Под киберколпаком Агентства национальной безопасности
За всеми американскими боевыми операциями в киберпространстве стоят государственные организации США, такие как Агентство национальной безопасности (АНБ/NSA) и стратегическое Киберкомандование минобороны (USCYBERCOM). Однако деятельность этих структур, объединённых под управлением одного руководителя - адмирала Майкла Роджерса, - выходит далеко за рамки задач, стоящих только перед армией. Мало кто знает о том факте, что все операции в так называемой серой зоне (Gray Zone) идут под руководством и контролем этих двух структур.
«Мягкая сила» против национальных правительств
Под термином «операции в Gray Zone» имеются в виду боевые операции гибридных войн, в ходе которых применяется не оружие, а инструментарий «мягкой силы» - пропаганда, саботаж, дезинформация, невоенные меры политической дестабилизации и дипломатия. Последняя попала в этот список инструментов не случайно. В практике последних лет использование информационного преимущества приобретает всё более широкое значение. Дипломаты делятся эксклюзивной информацией с партнёрами, укрепляя тем самым будущие альянсы, применяют дезинформацию для введения «коллег» в заблуждение, и навязывают «серую информацию» для принятия нужных решений противником.
Есть один общеизвестный факт - в странах с нестабильной политической обстановкой именно диппредставительства США зачастую выглядят «цитаделями демократии», у ворот которых «трутся» члены оппозиционных политических партий и неправительственных коммерческих организаций (НКО), а также авантюристы всех мастей. Всем им светоч мировой демократии готов оказать помощь в развале собственного государства, с последующим включением его территории в глобальную зону хаоса.
Примечательно, что всем помогают именно «в рамках поддержания международной безопасности», о которой так заботятся США. Под эту тему в Америке даже создали отдельную законодательную базу и разработали специальные программы. К ним относятся: International Narcotics Control («Международный контроль за оборотом наркотиков»), International Military Education and Training («Обучение иностранных военных специалистов»), Peacekeeping Operations («Миротворческие операции»), Antiterrorism Assistance («Помощь в борьбе с терроризмом») и множество других.
В результате этой «помощи» бывшие союзники могут стать реальными врагами, если, конечно, сохранят в хаосе свою собственную государственность. Именно так произошло с восточноевропейскими странами, входившими в Варшавский Договор. После развала СССР руководство США оказало им помощь в рамках программы Partnership for Peace («Партнёрство ради мира»), а Пентагон создал специальный фонд - Warsaw Initiative Fund, которому были выделены средства из американского бюджета для финансирования подготовки вооружённых сил бывших республик СССР и стран Варшавского договора.
Теперь эти страны в блоке НАТО, в доктринальных документах которого Россия названа старым заклятым врагом. Естественно, нам это не понравилось, и РФ предприняла ответные меры - вышла из Договора ОВСЕ, который определял баланс вооружённых сил в Европе по обычным (неядерным) вооружениям.
Баланс этот сложился в соотношении три к одному, т.е. силы НАТО в Европе в три раза превосходят армию России по количеству военнослужащих, вооружений и военной технике.
При этом США, как главком НАТО, продолжали строить новую систему управления миром и совершенствовали стратегию, которая могла бы мгновенно наказать страны-изгои. Её название известно - это Prompt Global Strike, PGS («Глобальный мгновенный удар»). Она должна была дать Пентагону возможность нанести в течение одного часа массированный обезоруживающий удар по любой стране мира. Поэтому Россия в ответ разработала комплексы вооружений, которые фактически «обнулили» эту стратегию, ведь применение российского гиперзвукового оружия в ответно-встречных ударах может нанести тотальный ущерб не только атакующим силам, но и территории, с которой была отдана команда на применение.
От Санитарного кордона к «Петле анаконды»
Факт невозможности остановить российское гиперзвуковое оружие США уже признали. Это сделал глава Командования воздушно-космической обороны (NORAD) и Северного командования (USNORTHCOM) генерал Глен Ванхерк, заявивший следующее: «Оборона от гиперзвукового оружия не успевает за развитием наступательных возможностей». Иными словами - для российских гиперзвуковых комплексов нет преград.
Поэтому американские стратеги пришли к выводу, что «лоб в лоб» Россию не одолеть. Зато с ней можно воевать иначе - начав гибридную войну.
Напомню, что Агентство США по международному развитию (U.S. Agency for International Development, USAID), работавшее на территории России в период с 1992 по 2012 годы, активно спонсировало российские НКО - ассоциацию «Голос», «Центр "Транспаренси Интернешнл-Россия"», общество «Мемориал» и другие. С сентября 2012 года деятельность USAID на территории Российской Федерации прекращена, а законодательство по НКО, получившим статус «иностранного агента», было ужесточено.
