Как Россия практически задаром вооружила страны НАТО
© lockheedmartin.com
Проект разведывательно-ударного вертолёта Compound Coaxial Helicopter реализован на основе российских технологий.

Как Россия практически задаром вооружила страны НАТО

О недавних временах, когда наши военно-технические секреты буквально валялись под ногами
20 марта 2020, 11:00
Реклама
Как Россия практически задаром вооружила страны НАТО
© lockheedmartin.com
Проект разведывательно-ударного вертолёта Compound Coaxial Helicopter реализован на основе российских технологий.
Читайте нас на: 

Тризна «побеждённых»

Когда прошёл «срок давности», неожиданно разоткровенничался бывший старший вице-президент по исследованиям и разработкам вертолётостроительной компании Bell Трой Гаффи. По его словам, разработать проект разведывательно-ударного вертолёта Compound Coaxial Helicopter (CCH) удалось только благодаря «безвозмездной» передаче Россией советских технологий. Российские специалисты из конструкторского бюро «Камов» их просто разболтали во время встреч с американскими коллегами. «Русские слишком откровенно демонстрировали важные документы», - уточнил господин Гаффи. Используя технологии применённые при создании вертолётов Ка-50 и Ка-52, американцам удалось сократить расстояние между несущими винтами и уменьшить массу своего перспективного летательного аппарата.

Технологии, применённые в Ка-52, помогли американским вертолётостроителям.
© russianhelicopters.aero
Технологии, применённые в Ка-52, помогли американским вертолётостроителям.

На самом деле Трой Гаффи не шпион, а классический технарь, официально посещавший Россию в составе многочисленных делегаций якобы для обмена опытом и налаживания деловых связей. И таких «экспедиций» в период развала оборонно-промышленного комплекса у нас в стране побывало немало, как в своё время в поверженной Германии, откуда техническую документацию вывозили буквально тоннами.

Впрочем, на Западе даже не пытались скрывать, что они считают себя победителями в холодной войне, поэтому им положены репарации. Если не деньгами и материальными ценностями, то хотя бы научно-техническим заделом. А либерально-демократическое правительство той поры и не возражало, отправив оборонщиков на вольные хлеба: зарабатывайте как можете.

И крутились. На первых порах в интерьерах оборонных предприятий можно было снимать послевоенную разруху, но в один прекрасный день всё преобразилось, а в приёмной у генерального директора появились плазменная панель размером с окно, мебель красного дерева и кожаное кресло.

Пир «победителей»

Позже всё стало понятно. Оказалось, «Рособоронэкспорт» заключил соглашение с Китаем на поставку эсминцев проекта 956 (типа «Современный») - на тот момент носителей самого передового оружия: сверхзвуковых противокорабельных ракет 3М80 «Москит» и зенитных ракетных комплексов «Ураган» (аналог сухопутного ЗРК «Бук»). Корабли поставлялись из наличия, но предусмотрительные китайцы включили в договор совместную разработку своего «Урагана» - под чутким руководством наших конструкторов, конечно же. И в одном пакете получили сразу всё: и сам комплекс, и технологии, и передовые идеи.

Примерно такой же фокус проделали и американцы, когда Пентагон обратился в «Рособоронэкспорт» с просьбой продать им ракету «Москит», которую до сих пор не способна перехватывать корабельная ПВО Запада. Но спецэкспортёр решил поторговаться: ракета продаётся либо с эсминцем, либо в составе вооружения ударного самолёта-корабля «Лунь», прозванного за фантастическую скорость (500 км/ час) и разрушительную мощь шести «Москитов» «Каспийским монстром». Однако не на тех напали.

Пентагон очень хотел получить ракету «Москит», которую до сих пор не способна перехватывать корабельная ПВО Запада.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Пентагон очень хотел получить ракету «Москит», которую до сих пор не способна перехватывать корабельная ПВО Запада.

Американцы заявили, что им не нужны ни эсминец, ни экраноплан. Но поскольку «Рособоронэкспорту» сильно хотелось хоть что-нибудь продать, сошлись на партии крылатых ракет Х-31. Эти ракеты пусть и меньше 3М80, но очень похожи по аэродинамической схеме и лётным повадкам, и в США их, надо полагать, не без успеха использовали для отработки противодействия российским «Москитам».

Впрочем, если бы американцы не пожадничали, могли бы получить и сверхмощную ракету, и экраноплан, технологией создания которого до сих пор не обладает никто в мире. А вот французы оказались пластичнее, что ли. И бесцеремоннее, когда, пользуясь случаем, заказали создателям систем вертикального старта наших зенитных ракет совместную разработку аналогичной системы для их морского комплекса Crotale.

Надо уточнить, что вертикальный старт - главное ноу-хау С-300ПМУ, С-400 «Триумф», С-500 «Прометей», Тор-М2, а также их корабельных аналогов ЗРК «Форт» и «Кинжал». Особенность такого пуска в том, что, в отличие от американского MIM-104 Patriot, нет необходимости разворачивать пусковую установку в сторону цели - ракеты вылетают вертикально и уже в воздухе электронным лучом локатора направляются по заданному курсу. На манёвр уходят секунды, но именно эти секунды определяют эффективность российских систем ПВО.

Вертикальный старт - главное ноу-хау С-300ПМУ.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
Вертикальный старт - главное ноу-хау С-300ПМУ.

А что же французы? Получив техническую документацию, необходимую для модернизации своей системы ПВО, они просто-напросто отказались от дальнейшей работы. Говорят, даже денег не заплатили. В общем, банально кинули...

За долги

Вот другой сюжет, неуловимо напоминающий предыдущие. Как известно, итальянская компания Leonardo-Finmeccanica - бывшая Aermacchi - в нулевые годы активно сотрудничала с ОКБ им. Яковлева, которое переживало не самые простые времена: авианосный флот, носитель истребителей Як-38, канул в Лету, а гражданские авиакомпании активно списывали пассажирские Як-40/42, заменяя их бразильскими Embraer и канадскими Bombardier. Тем не менее у полуживого КБ в запасе оставался почти доведённый до ума настоящий «бриллиант»: учебно-тренировочный самолёт Як-130. Но денег не было, а итальянцы предложили финансовую помощь в его создании и в дальнейшем совместном производстве. Однако совместное предприятие просуществовало недолго: российская сторона оказалась вынужденной передать техническую документацию по самолёту партнёрам в обмен на погашение долгов перед банками...

Учебно-тренировочный самолёт Як-130 превратится в итальянский М-346 «Master».
© mil.ru
Учебно-тренировочный самолёт Як-130 превратится в итальянский М-346 «Master».

Бывает, но финал этой истории по-своему прекрасен. Итальянский М-346 «Master» - брат близнец Як-130 - сегодня один из самых востребованных учебно-тренировочных самолётов в мире. ВВС Италии заказали 18 самолётов, 30 машин законтрактованы Израилем, 12 - Сингапуром и 8 - Польшей, теперь к ним присоединился ещё и Азербайджан.

Производятся Як-130 и в России (кроме наших ВКС, их покупают Алжир, Беларусь, Мьянма и Лаос), но с учётом упущенной выгоды осадок от сотрудничества с итальянцами всё равно остался. Тем более что на рынок со своей версией российской машины вышел ещё и Китай. Впрочем, тут виноваты не только яковлевцы, но и украинская «Мотор Сич», обеспечившая конкурентов перспективным двигателем.

Что плохо лежало...

И снова американцы. В отечественном авиапроме до сих пор уверены, что Lockheed Martin для палубной версии своего F-35B Lightning II (уже выпущено 108 машин!) кое-что позаимствовала у так и несостоявшегося проекта истребителя вертикального взлёта Як-141, разработку которого прекратили в 2003 году.

Истребитель вертикального взлёта Як-141, разработку которого прекратили в 2003 году.
© mil.ru
Истребитель вертикального взлёта Як-141, разработку которого прекратили в 2003 году.

Внешне машины совершенно не похожи. Кроме несовпадения аэродинамических контуров, есть и конструктивные отличия. Например, у Як-141 вертикальный взлёт обеспечивается за счёт трёх турбореактивных двигателей: подъёмно-маршевого с отклоняемым соплом и двух подъёмных, установленных в отсеке за кабиной пилота. В конструкции F-35B реализована схема с использованием «холодного» подъёмного вентилятора, чья трансмиссия приводится в движение от подъёмно-маршевого двигателя с поворотным соплом. И в этом весь нюанс, поскольку в обеих машинах сопло трёхопорное, разворачивающееся на 95 градусов вниз за 2,5 секунды. В общем, то самое, которое было создано в СССР под двигатель перспективного палубного самолёта вертикального взлёта Як-141.

И тут возможны два варианта: либо русское ноу-хау банально украли, либо купили у недобросовестных самолётостроителей за долю малую, либо они сами не удержали язык за зубами. Случалось и такое. Но в любом случае обижаться на таких, как Той Гаффи, смысла нет - они делают то, что им положено: всеми возможными способами крепят мощь своей страны. Нам бы так!

Но поскольку у американцев всё ещё нет ни «Циркона», ни С-400 «Триумф», ни «Искандера», ни «Арматы», ни лазерного комплекса «Пересвет», остаётся надежда, что мы всё-таки сделали выводы, и времена, когда наши секреты буквально валялись под ногами, не повторятся.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама