Ближневосточная война: Израиль и Иран остаются на линии огня
© globallookpress.com
Иранские баллистические ракеты в небе над Израилем.

Ближневосточная война: Израиль и Иран остаются на линии огня

Что поможет Тегерану: исламская солидарность, обязательства Москвы, страхи Брюсселя или ракеты Пхеньяна?
17 июня 2025, 11:00
Реклама
Ближневосточная война: Израиль и Иран остаются на линии огня
© globallookpress.com
Иранские баллистические ракеты в небе над Израилем.
Читайте нас на: 

На Ближнем Востоке закрутилась смертельная карусель. С 13 июня Израиль и Иран днём и ночью обстреливают друг друга ракетами и БПЛА. Под удары попадают жизненно важная инфраструктура и жилые кварталы.

Тель-Авив практически сразу заявил, что получил контроль над небом иранской столицы, и пригрозил, что «Тегеран сгорит», если по израильской территории будет выпущено ещё больше ракет. Иранское руководство пообещало «более жёсткий и мощный ответ». Разумеется, взаимные угрозы эскалацию не остановили.

Хотя давайте уж называть вещи своими именами: израильские ястребы не на новый виток конфликта пошли, а развязали войну, к которой стороны шли почти полвека.

Враги до гроба

Противостояние этих стран началось ещё в 1979 году - с того момента, как в Иране свергли шахский режим и к власти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Рухоллой Хомейни. Первый духовный лидер революционного Ирана заявил, что его страна не признаёт существование государства Израиль, и обвинил израильтян в оккупации исторически арабских земель. Ну а сионизм был объявлен расистской идеологией.

Тегеран не только разорвал все отношения с Израилем, но и создал направленную против него коалицию, которая стала называться «осью сопротивления». Он активно поддерживал радикальную шиитскую организацию «Хезболла» в Ливане, ХАМАС в секторе Газа, йеменских хуситов (движение «Ансар Аллах»), а также режим семейства Асадов в Сирии.

И это ещё не всё: с 1980-х годов Иран начал активно развивать ядерную программу. Его неоднократно обвиняли в том, что за ширмой мирных исследований он готовит производство собственного ядерного оружия.

Не удивительно, что Израиль стал считать Иран главной угрозой своей безопасности, но при этом не особо старался как-то улучшить отношения с проблемным соседом. Напротив, он активно пытался подорвать его престиж и обороноспособность. Так, в 2015 году ЦАХАЛ атаковала военный конвой в Сирии, убив нескольких членов «Хезболлы» и генерала Корпуса стражей исламской революции Мухаммеда Али Аллах-Дади. В 2020 году израильские спецслужбы ликвидировали физика-ядерщика, главу центра исследований и инноваций при Минобороны Ирана Мохсена Фахризаде. В 2021 году на ядерном объекте Натанзе произошла авария, тоже не без их участия, а в 2023-м израильские беспилотники попытались разнести военный завод в Исфахане.

На месте убийства Мохсена Фахризаде.
© wikipedia.org
На месте убийства Мохсена Фахризаде.

В прошлом году стороны едва не дошли до прямого военного столкновения. Обострение началось с того, что Израиль атаковал консульство Ирана в Дамаске, при этом погибли два генерала КСИР. Тегеран в ответ выпустил более 300 ракет и БПЛА по территории Израиля. После чего израильские спецслужбы ликвидировали лидера ХАМАС Исмаила Ханию и главу «Хезболлы» Хасана Насраллу.

Так что Израиль в этом затяжном конфликте вовсе не был потерпевшей стороной. Но на этот раз он, похоже, перешёл все «красные линии». Формально поводом для атаки 13 июня стала ядерная программа Ирана. Израиль, по его собственной версии, долбанул по Ирану превентивно, чтобы не позволить противнику обзавестись ядерным оружием. Именно поэтому мишенями стали не только военспецы, но и физики-ядерщики. Вот только иранцы утверждают, что их ядерная программа - исключительно мирная. МИД страны сообщил, что Тегеран продолжает придерживаться обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия, а парламент опроверг слухи, что рассматривает законопроект о выходе из этого договора.

Кроме того, до сих пор никто не предоставил убедительных доказательств, что Иран ведёт исследования в военных целях: ни Израиль, ни США, ни МАГАТЭ.

Так что дело, возможно, вовсе не в ядерной программе или не только в ней.

Ждём новый майдан?

Израильский премьер Биньямин Нетаньяху в обращении к народу Ирана без обиняков заявил:

«Мы находимся в самом разгаре одной из величайших военных операций в истории - операции «Восходящий лев».

Исламский режим, который угнетал вас почти 50 лет, угрожает уничтожить нашу страну, Государство Израиль.

Целью операции Израиля является предотвращение ядерной и ракетной угрозы со стороны исламского режима.

Достигая своей цели, мы также расчищаем вам путь к достижению свободы».

Правда, израильский премьер не производит впечатление человека, который озабочен проблемами свободы и демократии, в том числе и в собственной стране. Но сейчас речь не о нём, а о том, что война с Ираном действительно способна ослабить власть аятолл, особенно если раскачивать ситуацию ещё и изнутри.

Уже известно, некоторые иранские объекты были атакованы с территории самого Ирана. Агенты израильской разведки «Моссад» по коммерческим каналам месяцами тайно доставляли в Иран детали для сборки беспилотников и собирали уже «на местах». К тому же участники операции сумели вывести из строя иранские системы ПВО и пусковые установки ракет, что и объясняет заминку с их запуском и слабоватый ответ Ирана на первые атаки Израиля. По крайней мере, так утверждает The Wall Street Journal, и, если верить информации этого издания, «Моссад» начал планировать операцию несколько лет назад.

Пожары в пригородах Тегерана после ударов Израиля.
© globallookpress.com
Пожары в пригородах Тегерана после ударов Израиля.

Скорее всего, информация правдива, потому что иранские силовики обнаружили базу БПЛА рядом с Тегераном. Также иранское агентство Mehr сообщило о задержании двух агентов «Моссада», которые занимались созданием бомб, взрывчатых веществ, мин-ловушек и электронного оборудования.

То есть мы видим, что Иран стал не только жертвой военной агрессии (как ни крути, Израиль первым начал), но и подрывной деятельности.

И тут напрашивается вопрос: может ли Иран рассчитывать на чью-то действенную помощь или останется с Израилем один на один?

Кто за кого?

Расклад пока что такой: о полной поддержке Ирана заявил лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Такого же мнения придерживаются главы Пакистана и Алжира. США и большая часть стран ЕС заняли сторону Израиля. Китай пока отмалчивается (к моменту публикации материала ситуация может измениться, но пока это так), при этом аналитики полагают, китайцы, скорее всего, поддержат Иран. При этом те, кто сочувствует Тегерану, выражают это только словами. А вот союзники Израиля - США, Великобритания, Иордания - помогают делом, их системы ПВО, находящиеся в регионе, перехватывают иранские ракеты и беспилотники.

Россия в этом конфликте оказалась в двусмысленном положении. С одной стороны, мы сначала должны добиться целей, ради которых проводится СВО, а потом уже кого-то поддерживать, да и отношения с США ухудшать нам не с руки. Но с другой - Иран - союзник России, который помог в трудный момент.

«Российско-иранский договор носит скорее декларативный характер. Я очень сомневаюсь, что мы каким-то образом будем во всём этом участвовать. Прямо вмешиваться мы абсолютно точно не будем. Даже если мы захотим сегодня что-то поставить Ирану, это же не так просто», - считает политолог, востоковед Николай Севостьянов.

То есть, скорее всего, Россия будет оказывать Ирану поддержку только на дипломатическом уровне, что, на самом деле, тоже очень важно. Ну, может, ещё гуманитарку отправит. Судя по тому, что Израиль атакует нефтебазы и водопроводную систему, помощь иранцам будет очень и очень нужна.

Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан выступают с заявлениями для прессы после подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве двух стран, 17 января 2025 г.
© РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан выступают с заявлениями для прессы после подписания договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве двух стран, 17 января 2025 г.

Но остаются ещё страны, которые традиционно с Израилем «на ножах». Это почти весь Большой Ближний Восток.

«Ни Турция, ни арабские страны Ирану не помогут. Они, максимум, могут повозмущаться. Да, большинство стран Персидского залива и арабского мира действия Израиля осудили. Только Эмираты и Иордания его чётко поддержали. Все остальные вроде бы как возмутились, но тут же полетели сбивать иранские "Шахеды" - что турки, что Катар. Вот такие они весёлые ребята. Для Сирии в этом моменте вообще ничего не изменяется. Иран там с уходом Асада своё влияние потерял, а Джулани в кресле президента, в принципе, устраивает Израиль, потому что он не дёргается. Так что новым сирийским властям вмешиваться в этот конфликт незачем», - полагает военкор Олег Блохин.

В общем, «непримиримым противникам» Израиля, по большому счёту, поддерживать Иран не с руки. Можно, конечно, вспомнить про арабскую и исламскую солидарность, но Иран арабской страной не является. Хотя он называет себя исламской республикой, большинство его граждан - шииты. В то время как основная часть мусульманского мира исповедует суннизм, а адепты этих двух течений одной религии друг с другом нередко конфликтуют как раз на религиозной почве. К тому же арабские монархии видят в Иране серьёзного оппонента в региональной политике, в то время как с Израилем они активно стремятся улучшить отношения в последние годы. И зачем в такой ситуации им поддерживать Иран?

