Эпидемия экономических потрясений
«Прилетело», откуда и не ждали
Увы, но эти слова не являются алармистскими страшилками. Всё куда более серьёзно, если тревогу бьют не только отдельные экономисты, но и Международный валютный фонд. Так, несколько дней назад директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева заявила, что в 2020 году высока вероятность глобальной рецессии, поскольку и она, и фонд в целом оценивают перспективы глобального роста в этом году как отрицательные. По её словам, рецессия может быть такой же, как во время мирового финансового кризиса в 2007-2009 годов, а может быть, даже ещё хуже.
Причиной кризиса стала пандемия коронавируса, начавшаяся в Китае, а затем перекинувшаяся на Европу и США. При этом рост числа заболевших и предпринимаемые правительствами стран мира противоэпидемические мероприятия совпали с обвалом цен на нефть вдвое, что очень болезненно ударило по нефтедобывающим компаниям, которые во многих странах мира приносят основные либо очень значительные доходы в бюджет.
Поскольку мировая экономика уже глобализирована, остановка предприятий и ограничение транспортного сообщения в Китае немедленно отразились на делах их партнёров во всём мире. Например, германские автогиганты BMW и Volkswagen были вынуждены приостановить производство из-за отсутствия комплектующих, производимых в КНР. Для возобновления производства после нормализации поставок потребуется два месяца. Встало производство на китайских заводах, изготавливающих автомобили марок Honda, Nissan и Toyota. Резко упали поставки китайской электроники потребителям во всём мире. В частности, американский компьютерный гигант Apple был вынужден закрыть все свои торговые точки минимум до 27 марта не только в Китае, но и за пределами Поднебесной.
С ростом числа заражений коронавирусом и смертельных случаев в результате болезни многие страны ввели карантин различной степени строгости: от ограничения числа людей, находящихся в одном месте, до полного закрытия предприятий. Соответственно, это не могло не отразиться на котировках важнейших биржевых индексов, перешедших в стремительное пике. 18 марта американские биржи были вынуждены приостановить торги из-за того, что индекс Dow Jones Industrial Average (DJIA) опускался на 7,82%, индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ - на 6,3%, а индекс широкого рынка S&P 500 - на 6,97%. И хотя ситуация стала выравниваться на фоне беспрецедентных за всю американскую историю правительственных «вливаний» на поддержку экономики (два триллиона долларов), неуверенность в том, что всё задуманное администрацией Дональда Трампа удастся, продолжает влиять на биржи. То же самое происходит и в Европе, где ситуация на биржах продолжает оставаться нестабильной под влиянием не только внутренней ситуации, но и мировых экономических трендов.
Экономисты «Института международных финансов» (IIF) констатировали, что рецессия уже наступила в экономиках США, Еврозоны и Японии, на которых приходится треть мирового ВВП.
Само собой рассосётся?
Надеяться на чудо не приходится. Если Китай может смело заявить о том, что пик эпидемии в стране пройдён, а экономика начинает оживать после паралича, то этого нельзя сказать о других странах, где пока наблюдается только рост числа заболевших и умерших. И, как следствие борьбы с вирусом, экономика продолжит падение.
Мы уже упоминали о выделенных двух триллионах долларов на поддержание экономики США. В дополнение к правительственным мерам, Федеральная резервная система в целях стимуляции деловой активности снизила базовую процентную ставку по кредитам до 0-0,25% в год, что ранее предпринимала только в 2008 году после начала мирового кризиса. Помимо этого, администрация Дональда Трампа приняла решение выделить по 1.000 долларов каждому жителю страны «на борьбу с коронавирусом». А чтобы предприятия не увольняли сотрудников, 300 млрд выделят на поддержку бизнеса. Данная мера актуальна как никогда: на многих предприятиях в Нью-Йорке сотрудникам объявлены (а кое-где уже и состоялись) сокращения зарплат на 30-50%, а также сделаны предупреждения о возможном увольнении в течение двух недель. Карантинные меры объявлены, но сам же Трамп обратился к сотрудникам предприятий выходить на работу «ради спасения американской экономики».
Серьёзные испытания выпали на долю Евросоюза. Мало того что национальные правительства, кажется, впервые за время существования ЕС ослушались окрика из Еврокомиссии, призвавшей не закрывать национальные границы «ради сохранения свободы перемещений», так ещё и вынуждены бороться с пандемией и её экономическими последствиями самостоятельно, так и не дождавшись помощи из Брюсселя. Канцлер Германии Ангела Меркель даже объявила о том, что её страна столкнулась с таким серьёзным испытанием, какое пережила в годы Второй мировой войны.
Разумеется, эпидемия не является единственной причиной нынешних экономических потрясений. В том числе и потому, что в ряде стран процент заражённых очень незначительный и больные представлены, в основном, въехавшими с территорий, охваченных пандемией. В этой связи любопытно наблюдение одного из знакомых автора: наибольшее число заболевших проживают в относительно узкой климатической полосе, где на момент «разгула» болезни держалась высокая влажность с температурой воздуха плюс 7-12 градусов. При невысокой численности заболевших в зоне экономических трудностей оказались страны Персидского залива. Но уже из-за двукратного падения цен на нефть.
По мнению аналитика Дэвида Фиклинга, эти государства, в том числе и Саудовскую Аравию, ждёт «невероятный кризис», поскольку при цене на нефть в $20 за баррель саудовцы потеряют все свои деньги к 2027 году. «Будущие поколения уже никогда не увидят того богатства, которым сегодня располагают их предки», - предрёк он нелёгкую судьбу жителям Аравийского полуострова.
По самым же оптимистичным прогнозам директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, позитивных изменений в мировой экономике можно ожидать только в 2021 году, а скорость её восстановления будет зависеть от того, как быстро прекратится распространение вируса. Но для этого, считает Георгиева, крайне важно уделять внимание сдерживанию и укреплению систем здравоохранения.
Особенности российского кризиса
Меры, предпринимаемые российским руководством на пути распространения эпидемии и ослабления влияния мирового кризиса на благосостояние населения РФ у всех на слуху, и повторяться вслед за президентом и членами правительства было бы излишне. Тем не менее снижение курса рубля по отношению к доллару, целенаправленно произведённое Банком России ради поддержки экспортёров (в первую очередь, в нефтегазовой отрасли), диктует свои особенности проявления кризиса.
Несмотря на то, что Банк России сохранил ключевую ставку (6% годовых) и не исключает её снижения, некоторые российские банки подняли ставки по вкладам и ипотеке. Как говорится, кому война, а кому - мать родна. Среди таковых - «Открытие», где ставка по ипотеке повышена на 1,5 процентных пункта. ВТБ, Райффайзенбанк, «Почта банк», «Хоум Кредит», «ОТП Банк» сохранили условия по кредитным продуктам, но «решили следить за ситуацией на рынке». В Сбербанке считают, что «сигналов для повышения ставки нет», но вводят дополнительные сборы при переводах денежных средств между частными лицами.
Но банки банками, а сектора экономики, производящие товарную продукцию, тоже подверглись негативным следствиям мировых экономических потрясений. В первую очередь - экспортно-ориентированные. Резкое падение производства в Китае в январе-феврале привело к сокращению поставок в Поднебесную энергоносителей. Причём, настолько, что China National Petroleum Corp, которая является крупнейшим импортёром газа в Китай, прекратила даже отбор газа из хранилищ. То же самое касается и потребления нефти: китайская «нефтянка» в провинции Хубей, откуда и пошло распространение коронавируса, к 15 марта только-только начала работать после остановки производства. Всего же, по данным агентства Bloomberg, в конце второй недели марта китайская экономика работала на 80-85% нормальной мощности, а Китайский торговый банк (China Merchants Bank) сообщил, что в начале упомянутой недели работало около 60% из 143 крупных промышленных объектов по всей стране. Следом стали останавливать производство - а значит, и закупать сырьё и комплектующие - потребители российской продукции в Европе.
После ограничения международного авиасообщения резко просели доходы от пассажирских авиационных перевозок за рубеж, а следом за ними и внутренние авиаперевозки. Соответственно, серьёзные убытки терпит не только выездной, но и въездной туристический, а также гостиничный бизнес. Закрытие на карантин спортивных, развлекательных учреждений и заведений сферы бытового обслуживания также только-только начинает сказываться на показателях бюджета.
Но, пожалуй, самым чувствительным для экономики России окажется остановка предприятий на недельные каникулы. Разумеется, это не коснётся предприятий с непрерывным технологическим циклом, но всё равно отразится на всей цепочке от поставщиков сырья до изготовителей конечных продуктов. Как следствие, снизится и потребление, поскольку никто из хозяев частных компаний не будет выплачивать зарплату сотрудникам, работающим по сдельной форме оплаты труда. Особенно - в малом и среднем бизнесе, а также на микропредприятиях. Даже если бы они желали это сделать, в подавляющем большинстве случаев не имеют свободных средств.
На что остаётся надеяться
Любой кризис, помимо экономических потерь для одних, ещё и шанс совершить рывок вперёд для других. И речь вовсе не о тех, кто спекулирует на чужих трудностях, как, например, некие московские «бизнесмены», продающие за 200 рублей воздушный шарик и «дарящие» за это покупателям две копеечные одноразовые маски. Мы говорим о качественном рывке в перестраивающейся экономике, где вместе с отмирающим старым рождается нечто новое и передовое.
Мировой кризис только начинается, и, например, у Китая, который после остановки многих производств и свёртывания торговли, стремительно наращивает производство и поставки, впереди вторая волна падения производства. Из-за того, что его внешнеторговые партнёры сегодня не в состоянии «переварить» даже существовавшие ранее объёмы поступающей из КНР продукции. То есть, чтобы избежать ещё более серьёзной рецессии, Поднебесной придётся «подстегнуть» внутреннее потребление. Возможно, за счёт замораживания или вообще свёртывания ряда экономических проектов за рубежом.
Несмотря на активнейшую поддержку банковского сектора и пострадавших от кризиса компаний (на это выделено 200 миллиардов долларов в качестве кредитов), неминуемо банкротство ряда крупнейших американских брендов. Не исключено, что «под шумок» Трампу удастся реализовать хотя бы часть запланированных мер по реиндустриализации США. Ожидать того, что Штаты полностью откажутся от «электронных нулей» в формировании своего валового национального продукта, не приходится, но совершенно не исключено существенное сокращение в нём дутых цифр в пользу показателей реального производства и услуг.
После победы над пандемией, по-видимому, следует ждать резкого увеличения государственных ассигнований в медицину и производство медицинских товаров в Европе, столкнувшейся с огромными трудностями в борьбе с вирусом. Не исключено, что за счёт снижения финансирования «борьбы за свободы личности» и миграционной политики, ставшей раздражителем для многих европейцев. Тем более, самое серьёзное противодействие правительственным антиэпидемическим мероприятиям оказали именно всевозможные защищаемые меньшинства.
Вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил: «Кризисная ситуация - самое удобное время для рывка и для развития отдельных отраслей». На его взгляд, «отечественная электроника имеет шанс в этой ситуации сделать серьёзные шаги вперёд, потому что нужно развивать несырьевые отрасли промышленности и высокотехнологичные». Среди таких высокотехнологичных отраслей, пожалуй, есть все шансы на успех у производителей медицинского оборудования, поскольку помощью Италии и другим европейским странам Россия резко подняла свой авторитет в данной области.
Даже «перевод на удалёнку» части сотрудников покажет собственникам предприятий, что в офисах вполне можно обойтись куда меньшим числом сотрудников. Не за счёт сокращения численности работающих, а благодаря совсем иной организации их труда. А значит, резко возрастёт потребность в защищённых от постороннего вмешательства интернет-технологиях. Страх же перед повторением новой эпидемии на какое-то время даст фору предприятиям, специализирующимся на внутреннем туризме и других формах организации досуга граждан.
Главное - благополучно пережить климатический период, благоприятный для распространения смертельного вируса.