«Британские алхимики смерти» и их незалежные «кролики»

Секрет Полишинеля
Тот факт, что Лондон являлся едва ли не главным поджигателем войны на Украине, а сейчас остаётся ярым сторонником продолжения боевых действий, это, что называется, секрет Полишинеля.
Ещё до начала СВО Лондон установил тесные отношения с президентом Украины Владимиром Зеленским и его ближайшим окружением. Также ещё до 24 февраля 2022 года в штабах, на полигонах ВСУ и в кабинетах украинских спецслужб появились британские инструкторы и кураторы. По официальным данным, этот процесс стартовал в 2015 году, когда Великобритания отправила своих военнослужащих на территорию Украины для «обучения и поддержки» ВСУ в рамках операции Orbital. К 17 февраля 2022-го, когда операция была «приостановлена», через Orbital прошло более 22 тыс. солдат и офицеров ВСУ. После начала СВО, ознаменовавшегося прилётами российских ракет по местам расположения британских «специалистов», премьер-министр Борис Джонсон инициировал проведение вместо Orbital более масштабной операции Interflex, подразумевавшей обучение личного состава ВСУ на территории Великобритании. С привлечением инструкторского состава из числа не только британцев, но и новозеландцев, австралийцев, канадцев, голландцев, шведов, финнов, датчан, немцев, литовцев, латвийцев, эстонцев и румын, операция Interflex продолжается до сих пор.
По словам чрезвычайного и полномочного посла России в Великобритании Андрея Келина, вложения Лондона в прокси-войну с Россией с использованием Украины составили около 70 млрд фунтов стерлингов. И это несмотря на кризисное состояние экономики Королевства!
Для страны, вооружённые силы которой в 2022 году насчитывали менее 200 тыс. человек (в Сухопутных войсках - 85 тыс. человек) и испытывали хроническое недофинансирование, Великобритания предоставила Незалежной прямо-таки колоссальные объёмы военной помощи, в номенклатуру которой входили поставки крылатых ракет большой дальности Storm Shadow, ПКР AGM-84 Harpoon и высокоточных ракет Brimstone, вертолётов Westland Sea Kings, танков Challenger 2, гусеничных разведывательных машин FV107 Scimitar Mk II, бронетранспортёров FV103 Spartan и FV430 Bulldog, бронеавтомобилей Mastiff и Husky TSV, 155-мм САУ AS-90 и M109A4BE, 105-мм буксируемых гаубиц L119, РСЗО M270B1, ЗРК Stormer HVM и ASRAAM-Supacat Franken-SAM, ПЗРК Starstreak, ПТРК NLAW и FGM-148 Javelin, тральщиков типа Sandown и много чего ещё, включая боеприпасы.

Столь глубокая вовлечённость Великобритании в конфликт на Украине принесла киевскому режиму как очевидные плюсы (финансовая помощь, военные поставки и т.д.), так и весьма ощутимые минусы. Я сейчас имею в виду не только известный инцидент с Борисом Джонсоном, который в 2022-м своим предложением/приказом Зеленскому «Давайте просто воевать!» обнулил уже парафированные Киевом стамбульские договорённости, способные прекратить военный конфликт на его начальной стадии. Речь идёт об издержках прямого участия Лондона в планировании операций ВСУ, наиболее наглядным примером чего стал украинский десант в Крынки.
«Катран» застрял!..
Напомню хронологию событий.
4 июня 2023 года украинская армия наконец-то начала свой давно анонсированный стратегический «контрнаступ». Его план, составленный при участии штабных структур Североатлантического альянса, предусматривал задействование в летнем наступлении группировки ВСУ численностью в 200 тысяч человек, подготовленной, опять же, с помощью стран НАТО. Ожидалось, что оснащённые иностранным вооружением и вышколенные на западных полигонах украинские бригады всего за 72 часа проломят на Запорожском направлении оборону ВС РФ на всю её глубину, захватят Токмак, выйдут к Мелитополю и создадут угрозу для российского сухопутного коридора в Крым.
К исходу тех самых 72 часов после времени «Ч» батальонные и ротные тактические группы ВСУ, вместо того чтобы поднимать жовто-блакитные стяги над Мелитополем, истекали кровью в десятке километров от первой из трёх линий обороны ВС РФ, вместе с предпольем имевших глубину в 25-30 километров. Миновать предполье ВСУ сумели лишь в конце августа. К началу осени «контрнаступ» откровенно выдохся. Что и не удивительно - с 4 июня и по 31 августа 2023 года войска киевского режима лишились не менее 2196 танков и других ББМ, 1914 единиц специальной военной автомобильной техники, 35 РСЗО, 1149 орудий полевой артиллерии и миномётов, 10 ЗРК, 1793 БПЛА, 34 самолётов, 11 вертолётов и 40-50 тыс. человек личного состава.
У украинской армии не получилось прорваться к сухопутному коридору в Крым через Токмак и Мелитополь, но она могла попробовать перерезать тот же коридор, переправившись через Днепр и ударив на восток и/или юго-восток.

