«Великий лидер, посланный небесами», сошёл на Среднюю Азию
Не только российские, но и зарубежные СМИ были буквально потрясены славословием среднеазиатских глав в адрес Трампа. Несомненным рекордсменом в этом словесном «состязании» стал президент Казахстана Токаев, назвавший американского коллегу «великим лидером, посланным небесами, чтобы вернуть здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем и ценим», и констатировавший, что под его руководством «Америка вступает в новый золотой век». Что, в свою очередь, вдохновляет его, Токаева, «на реализацию целенаправленной стратегии построения справедливого и сильного Казахстана».
Не просто спектакль
Второе место, очевидно, можно отвести узбекскому лидеру Мирзиёеву, признавшему, что Трампа в Узбекистане именуют не иначе как «Президент мира». Как бы то ни было, эти выступления потомков бедных дехкан, которые благодаря КПСС и советской власти стали самыми богатыми и влиятельными баями в своих республиках, показали, что навыков древнего искусства лизать туфли «белого господина» они не утратили.
Многие наблюдатели акцентируют внимание именно на этом, а также высказывают предположение, что Трамп, видя ухудшение ситуации как на международной арене, так и внутри страны, просто решил несколько подправить свою репутацию, устроив американское шоу с восточными куртизанами. Таким образом он продемонстрировал контроль США над целым регионом, который не только богат ресурсами, но и входит в зону жизненных интересов России и Китая.
Также высказывается предположение, что убедить среднеазиатов принять участие в мероприятии Вашингтону помог Брюссель. Чтобы сделать их более сговорчивыми, ЕС в 19-м пакете ввёл санкции против пяти банков из стран Средней Азии.
Однако даже если эта версия верна, ничего «забавного» в случившемся нет, ведь речь идёт о руководстве стран, связанных с Россией рядом договоров, причём три из них - наши союзники по ОДКБ, а Киргизия и Казахстан - ещё и члены ЕАЭС. И получается, что всего лишь один санкционный удар заставил шататься всю архитектуру, которую наша страна тридцать лет возводила в регионе.
В реальности ситуация может быть ещё хуже. Это отнюдь не ситуационный спектакль с нанятой массовкой, а результат реализации серьёзной и длительной программы, начатой задолго до первого срока Трампа. Данный проект предполагает полное вытеснение из Средней Азии России и КНР, установление контроля над транспортными и энергетическими артериями в обход нашей страны, а также доступ к полезным ископаемым региона, включая уран и редкозёмы, и к такому ресурсу, необходимому для производства пороха, как хлопок.
Примечательно, что проект оперирует и таким понятием, как «Большая Центральная Азия» (БЦА), включающая ещё Азербайджан, Грузию, Армению и даже Монголию. Ключевым элементом проекта БЦА является платформа C5+1, предполагающая объединение Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и США. Весь 2024 год в рамках этой платформы без лишнего шума проводились встречи, направленные на развитие транспортных коридоров, таких как Транскаспийский маршрут. Кстати, и Зангезурский (Сюникский) коридор, который Трамп намерен взять под свой контроль, является его частью.
Важным элементом продвижения проекта является «мягкая сила», включающая деятельность различных образовательных платформ, НКО, продвигающих идеи «деколонизации» и «поддержки суверенитета» (то есть лютой русофобии), организацию курсов и семинаров для элит, в том числе и на территории США, где их превращают в убеждённых и мотивированных агентов американского влияния.
Хотя в 2021 году страны региона отказались от размещения американских военных баз, Вашингтон это не обескуражило - он не оставляет попыток войти в Среднюю Азию, предлагая совместные учения, обмен разведданными, создание региональной системы безопасности.
Интерес региона для США заключается не только в возможности держать на прицеле южное подбрюшье России, но и в близости китайского Синьцзяна, ставшего главной огневой позицией РВСН НОАК. Эта провинция КНР максимально удалена от США и их союзников, что осложняет перехват иностранной ПРО китайских ракет на самой уязвимой части траектории. Собственно, желание Трампа вернуть свои войска в Баграм в Афганистане - это стремление лишить Китай этого преимущества. Пускать американцев назад талибы не хотят, но и Средняя Азия для размещения военных баз им вполне подойдёт.
Антииранский пакт и Третий Храм
Результатом данной встречи также стало сообщение о присоединении Казахстана к «Соглашениям Авраама» (СА). Так был назван геополитический проект, запущенный ещё в первую каденцию Трампа и предполагавший нормализацию отношений Израиля и арабских стран. Ценой огромных усилий удалось побудить Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Марокко дать согласие декларировать движение к добрососедским отношениям с Израилем.
По расчётам Вашингтона, «Соглашения Авраама» должны были объединить Израиль и арабский мир в борьбе с Ираном. Сегодня, после очевидно преступных и агрессивных действий Тель-Авива, проект на первый взгляд кажется похороненным. Дело тут не в арабской солидарности - многие страны региона почувствовали угрозу, исходящую от еврейского государства для всех его соседей, что, конечно, исключает какие-либо договорённости с ним.
Однако, как мы видим на примере Казахстана, предпринимаются шаги по возрождению проекта, а также его расширению за пределы Магриба. И, соответственно, приданию ему не только антииранской, но и антироссийской и антикитайской направленности.
Можно, конечно, предположить, что Токаев просто решил выслужиться перед Трампом, как это, например, полагает Atlantic Council (признан в России нежелательной организацией). Однако в реальности США ведут серьёзную работу по активизации и расширению проекта. Занимается этим, в том числе, и вездесущий Стив Уиткофф, который неоднократно намекал на возможное присоединение к СА стран «Большой Центральной Азии», а накануне встречи Трампа со среднеазиатами прямо заявил, что к соглашениям присоединяется ещё одна страна. То есть шаг Астаны не был импровизацией, а готовился загодя.
«Соглашения Авраама» против «Великого Турана»
Примечательно, что активность Трампа в Закавказье также имела целью присоединение к СА Азербайджана и Армении. Причём тесное финансовое, разведывательное и военно-техническое сотрудничество Баку и Тель-Авива предполагало, что, по крайней мере, с Азербайджаном проблем не будет. Примечательно, что Баку, войдя в роль «любимой жены» Трампа, даже взялось угрожать соседям от его имени. «Заново рисуется карта Южного Кавказа, в которой слабые уступают, а сильные договариваются. И если нынешние власти в Ереване или Тегеране не готовы принять эти правила, им, судя по всему, готовят новое поле игры, но уже без их участия», - писали азербайджанские СМИ.
Впрочем, «авраамические» устремления Баку категорически не понравились Анкаре, которой совсем не улыбалось запустить американо-израильского «козла» в южнокавказский «огород», который она так тщательно возделывала для себя. Алиеву дали понять, что, если он продолжит в том же духе, он останется без турецкой поддержки. В результате Баку, хотя и не прекратил сближение с Тель-Авивом и Вашингтоном, формализацию его в рамках СА отложил до более благоприятного времени.
Между прочим, предполагалось, что совместно с Казахстаном к соглашениям присоединится и Узбекистан, однако этого не произошло, во всяком случае пока. Скорее всего, также из-за активного противодействия Турции. Эрдоган вовсе не намерен уступать Трампу регион, в котором он уже много лет стремится укорениться. К этому можно добавить, что и Израиль наверняка не упустит возможности использовать СА для конкуренции с Турцией не только на Ближнем Востоке, но и в Туркестане, и в Закавказье. Можно ожидать жёсткого противодействия Анкары американским проектам, как «Соглашениям Авраама», так и «Большой Центральной Азии».
В Средней Азии есть ещё один важный игрок - это Британия, которая работает как с образованным классом - через НКО и курсы английского языка, - так и с широкими массами через подпольную сеть ваххабитских джамаатов и террористических ячеек.
Причём часто звучит мнение, что британцы в целом поддерживают план Анкары по созданию «Великого Турана», однако идеи тюркского национализма рассматриваются салафитами-интернационалистами как глубоко враждебные. Да и тюркское движение по своей сути светское, а его авангард «Серые волки» стоят на антиисламских позициях, обращаясь к древнетюркским языческим корням. Хотя сам Эрдоган выходец из исламистов, ваххабиты видят в нём такого же «тагута» (преступивший границы дозволенного, араб.), как и в любом другом современном правителе.
Иными словами, поддержка британцами религиозного экстремизма и террористических организаций джихадистов едва ли может быть в интересах Анкары. Конечно, сейчас они обращены в первую очередь против России и Китая, но не факт, что они не обернут своё оружие и против турок. В любом случае сохраняется некоторая интрига: если отношения между Турцией и США ухудшатся, британцы изберут одну из сторон или будут вести свою игру.
Россия, Китай и Иран: время собирать силы
Но как бы то ни было, происходящее в Средней Азии несёт для России угрозы не только геополитического, но и внутреннего характера. В прошедшем августе директор ФСБ России Александр Бортников на заседании Национального антитеррористического комитета рассказал о взрывном росте террористической угрозы со стороны мигрантов. Он привёл данные, согласно которым за семь месяцев 2025 г. в России задержали более 290 мигрантов и пресекли подготовку ими 18 терактов в местах массового пребывания людей. И если предположить, что в рамках развивающихся проектов западные спецслужбы, готовящие и курирующие террористов, получат практически неограниченные возможности, поток джихадистов в Россию может принять лавинообразный характер. Судя по заявлениям высших должностных лиц, эта угроза осознаётся в полной мере.
Наметившиеся тенденции вызывают не меньшее беспокойство и в Иране. «Создание натовского коридора через Каспий подрывает безопасность обоих государств и даёт возможность обойти экономическое и геополитическое влияние Москвы и Тегерана. Вся шумиха вокруг вступления Казахстана в «Соглашения Авраама» не имеет отношения к миру - истинная цель состоит в обеспечении доступа Израиля, США и НАТО к Каспию и его колоссальным газовым ресурсам», - гласит недавнее заявление КСИР.
Логика событий настоятельно подводит Россию, Китай и Иран не просто к взаимодействию, но и к созданию военного блока, появление которого, помимо всего прочего, ещё и предельно осложнит продолжение политического двурушничества среднеазиатскими главами, которым придётся вполне официально определяться. Пока же анонсировано среднеазиатское турне Марко Рубио в 2026 году. Госсекретарь поедет закреплять успех или, наоборот, добиваться от местных властей того, чего не удалось дополучить во время прошедшего саммита.