Согласно планам, разработанным в США и Великобритании, по периметру наших границ появляются враждебные государства. Примечателен тот факт, что все эти планы имеют горизонт как минимум столетнего стратегического планирования.
Механика создания, так называемой Петли анаконды известна и выглядит следующим образом:
1. Формирование агентуры влияния (10-30 лет). Формирование «пятой колонны». Создание «социально ориентированных» НКО, которые благодаря грантам формируют будущую несистемную оппозицию в рядах молодёжи, а также среди представителей бизнеса и коррумпированного госаппарата.
2. Первая смена «змеиной кожи» (5-20 лет). Прокси-гибридные операции, в результате которых происходит смена руководства государства либо ненасильственным путём (технология выборов, лояльность в обмен на санкции и пр.), либо путём государственного переворота (цветные революции, военная хунта и пр.), которая в итоге приводит к созданию нового государства, например - террористического - ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ), или квазифашистского - Украина.
3. Включение в потребление американских ценностей (5-30 лет). Подключение военных и политических элит марионеточного государства к программам оказания помощи в области безопасности с целью создания постоянной зависимости от продукции ВПК США (поставки вооружений и военной техники) и формирования силовых структур (армия, полиция, спецслужбы) подконтрольных соответствующим структурам в США.
4. Реализация американских интересов. Использование сил и средств лояльного государства для решения военно-политических задач в интересах США на континентальных ТВД.
Необязательна последовательность этих этапов, как правило, их запускают одновременно для того, чтобы к намеченному сроку они дали искомый результат - марионеточное (вассальное) государство под полным контролем США, готовое обменять свою собственную суверенность на американские интересы.
Поэтому через различные фонды USAID взаимодействует как с Национальной разведкой, так и с АНБ и CYBERCOM, за которыми закреплены свои сектора ответственности. АНБ через систему технических средств разведки «Эшелон» (ECHELON) осуществляет тотальный мониторинг за всем населением планеты, выявляет и формирует целевые аудитории для последующей работы с ними.
Да-да, все соцсети и группы по интересам находятся «под колпаком» АНБ, которое знает интересы и предпочтения любого человека как в быту, покупках, культурном досуге, так и в вероисповедании, политике, деловой сфере и даже некоторые пикантные подробности его личной жизни.
CYBERCOM через Координационный центр НАТО по реагированию на компьютерные инциденты (NATO Computer Incident Response Capability, NCIRC) руководит многочисленными Центрами киберзащиты в Европе. Они открыты в Лондоне (Великобритания, 2016 г.), Бонне (ФРГ, 2011 г.), Монсе (Бельгия, 2018 г.), Таллине (Эстония, 2008 г.) и Киеве (Украина, 2018 г.). Деятельность этих центров регламентирована документом «Обязательство по кибернетической обороне» (The obligation of cyber defense), который был принят в 2016 году на варшавском саммите НАТО. К слову сказать, ещё в 2014 году на встрече НАТО в Уэльсе киберпространство приравняли к отдельному ТВД, а кибератаку подвели под действие 5 статьи Устава НАТО.
Наступательные операции шпионских дипмиссий США
На самом деле эту «оборону» правильней называть наступательными операциями в киберпространстве против России и её союзников. Именно через указанные центры шли кибератаки на гражданскую инфраструктуру наших стран, волны звонков о «минировании» объектов, фейковые вбросы во время объявленной ВОЗ пандемии COVID-19 и активные сетевые воздействия. Последняя масштабная кибероперация проводилась против Республики Беларусь накануне и после президентских выборов в июле-сентябре 2020 года. Вы думаете 1.000 ежедневных сообщений в телеграм-каналах Nexta и NextaLive делали два белорусских паренька-оппозиционера, живущие в Польше? Естественно нет, на них работало множество людей в погонах и без оных из множества стран НАТО.
Примечателен тот факт, что во время протестов в Белоруссии, когда правительство республики ограничило доступ в соцсети, видео с «ужасными преступлениями силовиков» оперативно переправлялись в Интернет через ресурсы посольств Польши, Литвы и Украины. Вас это удивляет? Меня нет, как и не удивляет другой факт: руководителями дипмиссий США и Великобритании в странах постсоветского пространства теперь назначаются профессиональные разведчики или военные. Это посол на Украине Кит Дейтон, временный поверенный в Республике Беларусь Джефри Джук, посол в Армении Линн Трейси, посол Великобритании в Киргизии Чарльз Гаррет, посол Великобритании в Азербайджане Джеймс Шарп.
Деятельность ЦРУ и её партнёра MI6 связаны с подготовкой полевых агентов - активистов «протестных» движений. Обучение по методичке Шарпа проходит в летних лагерях, куда молодёжь из стран-жертв привлекают по образовательным и молодёжным программам USAID для «повышения способности молодёжи вносить вклад в местную экономику, адаптации к местным рынка труда и вовлечению в активную гражданскую деятельность».
Прошедшие подготовку активисты становятся ядром протестных движений - на Украине (2014 г.), в Белоруссии (2020 г.), Молдавии (2016 г.), Киргизии (2005-2020 гг.), Армении (2018 г.). Наиболее продвинутые проходят реальную боевую подготовку по методикам операции того же полка SAS-22.
Всё это АНБ, CYBERCOM, ЦРУ и MI6 используют как инструменты гибридной войны. При этом параллельно отрабатываются следующие стратегические задачи при участии коррумпированных госчиновников и бизнесменов, многочисленных НКО и подконтрольных им СМИ:
- подрыв экономики государства;
- снижение духа, благосостояния населения и авторитета вооружённых сил;
- бесконечные, перманентные реформы всего - «реформы ради хаоса»;
- подрыв доверия к действующей власти;
- формирование и использование иных экономических, информационных, религиозных, этнических, социальных и политических составляющих, которые ведут к распаду государства.
Мировая сеть - полигон гибридной войны
Внешняя политика России по отношению к странам постсоветского пространства стратегически пока проигрывает операциям в Grey Zone, которые в течение 30 лет ведут спецслужбы США и Великобритании, а также их союзники по блоку НАТО. По факту мы теряем внешнеполитическое влияние семимильными шагами. Почему? Потому что против нас действительно ведут войну, гибридную войну.
Эта война началась с развалом СССР. Збигнев Бжезинский тогда писал: «Сделанный Россией выбор предоставил Западу стратегический шанс, он создал предпосылки для прогрессирующей геополитической экспансии западного сообщества всё дальше и дальше вглубь Евразии. Расширение уз между Западом и Россией открыло для проникновения Запада и, в первую очередь, Америки, в некогда заповедную зону российского ближнего зарубежья».
При этом надо понимать, что против нас выступает не оппозиция, НКО или либеральные СМИ, они лишь инструмент, а подготовленные специалисты из CYBERCOM, АНБ, ЦРУ, MI6 и прочих спецслужб. Они работают с населением стран через программы помощи, через гранты, через соцсети.
Многие удивляются тому, что за время нахождения Дональда Трампа у власти США не развязали ни одного локального конфликта. Действительно это так, но за фасадом показного миролюбия скрывается активная работа CYBERCOM и АНБ. Зачем посылать в бой войска, когда работу по захвату государства можно выполнить без единого выстрела?
Не зря же у АНБ бюджет в 9 раз превышающий бюджет ЦРУ, у которого Агентство перехватило не только техническое обеспечение всех спецопераций, но и всю работу с так называемыми частными подрядчиками, получив неограниченный доступ к системам связи и интернета.
Сейчас гибридная война переместилась в мировую сеть. С появлением спутников группировки Илона Маска по раздаче бесплатного интернета на всём постсоветском пространстве, мы рискуем уступить в этой войне, если заранее не займём в сети собственный плацдарм.
Стоит учитывать и то, что все самые популярные сервисы Интернета - Google, YouTube, Telegram, Facebook, Twitter, Instagram - находятся полностью под контролем АНБ. Не стоит расслабляться и по поводу якобы наших ВКонтакте и Одноклассники - они тоже не под российским контролем, только через «прокладки».
Но как же заверения США о том, что с Россией надо дружить? И на это у Бжезинского есть ответ: «Сотрудничеству с Россией должны сопутствовать одновременные усилия по укреплению геополитического плюрализма в пределах её бывшего имперского пространства, которые поставят непреодолимый заслон любым попыткам восстановить империю».
Россия восстановила Армию и Флот, укрепила свои границы. Теперь ей надо делать следующие шаги, опираясь на её великое историческое прошлое с заботой о будущем всего человечества. Надо укреплять экономику, формировать национальную идеологию и проводить внешнюю политику в координатах национальных интересов. Только тогда гибридная война станет бесполезной против нас и не принесёт победы нашим глобальным противникам.
---
Статья подготовлена при участии директора по безопасности и стратегическому развитию НЭМИ Дмитрия Ефимова.