Майя Санду призвала ОБСЕ заменить российских миротворцев.

Майя Санду, или Сага о неполном служебном соответствии

В Молдавии избранный прозападный президент Майя Санду призвала 30 ноября ОБСЕ заменить на собственных миротворцев российский контингент, разделяющий стороны конфликта с 1992 года
Реклама
Майя Санду, или Сага о неполном служебном соответствии
© facebook.com/maia.sandu
Майя Санду призвала ОБСЕ заменить российских миротворцев.
Читайте нас на: 

Между тем руководство Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе заявило, что не получало никаких официальных запросов со стороны Кишинёва для организации миссии мира в районе Тирасполя.

Неправомерный взгляд Санду на ОБСЕ

В принципе, заявление леди-будущей главы государства (до 24 декабря функции президента по-прежнему исполняет Игорь Додон) не имеют до официальной инаугурации никакой юридической силы, хотя и свидетельствуют как об общем настрое, так и об уровне политической, юридической и экономической грамотности выпускницы Гарварда.

Справка

Майя Санду, выпускница Молдавской академии экономического образования, окончила магистратуру Гарварда в 2010 г. Далее работала в структурах Всемирного банка. Обладает румынским паспортом, владеет русским, румынским, английским и испанским языками. С 8 июня по 12 ноября 2019 г. была премьер-министром Молдавии (вплоть до 14 ноября исполняющей обязанности). Являлась кандидатом на пост президента на выборах 2016 г.

Премьер-министр Майя Санду на встрече с председателем Европейского совета Дональдом Туском в Брюсселе 3 июля 2019 года.
© gov.md
Премьер-министр Майя Санду на встрече с председателем Европейского совета Дональдом Туском в Брюсселе 3 июля 2019 года.

Казалось бы, человек, занимавший столь серьёзную должность, как глава правительства, должен был бы быть в курсе, что ОБСЕ - как и до этого СБСЕ - не обладает собственным миротворческим контингентом, а в случае необходимости обращается за помощью к «голубым каскам» ООН или напрямую к НАТО. И, наверное, это наиболее интересный и тонкий момент, характеризующий первый - причём весьма неудачный, - шаг будущего руководителя государства.

Справка

С 1991 г. ОБСЕ проводила многочисленные миротворческие миссии на территории бывшей Югославии. Также с 1992 г. ОБСЕ является постоянным наблюдателем и посредником на территории Грузии для достижения диалога между Южной Осетией и этой закавказской республикой. Миссия ОБСЕ присутствует и на Украине в районе Донбасса. ОБСЕ участвует в переговорах по Приднестровскому урегулированию в формате «5+2», где участниками конфликта являются Молдавия и Приднестровская Молдавская Республика, посредниками выступают Россия, Украина и ОБСЕ, наблюдателями - ЕС и США.

Получается, что для получения соответствующего мандата на проведение миротворческой миссии необходимо вынести обсуждение вопроса на заседание Постоянного совета ОБСЕ (а это 57 стран) и добиться консенсуса, что в данной ситуации представляется технически невозможным.

Встреча генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера с приднестровским лидером Вадимом Красносельским, Тирасполь, 19 сентября 2019 года.
© osce.org
Встреча генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера с приднестровским лидером Вадимом Красносельским, Тирасполь, 19 сентября 2019 года.

После чего, вооружившись соответствующим мандатом ОБСЕ, надлежит обратиться за помощью к ООН, в Совете безопасности которого из пяти кресел постоянных членов два занимают Россия и Китай. Между тем, напомню, что достаточно хотя бы одному участнику наложить вето, чтобы решение никогда не было принято.

Да, конечно, существуют исторические казусы, как во времена, предварявшие начало Корейской войны, когда в 1948 г. советская делегация заблудилась (!) в коридорах и не успела вовремя проголосовать и наложить вето на соответствующий мандат ООН, который вожделели США. Также, к сожалению, Россия не заблокировала в 2011 г. и резолюцию Совбеза № 1973 по Ливии.

Однако со стороны госпожи-будущего президента, как минимум, наивно предполагать, что Москва, выражаясь языком шахматистов, «зевнёт» столь важную фигуру, как ввод иностранного контингента на территорию, относящуюся к сфере жизненно важных интересов для нашей родины.

Ввод же на территорию Приднестровской республики «миротворческого» контингента НАТО - а не «голубых касок» - может вызвать немедленный взрыв, о чём, собственно, и предупредил Кремль, призвав все стороны, в том числе и госпожу Санду, воздержаться от опрометчивых поступков.

ОБСЕ - миротворцы или мироподжигатели?

Если оценить роль, которую сыграла ОБСЕ в тех конфликтах, в ходе которых были развёрнуты миссии этой организации, трудно не заметить, что ни разу поставленные цели этой организацией не были достигнуты.

Автомобили миссии ОБСЕ на территории шахты «Октябрьская», расположенной в районе донецкого аэропорта.
© РИА Новости
Автомобили миссии ОБСЕ на территории шахты «Октябрьская», расположенной в районе донецкого аэропорта.

Присутствие наблюдателей в ДНР и ЛНР не привело к прекращению хотя бы обстрелов таких сёл, где сохранилось постоянно живущее гражданское население, как Трудовские, Зайцево и др. Констатация убийства мирных жителей с тщательным протоколированием попадания снарядов в жилые дома почему-то не заставило карателей СБУ свернуть свою операцию по уничтожению беззащитных людей.

Посредничество в грузино-осетинском конфликте закончилось в 2008 г. нападением с использованием установок залпового огня на спящий мирный Цхинвал, приведший и к многочисленным жертвам среди российского миротворческого контингента.

История бесконечных миссий ОБСЕ на Балканах опять-таки привела к полному попранию интересов сербов вплоть до незаконного задержания, а в дальнейшем, и смерти в застенках Гаагского трибунала при весьма подозрительных обстоятельствах президента Милошевича (позже трибунал признал несостоятельность большей части выдвинутых против него обвинений). Миссия ОБСЕ не помешала превращению Албании в настоящий центр по переброске боевиков, оружия и наркотиков (если верить данным французской полиции - в частности, генерала Рофера) между Ближним Востоком и Европейским Сообществом.

Наконец, совсем недавние события в Нагорном Карабахе показали, что СБСЕ/ОБСЕ то ли не способно, то ли не желает выполнять 4 резолюции ООН (822, 853, 874, 884) и заявление глав государств СНГ в рамках Бишкекского протокола от 15 апреля 1994 г. Речь шла о территориальной целостности Азербайджана, согласно утверждённому ещё Потсдамской конференцией принципу незыблемости границ.

Однако ОБСЕ не разработала ни одной санкции, направленной против Армении, по факту оккупации чужой территории (включая сопредельные с Карабахом районы Лачинского коридора и две другие области). Ильхам Алиев не раз отмечал, что европейцы (а соответственно, и ОБСЕ) оказывают на Баку сильное давление для того, чтобы Азербайджан раз и навсегда признал сложившийся статус-кво, в результате которого Ереван фактически увеличивал вдвое свою территорию.

Не стала вмешиваться эта организация и в Апрельскую войну 2016 г., в результате которой Баку понёс значительные потери. Не интересовала ОБСЕ и судьба полумиллиона вынужденных переселенцев, покинувших Нагорный Карабах после событий эпохи девяностых. Получается, что Майя Санду, ещё не вступив в должность президента, уже занимается грубой и, по гамбургскому счёту, бессмысленной демагогией, что, как и было сказано выше, заставляет задуматься об уровне профессиональной компетенции Гарвардского магистра.

Санду - новичок и поэтому забыла про газ

По образованию Майя Санду, прежде всего, экономист. Поэтому весьма странно, что, обсуждая проблему Тирасполя, она полностью выпустила из виду именно экономическую составляющую тех странных отношений, которые сложились у Молдавии с Приднестровьем. Но перед тем, как рассмотреть столь эфемерную, хотя и измеренную в СКВ, материю как газ, стоит вспомнить о специфическом юридическом статусе Приднестровской республики.

Как было отмечено выше, в переговорах по формуле «5+2» по вопросу Приднестровья, ПМР является стороной и участником процесса, чего, к сожалению, не удалось добиться для ДНР и ЛНР в рамках Минского процесса Нормандской четвёрки (Киев, как известно, не признаёт самопровозглашённые республики).

И вот по этому вопросу не стоит забывать, что Приднестровская Молдавская Республика отнюдь не случайно имеет право на место за столом переговоров. Дело в том, что она была образована ещё ДО распада СССР и, в принципе, на легитимной основе, не имеющей отношение к тогда ещё не существовавшему суверенному государству Молдавия.

Справка

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) образована в 1990 г. Население территориального образования - около полумиллиона человек - состоит из русских, украинцев и молдаван. Официально заявила о своём отделении от Молдавии в 1992 г. В 2016-м начала приведение законодательной базы в соответствие с российскими стандартами для дальнейшего процесса интеграции с Российской Федерацией. С тех пор использует российский флаг в качестве второго государственного.

Получается, что Приднестровье, как государственное образование, даже старше на полтора года, чем собственно республика Молдавия. Именно это и объясняет вялый интерес к вопросу её интеграции в состав последней со стороны европейских дипломатов. Выражаясь русским языком, налицо юридический казус, неразрешимый - в отличие от вопроса с Нагорным Карабахом - при помощи международного права.

2 сентября 1990 года прошёл съезд депутатов всех уровней, представлявших левобережные районы Молдавии и города Бендеры, который провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР.
© vspmr.org
2 сентября 1990 года прошёл съезд депутатов всех уровней, представлявших левобережные районы Молдавии и города Бендеры, который провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР.

Но Майя Санду не обладает юридическим образованием. А советники мадам президента не удосужились просветить её по этому вопросу, так как иначе политик первого ранга никогда бы не сделала ещё один ложный шаг по вопросу Приднестровья.

Слово не воробей

Майя Санду заявила, что долг за поставку газа в Приднестровье - это «долг "властей" Приднестровья, а не Молдавии».

Но позвольте, получается, что официальный Кишинёв в лице своего будущего президента признал, что ПМР - не просто отдельное территориальное образование, возникшее в полном соответствии с нормами права, ещё ДО образования самой Молдавии, но и то, что Приднестровье имеет право на самостоятельное заключение международных договоров на поставку газа с «Газпромом».

Но именно Молдавия до последнего времени гарантировала России оплату счетов за газоснабжение Приднестровья, тем самым показывая своё деликатное непризнание суверенного статуса этой территории.

Справка

Долг за поставку газа в Приднестровье составляет 7 миллиардов долларов. Территория задерживает платежи за газ с 2009 г. ввиду необходимости покрывать другие статьи бюджета для самоуправления. Долг записывается за предприятием «Молдовагаз». Структура капитала этого хозяйствующего субъекта следующая: 50% акций у «Газпрома», 35,33% - у правительства Молдавии и 13,44% - у кабинета министров ПМР.

Структура капитала предприятия «Молдовагаз»: 50% акций у «Газпрома», 35,33% - у правительства Молдавии и 13,44% - у кабинета министров ПМР.
© moldovagaz.md
Структура капитала предприятия «Молдовагаз»: 50% акций у «Газпрома», 35,33% - у правительства Молдавии и 13,44% - у кабинета министров ПМР.

Кстати, даже судя по структуре капитала «Молдовагаз», видно, что Приднестровье выступает вполне как отдельный субъект права (пусть и не суверенный в глазах официального Кишинёва), признаваемый Молдавией.

О чём на самом деле должна сейчас думать Майя Санду

Итак, выходит, что будущий президент страны препоручает Приднестровью самому разбираться по своим долгам. В этой связи остаётся предположить, что миссия ОБСЕ, о которой так неуклюже упомянула Майя Санду, должна носить исключительно наблюдательный характер, а никак не подменять собой вкупе с несуществующим контингентом непонятных вооружённых сил российских миротворцев, вполне успешно справляющихся со своей миссией, так как выстрелы в этом регионе мира уже давно - и слава Богу! - не звучат.

Остаётся добавить, что главной заботой для Молдавии, на мой взгляд, должно стать не Приднестровье, а новая система распределения российского голубого топлива в Европе. Дело в том, что теперь газ идёт через Турцию, а поэтому не то что Молдавия, но даже и стоящая во многом за её спиной Румыния превращается в аппендикс в системе распределения энергопотоков.

О чём на самом деле должна сейчас думать Майя Санду?
© instagram.com/maia.sandu
О чём на самом деле должна сейчас думать Майя Санду?

То есть в случае необдуманных и международно несанкционированных действий со стороны Кишинёва достаточно легко остудить горячие мозги, напомнив о непоступивших платежах и возможных санкциях для молдавской стороны. Румыния же вряд ли пойдёт на политически неблаговидные поступки и будет участвовать в карательных операциях, рискуя при этом остаться без энергообеспечения. Впрочем, президент этой страны в резких телодвижениях - в отличие от «Гарвардского птенца» - пока ещё не замечен.

Поступки госпожи Санду явно свидетельствуют о неполном служебном соответствии с точки зрения компетенции, столь необходимой главе государства.

А для разнообразия ей было бы вполне своевременно вспомнить о своём экономическом образовании и друзьях во Всемирном банке, дабы изыскать средства и построить, наконец, интерконнекторы между Унгенном и Яссами, без чего газоснабжение Кишинёва при всей доброй воле Москвы скоро станет невозможным. Ведь Трансбалканский трубопровод уже больше не используется. А для подключения к «Турецкому потоку» оные интерконнекторы просто жизненно необходимы.

Хотя, может быть, Майя Санду надеется, что и по этому вопросу - как в старые добрые советские времена - опять Россия поможет?

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама