Реджеп Эрдоган. Пикник в запретной зоне
Отгремела, во всяком случае, временно, война в Нагорном Карабахе, где благодаря российским миротворцам установился хрупкий мир. Но победоносная риторика Реджепа Эрдогана, записавшего «победу над Арменией» на свой счёт, на этом не завершилась. Его взор снова устремлён на Ливию, Сирию и, конечно же, на вечно актуальный Кипр. Поэтому вместо того, чтобы почивать на лаврах, турецкий лидер, как представляется, специально посетил северную часть острова - чтобы с помпой отпраздновать День независимости этого квазигосударства.
Причём в турне главу Турции сопровождала не только его супруга Эмине, но и лидер турецкой Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели - яростный, напомним, адепт пантюркизма. Для справки: именно в недрах ПНД функционирует молодёжное военизированное крыло «Серые волки», во многих странах мира, в том числе и России, считающееся террористической организацией.
Высокую делегацию встречал новоизбранный лидер турок-киприотов - президент самопровозглашённой Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) Эрсин Татар (креатура Эрдогана. - Авт.), поддержавший оккупацию Турцией северо-востока суверенной Сирии и выступающий против объединения Кипра, яростно продвигая формулу «два народа - два государства».
Протокольная часть визита не так интересна. Примечательны детали. Например, президент Турции посетил бывший курортный район Фамагусты - Варошу (турецкое название - Мараш), и устроил там пикник. В этой связи стоит отметить, что в нарушение резолюций Совбеза ООН, в которых указано, что Вароша должна оставаться «нетронутой» до тех пор, пока сюда не вернутся изгнанные в 1974 году греко-кипрские собственники, турки собираются приступить к освоению перспективной туристической зоны и задействовать шикарные пляжи для пополнения турецкой казны.
Как показала жизнь, плевать хотел Эрдоган на многие международные договорённости, в том числе и относительно Северного Кипра. Нисколько не волнует его и недовольство местной греческой общины. Были бы довольны англичане, у которых на Кипре две военные базы - Акротири и Декелия. И Лондону, видимо, не в чем упрекнуть Эрдогана. Более того, сегодня англичане поддерживают Реджепа Эрдогана буквально во всех его имперских устремлениях от Ливии до Нагорного Карабаха и Крыма. Вряд ли только потому, что глава английской разведки МИ-6 тюрколог Ричард Мур большой приятель Эрдогана. Главное, что интересы Великобритании совпадают с турецкими амбициями.
На Кипре, естественно, тоже. Это строптивые греки-киприоты требуют от англичан вывода их военных баз с острова, а турки, напротив, безропотно признают статус британской заморской территории на острове. По факту получается, что англичане и турки - союзники. При этом надо отметить, что Лондон в принципе не особо щепетилен в выборе так называемых друзей. Как известно, в 1944 году Уинстон Черчилль ничтоже сумняшеся объединился с остатками вермахта и коллаборантами, воевавшими с партизанами на стороне рейха, чтобы подавить сопротивление и установить в Греции проанглийскую марионеточную власть.
И вряд ли надо уточнять, что намерение турок-киприотов открыть при поддержке Анкары всеобщий доступ к курорту Вароша, расположенному в буферной зоне острова, англичан нисколько не смущает. Вместе с тем и реакция официальной Никосии, заявившей, что визит Эрдогана на север Кипра и посещение им Вароши «не способствуют созданию благоприятной, позитивной атмосферы для возобновления переговоров» по разрешению проблемы разделённого острова, выглядит достаточно беззубой, и Эрдогана она в принципе не волнует. Позицию турецкого лидера, а отчасти и «громадьё» его планов, объясняет тот факт, что на остров он прибыл в сопровождении куратора «Серых волков». А это очень показательная компания...
Со времени вооружённого вторжения Турции на Кипр, спровоцированного государственным переворотом сторонников присоединения острова к Греции, прошло уже 46 лет. В результате военной операции, названной в честь предводителя гуннов Атиллы, под турецким контролем оказалось примерно 37% территории Кипра, и с тех пор никто не попытался дать ответ турецким оккупантам или хотя бы организовать достойное сопротивление. Вот почему Эрдоган и произнёс со злорадной усмешкой во время недавнего визита: «Я думаю, мы можем провести пикник в закрытой Вароше. Разве нам может что-то помешать?»
По мнению «нового султана», решать проблему Кипра на основе федерации общин - «потеря времени». Турция уже определилась, как действовать на Кипре дальше, не взирая на позицию другой части Кипра и Греции. Ещё раз напомним, что по решению СБ ООН квартал Вароша закрыт и может быть заселён только коренными жителями - греками, которых турки в 1974 году в один день выгнали из своих жилищ. Но теперь, после победы над армянами в Нагорном Карабахе, Эрдоган, похоже, готов окончательно решить греческий вопрос на Кипре. Руки у него свободны.
Действительно, а чего ждать? Под «гуманитарным предлогом» ещё 6 октября 2020 года было объявлено об открытии пляжа в Вароше. Турки заявили, что «город-призрак» пора развивать: строить новые гостиницы, развлекательные заведения, бары, рестораны и ночные клубы. И что гостиничные комплексы Вароши до сих пор юридически являются частной собственностью граждан из 20 стран мира, абсолютно никого не волнует. Чужой собственностью Эрдоган распоряжается тоже по «праву силы».
Кстати, в руины греческий квартал Вароша превратился не без помощи Анкары. Сначала он был разграблен турецкими военными, увозившими на материк мебель, телевизоры, даже посуду, затем - мародёрами. Тогда родные очаги вынуждены были покинуть 85 тысяч греческих беженцев. И просто так вернуть их на историческое место проживания уже не получится, поскольку и их дома, и их место под кипрским солнцем заняли 100 тысяч переселенцев из Турции.
Проще говоря, «демографическая проблема» Кипра была решена именно так, как её традиционно решали во времена Османской империи - депортацией неугодного народа. И самое удивительное в подобных ситуациях как всегда происходит с культурным наследием покорённых народов. Греки до сих пор считают кощунством тот факт, что памятник Средневековья собор Святого Николая в Фамагусте (здесь венчались на иерусалимский престол короли из династии Лузиньянов. - Авт.) превратился в мечеть Лала Мустафы-паши.
Как правило, в этнических войнах пленных не берут, а символы веры нещадно калечат. Вот и храм Христа Всеспасителя в Шуши уже подвергся разрушениям - сначала от артиллерии, затем пришли вандалы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.