Юго-восточный прикид Североатлантического альянса
Особый статус Венгрии в НАТО
Министры обороны Венгрии, Словакии, Хорватии и Словении 25 октября с.г. в Брюсселе подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся создания регионального компонентного командования специальных операций (Regional Special Operations Component Command, R-SOCC). Предполагается, что позднее к этой структуре может присоединиться Австрия, которая не входит в альянс.
Цитата
«Цель этой новой инициативы - создание командования <…>, готового и способного реагировать на угрозы и вызовы, возникающие внутри и за пределами прилегающих районов. Межгосударственное сотрудничество в этой области позволит нам применять силы спецназначения более оперативным, эффективным и координированным образом. При полноценном объединении вкладов стран-участниц это новое командование обеспечит пользу, намного превосходящую то, на что способны его составные части по отдельности».
Заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ
Роль «первой скрипки» в R-SOCC отведена Венгрии. Побудительным мотивом для инициативы стали события на Украине в 2014 году. Примечательно, что четвёрке понадобились всего восемь месяцев, чтобы пройти путь от согласования соответствующего протокола о намерениях до подписания меморандума, что можно считать чуть ли не космической скоростью для не самого резвого в принятии решений альянса. При этом небольшие и не самые грозные в военном отношении центрально-европейские страны получили в рамках НАТО некий «особый статус», который перевёл их из положения статистов поближе к авансцене. Во всяком случае, такое впечатление у них вполне может сложиться...
Заявлено, что одним из приоритетных направлений командования станут Западные Балканы. Как считают эксперты, при помощи этой структуры НАТО надеется активизировать работу со странами региона, которые пока не присоединились к организации. Ожидается, что командование начнёт действовать с января 2021 года, а к декабрю 2024-го достигнет полной боеготовности.
Призрак Австро-Венгерской империи
Базовый контур нового командования, если, конечно, сюда добавится ещё и официальная Вена, вызывает вполне понятные ассоциации с Австро-Венгрией.
Никто, конечно, не собирается возрождать империю, но почему бы Брюсселю (читай - Вашингтону) не попытаться вернуть регион хотя бы формально в привычные исторические рамки? Кто-то же должен отвечать за по большей части «бесхозное» пространство Балкан?
После того, как в июне 2017 года Черногория официально вступила в НАТО, на балканском направлении в плане расширения альянса наступила тревожная пауза. А это - непорядок!
С созданием R-SOCC просматриваются сразу несколько целей натовских стратегов.
Во-первых, через этот механизм вполне можно воздействовать на Сербию. Она хочет в ЕС, но не рвётся в альянс, блокируя тем самым военно-политические устремления Косова. Мало того, официальный Белград дурно влияет и на братушек-соседей из Республики Сербской, существенно осложняя путь в НАТО для Боснии и Герцеговины. К тому же не только население, но и сербское руководство замечено в симпатиях к России, что вообще ни в какие ворота не лезет. Американцам, которые в 1999 году во главе натовской операции «Союзная сила» вместе со своими главными союзниками бомбили Югославию, как-то не с руки охмурять сербов, заманивая их в натовские сети. Пусть лучше это делают венгры со словаками и примкнувшими к ним австрийцами...
Во-вторых, необходимо «разруливать» ситуацию с Северной Македонией и Албанией. Их тоже неплохо бы было «привязать» к альянсу. Но случилась неувязка: в июле с.г. были отложены переговоры о вступлении этих стран в ЕС под предлогом, что они, дескать, не слишком активно проводят необходимые для этого реформы. Но они стоят на том, что сначала - деньги, а потом - стулья. На худой конец - одновременно. А то под ружьё поставят, а «печеньку» не дадут.
В-третьих, есть резон нарушить покой нейтральной Австрии, опосредованно привлекая её к специальным операциям альянса. Ей сложно будет остаться безучастной к тому, что происходит на просторах Австро-Венгерской империи, пусть и бывшей.
Есть ещё один деликатный вопрос - украинский. Несмотря на то, что в ходе своего недавнего визита в Киев генсек НАТО Йенс Столтенберг на словах пообещал Украине («после осуществления необходимых реформ») членство в альянсе, на деле Брюссель явно не торопится ускорять процесс. И в этой «многоходовке» определённая роль отведена Венгрии, которая в последние годы последовательно блокирует сотрудничество Киева с альянсом - из-за нарушения прав венгерского нацменьшинства, проживающего на украинской территории. Став «смотрящим» в R-SOCC, официальный Будапешт, несомненно, усилил свои позиции в НАТО, что явно не на руку Зеленскому и Ко, но оставит необходимый простор для интриг руководству альянса.
Разделяй и властвуй
Когда процесс расширения НАТО приобрёл лавинообразный характер, в брюссельской штаб-квартире всерьёз задумались, как создать иллюзию, что не только США здесь «правят бал», но и у любого из участников есть возможность почувствовать свою значимость, присоединившись к какой-либо региональной инициативе типа R-SOCC. Причём желательно, чтобы с привлечением упорно не желающих идти в «стойло» НАТО нейтральных стран.
На севере Европы, например, с 2009 года существует структура военного сотрудничества скандинавских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) - NORDEFCO. Три участника (Дания, Исландия и Норвегия) входят в НАТО, три (Дания, Финляндия и Швеция) - в Европейский союз. Финляндия и Швеция являются нейтральными государствами.
Справка
В рамках NORDEFCO объединены три параллельно существующие структуры: Северное сотрудничество в сфере вооружений (NORDAC, создано в 1994 году Швецией и Финляндией в целях сотрудничества в сфере военных закупок и снабжения вооружённых сил); Северный координационный механизм для поддержания мира (NORCAPS, образован в 1997-м для взаимодействия стран Северной Европы в рамках миротворческой деятельности ООН); Северная структура поддержки (NORDSUP, сформирована Швецией, Финляндией и Норвегией в 2008 году для реализации многочисленных - до 140 - проектов в области военного сотрудничества).
Короче, «всё смешалось в доме Облонских»... Да так хитро, что у НАТО остаются все возможности опосредованно (через членов альянса) влиять на так называемых «нейтралов» - Швецию и Финляндию.
Эстонские кибервоины
Ещё один хитрый способ поднять эго малых государств альянса - разместить на их территории какую-либо важную или новомодную структуру. Так, в 2008 году в Эстонии был открыт Центр киберзащиты НАТО. К лету нынешнего года число участвующих в его работе стран достигло 25. В процессе присоединения находятся Словения, Хорватия, Черногория, Швейцария и Япония. Кроме того, Австралия, Ирландия, Канада и Люксембург заявили о намерении стать членами этой организации в будущем.
А тем временем...
НАТО планирует закупить для солдат 78 тыс. комплектов камуфляжного обмундирования для проведения операций в условиях зимы при -40 градусах. Форма предназначена для спецподразделений всех стран НАТО, а также для воинских контингентов «внеблоковых» Австрии, Финляндии, Швеции и Украины, привлекаемых к учениям. На эти цели альянс потратит порядка 70 тыс. евро.
Чем не спецоперация Североатлантического альянса? Надо только создать новое командование для правильного распределения «прикида»...