Ближневосточная ядерная уния
© globallookpress.com
Агрессивный и не придерживающийся никаких правил Израиль толкает страны Ближнего и Среднего Востока к созданию собственного оборонного союза.

Ближневосточная ядерная уния

Агрессивная политика Израиля, за спиной которого маячит Вашингтон, заставляет арабский мир искать новых союзников и создавать собственную систему безопасности
15 октября 2025, 06:44
Реклама
Ближневосточная ядерная уния
© globallookpress.com
Агрессивный и не придерживающийся никаких правил Израиль толкает страны Ближнего и Среднего Востока к созданию собственного оборонного союза.
Читайте нас на: 

Ближний Восток традиционно является одним из наиболее «горячих» регионов земного шара. Западные страны грезят о новых «крестовых походах» и контроле над ценными месторождениями. В Тель-Авиве мечтают о строительстве новой империи, а сам арабский мир не прекращал гореть ни на секунду, раздираемый внутренними клановыми, политическими и религиозными противоречиями.

И нефтяной мешок, и метит в гегемоны

Подливает масла в огонь и отсутствие явного регионального гегемона, которым пытались и до сих пор пытаются стать многие ближневосточные державы. Так, новой доминирующей силой на Ближнем Востоке решили стать Саудовская Аравия и Пакистан, которые 17 сентября подписали оборонительный союз, кардинально меняющий расклад сил в регионе.

Связь двух государств всегда была довольно прочной. Саудовская Аравия может похвастаться своим богатством и экономической мощью, но уж точно не силой армии, а потому владыки королевства очень дорожили отношениями с Пакистаном, который, в свою очередь, выступал своеобразным донором живой силы для саудовской армии. Военная сила Саудовской Аравии уже сейчас во многом состоит из пакистанцев, вплоть до генералитета, а после оборонительных соглашений обсуждается возможность разместить на территории страны части пакистанской армии.

Военное сотрудничество с Пакистаном становится ещё более глубоким и, что наиболее важно, затрагивает ядерное оружие страны. Эр-Рияд стремится укрыться пакистанским ядерным зонтиком, и это имеет куда большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Саудовская Аравия метит не просто в региональные гегемоны, но и явно претендует на статус сверхдержавы.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман Аль Сауд (справа) с премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом перед подписанием соглашения о взаимной обороне, 17 сентября 2025 г.
© globallookpress.com
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман Аль Сауд (справа) с премьер-министром Пакистана Шехбазом Шарифом перед подписанием соглашения о взаимной обороне, 17 сентября 2025 г.

Учитывая роль, которую играют саудовцы в мировой политике, и их влияние на Европу за счёт растущей роли главного донора энергетических ресурсов, подобное стремление выглядит вполне логичным, даже несмотря на то, что это прямой вызов, брошенный США.

Make Israel Great Again 

Американцы всегда стремились заполучить Ближний Восток как свою собственную «бензоколонку». Множество конфликтов, финансирование исламского терроризма, «Арабская весна» и многие другие действия США были направлены именно на установление своего доминирования и контроля в регионе. Израиль же всегда играл особую роль в этой схеме, выступая ключевым форпостом американского влияния, однако в последнее время иерархия в отношениях Вашингтона и Тель-Авива перевернулась с ног на голову.

Режим Нетаньяху не скрывает собственных амбиций и желания расширить свои владения далеко за пределы нынешних границ.

Вековечный палестинский конфликт и противостояние с Ливаном воспринимались на Ближнем Востоке сравнительно спокойно. Арабские страны, а также Турция и Иран выступали с публичными осуждениями, вводили ограничения и грозились ответами, однако дальше слов дело, как правило, не шло - уж больно страшно всем было противостоять Израилю, за спиной которого маячила исполинская тень США. Теперь же соседям Израиля приходится бояться уже не столько американцев, сколько самого еврейского государства, поскольку оно открыто заявляет о своём «праве» бомбить любую страну, которую сочтёт виновной в укрывании членов ХАМАС.

«Разделяй и властвуй» - вечный принцип, которым успешно пользовались американцы на Ближнем Востоке, стравливая между собой разные арабские государства и выступая в качестве покровителей для наиболее слабых или наиболее стабильных, желающих сохранить своё относительно мирное существование.

Так было до прихода «миротворца Трампа», который в угоду собственным амбициям и из-за желания любой ценой демонстрировать лояльность Израилю полностью обесценил значение «американской защиты».

Последствия израильского авиаудара по столице Катара, 9 сентября 2025 г.
© wikipedia.org
Последствия израильского авиаудара по столице Катара, 9 сентября 2025 г.

Совсем недавно Израиль нанёс удар по столице Катара - Дохе, - аргументируя это тем, что в городе находились представители движения ХАМАС. Резонансным событие стало по той причине, что Катар был лоялен к Израилю и является союзником США. Всего в 30 километрах от Дохи располагается американская военно-воздушная база Аль-Удейд, которая, однако, никак не помогла в защите столицы Катара от израильских ударов.

Атака, по всей видимости, стала не только демонстрацией израильского «права атаковать другие страны», но и ударом по репутации США на Ближнем Востоке, однако реакция из Вашингтона оказалась крайне сдержанной. Отныне для американцев действует принцип «Израиль превыше всего», и другие страны Ближневосточного региона это прекрасно понимают.

Саудовская Аравия долгое время зависела от США, полагаясь на их защиту. Но недавние события вбили клин между странами и заставили саудовцев искать новые пути обеспечения национальной безопасности.

Для Белого дома это настоящая катастрофа. Американцы не только стремительно теряют своё влияние на Ближнем Востоке, но и рискуют утратить контроль над мировым энергетическим рынком. Ещё большую угрозу американскому влиянию представляет и то, что Пакистан находится в союзнических отношениях с Китаем, и сближение Эр-Рияда с Исламабадом означает большее сближение с Пекином.

Перспектива - исламский военный альянс

Союз Пакистана и Саудовской Аравии интересен и как потенциальный фундамент для сближения исламских государств Ближнего Востока перед лицом общей угрозы.

Британский аналитический центр Chatham House недавно выпустил доклад, в котором обратил внимание на то, что наиболее сильно Израиля опасается Египет, который боится не только прямой военной угрозы, но и планов Тель-Авива по переселению палестинцев из сектора Газа в соседние арабские государства. В Каире опасаются возможной миграции более чем двух миллионов человек и провокаций со стороны Израиля.

Египет отчаянно пытается заручиться поддержкой Саудовской Аравии, а президент ас-Сиси предложил создать «арабо-исламский механизм координации и сотрудничества» для решения «важных проблем безопасности, политики и экономики».

Каир опасается миллионов голодных и безработных беженцев из Газы, которых нужно будет содержать.
© globallookpress.com
Каир опасается миллионов голодных и безработных беженцев из Газы, которых нужно будет содержать.

Подобный план уже озвучивался в 2015 году, но тогда внутренние противоречия и боязнь потерять американскую поддержку поставили крест на желании арабских государств создать собственный региональный военный блок.

Теперь же ситуация иная. Угроза со стороны Израиля более не иллюзорна, а США из надёжного покровителя-гегемона превратились в «хромую утку», которая не только не может как следует приструнить Тель-Авив (долго ли продержится тишина в Газе?), но не в состоянии подавить даже йеменских хуситов, с которыми Трампу пришлось идти на сделку, лишь бы прекратить затянувшуюся, дорогостоящую и позорную операцию «Страж Процветания».

Одними планами дело не ограничивается. На Синайском полуострове готовятся к большой войне, и это вызывает тревогу у Израиля. Издание Axios пишет, что Египет стремительно расширяет военную инфраструктуру и, пользуясь опытом Ливана, ХАМАС и хуситов, строит подземные хранилища боеприпасов и бункеры для высшего военного командования. Axios утверждает, что Израиль через США пытался пригрозить Египту, однако был проигнорирован.