А что же Турция?

Интересы Анкары и Тегерана в некоторых сферах, например, в энергетике и торговле, совпадают. Обе страны также испытывают стойкую антипатию к Саудовской Аравии - главному политическому конкуренту. Объединяет их и противодействие курдскому сепаратизму, который угрожает территориальной целостности обеих республик. На этом - всё. Дальше начинаются противоречия и конкуренция.

Прежде всего, Турция является членом НАТО и, следовательно, союзником Соединённых Штатов - главного врага Ирана (после Израиля, конечно). Да, в последнее время президент Эрдоган откровенно фрондирует и позволяет себе возражать США по ряду вопросов, включая покупку систем ПРО у России, но вряд ли захочет портить отношения с заокеанским партнёром ради Ирана. То, что Турция под угрозой американских санкций решила сократить импорт иранской нефти, это только подтверждает.

Да и там, где интересы этих двух стран пересекаются, Турция действует максимально жёстко. Именно её «прокси» разгромили «Хезболлу» на территории Сирии и перекрыли коридор, по которому иранские ВС могли пройти к границе с Израилем. Но самое проблемное - это политика Анкары на Кавказе и в Центральной Азии, основанная на пантюркизме.

У Турции свои интересы в регионе.
© globallookpress.com
У Турции свои интересы в регионе.

Пантюркизм довольно привлекателен для тюркского населения этих регионов, что, кстати, вызывает обеспокоенность не только у Ирана, но и у России. В частности, Азербайджан уже в открытую отдаёт приоритет Анкаре, а не Москве и Тегерану.

Надежда на Пхеньян

Остаётся ещё один союзник Ирана - Северная Корея. Мы совсем недавно имели возможность убедиться, что когда «северяне» берутся помогать, то делают это весьма эффективно. Но тут всё непросто.

«Договора между Ираном и КНДР не имеют каких-либо обязательств в области взаимной обороны. Таким образом, КНДР даже если захочет, то не будет иметь юридических обоснований вписываться за Иран. Надо учитывать и то, что у Пхеньяна нет явного интереса в этом конфликте, за исключением традиционной борьбы с американскими империалистами. К тому же, гипотетическое участие КНДР в войне между Израилем и Ираном может привести к резкой эскалации событий на Корейском полуострове. Поэтому КНДР, скорее всего, будет сохранять стратегический нейтралитет и наблюдать за развитием событий со стороны, поддерживая Иран на уровне дипломатических заявлений.

Что касается опыта реальной войны, то ВС КНДР его уже приобрели в боях за освобождение Курской области. Кроме того, очевидно, что рассматриваемый вооружённый конфликт не будет сухопутным, поэтому общевойсковые соединения КНА не могут быть задействованы. Артиллерия малой и средней дальности в этом случае тоже бесполезна, а применять дальнобойные баллистические ракеты типа "Хвасон" было бы странно. Так что КНДР, тоже, скорее всего, останется в стороне», - считает Александр Мостов, руководитель Международной Группы солидарности с КНДР.

А что Евросоюз? Эта структура продолжает демонстрировать «двойные стандарты». Когда речь заходит о России и урегулировании кризиса на Украине, ЕС традиционно призывает отказаться от дипломатии и перейти к «языку силы».

Но когда рассматривается конфликт Израиля с Ираном, из Брюсселя поступают совершенно иные сигналы. В частности, глава ЕК фон дер Ляйен, призывавшая активнее вооружать Киев и превратить его перед переговорами с Россией в «дикобраза», в телефонном разговоре с израильским премьером посоветовала ему сбавить обороты и заняться деэскалацией. Видимо, ещё одного не в меру воинственного союзника старушка-Европа не вывезет.

Иранские военные корабли в Ормузском проливе.
© globallookpress.com
Иранские военные корабли в Ормузском проливе.

А может, «злобная глобалистская ведьма», как нередко называют Урсулу, боится, что Иран закроет Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы. Ормузский пролив является главным маршрутом для экспорта нефти из Персидского залива, а Баб-эль-Мандебский связывает Красное море с Индийским океаном и обеспечивает примерно 10% мирового торгового трафика, включая нефть, попадающую в Европу.

Если эти водные артерии перекрыть, то произойдёт энергетический коллапс, а цены на нефть могут взлететь до 250 долларов за баррель. Больше всех пострадают Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Но Европе тоже будет неприятно и, главное, дорого.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама