Полигон особого назначения

Гонка по ядерной вертикали
После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в СССР были существенно увеличены темпы создания собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 года прошли испытания первой советской ядерной бомбы, что моментально стало известно американцам. И уже в конце января 1950 года президент США Гарри Трумэн распорядился создать «сверхбомбу» - водородную, которая была испытана 1 ноября 1952 года. Но пустить её в дело было проблематично, потому что устройство представляло собой громоздкое сооружение, занимавшее большую часть островного полигона.
СССР же 12 августа 1953 года испытал настоящий термоядерный заряд (РДС-6), который можно было применять в боевой обстановке. Что раззадорило американцев, и на первую половину 1954 года Вашингтон запланировал взрыв водородной супербомбы, «которая Советам не снилась».
… 28 февраля 1954 года японские моряки, находившиеся на борту рыболовецкого судна «Счастливый дракон», были поражены «солнцем», поднявшимся раньше положенного времени, причём на западе. Несколько минут спустя громадный оранжево-багровый огненный шар залил всё вокруг ослепительным светом, и на судне услышали звук взрыва. Так, благодаря японским морякам, случайно оказавшимся свидетелями, мир узнал, что США взорвали на атолле Бикини на тот момент самую мощную водородную бомбу, разрушительная сила которой была в 1000 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Но это опять было циклопическое устройство. И только через три года американцы наконец-то смастерили такую водородную бомбу, которую можно было сбросить с бомбардировщика В-52 «Стратофортресс». Всё это время, как писал редактор «Нью-Йорк таймс» по вопросам науки Уильям Лоуренс, Советский Союз оставался единственной державой в мире, обладавшей запасом водородных бомб. Ни одной бомбы мегатонной мощности у США тогда не было.
Ядерная гонка набирала обороты. Именно на Новоземельском полигоне были испытаны самые мощные советские водородные бомбы.
Земля необетованная
История полигона началась 31 июля 1954 года, когда Совет Министров СССР принял закрытое постановление №1559-699. Документ предусматривал создание на Новой Земле «объекта 700» - нового полигона для испытаний ядерного оружия во всех средах: на земле, над землёй, под землёй, над водой и под водой. Дело в том, что Семипалатинский полигон располагался поблизости населённых территорий, и повышение мощности испытываемых зарядов неизбежно вело бы к негативным последствиям для населения. Кроме того, сухопутный полигон позволял проводить испытания не во всех средах.

Требования к новому полигону были жёсткими: удалённость от крупных населённых территорий и коммуникаций, от линий воздушного и морского транспорта, возможность организации ядерных взрывов в воздухе и под водой, плюс к этому полигон должен был находиться не слишком далеко от портов, откуда можно было доставлять необходимое оборудование.
Поскольку Балтика, Чёрное море и Каспий были слишком «населёнными», а Тихий океан считался ядерным полигоном США, выбор пал на Новую Землю. Архипелаг отвечал всем критериям. Новый объект подчинили 6-му управлению ВМФ (начальник управления контр-адмирал Пётр Фомин), которое руководило обеспечением флота ядерным оружием. А первым начальником Новоземельского полигона назначили опытного подводника Героя Советского Союза капитана 1 ранга Валентина Старикова.
Строительство шло, как ныне принято говорить, ударными темпами. Прошло уже 6 лет, как США провели на атолле Бикини надводный и подводный ядерные взрывы, поэтому существовал риск, что американские ВМС первыми получат морское ядерное оружие - глубинные бомбы и торпеды. Тем временем наши атомщики, тоже ударными темпами, создавали торпеду с ядерным зарядом. Летом 1955 года торпеда (Т-5) с ядерным зарядом РДС-9 уже была готова к испытанию.
Местом испытания выбрали так называемую «зону А» - район губы Чёрная, где разместили 4 подводные лодки в подводном положении и на перископной глубине, 4 эсминца и 2 тральщика. Взрыв прогремел в 8 часов утра на глубине 12 метров, куда торпеду опустили с тральщика. Поднявшийся гриб погнал от эпицентра большие кольцевые волны, однако затонул только эсминец «Реут». На следующих испытаниях торпеда была выпущена подводной лодкой С-144 с дистанции 10 километров, а её специальная боевая часть сработала на глубине 35 метров. При этом из 10 кораблей-мишеней 6 были потоплены на месте.

Через год торпеду Т-5 приняли на вооружение. Правда, прослужила она недолго: эффективнее оказалось выпускать специальные боевые части для обычных торпед, отличавшихся большей надёжностью.
От торпеды до «Царь-бомбы»
Новоземельский ядерный полигон по замыслу советских ядерщиков должен был восстановить паритет по мощности ядерных устройств с США. В 1961-1962 годах здесь были проведены испытания взрывов мощнейших советских бомб. Кроме зоны А, где проводились подводные испытания ядерного оружия, на Новой Земле существовали ещё две зоны: В - для подземных взрывов, расположенная на гористом южном берегу пролива Маточкин Шар, и С - на мысе Сухой Нос острова Северный - для воздушных испытаний.
В зоне В были подорваны в общей сложности 42 подземных ядерных заряда. Она стала основной рабочей зоной полигона на Новой Земле в августе 1963 года, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. О подземных испытаниях в документе не говорилось, и они продолжились - в основном на Семипалатинском полигоне. На Новой Земле тоже проводились подземные взрывы, но главным образом в интересах ВМФ.
Но прежде, до подписания договора с США, 30 октября 1961 года в «воздушной зоне» С была испытана самая мощная термоядерная бомба - знаменитая «Царь-бомба» (на Западе её назовут «Хрущёв-бомбой»). Согласно проекту, она должна была иметь мощность в 100 мегатонн (примерно 5,5 тыс. бомб, сброшенных на Хиросиму), но испытывать ядерный заряд такой колоссальной мощности руководство СССР не рискнуло. Сброс «супербомбы» осуществил стратегический бомбардировщик Ту-95В с высоты 12 километров. Ядерный гриб достиг высоты в 67 километров, а взрывная волна трижды обогнула Земной шар.

«Неожиданно для себя мы увидели яркую световую вспышку, - вспоминал бывший начальник Новоземельского полигона генерал-лейтенант в отставке Гавриил Кудрявцев. - И, несмотря на большое расстояние от места взрыва - 250 километров, были буквально ослеплены. Скоро мы почувствовали жар, словно кто-то рядом открыл заслонку мощной огнедышащей печи. Мгновенно прервалась связь с кораблями, зонами, материком, самолётом-носителем Ту-95В и даже с Ил-14, с борта которого взрыв наблюдало прибывшее из Москвы «ядерное» и военное руководство.
Огненный шар «разбухал», поднимаясь ввысь. Через несколько минут до нас докатилась ударная волна, а чуть раньше - сейсмическая. Мы почувствовали, как под ногами, словно живая, задрожала земля... Ударная волна отчётливо ощущалась и на Диксоне - в 700 километрах от места взрыва».
Взрыв «Царь-бомбы» был зафиксирован во всех странах, и, понятно, в США. Испытания ядерного заряда такой мощности привели американцев к выводу, что добиться превосходства над СССР в «мегатонной гонке» не удастся. Хотя попытки Вашингтон предпринимал вплоть до заключения Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах.
Всего в 1961-1962 годах СССР провёл 94 ядерных взрыва, из которых 56 на Новой Земле. Семь самых мощных новоземельских взрывов в тот период были равны суммарной мощности атмосферных испытаний всех остальных ядерных держав за период с 1945 по 1960 год.
Тем не менее абсолютный рекорд среди полигонов по количеству взрывов принадлежит американской Неваде, где было произведено 699 взрывов. На Семипалатинском полигоне прошло 468 ядерных испытаний, на Новоземельском - 132. Однако Новоземельский полигон по суммарной мощности взрывов (87 - в атмосфере, 3 - под водой, 42 - подземных) бьёт все мировые рекорды. Считается, что на его долю пришлось 94% суммарной мощности всех ядерных испытательных взрывов за счёт «Царь-бомбы». Последнее ядерное испытание на Новой Земле состоялось 24 октября 1990 года.
Базис суверенитета
После распада СССР полигон на Новой Земле остался единственным в системе отечественных ядерных полигонов Минобороны. Ныне это Центральный полигон Министерства обороны России, находящийся в подчинении 12-го Главного управления Минобороны, отвечающего за спецбоеприпасы. Ядерные взрывы на Новой Земле не производятся уже 35 лет. За исключением так называемых подкритических взрывных испытаний, главная цель которых - исследование надёжности ядерных зарядов, стоящих на вооружении нашей армии и флота, и получение данных, которые могут использоваться при проектировании новых спецбоеприпасов. Но специалисты, обслуживающие полигон, в любой момент готовы возобновить полноценные испытания, если это будет необходимо для обеспечения безопасности страны.
Надо отметить, что Россия не проводит взрывы в соответствии с положениями международного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Однако в ноябре 2023 года в связи с тем, что США не ратифицировали Договор, в России был принят закон об отмене ратификации Договора, которая у нас в стране была проведена ранее. При этом Россия по доброй воле продолжает соблюдать все договорные условия. Ядерное оружие и сегодня остаётся главным инструментом обеспечения суверенитета страны.
В советские времена единственным публичным документом «ядерного формата» была совместная декларация стран Варшавского договора от 1987 года, провозгласившая отказ от первого применения ядерного оружия. Но времена меняются. 21 апреля 2000 года указом Владимира Путина в публичный оборот была введена первая открытая военная доктрина РФ, в которой ядерное оружие определялось как стратегический инструмент сдерживания, гарант национальной безопасности и фактор поддержания глобальной стабильности. В сентябре прошлого года президент страны на заседании Совета Безопасности заявил о необходимости внесения ряда уточнений в части определения условий применения Россией ядерного оружия, и уже 19 ноября 2024 года была утверждена новая редакция ядерной доктрины. Некоторые эксперты считают, что эти изменения связаны с разрешением администрации Джо Байдена на использование Украиной дальнобойных ракет для ударов по территории России.
Обновлённый документ существенно расширяет категории государств и военных союзов, в отношении которых осуществляется ядерное сдерживание, включая страны, предоставляющие свою территорию для потенциальной агрессии. Чтобы было понятно: достоверная информация о массированном старте в сторону России средств воздушно-космического нападения повлечёт ядерный ответ. В число таких входят самолёты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты.
Причём ядерный ответ становится возможным не только при прямой ядерной угрозе, но и при критической угрозе суверенитету России с использованием обычных вооружений. Агрессия со стороны неядерного государства при поддержке ядерной державы будет рассматриваться как их совместное нападение. Применение ядерного оружия планируется и в случае агрессии в отношении Белоруссии. При этом в доктрине отмечается, что Россия в высшей степени ответственно подходит к вопросам ядерного оружия, стремится не допустить расползания ядерных вооружений и их компонентов.
Однако вернёмся к Новоземельскому ядерному полигону, который продолжает работает на оборону страны. В настоящее время архипелаг является отдельным муниципальным образованием Архангельской области - городским округом «Новая Земля». В двух посёлках Белушья Губа и Рогачёво постоянно проживает около 2500 человек, в основном военнослужащие, которые не только занимаются своей основной деятельностью, но и ведут работы по рекультивации и экологической реабилитации территорий архипелага.
Может показаться удивительным, но сегодня уровень радиации на Новой Земле не превышает показатели большинства крупных промышленных городов России и мира, включая Москву.