Как Россия практически задаром вооружила страны НАТО
Тризна «побеждённых»
Когда прошёл «срок давности», неожиданно разоткровенничался бывший старший вице-президент по исследованиям и разработкам вертолётостроительной компании Bell Трой Гаффи. По его словам, разработать проект разведывательно-ударного вертолёта Compound Coaxial Helicopter (CCH) удалось только благодаря «безвозмездной» передаче Россией советских технологий. Российские специалисты из конструкторского бюро «Камов» их просто разболтали во время встреч с американскими коллегами. «Русские слишком откровенно демонстрировали важные документы», - уточнил господин Гаффи. Используя технологии применённые при создании вертолётов Ка-50 и Ка-52, американцам удалось сократить расстояние между несущими винтами и уменьшить массу своего перспективного летательного аппарата.
На самом деле Трой Гаффи не шпион, а классический технарь, официально посещавший Россию в составе многочисленных делегаций якобы для обмена опытом и налаживания деловых связей. И таких «экспедиций» в период развала оборонно-промышленного комплекса у нас в стране побывало немало, как в своё время в поверженной Германии, откуда техническую документацию вывозили буквально тоннами.
Впрочем, на Западе даже не пытались скрывать, что они считают себя победителями в холодной войне, поэтому им положены репарации. Если не деньгами и материальными ценностями, то хотя бы научно-техническим заделом. А либерально-демократическое правительство той поры и не возражало, отправив оборонщиков на вольные хлеба: зарабатывайте как можете.
И крутились. На первых порах в интерьерах оборонных предприятий можно было снимать послевоенную разруху, но в один прекрасный день всё преобразилось, а в приёмной у генерального директора появились плазменная панель размером с окно, мебель красного дерева и кожаное кресло.
Пир «победителей»
Позже всё стало понятно. Оказалось, «Рособоронэкспорт» заключил соглашение с Китаем на поставку эсминцев проекта 956 (типа «Современный») - на тот момент носителей самого передового оружия: сверхзвуковых противокорабельных ракет 3М80 «Москит» и зенитных ракетных комплексов «Ураган» (аналог сухопутного ЗРК «Бук»). Корабли поставлялись из наличия, но предусмотрительные китайцы включили в договор совместную разработку своего «Урагана» - под чутким руководством наших конструкторов, конечно же. И в одном пакете получили сразу всё: и сам комплекс, и технологии, и передовые идеи.
Примерно такой же фокус проделали и американцы, когда Пентагон обратился в «Рособоронэкспорт» с просьбой продать им ракету «Москит», которую до сих пор не способна перехватывать корабельная ПВО Запада. Но спецэкспортёр решил поторговаться: ракета продаётся либо с эсминцем, либо в составе вооружения ударного самолёта-корабля «Лунь», прозванного за фантастическую скорость (500 км/ час) и разрушительную мощь шести «Москитов» «Каспийским монстром». Однако не на тех напали.
Американцы заявили, что им не нужны ни эсминец, ни экраноплан. Но поскольку «Рособоронэкспорту» сильно хотелось хоть что-нибудь продать, сошлись на партии крылатых ракет Х-31. Эти ракеты пусть и меньше 3М80, но очень похожи по аэродинамической схеме и лётным повадкам, и в США их, надо полагать, не без успеха использовали для отработки противодействия российским «Москитам».
Впрочем, если бы американцы не пожадничали, могли бы получить и сверхмощную ракету, и экраноплан, технологией создания которого до сих пор не обладает никто в мире. А вот французы оказались пластичнее, что ли. И бесцеремоннее, когда, пользуясь случаем, заказали создателям систем вертикального старта наших зенитных ракет совместную разработку аналогичной системы для их морского комплекса Crotale.
Надо уточнить, что вертикальный старт - главное ноу-хау С-300ПМУ, С-400 «Триумф», С-500 «Прометей», Тор-М2, а также их корабельных аналогов ЗРК «Форт» и «Кинжал». Особенность такого пуска в том, что, в отличие от американского MIM-104 Patriot, нет необходимости разворачивать пусковую установку в сторону цели - ракеты вылетают вертикально и уже в воздухе электронным лучом локатора направляются по заданному курсу. На манёвр уходят секунды, но именно эти секунды определяют эффективность российских систем ПВО.
А что же французы? Получив техническую документацию, необходимую для модернизации своей системы ПВО, они просто-напросто отказались от дальнейшей работы. Говорят, даже денег не заплатили. В общем, банально кинули...
За долги
Вот другой сюжет, неуловимо напоминающий предыдущие. Как известно, итальянская компания Leonardo-Finmeccanica - бывшая Aermacchi - в нулевые годы активно сотрудничала с ОКБ им. Яковлева, которое переживало не самые простые времена: авианосный флот, носитель истребителей Як-38, канул в Лету, а гражданские авиакомпании активно списывали пассажирские Як-40/42, заменяя их бразильскими Embraer и канадскими Bombardier. Тем не менее у полуживого КБ в запасе оставался почти доведённый до ума настоящий «бриллиант»: учебно-тренировочный самолёт Як-130. Но денег не было, а итальянцы предложили финансовую помощь в его создании и в дальнейшем совместном производстве. Однако совместное предприятие просуществовало недолго: российская сторона оказалась вынужденной передать техническую документацию по самолёту партнёрам в обмен на погашение долгов перед банками...
Бывает, но финал этой истории по-своему прекрасен. Итальянский М-346 «Master» - брат близнец Як-130 - сегодня один из самых востребованных учебно-тренировочных самолётов в мире. ВВС Италии заказали 18 самолётов, 30 машин законтрактованы Израилем, 12 - Сингапуром и 8 - Польшей, теперь к ним присоединился ещё и Азербайджан.
Производятся Як-130 и в России (кроме наших ВКС, их покупают Алжир, Беларусь, Мьянма и Лаос), но с учётом упущенной выгоды осадок от сотрудничества с итальянцами всё равно остался. Тем более что на рынок со своей версией российской машины вышел ещё и Китай. Впрочем, тут виноваты не только яковлевцы, но и украинская «Мотор Сич», обеспечившая конкурентов перспективным двигателем.
Что плохо лежало...
И снова американцы. В отечественном авиапроме до сих пор уверены, что Lockheed Martin для палубной версии своего F-35B Lightning II (уже выпущено 108 машин!) кое-что позаимствовала у так и несостоявшегося проекта истребителя вертикального взлёта Як-141, разработку которого прекратили в 2003 году.
Внешне машины совершенно не похожи. Кроме несовпадения аэродинамических контуров, есть и конструктивные отличия. Например, у Як-141 вертикальный взлёт обеспечивается за счёт трёх турбореактивных двигателей: подъёмно-маршевого с отклоняемым соплом и двух подъёмных, установленных в отсеке за кабиной пилота. В конструкции F-35B реализована схема с использованием «холодного» подъёмного вентилятора, чья трансмиссия приводится в движение от подъёмно-маршевого двигателя с поворотным соплом. И в этом весь нюанс, поскольку в обеих машинах сопло трёхопорное, разворачивающееся на 95 градусов вниз за 2,5 секунды. В общем, то самое, которое было создано в СССР под двигатель перспективного палубного самолёта вертикального взлёта Як-141.
И тут возможны два варианта: либо русское ноу-хау банально украли, либо купили у недобросовестных самолётостроителей за долю малую, либо они сами не удержали язык за зубами. Случалось и такое. Но в любом случае обижаться на таких, как Той Гаффи, смысла нет - они делают то, что им положено: всеми возможными способами крепят мощь своей страны. Нам бы так!
Но поскольку у американцев всё ещё нет ни «Циркона», ни С-400 «Триумф», ни «Искандера», ни «Арматы», ни лазерного комплекса «Пересвет», остаётся надежда, что мы всё-таки сделали выводы, и времена, когда наши секреты буквально валялись под ногами, не повторятся.