 г., стр. 96). Генерал Батлер объявляет беглых рабов «военной контрабандой, конфискованной у наших противников».
© wikipedia.org
«Военная контрабанда» (New York Illustrated News, 15 июня 1861 г., стр. 96). Генерал Батлер объявляет беглых рабов «военной контрабандой, конфискованной у наших противников».

Он рассудил так: «Виргиния объявила о своём выходе из состава США и присоединении к Конфедерации, находящейся в состоянии войны с Союзом, войска которого дислоцированы в форте Монро. Значит, Бейкер, Мэллори и Таунсенд, будучи собственностью конфедератов, в текущих обстоятельствах могут считаться военной контрабандой, конфискованной у наших противников для последующего использования её армией США». После чего агента рабовладельцев послали куда подальше, а Бейкера, Мэллори и Таунсенда погнали помогать солдатам-юнионистам.

Президент США Авраам Линкольн не считал отделение Виргинии от США законным. Тем не менее, он распорядился сообщить Батлеру, что его политика в отношении чернокожей «контрабанды» одобрена. В августе 1861-го Конгресс США принял Confiscation Act, согласно которому любая собственность, использовавшаяся армией Конфедерации, включая рабов, могла быть конфискована войсками Союза. С этого момента термин «контрабанда» применительно к беглым рабам, находившимся в локации, контролируемой армией Союза, стал использоваться на Севере повсеместно.

Бывшие рабы южан, получившие статус «контрабанды», не обретали свободу. По сути, они переходили в собственность армии Союза, использовавшей негров сперва для транспортировки грузов и строительных работ, а затем - как солдат, воевавших в полках United States Colored Troops.

Но экс-рабов оказалось куда больше, чем требовалось United States Army. Опять же чернокожих детей, женщин, стариков и старух в строй не поставишь. Поэтому колоссальное количество бывших рабов (почти полмиллиона в 1861-1862 гг., а затем ещё больше), чтобы эта масса бездомных и голодных людей не шаталась где попало, стали загонять в «лагеря контрабанды». Даже после подписания Линкольном указа об отмене рабства на территории США, значительная часть чернокожих, имевших статус «контрабанды», продолжала из-за прессинга со стороны властей Союза или в силу иных обстоятельств (нет работы, негде жить) оставаться в contraband camps. Таковых к концу войны на оккупированных юнионистами землях Юга было создано, по разным данным, от 100 до 200.

Беглые рабы встречаются с войсками Союза, 1862 г. (гравюра Чарлза Карлтона Коффина).
© wikipedia.org
Беглые рабы встречаются с войсками Союза, 1862 г. (гравюра Чарлза Карлтона Коффина).

Поскольку попадали бывшие рабы в «лагеря контрабанды» не добровольно, а по принуждению, и не имели возможности их покинуть без соответствующего разрешения военных/гражданских властей, постольку contraband camps вполне попадают под определение концентрационных лагерей.

Условия проживания в этих лагерях оказались не лучше, чем в индейских резервациях, а то и хуже - из-за высокой скученности людей, повсеместной антисанитарии, оспы и других болезней, а также перманентной нехватки продовольствия, дров и одежды. Упомяну только один, но показательный пример. В штате Миссисипи конфедераты без боя сдали юнионистам город Натчез. Рядом с ним в естественной впадине с красноречивым названием Devil's Punchbowl («Дьявольская Чаша») был создан «лагерь контрабанды», в котором только за один год скончалось более 18 000 человек. Основатель и президент Западной санитарной комиссии Джеймс Йетман детально описал в письме Линкольну ужасы проживания экс-рабов в «Дьявольской Чаше»: в лагере ежедневно умирало по 75 человек, тела которых, из-за нехватки места, приходилось хоронить прямо под палатками и шалашами, в которых ютились ещё живые. Йетман потребовал эвакуировать чернокожих из Devil's Punchbowl. Сделано это не было…

«Убивать всех старше десяти лет!»