В начале сентября 2023-го в ВСУ была создана группировка войск «Катран», предназначенная для захвата плацдарма на левобережье Днепра, с которого во второй фазе операции предполагалось вести наступление в направлении трассы M-14. Выбор места десантирования пал на расположенное в «серой зоне» левобережья село Крынки. Чтобы его достигнуть, военнослужащим ВСУ следовало погрузиться на плавсредства в устье впадавшей в Днепр реки Тягинка, преодолеть основное русло Днепра шириной в 800 метров, пересечь по суше или по рукаву Днепра изобиловавший лиманами остров с озером Фролова (ширина 1,5-2 км), и, наконец, высадиться на левый берег Днепра, вдоль которого, собственно, и тянулись Крынки.
В районе Крынок вся логистика десанта должна была организовываться через открытое водное пространство в условиях заметного превосходства ВС РФ над ВСУ в средствах поражения. Уже одно это априори превращало будущую десантную операцию в авантюру. Идея же с последующим броском из Крынок в сторону трассы М-14 выглядела и вовсе ненаучной фантастикой. Несмотря на эти вполне очевидные выводы, в ночь на 16 октября группы украинских ССО закрепились на прилегавшем к Крынкам острове, тем самым превратив его в своеобразный «аэродром подскока» для будущего десанта. В ночь на 19 октября противник сосредоточил на острове несколько штурмовых групп общей численностью в 200-300 человек, укомплектованных спецназовцами, морскими пехотинцами и бойцами отрядов территориальной обороны. Последним цинично отводилась роль «пушечного мяса». Когда с рассветом украинцы десантировались в Крынках, в авангарде пустили именно бойцов теробороны, которые первыми и угодили под удары российской авиации и огонь подтягивавшихся к Крынкам подразделений ВС РФ.
В ходе тяжёлого встречного боя российским войскам удалось удержать украинский десант в Крынках, не позволив противнику вырваться за пределы села. Все последующие попытки украинской стороны расширить занятый в Крынках плацдарм потерпели неудачу. «Катран» застрял!..
Действовавшая с правого высокого берега Днепра мощная украинская артиллерийская группа, использование противником в районе Крынок большого количества средств РЭБ и беспилотников серьёзно затрудняли для российской стороны зачистку села. В конце концов, от идеи такой зачистки решено было отказаться, сосредоточившись на блокировании десанта в Крынках и его уничтожении всеми доступными средствами.

Российскими ракетами, авиабомбами с УМПК и иными средствами поражения село оказалось перепахано вдоль и поперёк. В Крынках не осталось ни одной целой постройки. Украинцы, продолжавшие цепляться за свой, превратившийся в «огневой мешок», плацдарм, оказались вынуждены «переселяться» в полузатопленные погреба и наскоро отрытые траншеи и щели. Мало того, в этот момент для украинской стороны резко осложнилась ситуация на Купянском направлении и под Авдеевкой, что вынудило ВСУ использовать резервы, накопленные для реализации второй фазы операции в Крынках, в роли «пожарной команды», призванной стабилизировать положение на «горячих» участках ЛБС. Теперь дальнейшее удержание ВСУ прижатого к воде плацдарма в Крынках с военной точки зрения теряло всякий смысл. Однако вместо приказа на эвакуацию десанта военно-политическое руководство Украины отдало распоряжение «Катрану» держаться за пятачок левобережья в Крынках как можно дольше. Зачем? Ради медийной картинки «мы продолжаем наступательные действия на левобережье Днепра».
Дальнейший ход боевых действий в Крынках вылился в настоящую «мясорубку» для украинских подкреплений, перебрасываемых на левый берег Днепра и гибнувших там в условиях практически полной невозможности ротации личного состава и эвакуации раненых. Пленные сообщали, что украинский солдат в Крынках живёт до стадии «он 200 или 300» в среднем трое суток.
Избиение армией России в Крынках личного состава группировки войск «Катран» продолжалось до февраля 2024-го, когда украинские морпехи откатились на прилегавший к селу остров. Оттуда остатки «Катрана» во второй половине мая 2024-го на лодках, плотах, а то и просто вплавь, под прикрытием ночной темноты эвакуировались на правый берег Днепра. В ВСУ признали утрату плацдарма в Крынках только в июле. По данным координатора николаевского подполья Сергея Лебедева, потери ВСУ за время кровавой многомесячной авантюры в Крынках превысили 5 тыс. человек.
Вы спросите, при чём тут Лондон? Дело в том, что идея операции в Крынках и план её реализации были разработаны в штабах ВСУ при непосредственном участии британской стороны.
Американские «законодатели мод»
Пожалуй, следует сделать небольшое историческое отступление.
Исчезновение в 1991 году с карты мира Организации Варшавского договора и СССР резко снизило вероятность участия армий стран Запада в большой войне на европейском ТВД. Исходя из этого, американская военная мысль породила концепцию участия войск стран НАТО в конфликтах низкой интенсивности (Low Intensity Conflict - LIC) за пределами Европы. Заодно американцы «разучились» планировать эффективные наступательные операции, целью которых является прорыв глубоко эшелонированной обороны противника в условиях существования сплошного фронта.

Казалось, эпоха «больших батальонов» ушла навсегда, уступив место скромным по численности личного состава, но «высокопрофессиональным и высокотехнологичным» формированиям. Отныне в армии США делался упор на тиражирование разнообразных подразделений специального назначения, сетецентричность, способность использования высокоточного оружия и повышение мобильности. С оглядкой на американских «законодателей мод», многие союзники США тоже приступили к оптимизации своих вооружённых сил под условия LIC.
Среди этих союзников присутствовали и британцы. Согласно «новым веяниям», в Королевской военной академии (Royal Military Academy Sandhurst) стали превозносить «дух британских коммандос» и проведение специальных операций вместо общевойсковых.
Концепция вооружённых сил, «заточенных» под LIC, в XXI веке столкнулась с реальностью. Это ярко проявилось в провале летнего украинского «контрнаступа» 2023 года. Операция, спланированная по американским «лекалам», обошлась ВСУ в потерю более 90 тыс. человек. На фоне этой драмы почти совсем потерялась спровоцированная носителями «духа британских коммандос» трагедия в Крынках.
Конец исторического отступления.
«Всё, создаём корпус морской пехоты»
Развёрнутый ответ на вопрос «При чём тут Лондон?» в отношении Крынок дали материалы ресурса The Grayzone («Серая зона») - независимого американского новостного сайта, созданного с целью публикации свежих журналистских расследований, а также анализа политики и верховной власти. Автором этих материалов, опубликованных под красноречивыми заголовками «Крынки: типично британская военная катастрофа» и «Обнародованные документы указывают на то, что за катастрофой в Крынках стоит британская разведка», был журналист-расследователь Кит Кларенберг.
Основываясь на информации от своих источников, а также данных, опубликованных украинской прессой, и «утекших» в свободный доступ секретных документах, Кларенберг выяснил много интересного.

