Тайваньский узел: дальше - только война?!
В небе - 150 истребителей КНР, на море - «Рональд Рейган» с «Королевой Елизаветой», а на земле укрепляются тайваньцы
Об опасности военного развития ситуации мировое сообщество с тревогой заговорило после того, как Пекин, Вашингтон и Тайбэй, а именно отношения между ними и являются сегодня главной причиной роста напряжённости в регионе, устроили беспрецедентную демонстрацию «военных мускулов».
Так, 1 октября, в 72-ю годовщину основания Китайской Народной Республики, Пекин направил в сторону Тайваня 38 боевых самолётов. В ответ в воздух была поднята авиация острова, самолётам ВВС КНР по радиосвязи было передано требование немедленно покинуть воздушное пространство, а силы ПВО следили за полётами.
Тем не менее боевая авиация КНР ещё в течение четырёх дней совершала полёты в воздушном пространстве между островом Тайвань и островами Дунша в Южно-Китайском море. Комментируя проведение этих полётов, а в них приняли участие около 150 истребителей, бомбардировщиков и противолодочных самолётов, МИД Китая заявил, что они являются серьёзным предупреждением, как для тайваньских сепаратистов, так и для их иностранных сторонников.
А китайская газета «Хуаньцю шибао» опубликовала по этому поводу редакционную статью с ещё более характерным названием: «Китай сделал последнее предупреждение, дальше - только война».
В эти же дни, а точнее 2-3 октября, США провели в Филиппинском море, всего в 730 километрах от Тайваня, крупномасштабные военно-морские учения. В них были задействованы сразу три авианосца - американские «Рональд Рейган» и «Карл Винсон», британский «Королева Елизавета», а также переделанный японский вертолётоносец «Исэ». Кроме того, в учении приняли участие ещё более десятка кораблей, представляющих ВМС не только США, Великобритании и Японии, но и Канады, Нидерландов и Новой Зеландии. Как было заявлено в Пентагоне, в ходе учений отрабатывались вопросы проведения различных операций, направленных на «сдерживание Китая», в том числе в его действиях против Тайваня.
В свою очередь власти Тайбэя предупредили, что чем ближе к острову окажутся китайские самолёты и корабли, тем сильнее будет его ответный удар. Одновременно они заявили, что намерены, учитывая складывающуюся ситуацию, активизировать усилия по наращиванию своего военного потенциала, чтобы быть готовыми «решительно отразить агрессию». В частности объявлено, что будет проведена реформа по проекту «Расширение резервных войск», которая позволит не только увеличить их численность до более чем 268 тысяч человек, но и повысить уровень подготовки военнослужащих по ведению современных боевых действий. С этой целью количество тренировочных центров должно возрасти до восьми (пять центров для обучения войск и три центра повышения квалификации). Также предлагается увеличить для резервистов количество учебных дней до 14, значительно улучшить качество обучения, повысить общую интенсивность тренировок.
Главные же усилия Тайбэй намерен направить на оснащение вооружённых сил современными видами вооружений и боевой техники. С этой целью предполагается выделить дополнительно 9 млрд долларов в качестве специального бюджета на оборону в течение следующих пяти лет.
Эта сумма будет сверх годового оборонного бюджета, который на 2022-й финансовый год установлен на уровне 16,89 млрд долларов. Как отметил в этой связи заместитель министра обороны Тайваня Ван Шин-лунг, большая часть средств пойдёт на разработку крылатых ракет и строительство военных кораблей. При этом Ван особо выделил систему противовоздушной обороны «Антилопа», крылатую ракету большой дальности «Ван Чиен» и противокорабельную ракету «Сюн Фэн IIE». Что касается программы военного судостроения, то она включает строительство ракетных корветов, десантных кораблей и дизель-электрических подводных лодок. С их помощью остров, считают в Тайбэе, сможет отразить агрессию со стороны материка.
