Малошумный «Морской волк» из США, или «Много шума из ничего»
© flickr.com/usnavy
USS Seawolf делает остановку в Норвежском море у побережья Тромсё. Норвегия, 25 августа 2020 г.

Малошумный «Морской волк» из США, или «Много шума из ничего»

Лето и осень 2020 года были богаты на неожиданные и откровенно скандальные поступки Пентагона. Это касается, в частности, военно-морских сил США - передислокации боевых кораблей к нашим границам
Реклама
Малошумный «Морской волк» из США, или «Много шума из ничего»
© flickr.com/usnavy
USS Seawolf делает остановку в Норвежском море у побережья Тромсё. Норвегия, 25 августа 2020 г.
Читайте нас на: 

Очередным громким заявлением из-за океана стало появившееся в американском издательстве Forbes, в разделе «Военное дело» сообщение о перебазировании в район Тромсё - и едва ли не на бывшую и выведенную из оборота норвежскую базу Олавсверн - трёх американских ударно-разведывательных подлодок «Seawolf» («морской волк», англ.).
 
Следует отметить, что само по себе стягивание сил звёздно-полосатой «всей королевской рати» к нашим рубежам не является ничем из ряда вон выходящим. За последние месяцы попытки Вашингтона «обложить зверя в его берлоге» (имеется в виду создание пояса военных баз вокруг российских границ) характеризовались, например, многочисленными симуляциями ракетных атак силами дальней авиации США буквально на грани наших рубежей - как в Арктическом регионе, так и в районе Крымского полуострова.

Сообщения о чудо-пушках, стреляющих на тысячи километров, супер-ракетах и тому подобных чудесах made in America заполняют колонки вполне серьёзных профессиональных, а не бульварных издательств.

В этой мутной информационной струе особое место занимает подводная война, которую США всегда считали своей вотчиной. Так что публикация «Forbes» и других СМИ, согласно которым удастся едва ли не «запереть русских в Баренцевом море» вполне вливается в общий стройный хор. И всё же не бывает дыма без огня.

Норвежская база подводных лодок Олавсверн находится в непосредственной близости от выхода из Баренцева моря.
© flickr.com
Норвежская база подводных лодок Олавсверн находится в непосредственной близости от выхода из Баренцева моря.

Теперь России придётся учитывать появление в 350-километровой близости от нашего суверенного пространства ещё нескольких мощных боевых атомоходов. Способны ли эти корабли существенно повлиять на баланс сил из-за своего колоссального военного потенциала? И почему в некоторых публикациях, посвящённых этой теме, говорится о возможности базирования субмарин США именно на базе Олавсверн? Давайте разберёмся!

Так вот ты какой, «морской волк»…

За многие десятилетия Военно-морские силы США привыкли господствовать на международных морских коммуникациях и в прибрежных водах всех регионов нашей планеты.

Долгие годы основой подводного ядерного щита Америки служили субмарины «Ohio» (14 боеготовых ед. на 2018 г. + 4 старого проекта), которые в скором времени должны быть списаны и заменены на 12 более совершенных «Columbia» (начало поставок в 2021 г.) и на обновлённые «Virginia Block V». В настоящее время на стапелях находятся 9 корпусов подлодок этого нового проекта (изначально предполагалось 11). Эти плавсредства должны быть спущены на воду в 2023 году.

Долгие годы основой подводного ядерного щита Америки служили субмарины «Ohio».
© navy.mil
Долгие годы основой подводного ядерного щита Америки служили субмарины «Ohio».

Однако появление в рядах подплава великой морской державы новых подлодок никак не связано с громко разрекламированными прессой, но уже довольно пожилыми «Seawolf». 

Справка

Многоцелевые атомные подлодки класса «Seawolf» водоизмещением более 9,1 тыс. тонн и длиной не менее 108 м при ширине 12 м разрабатывались со второй половины 1980-х. Они относятся к четвёртому поколению боевых подводных кораблей. В отличие от АПЛ предыдущего поколения «Los Angeles» (в составе ВМС США 35 ед. на 2018 г.), «Seawolf» предельно малошумен и быстроходен. В подводном положении он способен развивать скорость 35 узлов. При этом до 20-25 узлов аппарат сохраняет возможность максимального отслеживания окружающей среды при помощи гидроакустических комплексов. Рабочая глубина - 450 м, максимальная - 600 м. 

Вооружение подводного корабля - восемь торпедных аппаратов (ТА) калибра 660 мм. Помимо торпед разного типа в арсенал подлодки входят ракеты UGM-84 Harpoon и UGM-109 Tomahawk, а также мины. Общий боекомплект составляет не менее 52 единиц ракет или торпед. Экипаж насчитывает 140 человек, из которых 14 - офицеры. Межремонтный ресурс лодки - около 15 лет. 