В частности, оказалось, что после начала СВО из «ветеранов военной службы и разведки» в Великобритании по инициативе генерал-лейтенанта Чарли Стикленда, занимавшего в министерстве обороны Королевства должность начальника Объединённых операций, была сформирована секретная группа - Project Alchemy. Ей была поставлена задача затягивания военного конфликта на Украине «любой ценой».
Именно члены «Проекта Алхимия» предложили британскому министерству обороны содействовать нанесению ударов Киевом по Крымскому мосту и созданию в ВСУ «новых морских диверсионных сил», предназначенных для рейдов на побережье российского Крыма. И именно британские «алхимики», судя по всему, выбрали Крынки в качестве места для десантирования украинцев на левый берег Днепра, попутно посоветовав министерству обороны Королевства ещё до начала летнего «контрнаступа» ВСУ приступить к обучению ядра будущей группировки войск «Катран» - украинских морпехов.
«Основы операции [в Крынках] были заложены в феврале 2023 года. Тогда объявили, что Лондон - пожалуй, самый активный и решительный союзник Украины - запустит программу обучения морских пехотинцев и лётчиков ВСУ. Одновременно Великобритания - "великая морская держава" - начала за закрытыми дверями убеждать Киев "использовать обученных морпехов для амфибийных операций". Предложение долгое время не находило отклика ни у Зеленского, ни у главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. Поэтому британцы предприняли радикальный шаг и отправили в Киев официальную делегацию в попытке убедить украинское руководство. Британская команда уговорила Залужного, и он сказал: "Всё, создаём корпус морской пехоты". После этого Лондон запустил пятинедельные программы подготовки. Украинцев обучали на британской территории, как преодолевать водные препятствия: форсировать реки, высаживаться на берег и проводить операции на суше… Учебные условия были идентичны тем, где им [украинским морпехам] предстояло выполнять задачи - в Крынках и окрестностях», - сообщил Кларенберг.
«Погибшие были не более чем марионетками»
По мнению британских планировщиков, бросок украинских морских пехотинцев через Днепр должен был застать ВС РФ врасплох - те просто «не должны были успеть среагировать». Мысль о том, что с плацдарма в Крынках ВСУ смогут организовать успешный прорыв к сухопутному коридору в Крым, навязали украинцам тоже британцы, хронически переоценивавшие своё умение планировать операции на украинском ТВД.
Процитирую показательный отрывок из публикации ресурса The Grayzone: «Ход мышления членов группы [Project Alchemy] основывался на искажённых представлениях об исторической военной славе Великобритании, на операциях британского Управления специальных операций времён Второй мировой войны и операции ЦРУ/МИ-6 "Гладио". Учитывая ту браваду, с которой в "Проекте "Алхимия" подходили к своим планам, получавшим одобрение министерством обороны, очень легко представить, как его участники забивали головы украинским рекрутам в Лондоне своими фантазиями о новом дне "Д", в который превратится операция "Крынки"».
Чем такой подход к делу британских планировщиков обернулся для отправленных в Крынки морпехов ВСУ, мы уже знаем. Впрочем, отметились оные планировщики не только в Крынках. Тот самый провальный летний «контрнаступ» ВСУ, помимо прочих западных специалистов, помогали планировать Киеву наш «старый знакомый» генерал-лейтенант Чарли Стикленд (кстати - бывший командующий Королевской морской пехоты) и заместитель начальника штаба обороны (по военной стратегии и операциям) Королевства генерал-лейтенант Роли-Уокер. Об этом свидетельствует уже не The Grayzone, а респектабельная британская The Times.
Переоценка возможностей армии Украины, недооценка ВС РФ, откровенная авантюрность замысла и явный расчёт на пропагандистскую «красивую картинку», в итоге приводящие украинцев вместо «перемоги» к очередной кровавой катастрофе, все эти характерные для «контрнаступа» 2023 года и десанта в Крынки черты легко угадываются и во вторжении ВСУ в Курскую область. В Киеве заявляли, что спланировали это мероприятие совершенно самостоятельно, «в тайне от союзников». Но, как говаривал герой одной из советских кинокомедий, «меня терзают смутные сомнения»... в том, что и из курской операции ВСУ, завершившейся 26 апреля 2025 года полным фиаско и обошедшейся Киеву в потерю более 76 550 военнослужащих, не «торчат» британские «уши».

Вывод?
Издержками прямого участия Лондона в планировании операций ВСУ является гибель десятков тысяч украинских военнослужащих. В общем, какой у Киева «союзник», такая у него и «помощь».
Завершим этот текст ещё одной цитатой из материалов The Grayzone.
«Теперь ведущие СМИ анализируют военные неудачи Киева в мельчайших подробностях. В репортажах неизменно подчёркивается ключевая роль министерства обороны Великобритании в планировании некоторых операций, вылившихся в крупнейшие катастрофы. Каждая из этих неудач привела к гибели или ранению многих тысяч украинцев, однако никто в Лондоне, судя по всему, не понёс [за случившееся] никакой ответственности. Для иностранных офицеров, которые отправляли людей на смерть, погибшие [украинцы] были не более чем марионетками», - констатировал Кларенберг.
Он был, конечно, прав.