Воссоединить нельзя отделить
Естественно, принимая во внимание все эти действия и обмен угрозами, не может не возникнуть вопрос, неужели дело действительно дойдёт до вооружённого конфликта, неужели стороны готовы погрузиться в пламя всепоглощающей войны и для чего это им нужно. Взять тот же Китай. Как известно, он считает Тайвань одной из своих провинций и намерен вернуть остров в состав материка по формуле «одна страна - две системы». Эта формула подразумевает одновременно принадлежность Тайваня к КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района.
При этом Китай не раз подчёркивал, что готов прибегнуть и к силе в случае возникновения угрозы мирному воссоединению материковой части страны и Тайваня. В подтверждение тому в 2005 году был принят «Закон о противодействии расколу государства», в котором говорится, что одной из таких угроз станет попытка Тайваня провозгласить независимость. И Пекин довольно жёстко реагирует на любые поползновения Тайбэя на этот счёт.
«Он всегда бряцает оружием, когда считает, что Тайвань слишком близок к утверждению о постоянном отделении от Китая, или когда Америка прижимается к острову. Недавние полёты могут быть связаны с такими событиями», - прокомментировал британский The Economist действия Пекина.
Информационные агентства обратили внимание и на то, что Народно-освободительная армия Китая также провела учение в южной части провинции Фуцзянь, которая расположена через пролив - напротив «мятежного» острова, и география которой схожа с тайваньской. Как сообщается, участвующие в них войска были «разделены на несколько эшелонов, чтобы захватить пляж и выполнить боевые задачи на разных этапах ведения боевых действий на суше». Отмечается, что подобным образом Пекин отреагировал на американское военное присутствие на Тайване, о котором 7 октября написала газета The Wall Street Journal и которое признали представители Пентагона.
В Пекине прекрасно понимают, что за Тайванем стоят Соединённые Штаты, и поэтому все эти демарши направлены прежде всего против них. «Китай полон решимости и готов сразиться насмерть с любой силой, которая будет препятствовать воссоединению с Тайванем. При этом ни одна держава не пожелает вступить в смертельную схватку с нашей страной - ядерной державой и второй по величине экономикой мира, чтобы помешать воссоединению с островом», - написала в этой связи та же «Хуаньцю шибао».
Одна страна? Две системы?
Не трудно предположить, что Китай и дальше будет продолжать политику политического и военного давления на Тайбэй, однако это вовсе не означает, что Пекин делает ставку на военную силу в решении проблемы Тайваня, которая является для него делом принципиальной важности. Хотя многие эксперты, преимущественно американские, сегодня придерживаются мнения, что у Пекина уже достаточно военной мощи, чтобы захватить остров. Одновременно указывается, что Китай при этом может подтолкнуть и вывод американского контингента из Афганистана, который в Пекине «ошибочно» посчитают как проявление слабости со стороны Вашингтона. Тем более что в китайских СМИ немало рассуждений по этому поводу.
И всё же в Пекине прекрасно понимают, что военная операция в отношении Тайваня приведёт к ужасным потерям на поле боя, подорвёт китайскую экономику, переплетённую с глобальными цепочками поставок, и осложнит международное положение Китая. Поэтому Пекин гораздо больше заинтересован в том, чтобы убедить население Тайваня мирно воссоединиться с материком.
«Китай хочет в конечном итоге воссоединения с Тайванем, но Пекин в подавляющем большинстве предпочитает делать это без применения силы», - признаёт и американский Business Insider.
Эту позицию в очередной раз подтвердил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая 9 октября в Доме народных собраний в Пекине на торжественном собрании по случаю 110-летия начала Синьхайской революции. По его словам, тайваньский вопрос является исключительно внутренним делом Китая, и никакое внешнее вмешательство недопустимо. «Никто не должен недооценивать твёрдую решимость, непоколебимую волю и огромные возможности китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность», - продолжил председатель КНР. «Историческая задача воссоединения родины должна быть выполнена и может быть выполнена», - добавил он, подчеркнув при этом, что объединение «мирными средствами» наилучшим образом отвечало бы интересам всей китайской нации.
По сути заявление Пекина, сделанное в достаточно мягкой форме, стало, по мнению некоторых экспертов, своего рода приглашением Тайбэя к диалогу. Однако буквально на следующий день глава администрации Тайваня Цай Инвэнь в категорической форме отвергла предложение Пекина. По её словам, путь, который предлагает острову Китай, не устраивает тайваньский народ. «Мы продолжим укреплять нашу национальную оборону и демонстрировать решимость к самозащите, чтобы никто не мог заставить Тайвань встать на путь, который за нас определил Китай», - сказала она при этом.
Напомним, что Тайвань, который представляет собой сам остров Тайвань и несколько малых островов, и население которого составляет 23 миллиона, признан всего 15 государствами мира. При этом он через торговые представительства поддерживает связи со всем миром. Экономика Тайваня - это 22-е место в мире по величине паритета покупательной способности и 15-е - по валовому внутреннему продукту на душу населения. Тайвань - самый технологически продвинутый производитель компьютерных микрочипов в мире. В частности, на долю компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) приходится около 56% мирового выпуска полупроводниковых микросхем.
Интересно, что между Тайванем и материком поддерживаются активные экономические связи. Более того, они с каждым годом расширяются, причём в сторону Китая. Это связано прежде всего с нарастанием хозяйственных трудностей на самом Тайване, а также с тем, что условия материка, где дешевле рабочая сила и ниже зарплата, более притягательны для тайваньских бизнесменов, чем острова.
И хотя Тайбэй настойчиво призывает местных бизнесменов диверсифицировать направления своих инвестиций, чтобы не допустить чрезмерной зависимости экономики острова от материка, тем не менее тайваньские компании продолжают инвестировать в КНР огромные средства.
Что же касается Цай Инвэнь, то она ещё с первого своего избрания на пост президента Тайваня, а это было в 2016 году, заявила, что будет добиваться самостоятельности острова, и с тех пор открыто выступает против сближения с КНР. На этой же платформе Цай Инвэнь в прошлом году была переизбрана на второй срок. При этой она не сделала даже малейшей попытки поменять статус острова и, скорее всего, не сделает этого вообще.
Во-первых, потому, что согласно уставу демократической прогрессивной партии, которую Цай Инвэнь возглавляет, единственный способ для проведения политики по признанию независимости Тайваня - это всенародный референдум. А каким будет его результат, сказать трудно. Особенно если учесть, что оппозиция в лице партии Гоминьдан и «Первой народной партии» тяготеет к воссоединению Китая. При этом среди электората на местном уровне доминирует Гоминьдан, сторонники же Цай Инвэнь преобладают в столице и других крупных городах.
Во-вторых, и эта главная причина, которая сдерживает Тайбэй, попытка переписать конституцию грозит немедленным вмешательством Пекина, скорее всего - военным. А чем оно закончится, Цай Инвэнь и её сторонники, несмотря на их усилия по наращиванию военного потенциала и заявления, что «тайваньцы до последнего будут сражаться за свою свободу», прекрасно понимают. Свидетельством тому является статья самой Цай Инвэнь в Foreign Affairs, где она говорит, что попытка Пекина силой решить проблему Тайваня обернётся катастрофой для острова и региона в целом, и призывает Соединённые Штаты принять решительные меры по сдерживанию Китая.
«Стратегическая двусмысленность» Вашингтона
И в этой связи закономерно возникает вопрос, а как поведут себя в данной ситуации США. По сути, Вашингтон в этом плане сделал свой выбор в 1979 году, когда разорвал дипломатические отношения с Тайванем и установил их с КНР. Для осуществления манёвра США не только приняли принцип «одного Китая», но и пошли на условия Пекина вывести свои войска и военные объекты с территории Тайваня, а также расторгнуть оборонный договор с этим островом. А несколько позже, но в том же году, в США был принят закон об отношениях с Тайванем, который определял, в том числе обязательства американцев по предоставлению острову оборонительных средств и услуг. Но не более того.
С тех пор Вашингтон последовательно придерживался политики «стратегической двусмысленности», смысл которой в том, чтобы держать обе стороны в неуверенности, как поступят США по отношению к Китаю, если Пекин решит силой присоединить остров, и в отношении Тайваня, если Тайбэй пойдёт на провозглашение независимости от материка. По мнению американских экспертов, именно эта политика помогла Америке сохранить статус-кво в отношении Тайваня в течение двух поколений.
Однако с недавних времён в США заговорили о том, что Вашингтон должен отказаться от «стратегической двусмысленности» во имя более решительной военной поддержки Тайваня. Появление такого мнения, несомненно, вызвано стремительным развитием Китая и ростом его могущества, что в США расценили как прямую угрозу американским интересам. Китай объявили главным противником США, для противостояния ему была принята Индо-Тихоокеанская стратегия и начался процесс реанимирования старых и сколачивания новых военно-политических блоков - одним из них стал недавно созданный AUKUS, альянс Австралии, Великобритании и США.
А на днях стало известно, что ЦРУ в рамках масштабных усилий по противодействию Пекину создал центр по борьбе с угрозами Китая. В него будут набираться в разных странах по всему миру эксперты по безопасности, политологи, лингвисты, историки, специалисты в сфере информационных технологий, деятельность которых будет сосредоточена на достижении одной цели - развала Китая, названного директором ЦРУ Уильямом Бернсом «самой важной геополитической угрозой, с которой мы сталкиваемся».
Между войной и миром США выбирают провокации
В этих усилиях важное место отводиться и Тайваню. По замыслу американских сторонников силового противостояния с Китаем, именно этот остров должен стать тем запалом, который взорвёт материк. Для этого он должен, как указывается в американских СМИ, спровоцировать Пекин на оккупацию Тайваня, за которой последует военное вмешательство в конфликт США с союзниками, и они совместно накажут агрессора.
Вместе с тем в США достаточно здравомыслящих людей, которые предупреждают о пагубных последствиях, ожидающих страну, если она начнёт войну с Китаем из-за Тайваня. «Стратегическое значение Тайваня для Соединённых Штатов даже отдалённо недостаточно, чтобы рисковать войной с Китаем. В Азии есть страны, например Япония и Южная Корея, которые достаточно важны, чтобы Соединённые Штаты взяли на себя обязательство защищать их», - написал, выражая эти мнения, журнал Foreign Policy.
В этом же духе высказался и Business Insider. «В случае, если Пекин действительно выберет разрушительный путь, необходимо, чтобы Соединённые Штаты не усугубили плохую ситуацию, будучи втянутыми в безвыигрышную войну с Китаем», - отмечается в его публикации на эту тему. Business Insider считает, что война нанесёт серьёзный вред американским вооружённым силам, которые, вероятнее всего, не предотвратят захват Тайваня, и США потребуются десятилетия, чтобы оправиться от военных потерь. В худшем же случае ситуация может выйти из-под контроля и привести к обмену ядерными ударами.
«Короче говоря, нам есть, что терять и ничего не выиграть от борьбы с Китаем, но мы многое выиграем, отказавшись участвовать в войне, в которой невозможно победить», - делает вывод Business Insider.
Какой из этих вариантов выберет Вашингтон, пока не ясно. Однако совершенно очевидно, что американцы продолжат провоцировать Китай, устраивая у его берегов военные учения, проводя свои боевые корабли по Тайваньскому проливу, поставляя Тайбэю различное вооружение. Что, естественно, будет толкать Китай на ответные меры.
А это означает, что в регионе в ближайшее время сохранится высокая напряжённость, при которой любая оплошность, случайность или недопонимание могут перерасти в конфликт. Яркий пример тому - происшествие с американской ударной подводной лодкой «Коннектикут».
Совершая на глубине около 50 метров боевое патрулирование в Южно-Китайском море, она столкнулась с неопознанным объектом. Американский атомоход в результате удара получил серьёзные повреждения носовой части корпуса, а у 11 членов экипажа оказались травмы лёгкой и средней тяжести. Экипаж подводного корабля всё же сумел всплыть на поверхность и осмотреть повреждения, после чего было принято решение в надводном положении идти к военно-морской базе Апра, расположенной на острове Гуам, куда лодка и прибыла 8 октября. В данном случае всё закончилось благополучно, не считая, конечно же, саму аварию. Но ведь не все инциденты так завершаются.