Упавшие звезды снова зажглись: в Испании чтут память наших солдат
© Фото из архива автора
Монумент погибшим пилотам

Упавшие звезды снова зажглись: в Испании чтут память наших солдат

В Европе сегодня есть государство, где не только берегут старые памятники нашим воинам, но и устанавливают новые
17 марта 2018, 07:33
Реклама
Упавшие звезды снова зажглись: в Испании чтут память наших солдат
© Фото из архива автора
Монумент погибшим пилотам
Читайте нас на: 

Европейская "война с памятниками" расширяет географию: в Польше, Чехии, Венгрии, Латвии, Эстонии, Болгарии сносят под разными предлогами или оскверняют монументы советским солдатам-освободителям. А в это время испанская Ассоциация авиаторов-республиканцев поставила перед собой цель - найти и увековечить память всех, кто сражался в небе их страны с фашистами. Больше всего летчиков-добровольцев было из Советского Союза.

Без пафоса и политики

Штаб-квартира Ассоциации расположена в Барселоне, поэтому сразу нужно оговориться: политической подоплеки, связанной с ситуацией вокруг независимости Каталонии, в этом случае нет. Энтузиасты, которые не дают забыть подвиги авиации республиканцев, - вне национальных и территориальных интересов и пристрастий.

Имена наших летчиков они ищут уже много десятилетий. Когда находят могилу, то изучают все сведения об авиаторе, вносят его в список, а затем собирают всем миром деньги и устанавливают гранитный монумент.

Некоторые свежие памятники просто удивительны по смелости дизайна. Например, в пригороде Барселоны монумент погибшим пилотам выполнили в виде красной звезды, как бы упавшей на землю.

Согласитесь, в современной Европе красные звезды, мягко говоря, - не самое распространенное явление.

Спрашиваю испанца, звезда - она в честь советских летчиков?

- На той войне сражались не только советские люди, были пилоты-добровольцы и из других стран, - отвечает Акилино Мата Миер, президент Ассоциации авиаторов-республиканцев. - Они все воевали против фашистов. Красная звезда - символ нашей республиканской авиации. Нравится это кому-то или нет. Если говорить точнее, то этот монумент установлен в городе Санта-Крус-де-ла-Сарса, где во времена нашей Гражданской войны располагался военный аэродром. Местные жители говорят, что площадь перед мэрией последние лет 100 не менялась совсем, и кафе стоит тут еще с довоенных времен. Во время той страшной войны в нем часто за тарелкой кастильского супа можно было увидеть русских. Здесь стояло две эскадрильи,  25 пилотов.

Советские добровольцы летчики-истребители на аэродроме на Алкала де Энарес. Первый ряд (справа): Г. Захаров, Е. Ярлыкин, П. Агафонов, Н. Мирошниченко. Второй ряд: К. Ковтун, П. Рычагов, К. Ковалевский, Н. Шмелько.
© Фото из архива
Советские добровольцы летчики-истребители на аэродроме на Алкала де Энарес. Первый ряд (справа): Г. Захаров, Е. Ярлыкин, П. Агафонов, Н. Мирошниченко. Второй ряд: К. Ковтун, П. Рычагов, К. Ковалевский, Н. Шмелько.

…В 1936 году в Испании произошел военный переворот, вспыхнула Гражданская война. К власти рвался генерал с труднопроизносимым именем: Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Баамонде. Мы его знаем как диктатора Франко. Фашистские Германия и Италия пришли на помощь родственному режиму.

Советский Союз официально во внутренний испанский конфликт не вмешивался, но продавал правительству республики современные танки и самолеты. Именно - продавал. Потому что отправка на Пиренейский полуостров дивизий Красной Армии означала бы вступление СССР в войну. Наши военные советники - танкисты, артиллеристы и летчики воевать ехали добровольно.

Из каждых троих выжил только один

Фактически в Испании прошла генеральная репетиция Второй мировой войны.

"Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. Прощайте, родные, прощайте, друзья - Гренада, Гренада, Гренада моя!" - эта песня на стихи Михаила Светлова сразу стала у нас народным хитом. Но мистика в том, что "Гренаду" поэт написал за 10 (!) лет до того, как сотни наших танкистов и летчиков отправились выполнять интернациональный долг в Испанию. За 7 месяцев боев погибли около 100 наших летчиков.

- Это очень тяжелые потери, - продолжает Мата Миер. - В республиканских ВВС воевали 772 добровольца из СССР, из которых 160 были летчиками. Остальные - советники, техники и механики. Конечно, погибали большей частью пилоты.

Получается, что из каждых трех наших летчиков выжил лишь один.

Отец сеньора Мата Миера был пилотом бомбардировщика.

- Он летал на самолете, который у нас называли "Катюшка", а вы его знаете как скоростной бомбардировщик СБ-2 разработки Туполева, - уточняет сын ветерана.

None
© Фото из архива
None

Всю жизнь сеньор Миер по крупицам восстанавливает хронологию давней войны, собирает информацию о ее героях. Он показал мне фотографии, где снят с легендарными летчиками. Вот Миер с Героем Советского Союза генерал-лейтенантом Александром Осипенко. В Испании один из лучших советских асов Осипенко был командиром эскадрильи бипланов И-15. По возвращении из Испании Климент Ворошилов сразу произвел его из старшего лейтенанта в полковники.

У себя дома, в Каталонии, Миер принимал Михаила Якушина и Алексея Маресьева. Герой Советского Союза Маресьев в представлении не нуждается, а вот о генерале Якушине помнят не все. Он - первый летчик, совершивший успешный ночной перехват. Якушин над Мадридом сбил немецкий "Юнкерс", четыре члена экипажа погибли, один попал в плен. Советскому асу испанские республиканцы устроили триумф, наградили золотыми часами, подарили автомобиль "Крайслер Империал".

Русские - по обе стороны фронта

Сегодня мало кто знает, что кроме добровольцев из СССР в Испанию прибыли и русские эмигранты. Например, генерал-майор Николай Шинкаренко - герой Первой мировой войны. У Врангеля он был командиром Туземной горской дивизии, покинул Крым с последними частями Добровольческой армии. Шинкаренко считают прототипом полковника Най-Турса из романа Михаила Булгакова "Белая гвардия".

В эмиграции он жил во Франции. В Испанию приехал в качестве военного репортера. И записался в армию испанских фашистов - рядовым! За храбрость получил от Франко гражданство и после войны остался в Испании. Погиб в автокатастрофе в 1968 году.

Другой русский царский генерал Анатолий Фок тоже воевал за Франко: в возрасте 57 лет снял генеральские погоны и тоже пошел на фронт простым бойцом. За мужество был произведен в поручики испанской армии, погиб в бою под Сарагосой.

Но многие русские белогвардейцы сражались и против войск Франко.

Доходило до курьезов: офицеры царской армии воевали в интернациональном батальоне имени... Чапаева! А вот сухие строки военной хроники: "В операции за Теруэльский выступ 13-я Интербригада понесла огромные потери, в ее составе сражалась рота бывших белогвардейцев, которая была полностью уничтожена".

"Грузин" Хосе-Мария Браво

В испанской Ассоциации авиаторов-республиканцев не делят героев давней войны по странам и национальностям.

- Все они были антифашистами, - говорит Мата Миер. - Мы собираем материалы по всем героям борьбы в воздухе.

Любопытный исторический эпизод. 1943 год, Тегеран. Эпохальная встреча лидеров СССР, Великобритании и США. Сталин прибыл в Тегеран так: доехал до Баку поездом, а дальше совершил полет на "Дуглас С-47". Таким же способом вернулся назад.

Сталина, конечно, охраняли: подняли в воздух две эскадрильи из состава бакинского корпуса ПВО. В Иране произошла комичная сцена. Одну эскадрилью на время встречи оставили на аэродроме Шихе-Кай под Тегераном. Сталин, проходя перед строем летчиков, вдруг обратил внимание на одного смуглого пилота в сильно поношенном комбинезоне, как ему показалось, кавказской внешности. "Грузин?" - спросил он. А в ответ: "Нет, товарищ Сталин, я - испанец".

Капитан Хосе-Мария Браво
© Фото из архива
Капитан Хосе-Мария Браво

- Как вспоминал сам летчик, капитан Хосе-Мария Браво, Сталин иронично поинтересовался: "А почему ты в кальсонах?" - рассказывает Акилино Мата Миер. - Пилот вежливо ответил, что это не кальсоны, а летная форма, которая очень выгорела на солнце. Вскоре все летчики получили со склада новое обмундирование, и каждый - по ордену.

Хосе-Мария Браво учился летать в советской летной школе в Кировабаде (сегодня Гянджа). В Испании был командиром эскадрильи И-16, на его счету 10 воздушных побед. Как многие пилоты-республиканцы был в 1939-м эвакуирован в СССР. В 1941-м сначала воевал против немецких фашистов сапером, потом вернулся в авиацию. В 1948 году его, как и всех испанских пилотов, демобилизовали. Преподавал в институте имени Мориса Тореза, затем вернулся в Испанию. Умер герой-антифашист в 2009 году.

- Мы выяснили, что на фронтах в СССР сражались 40-45 испанских летчиков, - говорит сеньор Мата Миер. - Кто-то из них - на земле, даже в партизанских отрядах воевали, некоторым удалось вернуться в авиацию. Ведь у испанцев был уникальный опыт борьбы с немецкими "Мессершмиттами-109" и "Юнкерсами-87", которые немцами в бою впервые были опробованы в небе Испании.

Память вне моды

Лучшим нашим истребителем в Испании был И-16 конструкции Поликарпова.

Республиканцы называли его Mosca ("Муха"), летчики германского Люфтваффе - Rata ("Крыса"), наши звали "Ишаком". А вот в армии Франко И-16 официально числился… "Боингом". Франкисты считали, что это американский самолет.

ВВС Испании после победы фашистов досталось 52 трофейных И-16, которые стояли на вооружении аж до 1953 года.

И-16 Mosca (
© Фото из архива
И-16 Mosca ("Муха") республиканской авиации

- У нас есть небольшой музей в Барселоне, в Старом городе на улице Carrer de Guifre, - рассказывает Акилино Мата Миер. - Также мы нашли военную базу, где базировалась республиканская авиация. Восстанавливаем там самолеты в натуральную величину. И-16 и И-15 уже сделали. Правда, это макеты. Но создаем их точно, один к одному. На местах боев ищем с миноискателями остатки сбитых в боях самолетов. Все, что подняли из земли, используем при создании очередного макета. Было бы здорово, если бы нам помогли найти оригинальные детали, запчасти, приборы. В этом случае делали бы абсолютно точные копии.

- Приглашаете ли в свой музей и на свою базу русских туристов? - спрашиваю сеньора Мата Миера.

- Ждем их, - отвечает он. - Нам не важно, моден ли сейчас военно-исторический туризм. Для нас, как и для вас, русских,   это, в первую очередь,  - память о предках, о борьбе против фашизма. Но, возможно, со временем наш музей станет частью военно-туристического маршрута по местам боев советских и испанских летчиков-антифашистов.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама