Для одной планеты Трампа оказалось слишком много
На языке «Мойдодыра»
Ситуация вокруг Договора по открытому небу (ДОН) ещё раз подтвердила, что НАТО - орган колониальной администрации. Безоговорочно поддержали американский ультиматум о выходе из ДОН только две «условные европейские единицы» - генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, который сидит на зарплате у Вашингтона, и Польша, которая спит и видит, чтобы США назначили её смотрящим над Европой.
Большинство европейских государств восторгов по поводу предполагаемой кончины Договора по открытому небу не разделяют. В совместном заявлении Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Чехии, Швеции и примкнувшего к ним Люксембурга прямо сказано, что «сложности, которые были у России с выполнением договора, не оправдывают решения о выходе из него».
Мягкость формулировки насчёт «сложностей» свидетельствует о том, что европейцев не очень-то убедили доводы Дональда Трампа, заявившего, будто США выходят из ДОН, потому что Россия, дескать, «сделала много плохого». В стиле политического «Мойдодыра» попытался объясниться с коллегами из Европы и помощник американского президента по национальной безопасности Роберт О'Брайен, который заявил, что Россия в рамках Договора по открытому небу следила даже за «интимной» стороной жизни Дональда Трампа - в частности, за игрой в гольф. «Они летали над Белым домом, они летали над гражданской инфраструктурой, они отслеживали, где может находиться президент: Кэмп-Дэвид или Бедминстер (Национальный гольф-клуб Трампа. - Ред.). Так что они использовали договор недолжным образом», - сказал О'Брайен в эфире Fox News.
Простота суждений некоторых представителей американской администрации уже давно никого не удивляет, но поскольку выходить на международный уровень с такой «доказательной базой» всё-таки нелепо, к процессу подключился главный толкователь высказываний Дональда Трампа госсекретарь Майк Помпео, который заявил, что Россия якобы использует полученную в рамках договора информацию для наведения обычных вооружений на инфраструктуру США и европейских членов НАТО, тем самым подрывая «центральную функцию ДОН» и создавая «угрозу национальной безопасности США». Кроме того, Москва «провинилась» ещё и в том, что отказывает в наблюдательных полётах в 10-километровом коридоре вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией, «неправомерно» ограничивает дальность полётов над Калининградом и не позволяет закордонным инспекторам использовать аэродромы Крыма для дозаправки самолётов и отдыха экипажей. Однако Вашингтон пообещал пересмотреть решение о выходе из ДОН, если «Россия исправит своё поведение».
Понятно, что госсекретарь Майк Помпео не упомянул о том, что ограничения, которые ввела Москва, были зеркальным ответом на проволочки при согласовании полётов над территориями Соединённых Штатов в Тихом океане и отмену остановок для отдыха экипажей российских самолётов наблюдения на авиабазах ВВС США Робинс в штате Джорджия и Эллсуорт в Южной Дакоте. Кроме того, США установили ограничения для наблюдательных полётов над территорией Алеутских островов.
Открытое небо по-американски
Так что произошёл обыкновенный «обмен любезностями», и ничего более. Да и большой практической ценности Договор по открытому небу после развития других средств разведки, в том числе и космических, уже не имеет. Это, скорее всего, некий символ, исторический атрибут системы коллективной безопасности, которая стала рушиться на глазах после выхода США сначала из Договора по ПРО, а потом и из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Только поэтому и возбудились европейцы, которые всё больше стали понимать, что благодаря своеобразной политике США меры доверия тают, а сам континент превращается в пороховую бочку, жить на которой весьма неуютно.
Кстати, ДОН, а к нему в 1992 году присоединились 34 государства, появился по инициативе США, которые - чего уж греха таить! - пользуясь безвременной кончиной СССР и безволием кремлёвского руководства той поры, преследовали одну единственную цель: установить своё полное господство в российском небе. А самая первая попытка такого рода была предпринята ещё в 50-е годы прошлого века, когда на вооружении СССР появились стратегические бомбардировщики М-4 (Мясищева) и Ту-95 (Туполева), гипотетически способные доставить ядерные боезапасы до континентальной Америки.
Пока у СССР была только атомная бомба, но не было носителей, американцы чувствовали себя за океанами как за каменной стеной и размахивали своей ядерной дубинкой, наверное, как Дональд Трамп сейчас размахивает клюшкой для гольфа. А тут такая незадача…
И тогда предшественник Трампа 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр произнёс крылатую фразу: «Пёрл-Харбор не должен повториться!» В результате в арсенале ВВС США появился «несбиваемый» высотный самолёт-разведчик Lockheed U-2, названный Dragon Lady (Леди Дракон).
«Несбиваемый» - потому что летал над территорией СССР на высотах, недосягаемых для средств ПВО. Иначе говоря, этот самолёт был своего рода техническим обеспечением «открытого неба» по-американски, пока 1 мая 1960 года не был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. И советское небо закрылось для американцев на тридцать с лишним лет.
Арктический конфуз
Существует несколько точек зрения по поводу нынешних американских «плясок с бубном» вокруг Договора по открытому небу, который, как уже было сказано, большой погоды не делает.
Первая - таким способом, весьма характерным для делового стиля Трампа, Вашингтон якобы старается подготовить для себя более выгодную позицию на пока ещё не отменённых переговорах по СНВ-3. Однако тут есть принципиальное но: чтобы заключить «хорошую сделку» с Москвой, а ещё и с Пекином, Трампу для начала надо выиграть президентские выборы, а COVID-19 эти шансы с каждым днём уменьшает.
Вторая - Трамп использует угрозу разорвать Договор по открытому небу, чтобы развеять последние подозрения в «контактах с Россией» на фоне алаверды в виде партии аппаратов ИВЛ, которые он прислал в Москву. Не секрет, что оппоненты Трампа этот жест доброй воли не оценили…
И третья точка зрения - Дональду Трампу, которого обвиняют, будто это по его недосмотру и административному разгильдяйству уже сто тысяч американцев умерли от коронавируса, а тридцать миллионов потеряли работу, надо как-то переключить общественное внимание на что-нибудь другое. И ничего лучшего, кроме русской угрозы, придумать не удалось. Но если её в реальности не существует, а ставки высоки, Белому дому импровизировать приходится буквально на ходу. Так, собственно, и появился сюжет с Договором по открытому небу, о котором все уже успели позабыть.
Да и не только это. Когда COVID-19 уже косил направо и налево не только рядовых американских граждан, но и вооружённых защитников американского отечества, а авианосец «Теодор Рузвельт» превратился в плавучий источник заразы - столько там переболели, Пентагон вдруг отправил из состава «тропического» 6-го флота ВМС США в воды Арктики корабельную группу, в которую вошли ракетные эсминцы USS Roosevelt, USS Porter, USS Donald Cook и корабль снабжения USNS Supply. Уже по пути следования к ним присоединился фрегат флота Её Величества HSE Kent, который на правах партнёра по НАТО должен был поучаствовать в «охоте» на российские подводные лодки.
Но как следует «погонять» российские субмарины у объединённой англосаксонской корабельной группы, похоже, не получилось. Как сообщило китайское издание Sohu, учения НАТО у границ России в Баренцевом море обернулись тем, что американские корабли «превратились в эскимо» - их надстройки обледенели, и это привело к отказу бортового оборудования и систем вооружения.
Не исключено, что американцам в Арктике пришлось испытать такие же ощущения, как немцам в белоснежных полях под Москвой зимой 1941 года. А может быть, и более острые, поскольку Заполярье - это не средняя полоса, там климат совсем иной. И если до конца верить китайским экспертам, именно после этого похода «американские военные признались, что их корабли в Арктике часто ломаются и застревают во льдах. Исправить ситуацию могли бы ледоколы, однако американский флот не богат на суда этого типа». А ещё, утверждают товарищи из Поднебесной, у американских кораблей нет специального низкотемпературного покрытия, которое обеспечивает устойчивость к воздействию экстремальных температур.
В общем, Гитлер проиграл битву под Москвой - а потом и всю войну - потому что у вермахта не было валенок, а Трампу не удался предвыборный пропагандистский поход в Арктику, потому что его корабли не были как следует подготовлены и утеплены. Так что ли?.. В любом случае у оппонентов из Демократической партии США теперь появился повод утверждать, что Трамп не только не способен защитить сограждан от COVID-19, но ещё и поморозил американских моряков, пытаясь продемонстрировать воинственность и тем самым поднять свой рейтинг накануне президентских выборов.
«Лекарство» от Трампа
Не обойдено вниманием в США и намерение трамповской администрации выйти из Договора по открытому небу. Сенатор Эдвард Марки и конгрессмен Джимми Панетта (оба демократы) уже внесли законопроект, запрещающий президенту страны выходить из международных договоров без разрешения Конгресса США.
Вряд ли, конечно, у этого законопроекта большая перспектива, да и вряд ли Трамп прислушается к европейским увещеваниям о сохранении Договора по открытому небу в нынешнем виде. Президент США старушку Европу и её обитателей уже давно в упор не видит и в грош не ставит.
И хотя российский МИД поспешил заявить, что мы не собираемся выходить из ДОН, тут ещё есть над чем подумать, прежде чем становиться в благородную позу. Даже если американские самолёты-наблюдатели не будут летать в российском небе, там на регулярной основе будут появляться другие самолёты стран НАТО, которые останутся в договоре. В том числе и рвущаяся всеми правдами и неправдами в альянс Украина. И вы серьёзно полагаете, будто Киев не поделится полезной информацией с Вашингтоном?
Скорее всего, именно при помощи такого рода аргументов Трамп и убеждает у себя в Америке тех, кто не понимает, зачем США выходить из Договора по открытому небу. Но хитрости Трампа шиты белыми нитками.
Как уже отмечалось, в силу развития средств разведки ДОН в основном утратил свою военно-практическую ценность для России, но здесь дело в принципе: если есть возможность сохранить хоть какие-то меры доверия, их, конечно же, надо пытаться сохранить, но и играть по правилам Трампа не стоит. Не нужен ему ДОН - хорошо, не нравятся условия СНВ-3 - переживём как-нибудь, бывало и хуже.
Надо же понимать, что все «выходки» президента Трампа - это политический театр, на который не следует обращать внимания: уж слишком много оказалось Трампа для одной планеты! Поэтому разумнее не подыгрывать ему на дипломатическом уровне, а оставить лицом к лицу с коронавирусной пандемией, грядущим экономическим кризисом и демократами, и эта «триада» как-нибудь сама с ним разберётся. В первую очередь Дональд Трамп - американская проблема.