Пентагон хочет максимально снизить вероятный ущерб ВМС в случае начала боевых действий между Вашингтоном и Пекином.

Зачем американскому морпеху «Томагавк»

Пентагон собирается превратить Корпус морской пехоты в главную ударную силу против флота Поднебесной
Реклама
Зачем американскому морпеху «Томагавк»
© navy.mil
Пентагон хочет максимально снизить вероятный ущерб ВМС в случае начала боевых действий между Вашингтоном и Пекином.
Читайте нас на: 

Растущая мощь китайского флота, боевой состав которого стремительно увеличивается не по дням, а по часам, заставляет американских стратегов разрабатывать новые ответные действия. Главная цель - максимально снизить вероятный ущерб, который американские Военно-морские силы (ВМС) и Корпус морской пехоты (КМП) могут понести от ударов надводных кораблей под красным флагом в случае начала боевых действий между Вашингтоном и Пекином.

Ракетные роботы передового базирования

На первый взгляд, всё вполне разумно. Поднебесная стремится, во-первых, создать вокруг себя зону ограничения доступа и манёвра (Anti-access and Area Denial или A2/AD), действия американских сил в которой ограничиваются или полностью не допускаются за счёт применения комплекса вооружений, включающего противокорабельные баллистические ракеты DF-21D, а во-вторых, - взять под контроль морские коммуникации и акватории в стратегически важных районах Мирового океана. Чтобы обеспечить себе свободу действий в созданных китайцами зонах A2/AD и ограничить возможности китайского флота в Мировом океане, США предпринимают ответные усилия.

Ракета DF-21D наземного базирования.
© wikipedia.org
Ракета DF-21D наземного базирования.

Причём американские адмиралы и генералы пытаются решать свои задачи нетривиальными способами. Нередко Министерство военно-морских сил США, в состав которого входит и Корпус морской пехоты, запускает такие программы, которые могут привести не только к радикальному пересмотру устоявшихся за десятилетия основ взаимодействия флота и «морских солдат», но и вовсе пересмотреть роль ВМС и КМП в обеспечении господства на море и на прилегающей территории суши.

На взгляд автора, именно таким нетривиальным решением является намерение американского командования поставить на вооружение КМП мощные береговые противокорабельные ракетные комплексы, а также предоставить в распоряжение морских пехотинцев новые «Томагавки». Которые, судя по всему, также будут относиться к комплексам берегового базирования и использоваться наряду с противокорабельной версией крылатой ракеты, предназначенной для поражения стационарных или малоподвижных наземных целей.

...При этом все как-то забывают, а что вообще делают американцы у китайских берегов?

Но давайте разбираться в американском ноу-хау. В первом случае речь идёт о создании интегрированной системы, в которую войдут противокорабельная ракета наземного базирования (Ground Based Anti-Ship Missile - GBASM) и перспективная роботизированная боевая машина Remotely Operated Ground Unit Expeditionary (ROGUE) Fires Vehicle, что можно перевести с английского как дистанционно-управляемая наземная экспедиционная огневая установка. Согласно «Обзору бюджета Министерства ВМС на 2021 финансовый год», обнародованному в середине февраля, противокорабельная ракета берегового базирования GBASM в краткосрочной и долгосрочной перспективе позволит решить задачу «по интеграции противокорабельного ракетного оружия в состав артиллерийского батальона морской пехоты с целью обеспечения деятельности экспедиционных баз морской пехоты передового развёртывания».

Замечу, что «артиллерийский батальон» - это на самом деле артиллерийский полк, включающий несколько дивизионов ствольной и реактивной артиллерии по четыре батареи в каждом. А вот экспедиционная база морской пехоты передового развёртывания, в оригинале - Marine Corps Expeditionary Advanced Base Operations (EABO), является составной частью новой концепции применения американских морских пехотинцев в условиях войны с равным по силе противником, обладающим современными высокоточными и дальнобойными средствами поражения.

Суть этой концепции заключается в следующем.

Вместо того чтобы с ходу бросать авианосные, корабельные ударные и десантные группы в зону A2/AD, подвергая их риску удара высокоточными средствами поражения, первоначально в эту зону или непосредственно рядом с ней с десантных кораблей, находящихся на большом удалении, высаживаются небольшие по численности передовые отряды морской пехоты, вооружённые дальнобойными противокорабельными и зенитными средствами. Их задача - взять под контроль зону A2/AD или её наиболее важные участки, не давая противнику возможности задействовать свою авиацию и ударные надводные корабли. Когда это будет сделано, в A2/AD войдут основные силы флота и экспедиционных формирований КМП. Кульминацией же станет высадка на вражеское побережье морского десанта и полная зачистка территории.

«Они - мобильные и небольшие по численности, и они не намерены, захватив кусок земли, просто сидеть на нём, - рассказывал о действии таких передовых отрядов на проходившей в октябре 2019 года Конференции по вопросам ведения экспедиционной войны глава Командования боевых разработок КМП генерал-лейтенант Эрик Смит. - Я не намерен блокировать пролив постоянно. Мне нужен манёвр. Как в германской концепции «Шверпункт»: в целях достижения максимального эффекта использовать необходимое по силе давление и необходимое количество войск в том месте и в то время, которые выбраны вами».

Пока что на этот проект в бюджетном запросе Пентагона на 2021 финансовый год прописано 64,2 млн долларов, но в будущем сумма, судя по всему, должна вырасти. В течение 2020 года разработчик планирует изготовить рабочие прототипы роботизированной самоходной пусковой установки и в следующем году начать их испытания в условиях бездорожья. Уже в первом квартале 2021 года КМП намерен подписать контракт на создание новой пусковой установки, а во втором - совместно с ВМС приступить к полномасштабным лётным испытаниям ракет, на закупку которых необходимо 17,3 млн долларов, на испытания - ещё 7 млн.

Ударный внедорожник

Но вот что примечательно. Тип противокорабельной ракеты, которая будет включена в состав новой интегрированной системы вооружения, ещё не определен. Фактически, пока что речь идёт о прототипировании новой системы ракетного оружия, то есть создании прототипа рабочей связки «противокорабельная ракета наземного базирования - дистанционно-управляемая пусковая установка», которая в случае успеха станет принципиально новой для американских ВМС и КМП системой ударного вооружения.

«В рамках GBASM у КМП США появляется возможность создать прототип системы, используя уже разработанные ракеты, что в итоге позволит ему обрести возможности по созданию зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра с использованием противокорабельных средств наземного базирования, - указывается в "Обзоре бюджета Министерства военно-морских сил на 2021 финансовый год". - Работы по созданию прототипа будут включать разработку, постройку и испытания дистанционно-управляемой наземной экспедиционной огневой установки».

Подобный подход вполне оправдан, если учитывать высокую степень новизны программы. Отметим, что прежде, даже в разгар холодной войны, речи о том, чтобы задачу борьбы с вражескими кораблями, находящимися не у пирсов, а в море, переложить на морских пехотинцев (пусть и частично), в принципе не шло. Такая обязанность возлагалась только на флот, корабельный состав которого исчислялся сотнями фрегатов, эсминцев, крейсеров разных типов и атомных подлодок. Сегодня подход изменился. В том числе и за счет того, что радикально сократился корабельный состав ВМС США, а также самолётный парк морской авиации и Военно-воздушных сил. Свою лепту внесло и широкое распространение в мире противокорабельных ракетных комплексов большой дальности корабельного и берегового базирования. В итоге появились неординарные решения, целесообразность которых, впрочем, вызывает сомнения даже у американских военных экспертов.

Причём если ранее командование КМП в рамках программы Navy/Marine Expeditionary Ship Interdiction System (NMESIS) планировало использовать для борьбы с вражескими кораблями только реактивные системы залпового огня (РСЗО) типа HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System), которые с этой целью даже испытали, проведя стрельбы с палубы, то теперь аппетит морпехов, похоже, существенно вырос. Возможно, вообразили, что способны на большее? Тем более что NMESIS произносится как «Nemesis», то есть звучит ровно так же, как и имя древнегреческой крылатой богини возмездия, известной как Немезида.

Ракетная установка морской пехоты HIMARS стреляет с палубы военного корабля USS во время учений Dawn Blitz 2017.
© breakingdefense.com
Ракетная установка морской пехоты HIMARS стреляет с палубы военного корабля USS во время учений Dawn Blitz 2017.

Что же касается самой боевой машины, то она представляет собой дистанционно-управляемую самоходную пусковую установку, построенную на колёсном шасси большого армейского внедорожника JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) компании Oshkosh из Висконсина.

При этом в «Обзоре бюджета Министерства военно-морских сил на 2021 финансовый год» подчёркивается, что «для динамичного применения силы» этой установке обеспечат «возможность размещения широкого ряда ракетных систем». В качестве претендентов здесь можно рассматривать такие противокорабельные ракеты, как «Гарпун» компании Boeing, и норвежско-американскую ракету NSM (Naval Strike Missile) производства Kongsberg и Raytheon (о ней еженедельник «Звезда» уже рассказывал). В некоторых источниках в качестве претендента упоминается и новейшая противокорабельная ракета LRASM (Long-Range Anti-Ship Missile) компании Lockheed Martin.

Таким образом, речь идёт о создании универсальной пусковой установки, позволяющей применять различные типы противокорабельных, а, возможно, и других ракет. Что-то вроде боевых машин РСЗО типов MLRS и HIMARS, которые при необходимости позволяют размещать в своих пусковых блоках контейнеры с неуправляемыми или корректируемыми реактивными снарядами, а также оперативно-тактическими ракетами семейства ATACMS. Последние стоят на вооружении не только Армии США, но и её союзников и могут оснащаться как моноблочными, так и различными кассетными боевыми частями. Например, в феврале 2019 года контракт на системы HIMARS, включая, кстати, и ракеты ATACMS, подписала Польша. В свою очередь не исключено, что новая роботизированная пусковая установка, предназначенная КМП США, также будет обладать возможностью применять не только противокорабельные, но и ударные управляемые ракеты.

Ядерная угроза малой мощности

Кроме того, в соответствии с бюджетным запросом МО США на 2021 финансовый год, впервые в истории американский КМП «всего» за 125 млн долларов получит в своё распоряжение 48 тактических «Томагавков» - это почти четверть всех ракет этой марки, закупаемых Пентагоном. Причём ракеты будут совершенно новые - в версии Block V (см. статью «"Томагавку" прописали эликсир второй молодости»).

При этом никто не обещает (Пентагон - точно!), что к тому времени, как «Томагавк» пропишется в морской пехоте, его вновь не оснастят малогабаритной ядерной боевой частью. Напротив, необходимость оснащения крылатых ракет морского базирования ЯБЧ прямо прописана в военно-доктринальных документах США, принятых при президенте Трампе. Равно как и требование создать дальнобойную крылатую ракету наземного базирования, на роль которой почти сразу же после выхода Вашингтона из ДРСМД американские военные номинировали опять-таки «Томагавк».

Пуск «Томагавка».
© Department of Defense
Пуск «Томагавка».

Сегодня США в качестве противника первой очереди рассматривают Китай, но и Россию из числа неприятелей Вашингтон не исключал. Поэтому вполне возможно, что оснащенные роботизированными боевыми машинами с противокорабельными ракетами и усиленные «Томагавками» передовые отряды заморских морпехов могут появиться где-нибудь в районе Балтийских или Черноморских проливов, недалеко от Камчатки и Курильских островов, а то и на границе нашей арктической зоны. Учитывая такую угрозу, необходимо быть готовым дать ответ по существу. Скорее всего, китайские товарищи придерживаются такой же точки зрения.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама