Армию США ждут «большие перемены»?

Впереди Ельцин на лихом коне
Кому довелось 1990-е годы в России прошагать в офицерских погонах, наверняка до сих пор с большим подозрением и недоверием относятся к буквально носившемуся тогда в постсоветском воздухе выражению «военная реформа». В те лихие времена многие предлагали свои идеи на этот счёт. В том числе толпами ринувшиеся в верховную власть под лозунгами «гласности и перестройки» откровенные политические авантюристы, жулики и проходимцы всех мастей.
Ситуация усугублялась конвульсивными и непродуманными движениями Кремля во главе с записным популистом Борисом Ельциным, прямо-таки таявшим от ощущения себя «царём Борисом», но при этом явно не желавшим заниматься серьёзными проблемами Вооружённых сил. И потому с лёгкостью подмахивавшим самые нелепые и разрушительные указы на тему военной реформы.
В итоге от ещё недавно могучей Советской армии и Военно-Морского флота за считанные годы остались сплошные руины. С этим арсеналом в 1995 году, умываясь большой солдатской кровью, мы и вступили в ожесточённую и многолетнюю войну с террористическим подпольем на Северном Кавказе. Что случилось бы, если бы боевые действия в ту пору приняли куда больший пространственный, физический и военно-политический размах, по сей день даже думать не хочется.
Сильно подозреваю, что нынче примерно на такой же скользкий путь становятся и Соединённые Штаты, которые ещё задолго до прихода в Белый дом Дональда Трампа вдруг обнаружили, что их громоздкие армия и флот совершенно не соответствуют стратегическим вызовам времени и, стало быть, нуждаются в срочной модернизации. Но какой путь выбрать?
Некоторые исходные позиции американских военных в самом общем виде 9 апреля 2025 года в подкомитете по вооружённым силам Палаты представителей Конгресса США изложил командующий Силами специальных операций этой страны генерал Брайан Фентон.
Дурной пример заразителен
Картёжники говорят: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Военные же, как показала специальная военная операция, тоже не всегда могут точно предсказать, что ждёт их в будущем. Например, по версии сайта Defense One, сценарий будущей войны в изложении Фентона уже поверг заокеанских законодателей в шок: «В первые дни боевых действий Сухопутные войска США и партнёров вступают в ближний бой, наполненный волнами беспилотных наземных, воздушных и морских надводных и подводных систем. Американские запасы гиперзвукового оружия, малых беспилотников, барражирующих боеприпасов и автономных систем исчезают в течение 72 часов. Некоторые виды оружия и систем просто выходят из строя, саботируемые через уязвимые цепочки поставок полупроводников и электроники.

Несмотря на усилия американских производителей оружия по увеличению производственных мощностей, те не будут соответствовать темпам боевых расходов. А оспариваемое время транзита между точкой окончательного производства и точкой необходимости в сочетании с продолжающимся саботажем противника сводит усилия по пополнению запасов на нет».
Конгрессменов, наверняка ошалевших от столь катастрофических перспектив вооружённой борьбы в исполнении ещё недавно «сильнейшей армии мира», командующий ССО ВС США добивал так:
«Этот сценарий столь же вероятен, сколь и ужасен. Ввиду постоянно растущей сложности глобальной геополитики, международных цепочек поставок, отсутствия национальных промышленных мощностей для производства материалов, необходимых для победы в будущей битве, а также изменившегося характера войны, характеризующегося быстрым применением и адаптацией относительно недорогих беспилотников, искусственного интеллекта и автономных систем».
Что остаётся Вашингтону в преддверии неуклонно надвигающейся на него, по мнению Фентона, жути? Единственный выход - незамедлительно начать военную реформу и в США.
Реформа Хегсета
Контуры реформы на днях письменно изобразил Пит Хегсет, всего четвёртый месяц пребывающий в кресле министра обороны США. В подписанном им и опубликованном 30 апреля меморандуме много слов. А квинтэссенция в изложении Хегсета выглядит так: «Чтобы противостоять грядущим вызовам, американская армия обязана стать поджарой и злой!». По информации штатовского специализированного сайта Military.com, который ссылается на собственные источники в Пентагоне, Хегсет уже заявил, что будет добиваться сокращения бюджета Пентагона. Для начала хотя бы на 8%. А там, дескать, посмотрим.
В то же время министр обороны США, по его словам, намерен принимать жёсткие меры «по стратегической перестройке вооружённых сил в связи с новыми вызовами, а также бюджетными ограничениями». При этом, пишет Military.com, если ранее акцент в подготовке армии к боевым действиям делали на борьбу с терроризмом, то отныне главная угроза - Китай.

