«Золотой Голем» и его урановые копи

Украина под «урановым прицелом» Трампа
Стал известен главный сырьевой интерес Америки на Украине. Это не редкоземельные минералы, а самые большие в Европе запасы урана в виде урановой руды, металла крайне важного для ядерной энергетики и производства ядерного оружия. В конце мая Трамп подписал четыре указа, направленные на развитие искусственного интеллекта, причём в качестве источников энергии названы новые модульные ядерные энергоблоки.
К 2050 году мощность атомной энергетики планируется увеличить более чем в четыре раза - с нынешних 94 ГВт до 400 ГВт. Это потребует около 16 тысяч тонн уранового топлива в год. При нынешних ценах на обогащение и производство топливных сборок затраты составят от 7 до 10 млрд долларов.
На самом деле это очень много, и не только в части денег, но и крайне ограниченных запасов урана на планете. И конкуренция за него высокая уже сейчас, но дальше будет намного хуже. Дело в том, что урановую энергетику масштабно развивают Китай, Индия и ещё ряд стран, и такими темпами этот стратегический металл скоро окажется в дефиците. Поэтому в ближайшем будущем уран может стать причиной серьёзных конфликтов или даже войн. Причём под «урановым прицелом» Америки не только Украина, но и другие обладатели урановых месторождений - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и ряд стран Африки. И сейчас главный страх Трампа на Украине - чтобы Россия не освободила Кировоградскую область, где расположено 14 из 17 месторождений урана.
Америке врать - как кузнечику прыгать
Прежде чем осветить планы Трампа в части его урановых амбиций, вначале - о небольшом атомном ЧП. Компьютеры Национального управления по ядерной безопасности (НУЯБ) США «вдруг» подверглись взлому при крупномасштабной хакерской атаке на Microsoft. В результате было зафиксировано проникновение в систему управления документами SharePoint. Microsoft обвинила в этом хакерские группы Linen Typhoon и Violet Typhoon, которые якобы связаны с правительством КНР. И уточнила, что атаки были направлены на пользователей в США, Германии, Франции и Австралии.

Трудно сказать, насколько это правда. Ведь когда в Америке происходят взломы, всегда обвиняют Россию, Китай, Северную Корею или Иран. Хотя на самом деле все эти взломы производит киберподразделение ЦРУ в формате операции под «чужим флагом». Причём незатейливо, до откровенной тупизны. Процесс следующий: ЦРУ официально является крупнейшим в мире скупщиком хакерских программ. В одной из таких «покупок» в программный код вставляется «авторская подпись»: «Программу взлома по заданию Кремля разработал майор ГРУ Николай Иванов». После взлома они говорят о «100-процентном доказательстве»! То же самое происходит с «китайскими» и другими хакерскими атаками: для специалистов это очевидно, но для части населения США это работает.
Золотой атомный дождь
А повод провернуть такую провокацию сейчас самый что ни на есть подходящий. Указанное выше НУЯБ контролирует всю атомную сферу Америки, включая ядерный оружейный комплекс, атомную энергетику, радиоактивные хранилища и прочее использование атома в гуманных и не очень целях. По инициативе ещё Байдена на военный атом уже хлынул «золотой дождь». Так, в планах Пентагона потратить в ближайшие десять лет на ядерную триаду аж 400 млрд долларов. Но на атомную энергетику денег планируется спустить куда больше - триллионы долларов! Даже навскидку, если умножить 300 планируемых новых атомных гигаватт на их стоимость за один гигаватт в 10 млрд долларов, это составит три триллиона долларов! Так с какой стати ЦРУ, Агентство национальной безопасности, IT-компании и само НУЯБ должны стоять в сторонке от этого грандиозного распила? Тут и приходят на помощь пресловутые «китайские хакеры».
А теперь то, что Трампом было подано с помпой и дальним прицелом. 23 мая он подписал четыре указа «о начале ядерного ренессанса и восстановлении золотого стандарта науки» и посвящено это мировой гонке за искусственный интеллект (ИИ). Из них в трёх указах ИИ прямо упоминается как движущая сила развития ядерной энергетики и потенциальный бенефициар. Четвёртая директива стимулирует эксплуатацию финансируемых из частных источников передовых ядерных реакторных технологий на федеральных объектах - в основном в национальных лабораториях или военных объектах - якобы для обеспечения инфраструктуры ИИ, обозначенных как «критически важные оборонные объекты», и предписывает «развернуть на одном из таких объектов в течение 30 месяцев малые модульные ядерные реакторы».
Американский атомный прожект чреват серией «чернобылей»
Вообще тема «малых модульных ядерных реакторов» для всего мира, кроме разве что России, сродни известной головоломке «есть ли жизнь на Марсе». Уже пару десятилетий с вдохновением на Западе рассуждают об энергетической панацее этого типа источника энергии, но не то что в натуре - в законченных чертежах таких реакторов ещё не существует. И западные разработчики почему-то хотят их строить на Украине, в странах Центральной Азии, в Африке, но не у себя дома. Тому есть объяснение.
Десять лет назад автор в бытность работы в «Росэнергоатоме», а этот концерн управляет всеми российскими АЭС, задал вопрос о перспективах малых ядерных реакторов ныне покойному корифею советской и российской атомной энергетики Эрику Николаевичу Поздышеву.

Ответ был предельно компетентен и прост: «Да, такие реакторы на первый взгляд очень перспективны, создать их не сложно, но всё упирается в стоимость системы защиты, то есть в безопасность. Несмотря на то, что реактор считается малым, его противоаварийная защита по стоимости будет почти такая же, как у гигаватного энергоблока, а это сразу ставит под сомнение его рентабельность и окупаемость».
То есть вопрос создания таких реакторов для наших специалистов, в первую очередь, это вопрос безопасности. Здесь надо уточнить, что примерно половина стоимости гигаватного атомного энергоблока составляют как раз системы активной и пассивной защиты. Сейчас один такой энергоблок в исполнении «Росатома» стоит около 6 млрд долларов, а срок строительства составляет 5-6 лет. Значит, 3 миллиарда идёт на защиту. А в исполнении, например, Франции или Южной Кореи, стоимость такого энергоблока доходит до 12 млрд долларов, но при этом срок от заливки фундамента до начала эксплуатации - 10 лет и более.
В части малых модульных реакторов у нашей страны есть уже доведённый до совершенства реактор «Ритм-200», который используют на атомных ледоколах проекта 22220 «Арктика». Перезагрузка топлива происходит раз в 7-10 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет. То есть это мощная долгоиграющая «ядерная батарейка». Есть ещё и реакторы КЛТ-40С для плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов», которые успешно работают с 2020 года. Но за этими достижениями стоят десятилетия упорнейшего научного и инженерного труда.
А Запад планирует выпускать именно дешёвые модульные атомные реакторы почти без систем защиты, поэтому и такой интерес размещения их не у себя, а в странах третьего мира. Как в известном анекдоте про полёт в дальний космос: «Наиболее опасные эксперименты проводятся на наименее ценных членах экипажа». Но Америка, в угоду амбициям Трампа, решила рискнуть и попробовать сделать нечто подобное для себя, причём в нереально сжатые сроки. Однако создать малый ядерный реактор за 30 месяцев, о которых заявил Белый дом, невозможно. Если, конечно, не планировать серию «чернобылей» и «фукусим». Законы физики и инженерии ещё никто не отменял.
«Золотой Голем» разбушевался
Тем не менее Белый дом пребывает в полной атомной эйфории. Вот что заявлено на его сайте: «Сегодняшние (майские) указы разрешают проводить испытания конструкций реакторов в лабораториях министерства энергетики США, открывают путь для строительства на федеральных землях для обеспечения национальной и экономической безопасности, а также устраняют нормативные барьеры, обязывая Комиссию по ядерному регулированию своевременно выносить решения о лицензировании».

И ещё дифирамбы от министра энергетики Криса Райта: «Слишком долго американская ядерная энергетика была скована бюрократизмом и устаревшей государственной политикой, но благодаря президенту Трампу американский ядерный ренессанс наконец наступил. С появлением ИИ и проамериканской производственной политики президента Трампа американская гражданская ядерная энергетика высвобождается в идеальное время. Ядерная энергетика может стать крупнейшим источником дополнительной энергии для Америки».
Трамп, имеющий у однопартийцев из-за тяги к собственному величию, деньгам и эпатажу кличку «Золотой Голем», ещё весной подписал указ о создании «Золотого купола» - по его словам, «несокрушимого и непробиваемого противоракетного щита». Теперь же он подписал указ о введении «Золотого стандарта науки» (Gold Standard Science) для восстановления общественного доверия к национальной научной отрасли.
Указ определяет некие нормы и методологию контроля за наукой и обязывает федеральные исследовательские агентства привести свои программы и деятельность в соответствие с опубликованными принципами. И с этой поры американская наука, по заявлению Белого дома, будет дословно: «воспроизводима, прозрачна, фальсифицируема, подлежит беспристрастной экспертной оценке, чётко распознаёт ошибки и неопределённости, скептически относится к допущениям, является коллективной, междисциплинарной, принимает отрицательные результаты и свободна от конфликтов интересов». «Фальсифицируема» - это сильно, но это в тексте Белого дома по ссылке выше. Тем более что этой голой правды и откровенного вранья в американской академической науке давно выше крыши.
А хватит ли мозгов и умелых рук для ядерного ренессанса?
Проблема в том, что сразу после окончания холодной войны Америка гробила свою инженерную науку, как только могла. Акцент в финансировании и инновациях уехал в IT-технологии, связь, космос и финансы, а всё остальное, включая военный и мирный атом, было названо «ненужным вчерашним днём». Америка не строила атомные реакторы аж 30 лет, то есть все былые навыки и инженерные школы были утеряны.
Но самая ужасающая и одновременно анекдотичная проблема - это нынешнее американское высшее образование по специальности «ядерная физика». Анекдот в том, что, по признанию американских ветеранов-атомщиков из кузницы атомных бомб - Лос-Аламосской национальной лаборатории, даже выпускники-ядерщики когда-то флагмана атомного образования - Массачусетского технологического института - не понимают, что такое критическая масса делящегося вещества.

А это основа основ ядерной физики, объясняющая суть самоподдерживающейся цепной реакции деления. Ситуация примерно как если бы хирург, взявший в руки скальпель, абсолютно ничего не понимал в физиологии человека, расположении органов и их функциях. И эти люди собираются создавать новые ядерные боеголовки и новые атомные реакторы… И нехороший прецедент уже случился. Очумелые ручки на одном из предприятий, где ранее производились плутониевые полусферы для ядерных боеголовок, в 2013 году попытались воссоздать эту технологию без знания понятия критической массы. И чуть не устроили ядерный взрыв, поставив под угрозу как минимум половину территории штата. В итоге завод закрыли на четыре года.
США - экономика хайпа и пузырей
История американской экономики последних двух десятилетий - это история надувания пузырей. Вначале в 2000 году надули пузырь доткомов - интернет-компаний, затем пузырь недвижимости в 2006-2008 годах, сейчас два огромных пузыря - это IT-сектор и американский госдолг. Но Трампу нужен свой пузырь - или даже два. Первый - это искусственный интеллект, с которым почти вся планета носится как дурень с торбой, и второй - непомерное развитие ядерной энергетики. Понятно, что курс на них был принят под сильным давлением крупных технологических компаний, причём, чтобы закрепить приоритеты, ИИ и АЭС стали частью стратегии национальной безопасности. Эта тема вообще любимый разудалый конёк всех американских президентов, на котором при умелых шпорах вверх резво скачут их рейтинги.
Прямая речь
Роберт Даффи, профессор политологии в Университете штата Колорадо, в своей статье 2004 года так подытожил прежнюю историю атомной энергетики США: «Управлению по атомной энергии было предоставлено дополнительное преимущество и влияние благодаря связи программы с вопросами национальной безопасности. Участники этой тесно сплочённой монополии были объединены убеждённостью в том, что развитие атомной энергии, сначала как оружия, а затем как средства производства электроэнергии, было необходимо и желательно для благосостояния нации».
А далее Даффи объяснил, как спешка правительства с созданием атомной энергетики в США в конечном итоге подорвала эту самую отрасль. Поспешное развитие, государственное стимулирование и амбициозные сроки привели к перерасходу средств, проблемам безопасности и общественному недовольству, что в конечном итоге заморозило строительство новых АЭС на десятилетия.

Сегодня администрация Трампа повторяет историю, объявляя технологии искусственного интеллекта, работающие на базе современных ядерных реакторов, ключевым интересом национальной безопасности...
А вот и отгадка, но уже не «золотого», а «уранового Голема»
На самом деле цель Трампа и стоящих за ним консерваторов в части развития ИИ и атомной отрасли не мирная, а куда более зловещая. И это мнение самих американцев.
«Похоже, что интерес правительства к ИИ продиктован тем, что оно рассматривает его как следующую гонку ядерных вооружений», - заявил Тим Джадсон, исполнительный директор Службы ядерной информации и ресурсов. «Если вы ожидаете, что самые могущественные страны в истории мира и самые богатые корпорации, которые когда-либо существовали, пытаясь создать "цифровых богов", не сделают всё возможное для победы в этой гонке, то вы не понимаете ни человеческой природы, ни геополитики».
То есть, развивая параллельно ИИ и атомную отрасль, а грань между мирным атомом и ядерным оружейным комплексом на самом деле иллюзорна, Америка готовится победить в грядущей и неотвратимой, по её мнению, термоядерной бойне.