Путь Путина: из России на Аляску по дороге памяти

Так приказал товарищ Сталин
Вот только у русских историческая память, по всей видимости, устроена иначе, и по дороге на Аляску, где состоялась его встреча с Дональдом Трампом, Владимир Путин сначала остановился в Магадане и возложил цветы у мемориала «Героям АлСиба», а потом, уже на американской земле, посетил национальное военное кладбище возле авиабазы Эльмендорф-Ричардсон и почтил память советских специалистов, участвовавших в перегоне кораблей и самолётов, которые США поставляли нам по ленд-лизу.
Тогда это было критически важно, поскольку в первые дни войны СССР потерял 1200 боевых самолётов. И быстро пополнить авиапарк было невозможно - советская авиапромышленность только начала эвакуироваться на восток. Так что ленд-лиз был весьма кстати. Да и американцы не оставались внакладе - помощь предоставлялась в кредит, рассчитаться за который предстояло после войны.

Самолёты в СССР поставлялись несколькими путями: через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск, через Тихий океан во Владивосток, по Трансиранскому шоссе и по АлСибу. При этом атлантический маршрут оказался весьма уязвимым. В начале 1942 года из 35 судов печально известного каравана RQ-17 было потоплено 22 - на дно ушло 210 самолётов, 130 танков и 3350 автомашин, а транспортировка через Иран занимала больше двух месяцев. В условиях войны - слишком долго.
Это было очевидно, и президент США Франклин Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолётов из Соединённых Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени...».
В октябре 1942 года Сталин вызвал начальника Управления полярной авиации Главсевморпути Илью Мазурука и спросил, можно ли доставлять самолёты из США по недавно проложенному Севморпути. Мазурук, полярный лётчик, Герой Советского Союза, участник высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс» и вообще человек неробкого десятка, ответил, что это невозможно. На маршруте не было ни аэродромов, ни запасов горючего, а погодные условия были крайне суровыми. Тогда Сталин перевернул лист календаря, что-то написал на нём и, обращаясь к маршалу Ворошилову и командующему ВВС генерал-лейтенанту авиации Новикову, распорядился: «Послезавтра доложите. Трасса должна быть...».
«Пятилетка» за десять месяцев
И уже 9 октября 1941 года ГКО СССР принимает постановление №739, согласно которому трасса должна быть готова к 30 декабря 1941 года. Уже 16 октября первая группа специалистов вылетела в Иркутск. Так тогда работали.
В ноябре 1941 года началась реконструкция имевшихся аэродромов. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строивший и эксплуатировавший трассу, был подчинён ВВС. В июле 1942 года Владимир Коккинаки на американском бомбардировщике В-25 «Митчелл» пролетел по ещё недостроенной трассе и доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования начала перегонки самолётов. 23 июля для приёмки трассы вылетела комиссия ГУ ГВФ. Обследовав маршрут, она разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.
Всего в СССР построили и отремонтировали 16 аэродромов, в США и Канаде - 15. Как свидетельствуют исследования, проведённые в 2023 году Русским географическим обществом и Минобороны РФ, в ходе работ были созданы не просто наземные ВПП, а полноценные логистические центры. Рядом с аэродромом сразу проектировались и строились объекты для вспомогательных служб: механические мастерские, ангары, склады, жилые дома лётно-подъёмного состава, здание аэропорта, радио- и метеостанции и т.д. К августу 1945 года возвели свыше 270 необходимых сооружений. Трасса строилась Наркоматом обороны и Дальстроем НКВД.

Строительство велось в крайне суровых природно-климатических условиях непроходимой тайги, тундры и лесотундры. Это был настоящий трудовой подвиг: как инженеров и управленцев, которые брали на себя ответственность за выбор площадок и в кратчайшие сроки готовили технические решения. По словам первого начальника АлСиба Ильи Мазурука, в мирное время для строительства потребовалось бы пять лет, тогда как первую очередь воздушной трассы, протянувшейся от Аляски на 6300 километров, построили за 10 месяцев. Немыслимые по нынешним временам темпы. 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа американских самолётов из Аляски.
АлСиб в цифрах и фактах
- Общая протяжённость трассы от Фэрбанкса (Аляска) до Красноярска - более 6300 км, из них по территории СССР - 5000 км.
- С заводов в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 тыс. км.
- По американским официальным данным, на конец сентября 1945 года в СССР было отправлено 14 795 самолётов, однако не все из них долетели.
- С октября 1942-го по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено более 128 300 пассажиров и 18 753 тонны грузов.
Созданная в годы Великой Отечественной войны Красноярская воздушная трасса (советская часть АлСиба) работала в параллели с Транссибом и Северным морским путем. Со временем трасса стала авиационным коридором из сети аэропортов, позволявшим самолётам маневрировать и уходить на безопасную площадку в случае плохих погодных условий.

В годы войны по АлСибу в СССР перегонялись бомбардировщики В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон»; истребители Р-40 «Киттихоук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт»; транспортные самолёты С-46, С-47; гидросамолёты PBY «Каталина»; учебно-тренировочные АТ-6 и ряд других.
Авиадальнобойщики
По мере готовности АлСиба, летом 1942 года, в Иваново была сформирована 1-я перегоночная Краснознамённая авиационная дивизия ГВФ, где наши лётчики изучали американские самолёты и выполняли тренировочные полёты. Командиром дивизии был назначен начальник трассы полковник Илья Мазурук. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы передислоцировались в Якутск.
Самолёты от американских коллег советские лётчики получали в Фэрбанксе, расположенном в центре Аляски и наиболее защищённом от японцев, летом 1942 года оккупировавших часть полуострова. 4 сентября 1942 года в Фэрбанкс прибыла советская миссия, а 24 сентября - личный состав 1-го перегоночного авиаполка. Первая партия самолётов (12 бомбардировщиков А-20 «Бостон») вылетела в СССР 29 сентября 1942 года.
И в СССР, и США были сформированы перегоночные полки и группы. Американские лётчики доставляли самолёты до Фэрбанкса. Перегонку самолётов осуществляла 7-я перегоночная группа аляскинского крыла Воздушно-транспортного командования ВВС армии США. Штаб группы располагался в Грейт-Фолс (штат Монтана) на военной авиабазе, которая являлась начальной точкой маршрута. В Соединённых Штатах самолёт перегонял от начального до конечного пункта трассы один лётчик. В отличие от СССР, где самолёты передавались от пилота к пилоту по эстафете.
Трасса от Фэрбанкса до Красноярска была разделена на пять этапов. На каждом из них работал перегоночный авиаполк. Самолёты из Фэрбанкса в чукотский Уэлькаль через Берингов пролив перегонял 1-й полк, 2-й полк доставлял их до Сеймчана в Магаданской области. Оттуда 3-й полк вёл самолёты в Якутск. Далее 4-й перегоночный авиаполк переправлял самолёты до Киренска (Иркутская область). Из Киренска до Красноярска - 5-й полк.

Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались на свою базу транспортными самолётами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Недолго существовал на трассе 7-й перегоночный авиаполк, в котором по примеру американцев каждый лётчик перегонял самолёты от начала до конца трассы. Однако этот метод признали неудачным, а полк расформировали.
По АлСибу бомбардировщики и транспортные самолёты следовали по одному или группами по два-три самолёта, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители - в разобранном виде по железной дороге.
Трасса была сложной. Не случайно за каждый перегнанный самолёт лётчики получали вознаграждение, как на фронте за уничтоженную боевую технику. За один истребитель на участках трассы Уэлькаль - Сеймчан и Сеймчан - Якутск пилоту платили 700 рублей, на остальных участках - 600 рублей. За бомбардировщик, в зависимости от участка трассы, пилоту платили соответственно 850 или 650 рублей; штурману - 700 или 500 рублей, второму пилоту - 600 или 450 рублей, борттехнику и бортрадисту - 500 или 400 рублей.
За время работы авиатрассы в результате лётных происшествий было потеряно 80 самолётов. Из них 20 - над Аляской, а остальные 60 - над территорией СССР. Всего за время эксплуатации авиатрассы погибли 115 человек. Американцы при перегонке самолётов по трассе от Грейт-Фолса до Фэрбанкса потеряли 133 самолёта.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота, готовившихся принять участие в боевых действиях против милитаристской Японии. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года, а в начале 1946 года трасса перестала действовать.
Ровным счётом
За время войны на судах через Мурманск и Архангельск в СССР было доставлено 4790 самолётов. По морю до Ирана, а затем по воздуху - 5642 самолёта. По АлСибу - от 7831 до 8094 самолётов. Всего же союзники поставили в СССР 22 195 самолётов.
Воздушный Транссиб
О лётчиках АлСиба, которых почти всех можно считать героями, помнят и в России и, как выясняется, и в США. Мемориал героям АлСиба открыт в Магадане. В Киренске установлен памятник Аляска - Сибирь в виде трёх самолётов: «Бостон», «Аэрокобра» и «Киттихоук». Истребитель Р-39 «Аэрокобра» взлетает с постаментов в Якутске в сквере имени Юрия Гагарина и в аэропорту якутского города Олёкминск. Мемориальная доска в память И.П. Мазурука - командира первой перегоночной авиадивизии АлСиб - установлена на историческом здании аэропорта Сеймчан (Магаданская область). На Аляске в Фэрбанксе возведён мемориал в честь подвига американских и советских лётчиков.

Обелиски и мемориалы по маршруту трассы возведены в память о погибших участниках авиаперегона: в сквере авиагородка аэропорта Сеймчан (Магаданская область); на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года на Троицком кладбище в Красноярске; в аэропорту Якутска над захоронением экипажа бомбардировщика В-25, разбившегося в окрестностях города 7 мая 1943 года, с выбитыми на плитах именами 113 лётчиков, погибших на трассе; в Кадыкчанe на могиле разбившихся на бомбардировщике А-20 командира экипажа капитана И.А. Ковылина, стрелка-радиста сержанта Н.Д. Борискина и штурмана капитана Д.В. Михасева; в Эгвекиноте на Чукотке погибшим лётчикам экипажа транспортника C-47 и др.
Но только мемориальная память - это далеко не всё, если учесть, сколько сил и средств было потрачено на создание АлСиба. А сколько положено жизней! К сожалению, сегодня от трассы, которая сыграла большую роль и в победе, и в развитии Сибири и Дальнего Востока, остались только разрозненные объекты.
Говоря прямо, трасса не работает, и попасть из одного аэропорта в другой, особенно если они находятся в разных регионах, практически невозможно, поскольку аэродромы «завязаны» на административные центры республик, краёв и областей и уже не являются одним целым. Хотя не помешал бы ещё один высокоширотный маршрут, который связал бы разные концы страны.