Впрочем, одно это вряд ли скоро сделает американскую армию энергичной, как это хочется Хегсету. Что же может заставить прежде объедавшийся бюджетными деньгами Пентагон резко сократить расходы и тем самым сделать службу в подчинённых ему войсках достаточно невыносимой?
По информации Military.com, как и в печальной памяти российской «военной реформе» 1990-х, преобразования собственной обороноспособности за океаном тоже начнут с масштабных сокращений всего, что только возможно.
Уже решено, что в ближайшей перспективе службу вынудят покинуть порядка 90 тысяч профессиональных военнослужащих. Это в дополнение к тем 24 тысячам, которые были «упразднены» в прошлом году.
А в начале мая дополнительные подробности о кровожадных организационно-штатных намерениях реформатора Хегсета рассказало авторитетное информационное агентство Bloomberg. По его данным, министр обороны США призывает к тому же сократить «20 процентов четырёхзвёздных генеральских должностей в Вооружённых силах, 20 процентов всех генералов в Национальной гвардии. И ещё как минимум на 10 процентов сократить число генералов и адмиралов в прочих войсках и на флоте».

Новый и чрезвычайно энергичный шеф Пентагона инициируемые им изменения называет результатом «обдуманного процесса», проведённого совместно с Объединённым Комитетом начальников штабов. И, как водится в таких случаях, убеждает заокеанскую общественность, будто столь крутые меры «направлены на максимальное повышение готовности и эффективности военных к потенциальному конфликту».
Проблема в том, что теперь Хегсету предстоит убедить в рациональности своих идей и Конгресс, в котором, как известно, сидят не одни только сторонники Трампа. Насколько это получится? Посмотрим. Но общий вектор движения американской реформы, думается, нам, ещё не позабывшим собственные 1990-е, понятен.
Впрочем, уже упомянутый апрельский меморандум Хегсета идёт много дальше обычных сокращений. В служебной записке, приложенной к документу, утверждается, будто отжили своё многочисленные штабные и бюрократические структуры в армии США.
Так, Пентагон предлагает поскорее слить в одно целое свои весьма многочисленные Северное (U.S. Northern Command или USNORTHCOM, штаб-квартира в Форт-Юстисе, штат Вирджиния) и Южное (U.S. Southern Command или USSOUTHCOM, расположенное в Майами, штат Флорида) объединённые территориальные командования. Между тем зоны ответственности для каждой из этих очень внушительных штабных структур просто-таки глобального пространственного размаха.
NORTHCOM отвечает за континентальную часть США, Канаду, Мексику, Белиз и Кубу. В зону ответственности также входят прилегающие акватории Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов на расстояние примерно 500 морских миль (930 км) от побережья.

USSOUTHCOM контролирует страны Центральной и Южной Америки, а также прилегающие к ним акватории Атлантического и Тихого океанов. Но это ещё не всё. Согласно служебной записке Пентагона, Командование материально-технического обеспечения армии США (AMC) и Объединённое командование по боеприпасам (JMC) вскоре будут введены в состав Командования по материальным ресурсам армии. В то же время Командование перспективных разработок (AFC) ликвидируют. Его служебные функции передадут уже существующему Командованию по подготовке и доктрине армии США (TRADOC).
Вы только попытайтесь представить, какую уйму вполне сытого на сегодня штабного народа затронут эти сокращения! Тысячи и тысячи офицеров, генералов и адмиралов. И уж точно все они не в восторге от того, что задумали со своей армией сотворить в Вашингтоне. Проще говоря, сильно обеспокоены и даже злы на Трампа и на Хегсета.
Однако заокеанские реформаторы всё равно намерены решительно шагать дальше. Они готовы пересмотреть и окончательно истребить многие крайне затратные программы вооружений, вокруг которых годами кормился и продолжает кормиться военно-промышленный комплекс США.
Судьба «Букера»
В числе первых пострадавших, указывает Defense One, определённо окажется разрабатываемая с 2013 года по заказу Пентагона программа «Мобильная защищённая огневая мощь». В её рамках военные рассчитывали к 2025 году получить лёгкий танк M10 Booker, который можно было бы быстро перебрасывать с места на место самолётами военно-транспортной авиации.
«Букер», как считалось, должен был прийти на смену примерно столь же лёгкому американскому плавающему танку M551 Sheridan, снятому с производства к 1970 году. Вооружённый 105-мм пушкой, с усиленным бронированием и с самой современной электроникой, 35-тонный M10 должен был оказывать непосредственную поддержку пехоте, бороться с бронированными целями противника и уничтожать его полевые укрепления там, куда не могли бы пробраться тяжёлые, 70-тонные «Abrams». Скажем, в болотистой или в раскисшей от дождей местности. Или в лесах.
На разработку этой боевой машины Пентагон ухлопал миллиарды долларов. Однако, как часто бывает не только в США, военные постоянно корректировали свои же первоначальные требования к конструкторам, что на этапе проектирования заставляло вносить всё новые и новые изменения в конструкцию «Букера».
И это привело к значительному превышению веса танка по сравнению с первоначально оговоренными показателями. Настолько, что уже к 2015 году стало ясно: танк не влезет ни в один военно-транспортный С-130. Однако инерция запущенного «научно-технического процесса» оказалась столь велика, что промышленникам и генералам трудно было остановиться…

Итог возникшей бестолковщины таков: после проверки выяснилось, что испытания переутяжелённого до 42 тонн «Букера» на полигоне 101-й воздушно-десантной дивизии приведут к разрушению восьми из одиннадцати мостов.
Но поскольку военно-бюрократический механизм продолжал крутиться, к сегодняшнему дню в США выпущено 96 серийных танков M10 Booker на общую сумму в 1,14 миллиарда долларов. Это означает, что каждый M10 Booker обошёлся армии США в умопомрачительную цену - 11,87 миллиона «зелёных».
Далее выяснилось, что эти боевые машины никому в США не нужны. «Теперь у нас есть дивизии, которые не могут тренироваться на своих системах. У нас есть системы, которые на самом деле не отвечают никаким текущим потребностям, потому что они не могут быть сброшены с воздуха», - подвёл сокрушительный итог разрушительному процессу уже упомянутый Миллер.
Так ведь и это ещё не всё. Скорее всего, печальную участь танка М10 разделит и находящаяся в разработке с 2015 года бронированная многоцелевая машина L-ATV от компании Oshkosh. Такими Пентагон намеревался заменять находящиеся сейчас в строю бронетранспортёры М113.
Согласно подписанному договору, десять лет назад американские военные намеревались закупить 16 901 бронемашину общей стоимостью до 6,75 миллиарда долларов. Однако теперь они отказались от этих планов. Почему? Потому что на выходе у компании Oshkosh получилась «бронекоробка с гусеницами». Столь уничижительно о новинке недавно отозвался один из чиновников Пентагона.
К чему приведут два так не вовремя, с точки зрения американцев, сошедшихся воедино сокрушительных фиаско ВПК США с обновлением армейской бронетехники? Это уже известно. Как сообщает ресурс DefenseScoop, серьёзные сокращения в ближайшие годы ждут одиннадцать бронетанковых бригад армии США и пять таких же соединений Национальной гвардии. Часть из них, как утверждают, пополнят ряды лёгкой пехоты.
Правда, в компенсацию Сухопутные войска резко пополнят беспилотными платформами и средствами борьбы с ними, реактивной артиллерией и лёгкими вездеходами ISV (Infantry Squad Vehicle). Насколько это получится? Скоро узнаем.
Кто их в бой ведёт?
Полагаю, из перечисленного ясно, что ВС США в ближайшие годы ждут очень сложные испытания. Вряд ли тяжёлые, как Российскую армию в почти гибельные для неё времена Ельцина. Но всё равно, похоже, и американцам вскоре станет несладко. Будешь тут «энергичным...
И ещё. Чтобы составить более полное представление о личности угодившего в главные военные реформаторы Штатов Хегсета (и, стало быть, о вероятных перспективах затеваемых им преобразований), следует иметь в виду следующее.
Опыт работы нынешнего министра обороны США на командных должностях ограничивается кратким командованием пехотным взводом в Афганистане и Ираке, который входил в Национальную гвардию. Ранее он также был политическим комментатором на телеканале Fox News и аналитиком по рынкам акционерного капитала. Ну и имеет степень бакалавра искусств...
То есть в военном деле, скорее всего, разбирается примерно как свинья в апельсинах. Как и наш горе-реформатор Борис Ельцин. Считаю, с учётом складывающейся в мире обстановки Россию такая профессиональная характеристика Хегсета не может не радовать.