Русская армия в 1914 году была инновационной
© Фото из архива

Русская армия в 1914 году была инновационной

В Первую мировую войну Россия вступила хорошо вооруженной и обеспеченной всем необходимым
24 февраля 2018, 07:45
Реклама
Русская армия в 1914 году была инновационной
© Фото из архива
Читайте нас на: 

В дни празднования столетия нашей армии блоги и СМИ переполняют документальные фото "тех лет". На черно-белых фотографиях из глубины прошлого века в объектив смотрят бойцы, вооруженные винтовками Мосина. Нам, их потомкам, часто кажется, что прадеды плохо одеты, примитивно снаряжены и вооружены и едва ли сыты. По крайней мере, в нашем понимании. Но так ли все и было?

Как штык

На фотографиях вековой давности русский пехотинец мог быть запечатлен с разными винтовками: от японской "Арисаки" до американского "Винчестера" образца 1895 года. Своего оружия тогда в России не хватало, покупали за рубежом. Но самой массовой винтовкой, конечно же, была отечественная "мосинка". Она - на большинстве фотографий эпохи.

Правда, тогда она называлась иначе. При императоре Александре III ее обозначали безлико: "трехлинейная винтовка образца 1891 года". В честь генерал-майора Сергея Ивановича Мосина эту винтовку назвали только при советской власти.

Генерал-майор Сергей Иванович Мосин
© Фото из архива
Генерал-майор Сергей Иванович Мосин


Об этой винтовке и ее создателях сказано много: и о самом Мосине, и о вкладе в ее конструкцию бельгийца Леона Нагана, и русских офицеров из комиссии генерал-лейтенанта Чагина.

Сейчас все больше пишут о том, что в годы, предшествующие "гибели империи", отечественная военная промышленность была почти парализована, и до половины выпускаемой ею продукции признавали браком. Из-за чего Россия была вынуждена размещать заказы на "родные" трехлинейки во Франции, Великобритании и США.

Насчет иностранных заказов - чистая правда. Только из Америки мы получили до 800 тысяч винтовок. А вот насчет "неспособных" русских оружейников - есть смысл поговорить.

Исторический факт: в 1942 году в СССР героическими усилиями наращивали выпуск трехлинеек. Задачи, поставленные Государственным комитетом обороны (ГКО), были выше, чем реальные производственные мощности воюющей страны. Но интересы защиты Родины требовали совершить невозможное. И тогда произошел случай, который подтверждается мемуарами значимых личностей - Владимира Новикова и Бориса Ванникова. Соответственно, заместителя наркома вооружения (впоследствии - председателя Госплана СССР) и наркома боеприпасов СССР.

В Ижевске к директору завода пришел один старый работник завода, трудившийся еще со времен русско-японской войны, и рассказал, что в подвалах лежит не менее шестидесяти тысяч готовых ствольных коробок. Произвели их еще до революции. Они имеют небольшие отступления по размерам, поэтому их забраковали, но уничтожать не стали.

Это было - чудо. Ствольные коробки немедленно изъяли и отправили на конвейер. Все что потребовалось - сошлифовать царского орла. Но самое интересное: на оружейном заводе так и не поняли, почему при царе эту продукцию забраковали? Допуски вполне укладывались в существующие нормативы.

Как писал в мемуарах Герой Социалистического Труда Владимир Новиков: "Запуск в производство найденных в старых подвалах ствольных коробок очень выручил завод. С этими ствольными коробками было изготовлено 58 тысяч винтовок, что позволило вооружить несколько пехотных и кавалерийских дивизий".

Рабочий Ижорского оружейного завода
© Фото из архива
Рабочий Ижорского оружейного завода


Вот такой "брак" гнали наши оружейники при "царском режиме".

И еще один факт. Финляндия после получения независимости оставила на вооружении русский патрон 7,62х54R, и, соответственно, нашу трехлинейку. Оружие изнашивалось. Покупать новые винтовки в Советском Союзе, в силу известных обстоятельств, финны не могли, поэтому выкручивались как могли. Выменивали в Европе трофейные "мосинки" на "маузеры", покупали стволы в Бельгии и в Германии, а ложе изготавливали сами. Но при всех раскладах неизменным оставляли русский ресивер (западное название ствольной коробки) дореволюционного производства. Как эталонный образец качества.

Символично, не так ли?

Пограничник прицеливается из снайперской винтовки системы Мосина.
© Фото из архива
Пограничник прицеливается из снайперской винтовки системы Мосина.


"Мосинку" приняли на вооружение Русской императорской армии в апреле 1891 года. Есть информация, что эту винтовку до сих пор успешно применяют снайперы спецподразделений. А самые умные охотники, владельцы трехлинеек, передадут винтовку своим внукам и правнукам, и она еще постреляет. Может, даже в XXII веке.

Согласитесь, "мосинка" на черно-белых фотографиях столетней давности выглядит уже не в черно-белых тонах. Это действительно яркая страница в истории русского оружия.

Копай глубже

Идем дальше. На ремне русского бойца столетней давности видим малую пехотную лопату в чехле. Строго говоря, практически все европейские армии того времени, за исключением британцев, использовали примерно один тип армейской лопаты. Это была запатентованная в 1870 году 50-см лопата конструкции датского капитана Мадса Линнеманна.

Российское военное ведомство эту лопату у Линнеманна купило.

Производство было организовано в Австрии, первая партия для нашей армии в 60 тысяч штук обошлась казне в 30 тысяч рублей. Затем наладили лицензионное производство в России, исправно отчисляя авторские. А все остальные европейские армии ее просто скопировали, проигнорировав международное патентное право.

Мало-пехотные лопаты
© None
Мало-пехотные лопаты


Неожиданный поворот, не так ли?

К началу "германской войны" эту малопехотную лопату (терминология того времени) производила дюжина заводов - официальных контрактеров. В 1915-1916 годах к производству привлекли несколько десятков артелей, которые выполнили заказ на три миллиона лопат упрощенной конструкции. Многие из них, как "уставных", так и артельного изготовления, попали на военные склады и... благополучно дожили до наших дней. Кстати, у автора этих строк во время срочной службы была лопата императорского уставного типа. Нюанс в том, что это было советское время, а на лопате красовался царский герб и клеймо "З.З".

З.З. - это уральский Златоустовский завод
© None
З.З. - это уральский Златоустовский завод


"З.З". - это уральский Златоустовский завод, производство с интересной историей. После революции город неоднократно переходил от красных к белым, и наоборот, и завод выпускал шашки, кинжалы и шанцевый инструмент для всех: и по заказам Временного правительства, и большевиков, и "верховного правителя" Колчака. Кстати, сам Александр Колчак в 1919 году посещал производство - на этом заводе когда-то работал его отец, выпускник Санкт-Петербургского Горного института.

В зависимости от политической ситуации на лопату то ставили клеймо в виде императорской короны, то нет. Неизменным было одно: фантастическое качество простого шанцевого инструмента. Сталь подвергалась закалке с отпуском в расплавленном свинце. И спустя сто лет эти лопаты дадут фору всем современным: они чуть тяжелее, но надежнее. Исследования показали, что металл лопаток Златоуста соответствует современной Ст50 - это сталь конструкционная углеродистая, из которой сегодня изготовляют тяжело нагруженные валы, пальцы звеньев гусениц и муфты сцепления коробок передач. Использовать такую для лопат сейчас никому не придет в голову. Дорого.

Замечу, что запасы царского шанцевого инструмента на складах не закончились до сих пор.

Щи да каша

После окончания неудачной для Российской империи Крымской войны стали искать виноватых. Вообще-то, причина трагедии лежала на поверхности: если бы у России был не парусный флот, а современный, паровой, то никому бы даже в голову не пришло высаживаться в Крыму. Но отвечать за техническую неготовность империи желающих не было.

Поэтому императору Александру II доложили: среди причин неудачи - негодное питание войск. Русского солдата и матроса всю войну кормили лишь сухарями и прокисшей квашеной капустой. А на этой пище много ли навоюешь...

Император повелел исправить ситуацию.

Начали с закупок мясных консервов в США и Австралии. В 1870 году француз Франсуа Азибер наладил в Санкт-Петербурге производство пяти видов консервов: рагу, каша, мясо с горохом, гороховая похлебка и жареная говядина/баранина.

None
© Фото из архива
None


По первости случались курьезы. Во время Хивинского похода 1873-го года солдаты русского экспедиционного корпуса практически не притронулись к консервам-новинкам. Расследование показало, что дело вовсе не в качестве продуктов. Просто вчерашние крестьяне настороженно относились к "барским забавам", предпочитая привычные щи да кашу. Но уже к русско-японской войне армия тушенку распробовала. И оценила.

Солдатский обед на фронте
© Фото из архива
Солдатский обед на фронте


Еще бы, мясные консервы изготавливали из мяса высокого качества. Например, для приготовления жареной говядины выбирались лучшие (мускульные) части туши 1-го сорта. Из продукта предварительно вытапливали жир, и в автоклаве вываривали мясные ломтики, которые затем измельчались до состояния фарша. Его и добавляли в рагу, к щам и гороху. Мало того, даже бульон вываривался особым образом: говяжьи кости разрубались так, чтобы вскрыть мозговые каналы.

Подчеркну, речь именно о продукции Франсуа Азибера. Случилась афера: военные интенданты закупили консервы у общества "Народное продовольствие". Откаты, увы, придуманы не сегодня... Закончилась та история печально, миллионы банок вздулись.

Армия вновь вернулась к закупкам у проверенного поставщика. В то время на производстве еще не знали понятия "стерильность", но у Азибера производство было настолько чистым, что и после 5-8 лет хранения содержимое 99 % банок не портилось. Да что там восемь лет - некоторые консервы продержались больше века!

В 1902 году полярник барон Эдуард Толль бесследно пропал в районе приполюсных Новосибирских островов. Барон как одержимый искал Землю Санникова (спасательную экспедицию по поиску пропавших, кстати, возглавил лейтенант Александр Колчак). В 1970-е годы прошлого века в вечной мерзлоте нашли продовольственные запасы экспедиции Толля. Среди них была и тушенка производства Азибера. Сейчас она хранится в холодильниках Росрезерва.

Тушенка производства Азибера
© Фото из архива
Тушенка производства Азибера


Эксперты, которые мне показали этот раритет, говорят, что и продукты, и технологии тех лет можно назвать эталонными. А состав пищевого лака, которым покрывали банку, и для современных специалистов - загадка.
К слову, век назад русская армия получала ежегодно от 7 до 8 миллионов банок таких консервов.

Но и это еще не все. В разгар Первой мировой наши войска на фронте в порядке эксперимента получили "саморазогревающуюся тушенку". Под днищем банки размещался контейнер с негашеной известью. При повороте рычажка известь смешивалась с водой, начинался разогрев продукта.

Снабженные изобретенным в 1897 году русским инженером Евгением Федоровым устройством, такие консервы в наши войска начали поступать в 1915 году. Немцы, захватив в качестве трофеев русскую "саморазогревающуюся тушенку" Федорова, наладили ее производство у себя  - аккурат к следующей большой войне, и сегодня многие в мире убеждены, что это немецкое изобретение.

Ладно, пусть иностранцы так думают, но нам-то надо знать, что наши прадеды не лаптем щи хлебали и что слава качественного русского оружия имеет долгую историю!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама