Какие деньги хороши, а какие плохи
«Добро» и «зло» по-молдавски
Переговоры о выделении Россией средств на финансирование инфраструктурных проектов (в частности, на ремонт отдельных участков стратегически важных автомобильных дорог и постройку двух небольших участков дорог, существенно улучшающих логистику) велись с конца прошлого года. И хотя чаще всего публичное обсуждение даже самого факта таких переговоров не практикуется, в начале нынешнего года было объявлено о готовности РФ выделить Кишинёву 200 млн евро. 21 апреля правительство ратифицировало кредитное соглашение, подписанное по его поручению послом Молдавии в Москве. То же самое двумя днями позже сделал и парламент, но при этом оппозиционные депутаты его не одобрили. И не просто не одобрили, а потребовали отменить договор через Конституционный суд.
То, что произошло дальше, можно охарактеризовать жаргонным выражением «финт ушами». Чтобы протащить это решение, в тот же день глава Конституционного суда был уволен, а вместо него утвердили нового, ранее выдвинутого оппозиционерами, руководителя этого государственного органа. И уже к исходу всё того же дня, 23 апреля, КС Молдовы принял нужное проевропейским политикам решение о блокировании кредита. Несмотря на заявления правительства о том, что без него уже в мае-июне молдавские пенсионеры останутся без пенсий, а работники государственных предприятий и учреждений - без зарплаты.
Не секрет, что, проворачивая свою комбинацию, молдавские оппозиционеры руководствовались пресс-релизом американского посольства о встрече с президентом Игорем Додоном, в котором чётко указано, что «любая помощь должна соответствовать защите суверенитета Республики Молдова».
Угрозу суверенитету они увидели в Статье 7 кредитного договора на 10 лет, в которой говорится, что если молдавская сторона не выплатит часть кредита и льготные проценты по нему в течение 10 дней после установленной даты выплаты (15 мая и 15 октября), взимается пеня в размере 3% за каждый день просрочки. А ещё - возможность консолидирования (с согласия правительства и парламента) долгов частных молдавских компаний с государственным долгом, что предотвращает возможность кражи кредитных средств. Как это уже делал местный олигарх Владимир Плахотнюк, которого Москва обвиняет в создании международной преступной группировки и отмывании денег из российских банков в объёме 500 млрд рублей. Как считают молдавские эксперты, этот пункт больше защищает от воровства даже не Россию, а саму Молдову.
Но… «Мы знаем, что если газ приходит в Молдову из Румынии, то это - благо и показатель энергетической безопасности. Если из России, то - угроза. То же самое с электричеством. И вот теперь оказалось, что и с кредитами. Кредиты от МВФ и ЕС - добро для страны, а из России - опасность, кабала и зло», - пишет молдавское издание «Междуречье».
Вот такой странный суверенитет
Анализируя условия кредита, молдавские парламентарии отмечают, насколько он более выгоден Молдавии, чем те, что она берёт на Западе. «Про кредит из РФ в 200 млн евро. Процент - никакой (2%). К примеру, у Польши в 2010 году мы взяли $15 млн под 2.8%... У МВФ (программа EFF) - 1,727%, но берут и «комиссион» в 0,5% от суммы всего кредита! И у МВФ ресурсы ограничены корзиной для каждой страны. В 2016-2017 они потребовали отдать все банки страны иностранцам. Плахотнюк так и сделал. В 2019 - поднять НДС на газ и налоги для кафе, гостиниц и ресторанов. Санду (премьер Молдавии в 2019 г. - Авт.) так и сделала… У Всемирного банка (WB) - 2,82% (в долларах), у International Fund for Agricultural Development (IFAD) - 2,85%! И да - с кучей условий! И тратишь на то, на что укажут эти кредиторы. То есть, покупаешь их товар, возвращаешь потом им деньги + процент. И плюс - полный контроль страны. У России мы берём суверенный кредит. Тратим, как хотим и на что хотим. Никаких политических условий типа продажи банков, приватизации стратегической собственности, принятие законов о «равенстве шансов» и т.д. И вдруг Алайба стал негодовать! Видимо потому, что дают кредит в тот тяжёлый момент, когда ЕС, назло пандемии, заблокировал всю внешнюю помощь в бюджете страны! Да ещё и поставили вначале 28 условий, а сейчас ещё 8», - заочно спорит с коллегой Думитру Алайбой депутат Богдан Цырдя.
Справка
Только за последние пять лет Молдавия получила от Запада около трёх млрд евро. Причём из массы кредитов, полученных ранее, с 2009 по 2014 гг., примерно такая же сумма была разворована молдавскими политиками, а в 2014 г. из банковской системы страны единовременно «исчез» миллиард евро.
Плахотнюк, Илан Шор, Ренато Усатый, Андриан Канду и даже экс-премьер Майя Санду, в 2013 году уволенная с министерской должности (что не помешало ей шестью годами позже возглавить правительство) за коррупцию - вот далеко не полный список тех, кто получал, а потом разворовывал «свободные» западные кредиты, а теперь (либо сами они, либо соратники по политическим партиям) противодействуют «кабальному» российскому кредиту.
Правда, все эти «свободные» кредиты, в отличие от российского, непременно содержат ещё и ряд условий политического характера, как упомянул Богдан Цырдя. Исключение - лишь заём, предоставлявшийся Польшей. Так, кредитование газопровода из Румынии связали с превышением тарифов на газ, выделение средств на реконструкцию канализационного хозяйства - с ростом коммунальных тарифов.
Исполнением дополнительных обязательств кредита Всемирного банка в 2013 г. стало закрытие 205 школ. Продажа аэропорта иностранцам, введение льгот для ЛГБТ, увеличение налогов на бизнес… Вместе с данными Цырди, это далеко не полный перечень дополнительных условий, которые диктуют Молдавии с Запада и поддерживают «защитники её суверенитета» в парламенте.
Ещё в прошлом году, до эпидемии коронавируса, правительство заложило в бюджет на 2020 год покрытие 10 млрд леев (более 0,5 млрд евро) за счёт грантов и кредитов. Накануне «кредитной эпопеи», 17 апреля, правительство утвердило проект пересмотра закона о государственном бюджете на 2020 год из-за эпидемиологической ситуации. Дефицит бюджета планировалось частично покрыть за счёт внешних кредитов более чем на 9 млрд леев от МВФ, ВБ, России и Банка развития Европейского совета. Но, как считает экономический эксперт Института развития и социальных инициатив Viitorul Вячеслав Ионицэ, в настоящее время без российского кредита образовалась «самая большая бюджетная дыра в истории Молдавии» в 19 млрд леев (около 1 млрд евро).
«Всем, кому я должен, я прощаю»
Каким бы громким ни был «кредитный» скандал в Молдавии, это лишь частный случай ситуации, складывающейся вокруг предоставления Россией займов другим странам.
Справка
Конкретные суммы долгов стран, когда-либо получавших кредиты от РФ и даже СССР, не афишируются. По данным РБК, самые крупные должники России, это Белоруссия с суммой долга $7,55 млрд и Украина с задолженностью в $3,7 млрд. Венесуэла должна около $3,5 млрд, а Куба - $3,2 млрд. Известно, что на начало 2019 г. общая сумма внешних задолженностей перед Россией составляла около 40 млрд долл. Причём основная часть таких долгов - ещё советские, выделенные когда-то либо на крупные инфраструктурные проекты, либо на «построение социализма в отдельно взятой стране», либо на приобретение у Советского Союза вооружений.
Примерно на те же цели (только «построение социализма» поменялось на «поддержание геополитически полезных стран») предоставляются кредиты и сегодня. К примеру, кредиты на закупку вооружения Россия предоставляет Кубе и Бангладеш. Бангладеш также получила экспортный кредит на сумму до 11,38 млрд долларов на строительство АЭС. Два экспортных кредита - в 2016 году на 3,4 млрд долл и в 2017 году на 4,2 млрд долл - получила Индия на строительство АЭС «Куданкулам». На строительство атомных станций занимала деньги Белоруссия и планирует занять Египет. По сути, это является формулой лизинга и, как и кредитные деньги на закупку российских вооружений, направлены больше на поддержку российских производителей. Всего же на ближайшие пять лет Россия планировала (в конце 2019) потратить 1 трлн руб (около 15,5 млрд долл по тогдашнему курсу) на кредиты иностранным государствам и компаниям.
Несколько другой характер у средств, регулярно выделяемых РФ всё той же Белоруссии «на поддержание экономической стабильности», Таджикистану, где располагается российская военная база, и уже упомянутой Армении, которой выделены 270 млн долларов на продление сроков работы АЭС. По сути, это вся та же «плата за лояльность». В общем-то, широко распространённая мировая практика: США также регулярно дают взаймы режимам, которые им важны и «полезны».
Как показывает практика, далеко не все выделенные «политические» кредиты возвращаются. Особенно когда в кредитуемой стране политическая и экономическая ситуаций далеки от стабильности. Как, например, нынешняя ситуация в Венесуэле, в которую «вцепились мёртвой хваткой» США. Или кредит Украине, предоставленный в 2013 г., который та отказалась признавать только к моменту возврата средств, назвав его «взяткой Януковичу».
Часть подобных «безнадёжных» кредитов со временем приходится списывать. Так за 20 лет Россия «простила» около 140 млрд долларов: ею была списана задолженность практически по всем кредитам, которые предоставлял Советский Союз с середины 1950-х по 1991 год.
Но в большинстве случаев кредитные деньги всё-таки возвращаются: так в 2019 году Россия получила обратно 250 млрд рублей, а предоставила в виде займов 215 млрд (разница выплат - 35 млрд руб.). В число этих средств вошли «советские» долги Пакистана, которые он длительное время отказывался возвращать.
А тому ли я дала?
Говоря о сорванном кредите Молдавии, молдавские эксперты ввели новый геополитический термин - «кредитная война». Увы, но на примере событий в этой стране проявилось, что противодействие усилению влияния России на постсоветские государства-лимитрофы идёт буквально во всех плоскостях. А знаменитая геополитическая «Петля анаконды» уже приняла форму враждебной нам «Великой Лимитрофии» от Прибалтики через Восточную Европу до Закавказья.
В этой связи остро встаёт вопрос: нужно ли нам кредитовать государства, изначально негативно настроенные к России? Ведь та же самая Молдавия с 1997 г. входит в откровенно антироссийское объединение ГУАМ. А средства, предоставляемые взаймы ей, Украине (Янукович никогда не отказывался от курса на «Евроинтеграцию»), среднеазиатским республикам и даже, чего греха таить, в какой-то мере Белоруссии, расходуются на искоренение русского языка, усиление влияния Европы и США. Не пора ли отойти от вульгарного представления о «благородных намерениях помочь бывшему братскому народу», а использовать «передовой» опыт наших геополитических противников в вопросах кредитования - обставлять выгодные дебиторам займы политическими условиями? Хочешь денег - будь добр, прояви лояльность к России, к Русскому Миру.