«Закрытое небо» - самолёты, которых боится Трамп
Ответов на этот и многие другие вопросы не найти в официальном письме госдепа США о выходе из ДОН. Напомним, что данный договор разрешает странам запускать свои невооружённые самолёты-разведчики над территорией других стран-участников. В 2020 году США решили отказаться от участия в этом соглашении. Пытаясь объяснить причины своего поступка, составители письма из госдепа стараются перевалить ответственность с больной головы на здоровую. Они обвиняют Россию во многих «грехах», зачастую никак не связанных с ДОН, и требуют, ни много ни мало, «смену курса Кремля».
Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен, выступая в эфире новостного канала Fox News, договорился до того, что русский самолёт наблюдения Ту-154М Лк-1 совершил полёт над Капитолием, Пентагоном, Белым домом, над президентской резиденцией Кэмп-Дэвид и над секретным правительственным бункером Маунт-Уэзер под Вашингтоном. Кроме того, возмущался помощник президента, русские
следили за его шефом над городом Бедминстер, где сейчас на отдыхе находится президент США Дональд Трамп, а также над гольф-клубом Трампа в штате Вирджиния. Об одном О'Брайен умолчал - полёты в рамках ДОН выполнялись по согласованному с американскими властями маршруту, и представители ВВС США на борту контролировали порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдение положений договора. О чём сообщил телеканал CNN.
Attention, в небе неисправный самолёт!
Между тем, каким бы странным на первый взгляд это не показалось, одной из весомых причин, побудивших Трампа принять своё решение 21 мая, является факт ветхости самолётов типа OC-135B (OC-135B Open Skies United States Air Force observation aircraft), используемых экипажами ВВС США для т.н. «экспедиционных полётов» над территориями других стран-участниц ДОН. Пара самолётов таких машин постройки 1961 года давно не проходила серьёзного ремонта, а их дряхлость часто даёт о себе знать в виде отказов бортовых систем, угрожая жизням членов экипажа, не говоря уже о тех, кто находится на земле.
Из-за плохого технического состояния вверенной им техники американские авиаторы порой долго задерживаются на иностранной территории пока идёт ремонт и улаживание дипломатических формальностей. «Порой ситуация принимала очень неприятную окраску», - вспоминает бывший командир 55-го Авиакрыла бригадный генерал Дональд Бэкон, ныне представитель в нижней палате парламента от штата Небраска, член комитета Конгресса по вооружённым силам. Господин Бэкон прекрасно осведомлён о достоинствах и недостатках ОС-135B и когда в Конгрессе заводят разговор о ДОНе, он предлагает для начала придать ОС-135B статус музейных экспонатов.
Политик-республиканец вспоминает, как в 2016 году экипаж OC-135B вынужденно прервал выполнение ранее запланированных полётов над Россией в результате серьёзного отказа электрооборудования. Командиру пришлось запрашивать специальное разрешение авиационных властей на аварийный перелёт к месту постоянного базирования, параллельно озвучивая длинный список отключённых по неисправности бортовых систем. На обратном пути возникло возгорание в контуре системы поддержания давления в кабине, экипаж изменил маршрут. С трудом перевалив за горный хребет, лётчики сумели совершить посадку на ближайшем аэродроме.
Модернизация «по остаточному принципу»
Первый OC-135B получил приписку к 24-й разведывательной эскадрилье в октябре 1993 года, ещё два - в конце 1996-го. Они являются частью большого семейства американских самолётов, построенных на платформе C-135. С тех пор они базируются на аэродроме Оффатт, штат Небраска. Попутно заметим, что на этой авиабазе 55-го Авиакрыла базируются и несколько сохранившихся WC-135B из серии в одиннадцать самолётов. Эти самолёты предназначены для сбора радиоактивных частиц в районе ядерных испытаний. Два года тому назад одна такая машина была перехвачена парой истребителей Су-30МКК ВВС Народно-освободительной армии Китая при выполнении разведывательного полёта над Восточно-Китайским морем.
На той же базе построены свыше двадцати разведчиков RC-135, плюс ещё несколько других самолётов, предназначенных для испытаний различной аппаратуры. Кроме того, ВВС США продолжают эксплуатацию большого числа самолётов-заправщиков КС-135 на аналогичной платформе. Словом, машины данной серии многочисленны, хорошо изучены личным составом, в эксплуатации по ним накоплена огромная статистика. Но есть нюанс.
Если воздушным танкерам и разведчикам часто выделяют средства на модернизацию с целью повысить их функционал и надёжность, то финансирование OC-135B ведётся по остаточному принципу. Так, они не прошли обширную программу модернизации самолёта-разведчика RC-135 в 2005 году, которая включала усиление планёра, замену навигационного оборудования, доработку кабины лётчиков с установкой более современных приборов, в том числе замену ряда стрелочных индикаторов цифровыми.
А самое главное, значительно повысившее надёжность изношенной техники, затронуло замену устаревших моторов TF33 на более современные CFM56 (военное обозначение F108). Сначала новая силовая установка появилась на заправщиках KC-135R/T в рамках программы модернизации Block 45, рассчитанная на поддержание их в строю как минимум до 2040 года. О подобном экипажам ОС-135B остаётся только мечтать и с риском для жизни продолжать летать на «фанере».
Почему не выделяются деньги на замену или хотя бы более-менее глубокую модернизацию самолётов, задействованных в программе «Открытое небо»? Неужели в чрезмерно раздутом бюджете Пентагона не хватает на это средств?!
Американские законодатели неоднократно отказывались удовлетворить запросы военного ведомства по замене морально и физически устаревших OC-135B на новые самолёты. А в качестве таковых вполне могли бы выступить Boeing 737 - на платформе этого авиалайнера создан морской патрульный Р-8 и другие военные машины. Также не стоит сбрасывать со счётов бизнес-джеты премиум-класса от фирм Gulfstream и Bombardier - на базе Global Express строится самолёт радиоэлектронной разведки E-11A.
Крайний раз соответствующая просьба поступила от Пентагона два года тому назад. Запрашиваемая сумма - 222 млн долларов - просто капля в море фактически неограниченного финансирования данного ведомства! Обсуждая совокупный бюджет, конгрессмены одобрили практически все поступившие заявки, а эту… подумали-подумали, и отклонили.
Итак, причина систематического отказа законодателей заменить старенькие OC-135B на новые самолёты не финансовая, а политическая. Действия конгрессменов напоминают сцены из жизни капризного ребенка - «назло маме отморожу уши».
Отказываясь выделять средства на обновление парка самолётов типа Open Skies, они ставят под удар вовсе не Россию, а жизнь и безопасность собственных лётчиков, вынуждая их подниматься в небо на морально и физически устаревшей авиатехнике.
«Не вкладываясь в поддержание самолётов типа Open Skies, мы увеличиваем риски для наших же военнослужащих. Это старые самолёты, они показывают плохую надёжность и порой ломаются, находясь над территорией России. Это становится причиной крайне неприятных ситуаций, когда наши экипажи подвергаются надоедливым замечаниям российских властей», - утверждает господин Бэкон.
Американские лётчики: мы, Трамп, такие же хотим
Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: военлёты самой богатой страны мира, ежегодно расходующей баснословные 700 миллиардов долларов на оборонные нужды, завидуют коллегам из других стран мира с гораздо меньшими военными бюджетами. Так, Германия, тратящая на вооружение всего лишь 1,1% от валового национального продукта, в 2017 году ввела в строй самолёт наблюдения на базе авиалайнера Airbus A319, ранее принадлежащего Люфтганзе и доработанного путём установки фотоаппаратуры.
Похожая техника - пара самолётов Ту-214ОН - недавно поступила и российским авиаторам. Вариант «ОН» использует платформу пассажирского авиалайнера «Туполев-214» и несёт комплекс авиационного наблюдения разработки концерна «Вега». Он включает цифровую камеру отечественного производства OSDCAM4060, опробованную на дооборудованных Ан-30Б и Ту-154М, телевизионные и инфракрасные камеры, радиолокатор бокового обзора, цифровой вычислительный комплекс и систему навигационного обеспечения. Всего на борту - пять фото и три телевизионные камеры.
Сначала Ту-214ОН прошёл испытания в нашей стране, а по их завершению был представлен на суд 72 представителям иностранных государств, посетившим аэродром Кубинка 2 сентября 2018 года. Кульминацией стало подписание американским представителем итогового протокола по освидетельствованию российского воздушного судна на полях Консультативной комиссии по Договору по открытому небу в Вене.
Таким образом, США присоединились к другим 22 государствам-участникам Договора, одобривших Ту-214ОН. «Было очевидно, что с технической стороны претензий к Российской Федерации нет, и подписание документа является лишь вопросом времени», - говорилось в сообщении.
«Сертификация нового самолёта наблюдения позволяет нам расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полётов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады», - заключило Министерство обороны РФ.
Современный, комфортный и оборудованный по последнему слову техники самолёт - мечта любого лётчика. Поговаривают, что пришёлся он по душе президенту Трампу. Не в этой ли зависти - русские смогли, а мы нет, - кроется его решение о выходе США из ДОН?