Ещё одним кандидатом на вступление в Исламский альянс может стать Турция, которая не скрывает своих имперских амбиций и антиизраильской позиции. Идея «делить Ближний Восток» с другими для Анкары чужда, но в последнее время противоречия между Турцией и США обостряются, а переворот в Сирии и захват власти протурецкими террористическими прокси-группировками привели к прямому столкновению с Израилем, который не стал отсиживаться в стороне и ввёл свои силы на территорию Сирии.

Курс на Запад не принёс Турции того, на что турки рассчитывали, и теперь Анкара медленно, но верно разворачивает вектор своего развития на Восток. Антиизраильская коалиция - это шанс для Эрдогана не только ослабить Израиль, но и попытаться утвердить своё доминирование в регионе, хотя в этом вопросе его ожидает конкуренция и со стороны Эр-Рияда.

Израильская угроза стала вполне осязаемой и вызывает опасения не только у стран Ближнего Востока, но и у государств Северной Африки, например, Алжира.

Российско-китайский разворот Ближнего Востока

Сближение Саудовской Аравии и Пакистана означает очень многое в контексте взаимодействия Ближнего Востока с Китаем. Исламабад уже практически можно считать китайским прокси из-за тесных отношений и военно-технической, а также экономической зависимости. Саудовская Аравия же несколько лет медленно, но верно дрейфует в сторону российско-китайского тандема.

Военнослужащие Пакистана с российским оружием на этапе совместной учебной контртеррористической операции на полигоне в Краснодарском крае, 2019 г.
© РИА Новости
Военнослужащие Пакистана с российским оружием на этапе совместной учебной контртеррористической операции на полигоне в Краснодарском крае, 2019 г.

Политико-экономическое сотрудничество - это важно, но сближение с Пакистаном открывает для саудовцев возможность военно-технической модернизации собственной армии и обретения независимости от американского оружия, причём не только для себя, но и для других стран региона, которые традиционно считались проамериканскими, но которые также в последнее время включаются в военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем.

Любопытно, что США довольно долго держали Ближний Восток на «оружейном крючке», поставляя свои системы и ставя страны региона в зависимость от себя; тем не менее боеспособность местных вооружённых сил оставалась необычайно низкой. Многие эксперты уверены, что при первой же возможности произойдёт замена американского оружия на российское и китайское, что станет окончательной потерей контроля США над регионом.

Это очередная угроза для Трампа, который планировал, наоборот, усилить американский ВПК, но вместо этого создал прямую опасность для американских оружейных гигантов.

Для Запада всегда было важно поставить Ближний Восток в зависимость от себя. Веками это удачно получалось, но сейчас ситуация изменилась. Европа, отказавшаяся от российских энергоносителей, усилила свою зависимость от Саудовской Аравии, а агрессивная политика Тель-Авива стала поводом для стран региона задуматься о полноценном объединении против общего врага.

Наблюдая за ближневосточными встречами и саммитами, можно заметить, что происходившее ещё десять лет назад казалось невозможным. Даже древние противостояния и конфликты между суннитами и шиитами отходят на второй план. Иран уже стал активно принимать участие в обсуждениях и восстановил отношения с Саудовской Аравией. Пакистан поддержал атаки Ирана на Израиль, а против планов Тель-Авива по Палестине стали высказываться даже те государства, которые всё ещё находятся в сфере влияния США.

Мухаммед бин Салман Аль Сауд встречается с президентом Ирана Масудом Пезешкианом в кулуарах экстренного арабо-исламского саммита в Дохе, 15 сентября 2025 г.
© globallookpress.com
Мухаммед бин Салман Аль Сауд встречается с президентом Ирана Масудом Пезешкианом в кулуарах экстренного арабо-исламского саммита в Дохе, 15 сентября 2025 г.

Иронично то, что американцы и европейцы действительно сами рассматривали вариант создания ближневосточного аналога НАТО, вот только целью этого союза должно было стать противостояние России и Китаю. Однако грубейшие ошибки и чрезмерная эксплуатация региона со стороны Запада привели к развороту в противоположную сторону.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама