Война киргизских кланов
Кстати, выражение о вышеприведённых 300 процентах, давно уже ставшее классическим, обычно приписывают Марксу. Однако основоположник трудовой теории стоимости лишь позаимствовал его у известного публициста Томаса Джозефа Даннинга, что, в современном контексте разразившихся на территории бывшего СССР катаклизмов, весьма объективно характеризует действительность, диалектически объясняя сущность происходящего в Киргизии.
Навеки с Россией
Территория Киргизии (оформленной государственности тогда ещё у киргизов не существовало) входила в зону интересов Российской империи ещё в XIX веке во времена освоения и добровольного присоединения Азии, что вызывало нескрываемое раздражение и зависть Британской империи, опасавшейся, что через Среднюю Азию Россия проложит себе сухопутный путь в Индию и прервёт монопольное и кровавое господство Ост-Индской компании на полуострове.
Процесс присоединения киргизских кочевых племён не был безболезненным. Киргизы вели кочевой образ жизни, что, несомненно, накладывало отпечаток на их характер и поведение, а их ментальность определялась как древними родовыми обычаями, так и исповеданием ислама. Всё это шло вразрез с устоями европейского общества, насаждавшимися истэблишментом Российской империи.
С другой стороны, вероисповедание или традиции никогда не были камнем преткновения для принятия под российское покровительство того или иного народа. Сами же киргизы той исторической эпохи действовали с позиции прагматичной выгоды. Дело в том, что значительная часть территории, на которой их племена проживали, принадлежала западному Китаю и здесь, помимо жёстких действий китайских властей по усмирению кочевых племён, для исконных жителей существовала также проблема соседства с более сильными и недружественными народами.
При этом царское правительство, видя в киргизах как своих подданных (тех, кто добровольно попросил заступничества самодержавной власти), так и союзников, оказывало им всяческое покровительство и защиту даже на тех территориях, которые не были за ними исторически закреплены.
Известный исследователь М.А. Терентьев так описывал события того времени:
«С 1868 года и, в особенности, в 1869-м усилилось общее движение киргизов в наши пределы. Это движение можно приписать, во-первых, распрям между дунганами и таранчами, а во-вторых, нашествию Чоган Кегеня с 40.000 калмыков. Одни из перекочевавших к нам просили о принятии их в подданство, другие же, смотрели на нашу территорию как на временное убежище и не стеснялись барантовать казачьих, киргизских и казённых лошадей…
Тогда для пресечения дальнейших беспорядков на границе и обеспечения наших киргизов от грабежей со стороны таранчей и подчинённых им кочевников, генерал-губернатор предписал занять спуск с Музартского перевала, единственный проход в Тянь-Шане, соединяющий Илийскую провинцию с Алтышаром. Мера эта приведена в исполнение в конце августа 1870 г.».
Справка
В 1865 г. хутухта («князь, буддийско-монгольский термин) Чоган Кегень перешёл во главе отряда калмыков и монголов российские рубежи и разграбил киргизов в районе станицы Урджарской. В 1867 году вторжение калмыков повторилось.
Примечание
Дунгане - этнос, проживающий на территории нынешних КНР, Казахстана и Киргизии; потомки народности хуэйцзу, частично переселившейся на территорию Российской империи.
Народность таранчи переместилась в Туркестан в XVIII столетии; относится к уйгурской ветви.
«Барантовать» (от татарского «бармта») означает бандитствовать, заниматься воровством.
Британская агрессия в сердце Азии
Британия же, будучи деспотическим колониальным государством, сама претендовала на земли Азии. Территория киргизских кочевых племён входила в сферу её политических и, прежде всего, экономических интересов.
Не имея смелости и военной возможности противостоять России в её созидательных начинаниях в регионе, англосаксы тогда как и теперь, предпочитали действовать чужими руками, дестабилизировали обстановку, всячески подстрекая туземцев к войне против России, снабжая племена оружием и делая неосуществимые обещания, смещая местных князьков посредством народных волнений.
Как видно из событий в Киргизии последних 15 лет, в тактике современного неоколониализма с XIX столетия почти ничего не изменилось. Неизменные заигрывания с местными элитами, нескончаемые попытки расстановки на значимых государственных постах марионеточных деятелей, демагогическое апеллирование к народным массам, стравливание местных кланов с привлечением широких слоёв населения, влачащего полунищенское существование; зачастую применяется и открытое военное вмешательство. Правда, теперь мировые империалистические круги предпочитают использовать технологии цветных революций.
Характерная особенность, которая отличает нынешнюю ситуацию в Киргизии от ситуации XIX века, заключается в том, что главенствующую роль в дестабилизации ситуации на просторах бывшего СССР играет не Британия, а США.
Каковы же истинные интересы основных кукловодов англосаксонского мира и Турции в Средней Азии и Киргизии и какова степень влияния на события в Бишкеке и его окрестностях?
Несомненно, что конечной целью деятельности коллективного Запада, то есть США и их пособников, в регионе является окончательное экономическое, политическое и географическое отторжение от России исконных окраинных территорий в виде бывших советских республик и установление там гегемонии англосаксонских транснациональных корпораций, контроль над сырьевыми ресурсами, формирование глобальных экономических магистралей в обход России, тотальное геополитическое доминирование.
Этой проблеме в отечественной научно-публицистической мысли уделяется достаточное внимание. В частности, на неё указывает Н.У. Ханалиев.
В своё время масла в огонь подлила провокационная книга Збигнева Бжезинского. Этот, с позволения сказать, деятель открыто заявил в своих писаниях, что «главный геополитический приз для Америки - Евразия».
Киргизия представляет для США особый интерес ещё и потому, что присутствие Вашингтона на территории этого государства позволяет империалистам успешно противостоять в регионе Китаю, который активно развивает проект Нового шёлкового пути («Один пояс и один путь»).
Справка
Проект «Один пояс и один путь» строится на основе концепции объединения морского и наземного Шёлковых путей, то есть логистических трансевразийских путей перемещения людей и грузов. Основные положения были сформулированы лидером КНР Си Цзиньпином в 2013 г. Проект предполагает укрепление взаимодействия Поднебесной со всеми другими государствами Евразии на основе экономических интересов и общего режима безопасности и сотрудничества.
Укрепляясь в Центральной Азии, Пентагон получает также возможность контролировать весь регион вплоть до Пакистана и Индии посредством создания системы военных баз и экономического подчинения.
Однако власти Киргизии осознали истинные намерения англосаксов и закрыли американскую военную базу в Манасе в 2014 г. Отметим, что чуть ранее президент сопредельного с Киргизией Узбекистана Ислам Каримов убрал аналогичную базу из Ханабада.
Особое раздражение официального Вашингтона вызывает тот факт, что из всех азиатских республик Киргизия имеет наиболее тесные интеграционные связи с Россией, являясь одновременно членом ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭс.
Дестабилизация Киргизии в постсоветский период
Отдельное внимание следует уделить влиянию Турции в регионе в целом и в Киргизии в частности.
Находясь в вассальной зависимости от США и ЕС, Турция, тем не менее, не оставляет попыток освободиться от их оков, проявить непозволительную строптивость и стать ведущей державой в регионе, оказывать экономическое и политическое влияние на расположенные в нём страны бывшего СССР под видом культурного сближения, поднимая на щит тему языкового родства.
После распада СССР именно усилия первого президента Киргизии Аскара Акаева и первого президента России Бориса Ельцина в 1991 году позволили избежать столкновений на религиозной и этнической почве, как это было когда-то в далёком 1916 году. Тогда киргизы сдирали кожу заживо с монахов-христиан, а казаки из Верного в отместку вырубали целые районы поголовно. В Киргизии всё это помнят.
Первый президент постсоветской Киргизии Аскар Акаев столкнулся с нехваткой квалифицированных кадров на фоне катастрофических темпов оттока русскоязычного населения: евреев и немцев, русских и украинцев. В отдельные годы уезжало более 150 тыс. человек.
Дальнейшая дестабилизация обстановки в Киргизии началась в 2005 году с «революции тюльпанов», в результате которой из-за происков южных кланов с президентского поста был низвергнут «вечный» глава государства А. Акаев. Его тогда едва успели вывезти в Россию.
В 2010 году история повторилась с точностью до наоборот, когда разгневанные северяне едва не растерзали тогдашнего президента Курманбека Бакиева. Тот успел-таки укрыться в городе Ош, спрятавшись в своей южной резиденции.
«Пять лет назад хватило нескольких автоматных очередей, чтобы рассеять толпу, двигавшуюся в микрорайоны, чтобы убивать и грабить мирных жителей, не имеющих никакого отношения к режиму Акаева. В этот раз толпа гоняла ментов, как зайцев, по всему городу. Избивали чем попало всех, кто в форме. По толпе работали снайперы. Убитых много. Парламент разграблен, налоговую службу сожгли (хоть что-то для людей…)» (Игорь Левин «Бишкек. Война севера и юга. События в Киргизии изнутри. Частный корреспондент»).
Хроника последних событий
По аналогичному сценарию был смещён и следующий президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, который 23 июня 2020 г. был приговорён к 11 годам заключения по обвинению в коррупции.
Ночью 6 октября 2020 г. после начала массовых манифестаций, спровоцированных результатами президентских выборов, Алмазбека Атамбаева освободили из СИЗО после переговоров группы митингующих с руководством Госкомитета нацбезопасности.
9 октября Атамбаев со сторонниками, включая С. Исакова и О. Бабанова, выступили на центральной площади Ала-Тоо, после чего на ней произошли столкновения со сторонниками самопровозглашённого премьера Садыра Жапарова. В автомобиль экс-президента стреляли. 10 октября Атамбаева вновь арестовали сотрудники ГКНБ (Государственный комитет национальной безопасности Киргизской республики) по обвинению в организации беспорядков в Бишкеке.
«В Киргизии существуют понятия условного «юга» (Баткенская, Джелал-Абадская и Ошская области) и условного «севера» (Чуйская, Таласская, Иссык-Кульская и Нарынская области). Юг кормится сельским хозяйством и кормит не только всю страну, но и частично Алма-Ату. Север традиционно живёт туризмом, благо природных красот здесь хватает, но сейчас не об этом речь. Хотя стоит упомянуть, что даже на Иссык-Куле, жемчужине Киргизии, сезон длится два месяца, и особо тут не разбогатеешь даже на богатых соседях из Казахстана» (Игорь Левин «Бишкек. Война севера и юга. События в Киргизии изнутри. Частный корреспондент»).
Тайная пружина верховной киргизской власти
Как бы то ни было, вполне очевидно, что за бесконечной чехардой сменяющих друг друга президентов и их команд кроется негласная, но жёсткая договорённость местных элит: президентами становятся по очереди то северяне, то южане. При них премьер-министрами назначаются представители другого клана. Так соблюдается своеобразный властный паритет. Нарушение баланса кланового представительства, которое умело провоцируют западные кукловоды, обязательно приводит к очередной резне и, как следствие, смене власти.
Таким образом, нет и тени сомнения, что нынешние события в Киргизии есть продолжение кланового противостояния «севера» и «юга».
Сегодня ситуация в Киргизии находится под контролем властей, но всем понятно, что затишье это временное. Думается, что нас ждёт ещё немало остросюжетных дворцовых переворотов, а может быть, даже и народных бунтов на территории этой республики.