Многоцелевые атомные подлодки класса «Seawolf» водоизмещением более 9,1 тыс. тонн и длиной не менее 108 м при ширине 12 м разрабатывались со второй половины 1980-х.
© globallookpress.com
Многоцелевые атомные подлодки класса «Seawolf» водоизмещением более 9,1 тыс. тонн и длиной не менее 108 м при ширине 12 м разрабатывались со второй половины 1980-х.

К установочной информации можно добавить, что этот «волк» обладает фактически неограниченной дальностью хода. Малошумность боевого корабля обеспечивается водомётным движителем, который работает от главного электродвигателя. Он не является оригинальным изобретением, так как был целиком позаимствован американцами у британской подлодки «Trafalgar».

Специально для этого проекта американский атомный гигант Westinghouse разработал водо-водяной реактор S6W мощностью 33,57 МВт. Его мощь используется паротурбинной установкой с двумя главными турбозубчатыми агрегатами. Кроме того, у лодки есть ещё и вспомогательные средства передвижения - это один азимутальный (погружной) гребной электродвигатель и один дизель-генератор.

Особой гордостью инженеров являются 600 звуковых датчиков, постоянно отслеживающих малошумность субмарины. Естественно, лодка покрыта звукопоглощающим слоем, делающим её малозаметной для средств обнаружения вероятного противника.

Справка

В конструктивные особенности аппарата входят гидроакустический комплекс BQQ-5D, включающий в себя основную гидроакустическую станцию и шесть бортовых пассивных гидроакустических антенн. «Seawolf» обладает также двумя буксируемыми антеннами и гидроакустической станцией навигационного обеспечения, позволяющей обнаруживать объекты на пистолетной дистанции.

В конструктивные особенности аппарата входят гидроакустический комплекс BQQ-5D, включающий в себя основную гидроакустическую станцию и шесть бортовых пассивных гидроакустических антенн.
© quora.com
В конструктивные особенности аппарата входят гидроакустический комплекс BQQ-5D, включающий в себя основную гидроакустическую станцию и шесть бортовых пассивных гидроакустических антенн.

Подлодка специально создавалась с учётом возможности плавания в арктических широтах, что, например, заметно даже при анализе её внешних обводов. Так, носовая часть обладает зализанной формой, позволяющей лучшую навигацию при нахождении во льдах. 

История трудных родов «адмиральской игрушки»

Из-за запредельной стоимости проекта этой ударно-разведывательной субмарины планируемая серия была сокращена с 29 единиц до 12. Однако финансовый объём всё равно был оценён в 33 млрд долларов. То есть одна субмарина обошлась бюджету США в 3,5-4 млрд долларов. При этом АПЛ «Los Angeles» стоит менее одного миллиарда. В результате было построено только три корабля этого класса.

Справка

Первая подлодка класса «Seawolf» - SSN-21 - строилась шесть с половиной лет. Компания GDEB заложила корпус в октябре 1989 г. Спуск на воду состоялся в 1995-м. На ходовые испытания ушло дополнительно два года. Вторая лодка - «USS Connecticut» (SSN-22) рождалась пять лет - с сентября 1992 г. по сентябрь 1997 г. Третья - «USS Jimmy Carter» (SSN-23) была заложена в 1998 г. В состав флота субмарина вошла в 2005 году.

Несмотря на запредельную стоимость, данные АПЛ с самого начала обладали рядом конструктивных недоработок. Возможно, это сопряжено с тем, что, по сути, каждая из субмарин является прототипом, то есть экспериментальным аппаратом, так и не пошедшим в серию.

Тут важно отметить, что при ходовых испытаниях обнаружилась, например, недостаточная надёжность панелей, прикрывающих бортовые антенны гидроакустической станции. Также наружные крышки торпедных аппаратов не могли закрыться на ходу в подводном положении. Но самый неприятный сюрприз преподнесли трещины в баллонах со сжатым воздухом для продувки главного балласта боевого корабля. Теоретически такая конструктивная недоработка способна навсегда оставить АПЛ на глубине, как это произошло, например, в Атлантике с АПЛ «USS Thresher» (SSN-593) 10 апреля 1963 года. Тогда погибло 129 членов экипажа.

Справка

Важно отметить, что расчётные характеристики лодки были изменены для третьего аппарата, ставшего длиннее на 33 метра из-за врезки дополнительной секции Multi-Mission Platform. Она - и это важно - необходима для выполнения секретных миссий, так как предназначена для 50 боевых пловцов, отдельного арсенала и ангара со спецтехникой.  

Субмарина «USS Jimmy Carter» стала длиннее на 33 метра из-за врезки дополнительной секции Multi-Mission Platform.
© wikipedia.org
Субмарина «USS Jimmy Carter» стала длиннее на 33 метра из-за врезки дополнительной секции Multi-Mission Platform.

Именно c этой модификацией корпуса «USS Jimmy Carter» и связаны его тайные миссии, с которыми он иногда покидает свою базу. В данном случае вполне разумно предположить, что такая субмарина способна не только на разведывательную, но и на диверсионную работу в чужих территориальных водах.

А что есть у нас?

АПЛ «Seawolf» были в своё время заложены США как ответ на наши АПЛ «Щука-Б», обладающие боекомплектом из 40 единиц ракет и торпед. Головная советская субмарина этой серии (по классификации НАТО - «Акула») была спущена на воду в 1988 году.

Справка

АПЛ проекта 971 и 971У («Щука» и «Щука-Б») 3-го поколения выпущены серией в 13 единиц.

  • Подводная скорость - 33 узла.
  • Обладают сверхмощным вооружением и малошумностью хода.
  • Способны выпускать ракето-торпеды, ракеты «Шквал» (скорость - свыше 100 узлов) и ряд торпед другого типа, включая универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду.
  • Торпедно-минное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм (28 торпед), 4 ТА - 650 мм (12 торпед). 
  • Способны выпускать ракеты комплекса «Гранат» с ядерной боевой частью и дальностью свыше 3.000 километров. 

Как видим, наше семейство «акул» (или «щук») гораздо многочисленнее, чем три американских возрастных прототипа.

Стоит добавить, что за послесоветский период подплав России пополнился субмаринами новых проектов - от сверхмалого проекта 865 («Пиранья») до таких атомоходов, как АПЛ «Северодвинск» (проект 885, 4-е поколение), АПЛ «Антей» (проект 949А) и др.
 

Много шума из ничего

Важно отметить, что даже самая «молодая» из трёх американских субмарин находится в составе ВМС США уже более 15 лет, то есть практически, как и две другие, исчерпала ресурс перед капитальным ремонтом. Вряд ли подобную технику можно отнести к новейшим достижениям, которых стоит бояться нашему подводному флоту.

Справка

В настоящее время ВМС США работают над созданием принципиально новой АПЛ SSN(X), которая по своему водоизмещению - около 9 тыс. тонн - соответствует классу «Seawolf». Однако, как пишут американские военные аналитики, субмарина создаётся на основе корпуса подлодки «Columbia». 

Как пишут американские военные аналитики, субмарина создаётся на основе корпуса подлодки «Columbia». 
© topwar.ru
Как пишут американские военные аналитики, субмарина создаётся на основе корпуса подлодки «Columbia». 

Перебазирование субмарин США в Берген скорее свидетельствует об усилении разведывательной и диверсионной деятельности, направленной против нашей страны, нежели о реальных возможностях «закрыть» для наших АПЛ выход на стратегический океанский простор.

Кстати, даже сейчас порт Берген посещает в год не менее 30-40 подлодок НАТО, что уже вызывает определённые нарекания у норвежского правительства. Кроме того, штатовцы ещё используют и норвежский порт Маланген для пополнения припасов подлодок и смены экипажей.

По этим причинам возможность возвращения ВМС США базы в Олавсверне, находящейся всего лишь в 15 километрах от Тромсё, по сути ничего не меняет в общем раскладе военно-морских сил в регионе. Дело в том, что ещё и Тромсё рискует в скором времени превратиться в опорную базу для подлодок США.

Справка

В настоящее время база в Олавсверне, проданная бизнесмену Гуннару Вильгельмсену за 4,4 млн евро, используется российскими научными судами - «Академик Шатский» и «Академик Немчинов» (владелец «Севморнефтегеофизика»). Любопытно, что сделка была одобрена нынешним генеральным секретарём НАТО, а тогда премьер-министром Норвегии Йенсем Столтенбергом.

Российское научное судно «Академик Немчинов».
© smng.com
Российское научное судно «Академик Немчинов».

Возможно, после окончания срока аренды бывшая собственность норвежского правительства вернётся в натовский строй. Но ведь даже тогда, когда эта база, находящаяся под 300-метровым слоем базальта, в недрах горы, функционировала, наши субмарины всё равно уходили в дальние походы и невозбранно возвращались домой в Баренцево море. Поэтому вряд ли с помощью трёх пожилых американских подлодок можно поменять общую диспозицию.

Справка

Согласно открытым данным, у России в строю 10 подводных стратегических ракетоносцев и 13 АПЛ различных типов. Также у нас есть 15 дизельных подлодок. У США в составе ВМС 14 стратегических АПЛ и ещё 50 многоцелевых АПЛ плюс 4 носителя крылатых ракет. Дизель-электрические подлодки в составе американского флота отсутствуют (последняя была построена в 1958 г.).

Сам же факт стягивания всех ресурсов Североатлантического альянса к нашим границам уже превратился в грустную реальность, свидетельствующую об агрессивном характере псевдо-защитников демократии. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама