Почему «общеевропейскую армию» пока не видно на марше?
В конце прошлого года в рамках ЕС были запущены тринадцать новых проектов, которые снова напомнили о стремлении официального Брюсселя обзавестись «общеевропейской армией». Пять из них нацелены на обучение офицеров в таких сферах как цифровое пространство, дайвинг, тактика, медицина, а также химическая, биологическая, радиологическая и ядерная защита. Другие проекты направлены на усиление совместных действий стран Евросоюза в разных средах, включая космос.
Brexit подсобил...
Тут самое время напомнить о грёзах.
«Наконец-то проснулась "спящая красавица" оборонной политики ЕС», - с воодушевлением воскликнул два года назад тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Закопёрщиками «пробуждения» выступили федеральный канцлер Ангела Меркель и французский президент Эмманюэль Макрон, которые призывали европейцев «отвыкнуть от США и создать настоящую европейскую армию».
Справка
В 1952 году уже был проект создания европейской армии, в разработке которого участвовали Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия (тогда ещё ей было запрещено иметь собственные вооружённые силы). Бундестаг ратифицировал эту идею, но Франция после долгих раздумий всё же отказалась её поддержать. В результате это привело к созданию в 1955 году армии ФРГ, которая вошла в состав НАТО. Европейская интеграция пошла по экономическому, а не по военному пути.
Западные эксперты считают, что сама эта тема вновь возникла только после того, как о желании развестись с Евросоюзом заявила Великобритания. До этого Лондон, верный вассал Вашингтона, на корню пресекал любые попытки партнёров проявить самостоятельность в оборонной политике. Brexit ситуацию кардинально поменял, побудив европейцев решать свои проблемы без оглядки на британский пресс.
Вообще 2017-й стал урожайным для Брюсселя на инициативы в сфере европейской оборонной политики. В структуре ЕС появился Скоординированный ежегодный доклад по обороне (Coordinated Annual Review on Defence, CARD), были созданы Европейский оборонный фонд (European Defence Fund, EDF) и, наконец, Постоянное структурированное сотрудничество ЕС в области безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation, PESCO).
Реальные контуры «европейского военного братства»
Программа PESCO, которую считают первым реальным шагом на пути создания «евроармии», была запущена как раз два года назад, в декабре 2017 года. Она включает реализацию серии проектов по развитию собственных военных возможностей Евросоюза.
Справка
Первоначально специальное уведомление об участии в PESCO подписали 23 из 28 стран Евросоюза. Позднее к ним присоединились Ирландия и Португалия. За бортом этого объединения остаются всё ещё числящаяся в ЕС Великобритания, а также Дания и Мальта.
Сейчас в рамках PESCO согласованы и реализовываются 47 проектов. Вот некоторые из них.
Пять проектов направлены на повышение квалификации европейских специалистов, а также командного состава для миссий Евросоюза. В их число входит создание Совместной разведывательной школы ЕС (Joint EU Intelligence School, JEIS), которая «обеспечит обучение и тренировку военного и гражданского персонала государств ЕС и НАТО по разведывательным дисциплинам». Ответственными за реализацию назначены Греция и Кипр.
«JEIS совместно со странами-членами ЕС, центрами передового опыта НАТО, службами разведки и безопасности будет осуществлять образование и подготовку разведывательного персонала государств-членов ЕС», - говорится в материалах Европейского совета.
Принято решение расширить командный Центр для проведения совместных военных операций. Ранее в нём числилось 30 специалистов. Он был создан в марте 2017 года в рамках действующего военного штаба Евросоюза при внешнеполитической службе сообщества. Руководитель этого штаба стал одновременно и директором Центра, на который было возложено командование небоевыми миссиями. В настоящий момент ЕС осуществляет три таких: в Сомали, Центральноафриканской Республике и Мали. Их цель - обучение местного военного персонала и содействие укреплению обороноспособности. В будущем этот Центр будет отвечать не только за проведение учебных миссий. Например, осуществлять операции по борьбе с контрабандой на Средиземном море.
В Берлине будет создан специальный Центр антикризисного менеджмента ЕС, задачей которого определено повышение готовности гражданского персонала в этой сфере. Первый шаг - подготовка пула из 200 полицейских, юристов и других экспертов.
Ещё один проект призван содействовать совместному использованию военных баз стран-участниц ЕС. Несколько проектов посвящены разработке новых систем вооружений. В частности, беспилотника «Евродрон» и боевого вертолёта Tiger Mark III. Речь идёт также о создании новых систем управления артиллерией, беспилотных подводных аппаратов, систем защиты от дронов.
Зачем европейцам столько PESCO?
Всё отчетливее просматривается, что на самом деле болезненное для США и НАТО стремление Евросоюза к самостоятельности в оборонной политике касается не интеграции армий, а создания общего рынка ЕС для закупок оружия.
Член так называемой «европейской фабрики мысли» - Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), - Ульрике Франке полагает, что «программа PESCO вряд ли будет в обозримой перспективе способствовать тому, что Европа с военной точки зрения окажется независимой от США и будет в состоянии обеспечить свою оборону самостоятельно».
«Главное предназначение этой инициативы - помочь европейцам реализовывать проекты по разработке новой военной техники, в том числе - с рациональным использованием возможностей Европейского оборонного фонда», - заявила она еженедельнику «Звезда». Франке напомнила также, что этот фонд, по решению Евросоюза, получит $14,3 млрд на проведение исследований в области вооружений.
P.S. И некуда «крестьянину» податься...
Напомним, что расширение Североатлантического альянса в Европе велось преимущественно за счёт «потребителей безопасности» (security consumers). А самым главным «поставщиком безопасности» (security providers) по-прежнему остаются Соединённые Штаты.
Так что никуда не делись обязательства европейцев в рамках НАТО и зависимость от заокеанского патрона. Поэтому говорить о том, что с расширением программы PESCO идея создания «общеевропейской армии» начнёт реализовываться ускоренными темпами, пока рановато. В Европе у неё больше недоброжелателей, чем сторонников.
Кстати, сами европейцы зачастую путаются в том, где кончается НАТО и начинается PESCO. Так, в середине декабря прошлого года была произведена переброска по железной дороге контейнеров с военными грузами из Германии в Литву. В учениях, которые, как было заявлено, осуществлялись в рамках проекта PESCO по проработке логистических маршрутов быстрой доставки техники, приняли участие военные Бельгии, Нидерландов, Германии и Литвы. Когда всё это «добро» оказалось на полигоне под Каунасом, натовцы тоже отчитались об успешном выполнении операции. Как ни крути, а по-своему и они правы...