Следующая остановка на нашем скорбном пути по страницам американской истории - испано-американская война 1898 года. Поводом к её началу для Вашингтона послужила гибель в порту Гаваны в результате внутреннего взрыва броненосца USS Maine. Испания, чьей колонией тогда являлась Куба, к трагедии «Мэна» никакого отношения не имела. Что не помешало Вашингтону под девизом «Помни о "Мэне"!» объявить испанцам войну - первую колониальную войну США. Десять недель боевых действий на суше и на море закончились поражением испанской стороны, получением американцами временного контроля над Кубой, а также приобретением Соединёнными Штатами Пуэрто-Рико, Гуама и Филиппинских островов. Филиппинцы, ранее помогавшие янки в борьбе с испанцами, очень быстро убедились в том, что просто сменили одних угнетателей на других. Немедленно разгорелась филиппино-американская война, официально продолжавшаяся с 1899 по 1902 год, а если учитывать действия партизанских отрядов филиппинцев, не сложивших оружие после капитуляции их генерала Мигеля Мальвара, прекратившаяся вообще только летом 1913-го.

Большинство филиппинцев «по наследству» от колонизировавших Филиппины испанцев являлось католиками. Это превращало их в глазах американцев-протестантов чуть ли не в сатанистов. Склонность филиппинских повстанцев, или, как их именовали янки, «полудьяволов - полудетей», к внезапным нападениям и организации засад, тоже симпатий к местному населению у американских военнослужащих не вызывала. Причём янки не видели особой разницы между филиппинскими партизанами и поддерживавшим их гражданским населением, действуя в отношении и тех, и других предельно жёстоко. Американцы массово расстреливали пленных партизан и филиппинцев - жителей деревень, подозреваемых в поддержке повстанцев.

Обложка New York Journal American времён филиппино-американской войны: исполнение приказа генерала Джейкоба Смита «убивать всех старше десяти лет», 5 мая 1902 г.
© wikipedia.org
Обложка New York Journal American времён филиппино-американской войны: исполнение приказа генерала Джейкоба Смита «убивать всех старше десяти лет», 5 мая 1902 г.

Напомню такой показательный случай. Когда 28 сентября 1901 года в результате нападения филиппинцев на американский гарнизон в городе Балангига из 74 американцев остались живы лишь 26, американский бригадный генерал Джейкоб Смит, не просто так носивший прозвища «Чудовище» и «Ревущий ад», приказал перебить всех жителей острова Самар мужского пола старше десяти лет. А ещё лучше - половину всего мужского населения Филиппин.

Приказ до конца исполнен не был. Однако тысячи филиппинцев из числа некомбатантов всё же погибли во время карательной экспедиции американцев. В связи с широкой оглаской действий «Чудовища», его отправили под трибунал, по итогам которого Джейкоб Смит… отделался лишь выговором. На Родине «Чудовище» встретили овациями - как героя!

Практически одновременно с британским лордом Китченером, додумавшимся отправлять в Южной Африке семьи буров в «лагеря концентрации», янки ввели на Филиппинах практику создания «лагерей для интернированных лиц», куда массово сгоняли деревенское население. Да, американцы вновь привычно создавали концлагеря. При этом армия США преследовала, как минимум, четыре цели:

  • устрашить филиппинцев;
  • лишить повстанцев поддержки местных жителей;
  • использовать задержанных как заложников;
  • выбить из задержанных сведения о повстанцах.

Американцы широко практиковали пытки водой, когда задержанного заставляли пить большое количество жидкости, что часто заканчивалось смертью несчастного. В развёрнутых на Филиппинах «лагерях для интернированных лиц» мы обнаружим те же «прелести», что и в индейских резервациях и «лагерях контрабанды» - насилие, голод, болезни и высокий уровень смертности. В ряде «лагерей для интернированных лиц» отправилось на тот свет до 20% от общего числа заключённых, и это, по мнению охранников, было «вполне по-божески». Потому что бывало и хуже.

Филиппинцы, убитые в первые дни войны.
© wikipedia.org
Филиппинцы, убитые в первые дни войны.

По официальной информации, за время филиппино-американской войны от рук янки погибло не менее 200 000 мирных жителей Филиппин. К этому количеству следует добавить ещё не менее 800 000 гражданских лиц, по данным демографов, скончавшихся на Филиппинах во время боевых действий от голода и эпидемий. Сколько всего «мирняка» оказалось жертвой геноцида со стороны американцев в созданных на Филиппинах Дядей Сэмом концлагерях, точно не знает никто. Этих людей просто никто не считал.

«Американцы живьём закопали их…»

Вслед за Первой мировой войной грянула Гражданская война на территории бывшей Российской империи, а затем - интервенция Антанты и её союзников в Россию. Янки не смогли удержаться от искушения поучаствовать в этом мероприятии.

3 августа 1918 года военное министерство США отдало генералу Уильяму Сиднею Грейвсу распоряжение высадить порядка 8000 солдат на российском Дальнем Востоке. Правительство адмирала Колчака весьма симпатизировало Соединённым Штатам, но Грейвс «взаимностью» Колчаку не ответил и вообще старался держать своих солдат подальше от передовой. Концлагерей на российской территории Уильям Сидней Грейвс, кстати, ветеран филиппино-американской войны, насколько мне известно, не создавал. Вероятно, ему просто некогда было этим заниматься на фоне организации вывоза с Дальнего Востока в Штаты леса, пушнины, шерсти, золота и иных ресурсов. Впрочем, и без концлагерей отношение личного состава американских экспедиционных сил к русскому населению гуманностью не отличалось. 

Процитирую сохранившиеся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока «Акты о замученных и расстрелянных крестьянах в Ольгинском уезде в 1918-1920 годах»: «Захватив крестьян И. Гоневчука, С. Горшкова, П. Опарина и З. Мурашко, американцы живьём закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е. Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме. Крестьянина Бочкарёва до неузнаваемости изуродовали штыками и ножами: нос, губы, уши были отрезаны, челюсть выбита, лицо и глаза исколоты штыками, всё тело изрезано. У ст. Свиягино таким же зверским способом был замучен партизан Н. Мясников, которому, по свидетельству очевидца, сперва отрубили уши, потом нос, руки, ноги, живым порубив на куски».

Американские войска во Владивостоке, август 1918 г.
© wikipedia.org
Американские войска во Владивостоке, август 1918 г.

Потеряв в стычках с красными партизанами убитыми почти пару сотен военнослужащих, весной 1920 года янки отбыли из России.

«Военные центры перемещения»

Наконец, настал момент, когда «лагеря для интернированных лиц», они же теперь - «военные центры перемещения», а по сути всё те же концлагеря, появились непосредственно на территории Соединённых Штатов. Этому предшествовали следующие события:

  • нападение японцев на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года;
  • паника в военно-политическом руководстве Штатов, ожидавшем скорой высадки японских войск на западном побережье и присоединения к полкам микадо агентов из числа проживавших в США лиц японского происхождения;
  • подписание президентом США Франклином Делано Рузвельтом 19 февраля 1942 года Чрезвычайного указа №9066, согласно которому Армия получала право объявлять различные районы страны «военной зоной», откуда могли выселяться любые лица.

2 марта американцы японского происхождения были уведомлены, что они подвергнутся выселению из «военной зоны №1» - полосы шириной в 100 миль вдоль западного побережья. 3 мая всем лицам японского происхождения приказали явиться на сборные пункты, где они должны были оставаться до переезда в «военные центры перемещения», и пошло-поехало…

Японские дети в средней школе Вэйл в Сан-Франциско произносят клятву верности американскому флагу перед интернированием, апрель 1942 г.
© wikipedia.org
Японские дети в средней школе Вэйл в Сан-Франциско произносят клятву верности американскому флагу перед интернированием, апрель 1942 г.

«Центры перемещения» располагались на пустынных территориях далеко от населённых пунктов. Всего заключению в эти «центры» подверглось примерно 120 000 американцев японского происхождения. Их размещали в наскоро построенных бараках без водопровода и кухни, с общим туалетом. Бараки были окружены колючей проволокой и охранялись вооружёнными людьми, наделёнными правом открывать огонь на поражение в случае попытки «интернированных лиц» бежать или затевать беспорядки. В «центрах перемещения» действовала сеть информаторов из числа «интернированных», которые занимались слежкой за своими соседями!

Жить за колючей проволокой контингенту «военных центров перемещения» пришлось до 2 января 1945 года, когда были отменены военные законы по выселению.

P.S.

Зачем я всё это сейчас написал? Чтобы читатель знал - если, не дай бог, нога американского солдата после интервенции 1918-1920 гг. вновь ступит на нашу землю, то милости, сочувствия и сопереживания от «джи-ай» мы точно не дождёмся. Об этом свидетельствует вся история Соединённых Штатов Америки.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама