Где русская Realpolitik в Сербии?
© РИА Новости
Неужели мы можем предложить близкому нам народу только «Братский кубок» по футболу?

Где русская Realpolitik в Сербии?

В Сербии студенческие протесты де-факто перерастают в национальное восстание, и Россия стоит перед опасностью потерять постоянную величину - сербский народ - ради переменной
Реклама
Где русская Realpolitik в Сербии?
© РИА Новости
Неужели мы можем предложить близкому нам народу только «Братский кубок» по футболу?
Читайте нас на: 

Сербский бунт

Массовые антиправительственные манифестации, начавшиеся в Сербии уже более десяти месяцев назад, перестали быть похожими просто на студенческое недовольство режимом. Между тем мартовские события в Белграде, где в центральной части города собрались сотни тысяч человек и где полиция применила необычные для мирных демонстраций средства разгона толпы (речь идёт о «звуковой пушке»), показали, что протестуют все слои населения и все возрастные группы.

В последние дни протестные настроения усилились - они стали более мощными и ожесточёнными. Эпицентры - Белград, Нови-Сад и Валево. Нападения совершаются на представительства правящей Прогрессивной партии Сербии, которую население называет «мафиозной структурой», а её лидера, президента Александра Вучича, - «великим предателем».

Сербы протестуют «с огоньком».
© РИА Новости
Сербы протестуют «с огоньком».

Тем временем мирный протест окончательно перерос в насильственный. Манифестанты дерутся с полицией. Обе стороны обвиняют друг друга в провокациях. По официальным данным, ранено более 130 полицейских, проводятся массовые аресты.

Политический дальтонизм

Политические наблюдатели за рубежом мечутся в попытках определить «цвет» этих событий. Власти называют их «цветной революцией», которая якобы инспирирована Западом. При этом ранее представители официального Белграда намекали своим западным партнёрам, что за беспорядками стоит Москва.

Почему события в Сербии не стоит называть «цветной революцией» или «майданом»? Протесты здесь - это не повторение украинского сценария и уж тем более не провокация со стороны всемогущего Джорджа Сороса. Разве можно говорить об акции, организованной Соросом, в случае, когда Ана Брнабич, - выходец из большой семьи «соросят» и открытая лесбиянка, назвала протестующих «бандой» 17 августа? Напомним, что Брнабич была в своё время назначена Вучичем на пост главы правительства, а теперь председательствует в Скупщине (парламенте) только потому, что сама по себе является постоянно действующим «пропуском» Вучича в «европейское буржуинство». Если Брнабич - ставленник Сороса, то как она может столь нелестно отзываться о мероприятиях, которые якобы Соросом и организованы?

На самом деле то, что сейчас происходит в Сербии, это протест изнутри, из глубины сербского народа против, как считает улица, тотальной коррупции. Люди протестуют против хамского поведения элиты, сгруппировавшейся вокруг Вучича и обогащающейся за счёт казны.

«Короли и капуста»

На мой взгляд, поведение Александра Вучича напоминает стиль жизни некоего диктатора из «банановой республики», описанной в повести О. Генри «Короли и капуста», где население живёт в повальной нищете, а правительство - казнокрады.

Если послушать простых сербов, протестуют они против подчинения своей страны интересам транснациональных корпораций, политическому контролю со стороны США и Европы, против передачи национальных недр в безраздельное пользование западных компаний.

Участники протестов считают, что Вучич целенаправленно ведёт Сербию в ЕС и НАТО. А политический кризис - это противостояние православных сербов тому, что их страну тянут в «семью» безбожного Запада, который к тому же воюет против России. В этом глубинная суть сербского внутреннего конфликта. Оставьте Сербию в лоне православия и с Россией - и протесты на улицах сербских городов утихнут сами собой, утверждают те, кто сегодня вышел на улицы.

Кто их в «бой» ведёт?

Вашингтон и Брюссель внимательно следят за развитием событий в Сербии. Их интересует, когда и как произойдёт смена власти, чтобы не допустить нежелательных изменений. Вероятно, это будет банальный фарс, прикрытый лозунгами о «демократии и свободе» - теми самыми, что звучат из уст протестующих.

Уходящая фигура?
© globallookpress.com
Уходящая фигура?

Слабость протестующих в том, что их стихийный народный протест могут использовать (или уже используют?) в Брюсселе, чтобы в нужный момент сместить Александра Вучича как бы в ответ на требования улицы. И не плохо бы знать, кого Запад предложит сербам взамен.

Возникает вопрос, где руководители уличных протестов и почему они не выступят с требованием провести встречу с президентом и изложить свои требования, что называется, глаза в глаза? Но дело как раз в том, что этот народный протест подчиняется мало кому известным стихийным правилам бунта. И руководителей у протеста как бы и вовсе нет. Сербами, особенно молодыми людьми, движет только ожесточение и ненависть к творящемуся у всех на глазах казнокрадству и национальному предательству в виде фактической сдачи Косова официальным Белградом ради вступления Сербии в ЕС и в виде передачи национальных богатств под контроль ТНК. Движитель нынешних протестов - переполненная чаша терпения сербского народа, а не «бандиты», якобы нанятые Соросом.

Из многочисленных бесед с сербами я понял, что люди просто озлоблены. И у молодёжи это состояние вызывает желание выйти на улицу и орать во всю глотку антиправительственные лозунги. Особенно подходящим местом оказались различные спортивные соревнования, где болельщики с трибун до хрипоты скандируют антипрезидентские кричалки и здравицы в адрес России и сербско-русского братства.

Как уйдёт Вучич? И уйдёт ли...

Не исключено, что нынешнего президента Сербии ждёт участь Анастасио Сомосы Дебайле - никарагуанского диктатора, последнего из «правящей» семьи Сомоса, которая с 1934 года в буквальном смысле царствовала в Никарагуа при полной поддержке США.

Про основателя «династии президентов» Анастасио Сомосу Гарсиа президент США Франклин Д. Рузвельт однажды сказал: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын». Такая же характеристика была применима и к последнему из клана Сомоса, которого США тоже поддерживали, а потом… не помешали свергнуть, когда стало ясно, что национальное восстание под руководством сандинистов всё равно победит. Смена власти в Никарагуа произошла в 1979 году и вошла в историю как Сандинистская революция.

Другое дело, что Вашингтон просчитался и не смог установить своего кандидата у власти в Никарагуа. Сандинисты оказались умнее и сильнее, несмотря на всю мощь США, точно так же, как в 1959-м «бородачи» во главе с Фиделем Кастро на Кубе. Как будет в Сербии, никто сейчас не скажет. Но всё свидетельствует о том, что лично для Вучича уже начался обратный отсчёт времени.

Силовики жёстко подавляют беспорядки.
© РИА Новости
Силовики жёстко подавляют беспорядки.

Александр Вучич прекрасно понимает опасность, угрожающую лично ему, а не режиму, и пригрозил ужесточением репрессий. Он выступил с обращением к народу, квалифицировав действия участников беспорядков как «терроризм». Следующие действия Вучича были прогнозируемы. Он предупредил, будто бы «бандиты» (так он называет участников протеста) «скоро дойдут до убийств на улицах», тем самым дав понять, что теперь силам правопорядка нечего церемониться.

Парадокс в том, что вместо диалога с согражданами, с целью сбить накал протеста, Вучич сам провоцирует беспорядки. Ситуация такова, что ужесточение действий со стороны полиции автоматически вызовет ответную реакцию населения. А это даст президенту Вучичу не только юридическое, но и моральное право ввести чрезвычайное положение, хотя, по словам властей, такой вариант пока не рассматривается. Но если Вучич озвучивает определённые мысли, значит, они находятся в стадии рассмотрения.

Билет на «Титаник»

На Смоленской площади МИД России «колеблется вместе с линией» президента Сербии. Мы не утверждаем, что российский внешнеполитический орган полностью подчиняется сообщениям из посольства в Белграде и канцелярии президента Вучича. Но внешне всё представляется так, будто Россия намеренно избегает даже малейшего намёка на вмешательство во внутренние дела Сербии. И это стремление, как представляется, уже перешло ту грань, за которой под угрозой оказываются наши собственные интересы.

Из-за пассивного отношения к внутренним делам соседних и близких нам стран Россия уже потеряла Армению. Мы почти потеряли Грузию, с которой жили в одном государстве с 1801 года, но которая, слава богу, наконец нашла в себе силы понять, что в течение последних трёх десятилетий грузины пытались купить билет на тонущий «Титаник». Теперь мы наблюдаем за событиями в Молдове, и в результате эта небезразличная нам страна оказалась на грани поглощения Румынией.

Так же смиренно мы наблюдали, как Украина, которая была и является исторической частью России, начиная с 1990-х годов, отделившись, у нас на глазах дрейфовала в сторону Запада. Складывается впечатление, что ещё в недавние времена Украина нам была тоже безразлична, поэтому мы ничего не сделали, чтобы сохранить естественно-историческую связь между людьми, семьями, территориями, экономиками, армиями.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия Марко Джурич на встрече в Москве.
© РИА Новости
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия Марко Джурич на встрече в Москве.

Надо признать: мы сами допустили раскол Православной церкви на Украине. Мы даже подписали с «незалэжной» соглашение о взаимном неведении разведывательной деятельности друг против друга. Но при этом все западные спецслужбы, главным образом американские и британские, на полную мощь работали на территории бывшей УССР. И сделали всё возможное, чтобы, используя привнесённую извне идею «украинства», разорвать единый русский народ на две части и стравить их между собой. Результат известен.

Не наш «сукин сын»

Аналогичную апатию (назовём это так - мягко) Россия сейчас проявляет и в отношении Сербии: продолжает играть с Западом в политические поддавки, апеллируя к абстрактным нормам «невмешательства во внутренние дела» и «уважения суверенитета». А Запад делает в Сербии буквально всё, что хочет. Запад назначает «премьерок»-лесбиянок, требует признания Косова и принуждает Сербию отправлять оружие на Украину.

При этом многие оппозиционные политические деятели Сербии, с которыми мне довелось разговаривать, высказывают глубокое недоумение, почему Россия никак не проявляет активность в отношении внутренних процессов в Сербии. От России простые сербы буквально ждут помощи в том, чтобы удержать свою страну в зоне российского влияния. На худой конец, чтобы Москва назвала вещи своими именами, а не пряталась, когда речь идёт о ситуации в Сербии, за безликий официоз.

Скажу начистоту. Если бы Александр Вучич действительно был предан многовековому духовному братству сербов и русских или, по крайней мере, был просто на стороне России во всех наших конфликтах и спорах, а не благословил поставки оружия киевскому режиму, мы могли бы считать его своим. Но Вучич уже сто раз показал, что он не с нами, что использует дежурные фразы о сербско-русской дружбе исключительно в целях укрепления своих позиций в определённой части сербского общества. Он не «наш сукин сын».

Постоянная величина

Думается, что пришло время России определиться и, наконец, сказать «кто есть who» в Сербии. Такое впечатление, что не все в российском истеблишменте делают различия между постоянными величинами и переменными. Постоянная величина в Сербии - её православный народ, который, по разным оценкам, на 80% состоит из русофилов. Переменная величина - это нынешний президент и его окружение. И Россия стоит перед опасностью потерять постоянную величину ради переменной.

Американцы и британцы же целенаправленно проводят Realpolitik (реальную политику) - то есть делают на внешней арене то, что ведёт к реализации их задач, а не то, что отвечает неким идеалистическим критериям, которые обычно употребляются в текстах международных соглашений и уже стали предметом усмешек со стороны проводников этой самой Realpolitik. Где русская Realpolitik в Сербии?

Участники акции «Брат за брата» в поддержку Сербии в Москве.
© РИА Новости
Участники акции «Брат за брата» в поддержку Сербии в Москве.

Или, может быть, есть какие-то причины, о которых мы не знаем, но которые влияют на личные интересы отдельных персонажей как в Сербии, так и в России, и которые могут объяснить необъяснимую политику лояльности официальной Москвы к официальному Белграду?

Сербия явно на грани коллапса. И Россия - в силу того, что она живёт в сердцах простых сербов - несёт свою долю ответственности за то, что сегодня происходит в Сербии и какой путь выберет в дальнейшем, когда Александр Вучич всё-таки уйдёт. Он не вечен.

К сожалению, все давно позабыли, что до конца XII века Сербия называлась Рашка (Raška zemlja - Рашка земля (страна), а в русской литературе встречается кириллическое написание Сербии - «Расия». Это к тому, что в истории случайных совпадений не бывает. Потеряв Сербию, мы потеряем часть себя.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама