В СМИ с новой силой разгорелась дискуссия о взаимоотношениях между Россией, постсоветскими государствами и странами НАТО: кто нам союзник, кто противник, а кто, как прошлогодний лист в проруби.

Уже не союзники, хотя пока ещё и не враги

В свете усиливающегося конфликта вокруг Нагорного Карабаха в СМИ и социальных сетях с новой силой разгорелась дискуссия о взаимоотношениях между Россией, постсоветскими государствами и странами НАТО. Кто нам союзник, кто противник, а кто, как прошлогодний лист в проруби, всё никак не решится, к какому берегу пристать?
22 октября 2020, 06:45
Реклама
Уже не союзники, хотя пока ещё и не враги
© kremlin.ru
В СМИ с новой силой разгорелась дискуссия о взаимоотношениях между Россией, постсоветскими государствами и странами НАТО: кто нам союзник, кто противник, а кто, как прошлогодний лист в проруби.
Читайте нас на: 

Клубок противоречий

Вскоре после распада СССР и образования СНГ, в 1992 г., Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности, который позволял сохранить инфраструктуру и взаимодействие их вооружённых сил, некогда составлявших единую Советскую армию. В следующем году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. По окончании первого пятилетнего срока действия Договора (вступил в силу в 1994 г.) данное соглашение не продлили Азербайджан и Грузия, а в 2012 г. членство в Организации договора о коллективной безопасности приостановил Узбекистан. На сегодня в ОДКБ, помимо стран-наблюдателей Афганистана и Сербии, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Если Туркмения изначально не подписывала ДКБ, позиционируя себя в качестве нейтрального государства, не ориентирующегося ни на один существующий военный блок, то среди основных причин выхода Азербайджана из Договора называют карабахскую проблему.

Тлеющий, но регулярно вспыхивающий застарелый конфликт из-за армянского анклава, отторгнутого от Азербайджана в результате боевых действий, возможно, удалось бы урегулировать мирным путём, если бы не часть азербайджанской территории, захваченная Арменией в качестве «коридора безопасности», соединяющего собственно Армению с НКР.

На сегодня в ОДКБ, помимо стран-наблюдателей Афганистана и Сербии, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
© odkb-csto.org
На сегодня в ОДКБ, помимо стран-наблюдателей Афганистана и Сербии, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Причём масла в огонь подливает позиция армянского руководства, не признающего Карабах не только автономией в составе Азербайджана, но и даже отдельным от Армении административно-территориальным образованием.

В то же время руководство Азербайджана, стремясь восстановить территориальную целостность, сделало ставку на укрепление своих вооружённых сил за счёт связей с этнически близкой Турцией, также отнюдь не блещущей добрыми отношениями с Арменией. Определённую поддержку Баку периодически оказывают и США, надеющиеся за счёт азербайджанских энергоносителей и трубопроводов через территорию этой страны исключить Россию из транзитных цепочек, соединяющих Центральную Азию с Европой. Помимо того, до заключения Соглашения о статусе Каспийского моря Вашингтон лелеял мечту войти в это внутреннее море через азербайджанское побережье.

Такую же цель преследовали американцы, пытаясь создать военную базу на каспийском побережье Казахстана, а также через Туркмению. Это позволило бы Соединённым Штатам угрожать не только России, но и, что порой становится весьма актуально, Ирану. И если с Казахстаном вопрос упирался ещё и в союзнические отношения РК с Россией, то Ашхабад не оглядывался на возможные трения с РФ. Зато, как и Азербайджан, активно налаживал отношения с Турцией, являющейся членом НАТО и, соответственно, в военном отношении зависящей от США.

Что же касается ещё одной страны региона, не являющейся союзником России, Узбекистана, то американских военных она интересует, в первую очередь, с точки зрения стратегического положения - «сердца» Центральной Азии, позволяющего контролировать и союзные России соседние страны, и весьма важный для Америки Афганистан.

Эх, день-день-деньжата, денежки

Если очень постараться «натянуть сову на глобус», то можно «доказать», что Каспий через систему рек и Волго-Донской канал имеет сообщение с Атлантическим океаном. А значит, Азербайджан и Туркмению «правой рукой к левому уху» возможно отнести к сфере ответственности Североатлантического альянса. Еще интереснее то, что к этой же сфере отнесён и Узбекистан, ни коим боком не имеющий выходов к океанам и даже к Каспию. Не просто отнесён, но и рассматривается в качестве зоны интересов альянса. Вплоть до того, что заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай назвал Казахстан и Узбекистан «самыми активными партнёрами НАТО».

Заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай назвал Казахстан и Узбекистан «самыми активными партнёрами НАТО».
© nato.int
Заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс Аппатурай назвал Казахстан и Узбекистан «самыми активными партнёрами НАТО».

Это партнёрство вполне ощутимо и в денежном выражении. В августе 2015 Пентагон безвозмездно поставил Министерству обороны Узбекистана 328 современных бронемашин, включая 308 бронеавтомобилей M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Это стало крупнейшим актом военной помощи США странам Центральной Азии за всю историю. С 2016 по 2018 год, по словам заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элиса Уэллса, прямая американская финансовая помощь Узбекистану выросла с 10,1 млн до 28,1 млн долларов.

Не остаётся без американского финансирования и Баку. В 2018 году Минобороны США выделило пограничным и таможенным службам Азербайджана 58,6 млн долл, а в 2019-м - 42,9 млн долл. На них закуплены, в частности, 15 скоростных катеров, 14 систем «обнаружения подводных целей», 25 пикапов и 34 вездехода, оборудование связи, включая радио, военно-морские радары и транспондеры для автоматической системы идентификации (универсальная система слежения за судами), производилось обучение «подводному надзору». Ещё 10 млн долл. выделено в сентябре 2019 года по программе межправительственных иностранных военных продаж (FMS) структурам безопасности Азербайджана на приобретение специального оборудования и обучение персонала вопросам разведки и борьбы с терроризмом. Всего же программа военной, материальной и экономической помощи Азербайджану со стороны США в 2019 г. составила 100 млн долларов.

Всего же программа военной, материальной и экономической помощи Азербайджану со стороны США в 2019 г. составила 100 млн долларов.
© securityassistance.org
Всего же программа военной, материальной и экономической помощи Азербайджану со стороны США в 2019 г. составила 100 млн долларов.

Много это или мало? При вдвое меньшей численности населения и в 1,86 раз меньшей армии военный бюджет Туркменистана за 2019 г. составил 200 млн долларов. При этом (также для сравнения сумм военной помощи от США) численность Вооружённых сил Узбекистана лишь на треть меньше, чем у Азербайджана.

Что касается прямой военной помощи Туркменистану, то ситуация осложнена нейтральным статусом этой страны. В то же время Вашингтон активно использует воздушное пространство республики для военных перевозок в Афганистан и обратно, а в обмен на это лоббирует постройку газопровода ТАПИ из Туркмении в Индию, что, несомненно, после его запуска благоприятно отразится на туркменской экономике.

Страны Центральной Азии: перевооружайтесь!

Своих главных задач в Центральной Азии и на Южном Кавказе в Вашингтоне не скрывают: полное вытеснение влияния России в обоих регионах. И в первую очередь - с рынков вооружений. Как выразился посол США в Туркменистане Мэтью С. Климов, «Америка должна быть для Туркменистана противовесом Китаю и России, использующим туркменских граждан для усиления своих экономических и политических интересов».

В 2019 г. во время выступления в Сенате тогдашний глава Центрального командования Вооружённых сил Джозеф Вотел объявил, что США планируют нарастить поставки вооружения в страны Центральной Азии, чтобы вытеснить с этого рынка другие страны, прежде всего Россию и Китай.

Аналитическая компания Stratfor, известная как «теневое ЦРУ», в 2019 г. определила Узбекистан как ключевого игрока в Средней Азии, и рекомендовала «навязать» Москве серьёзную конкурентную борьбу за Ташкент. В январе 2018 г. интернет-ресурс «Каравансарай» (финансируется Объединённым центральным командованием Вооружённых сил США) наметил достижение «независимости» Узбекистана от России и Китая в военной области, благодаря сотрудничеству с Вашингтоном.

Как выполняются эти планы, хорошо видно по программам перевооружения трёх рассматриваемых стран.

Армия Узбекистана, стоящая по военной мощи выше Румынии и Беларуси, в последние годы получила из Франции 14 военных вертолётов компании Airbus Helicopters, из Испании - 4 военно-транспортных самолёта С-295W, из Чехии - авиационное радиоэлектронное оборудование, из ФРГ - военное снаряжение бывшей ГДР. Болгария снабжает Ташкент выстрелами для гранатомётов, Британия - грузовиками и внедорожниками, Израиль помогает модернизировать БПЛА.

Армия Узбекистана, стоящая по военной мощи выше Румынии и Беларуси, в последние годы помимо США получила вооружение из Франции, Испании, Чехии, Британии.
© uzbekistangid.ru
Армия Узбекистана, стоящая по военной мощи выше Румынии и Беларуси, в последние годы помимо США получила вооружение из Франции, Испании, Чехии, Британии.

По данным из открытых источников, около 36% импортируемого Туркменистаном оружия приходятся на Турцию. Причём речь идёт не только о сухопутных вооружениях. В августе 2019 г. между Туркменией и совместным предприятием Gülhan & Dearsan İş Ortaklığı заключён контракт на постройку для ВМС Туркмении корвета длиной 92 метра. На спутниковом снимке Google Earth от 27 марта 2020 г. судостроительно-судоремонтного завода в п. Уфре г. Туркменбаши уже видны корпусные секции этого корабля. Ранее та же компания поставила Госпогранохране и ВМС Туркмении десять 400-тонных 57-метровых ракетно-артиллерийских катеров, 41-метровое гидрографическое судно, десять малых 15-метровых катеров, два 27-метровых десантных катера и другие суда. В 2016 г. сообщалось о планах модернизации Туркменистаном систем вооружения сторожевых кораблей путём поставок, в том числе, противокорабельных ракетных комплексов «Otomat» Mk. 2 Block IV и «Marte» Mk. 2/N, а также зенитно-ракетных комплексов «Simbad-RC», производства итальянской компании «MBDA Italy». Помимо того, Ашхабад закупает вооружение и боевую технику в Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии.

На спутниковом снимке Google Earth от 27 марта 2020 г. судостроительно-судоремонтного завода в п. Уфре г. Туркменбаши уже видны корпусные секции строящегося для ВМС Туркмении корвета длиной 92 м.
© forums.airbase.ru
На спутниковом снимке Google Earth от 27 марта 2020 г. судостроительно-судоремонтного завода в п. Уфре г. Туркменбаши уже видны корпусные секции строящегося для ВМС Туркмении корвета длиной 92 м.

«Последние пять лет Россия является основным поставщиком оружия для Армении. Между тем совершенно иная ситуация с Азербайджаном - в общей сложности 60% импорта вооружений приходится на долю Израиля и лишь 31% - на Россию», - отмечают эксперты Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), добавляя, что на этом фоне заметно снизился спрос на оружие в Турции: в 2015-2019 годах - на 48%. О поставках боевой техники из США было сказано выше.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, какие у тебя возникнут проблемы

Несмотря на нейтральный статус (вплоть до отказа участвовать в международных миротворческих операциях), ещё Сапармурад Ниязов проявил готовность сотрудничать с американскими военными в обмен на материальную помощь и содействие в обучении силовых структур. С тех пор туркменские военные, полицейские и разведчики получили возможность обучаться в военных учебных заведениях и на семинарах в США и в Европейских учебных центрах НАТО, а Нацгвардия штата Невада взялась обучать туркменских пограничников. По договорённости с Пентагоном военным самолётам альянса разрешено пролетать через воздушное пространство Туркменистана и совершать экстренные посадки на военном аэродроме в Мары, а американским техникам обслуживать военные самолёты на туркменских аэродромах. Гурбангулы Бердымухамедов стал гостем саммитов НАТО, на одном из которых Джордж Буш заявил ему: «США видят в Туркменистане солидного и перспективного партнёра, занимающего важные позиции в формате двустороннего и регионального взаимодействия». Настолько перспективного, что Вашингтон никак не реагирует на многочисленные нарушения прав человека в Туркмении, зато проявляет огромный интерес к нефтегазовым месторождениям страны.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов - почётный гость саммитов НАТО. На то и вовлечённый в формат «C5+1» президент. 
© РИА Новости.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов - почётный гость саммитов НАТО. На то и вовлечённый в формат «C5+1» президент. 

Ещё одно проявление внимания США к Туркменистану - его активная вовлечённость в формат «C5+1» (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и США), созданный не просто для укрепления американских позиций в регионе, но и ради ослабления в нём позиций России. Ведущую же роль в этом формате играют Казахстан и интересующий нас Узбекистан.

Сотрудничество между Узбекистаном и НАТО началось с присоединения страны к программе «Партнёрство ради мира» в 1994 году. Ислам Каримов неоднократно посещал не только саммиты этого военного блока, но и принимался его руководством в штаб-квартире альянса, а с 2013 г. в Ташкенте действует представительство НАТО в Центральной Азии. После прихода к власти Шавката Мирзиёева политика «важности развития взаимовыгодного взаимодействия» Узбекистана и США не только не ослабла, но и ещё более окрепла. За полтора года около 70 старших офицеров, преимущественно настроенных на сотрудничество с Россией, были уволены или понижены в должности, обновилось руководство спецслужб, сменились начальники Генерального штаба и военных округов.

Карта программы «Партнёрство ради мира».
© en.wikipedia.org
Карта программы «Партнёрство ради мира».

Пожалуй, именно Узбекистан может служить примером того, как работает в интересах США «мягкая сила». Под руководством Центрального военного командования США (ЦЕНТКОМ) осуществляется не только перевооружение узбекистанской армии на образцы, соответствующие стандартам НАТО, но и ведётся интенсивное переучивание её командного состава и военнослужащих. Из всех среднеазиатских республик именно с Узбекистаном наиболее активно проводятся совместные военные учения с американцами и другими странами Североатлантического альянса. Причём, не только в Узбекистане, но и в США. Едва ли не обязательным для дальнейшего карьерного роста стало обучение в военных учебных заведениях и центрах США и стран НАТО. А поскольку музыку заказывает тот, кто платит, уже президент Узбекистана, как отмечает хорватское издание Advance, «постарался ограничить российское влияние в регионе, например, призвав Киргизию отказаться от российского военного присутствия».

В отличие от соседней Грузии, Азербайджан совершенно не спешит присоединиться к Североатлантическому альянсу. Мало того, программы сотрудничества с США и НАТО свёртывались после обострений ситуации вокруг Карабаха. Возможно, этого не происходило бы, не будь армянское лобби вторым по влиятельности в Штатах. Тем не менее реформирование азербайджанской армии на соответствие натовским стандартам неуклонно продолжается, представительство НАТО действует в стране с 2006 г., а Баку официально участвует в американских военно-политических региональных программах, вроде «Лазуритового коридора» по поставкам западных товаров в Афганистан. При этом, согласно подписанному в Брюсселе документу «О приоритетах партнёрства», по сути, являющемуся дорожной картой во взаимодействии Азербайджана и НАТО, альянс видит в Азербайджане ключевого партнёра в Каспийском регионе, а также в более обширном региональном контексте. В настоящее время (и до 2022 г.) действует уже шестой этап Оперативного плана по индивидуальному партнёрству между Азербайджаном и НАТО. Уникальный случай для постсоветского пространства: для «проталкивания» своих военных интересов во властных структурах США Азербайджан организовал и активно использует собственную лоббистскую компанию.

Баку официально участвует в американских военно-политических региональных программах, вроде «Лазуритового коридора» по поставкам западных товаров в Афганистан.
© casp-geo.ru
Баку официально участвует в американских военно-политических региональных программах, вроде «Лазуритового коридора» по поставкам западных товаров в Афганистан.

Офицеры из Азербайджана проходят службу на национальных должностях в составе военных представительств в штаб-квартире НАТО и в Главном командовании союзнических сил НАТО в Европе. Начиная с 2008 года Национальная армия Азербайджана сотрудничает с НАТО в области военного образования на основании Программы расширения военного образования (DEEP), обучаясь в военных учебных заведениях с европейскими стандартами образования.

Такое внимание США попытался объяснить эксперт Павел Фельгенгауэр, заявив: «Американо-иранские отношения довольно быстро обострились, поэтому Азербайджан находится в центре внимания Вашингтона, а Армения - нет. Армения, вероятно, рассматривается как союзник Ирана».

Ну и, пожалуй, общим моментом для рассматриваемых стран является факт использования их территории для работы сети американских бактериологических лабораторий. Лояльность местного руководства к заокеанскому государству конвертировалась в предоставление возможности бесконтрольной (власти стран, где они расположены, не имеют возможности контролировать направление и ход работ в данных лабораториях, действующих под эгидой американских военных) деятельности по разработке бактериологического оружия. И это подтверждается тем, что карта расположения данных лабораторий полностью совпадает с картой вспышек «загадочных» инфекционных заболеваний, не встречавшихся ранее.

Таким образом, всё сказанное выше является подтверждением древней мудрости: бойтесь данайцев, дары приносящих. Ведь принимающие дары совершенно не ведают, какую плату за свою щедрость потребуют от них заморские дароносцы.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама