Эрдоган в поход собрался. На Каспий
© mod.gov.az
В участии турецких военных в манёврах в Азербайджане просматривается активное стремление Турции выйти к Каспию.

Эрдоган в поход собрался. На Каспий

После победы в Нагорном Карабахе объединённая группировка турецких и азербайджанских сил планирует при поддержке Пакистана «перелицевать» под себя весь регион Южного Кавказа
Реклама
Эрдоган в поход собрался. На Каспий
© mod.gov.az
В участии турецких военных в манёврах в Азербайджане просматривается активное стремление Турции выйти к Каспию.
Читайте нас на: 

Тройственный союз

Манёвры «Три брата-2021» с участием спецназа Турции, Азербайджана и Пакистана, а также азербайджано-турецкие учения «Непоколебимое братство-2021», проходившие в Нахичевани, стали своего рода индикаторами нового расклада сил и новой реальности в регионе Южного Кавказа. В контексте этих геополитических перемен к неудовольствию как минимум Тегерана чётко просматривается активное стремление Турции к Каспию.

Так называемый Зангезурский коридор, который Анкара и Баку уже окрестили трансграничным - невзирая на то, что коммуникация будет проходить по территории армянского Сюника - даёт Турции прямой выход к Каспийскому морю, что в будущем позволит именно Анкаре контролировать транспортировку казахской нефти и туркменского газа в обход России. Помимо этого, транзитных преимуществ лишается Иран.

А введение Баку дорожного налога для иранских фур на трассе Горис - Капан - это лишь подыгрывание Анкаре в новой геополитической перекройке региона. Эдакая капля, переполнившая чашу терпения Тегерана...

Примечательно, что демонстративное пренебрежение интересами Тегерана идёт параллельно с проведением в Лачинском коридоре буквально на глазах российских миротворцев тактических учений спецназа Турции и Азербайджана. Тем самым Анкара и Баку как бы намекают Москве, что обозначенный российско-турецкий тандем по урегулированию ситуации в регионе может в любую секунду превратиться в фикцию и что у нового блока есть силы, чтобы решать территориальные проблемы без оглядки как на Москву, так и на Тегеран.

Тактические учения спецназа Турции и Азербайджана в Лачинском коридоре.
© mod.gov.az
Тактические учения спецназа Турции и Азербайджана в Лачинском коридоре.

Тегеран ищет союзников

Новые реалии вынуждают Тегеран активизировать усилия не только на внешнеполитическом контуре, но и в военном отношении. Визит вступившего в каденцию нового главы МИД Исламской Республики Хосейна Амира Абдоллихиана - свидетельство поиска Ираном опоры в лице Москвы, которая, по мнению Тегерана, в перспективе может потерять от пантюркистских амбиций Анкары больше, чем приобретает в краткосрочном моменте. При этом Иран, который во время карабахской войны, где Азербайджан де-факто разгромил Армению, буквально находился в ступоре, теперь демонстрирует полную решимость, во-первых, не допустить выступлений протурецких и проазербайджанских прокси внутри страны, а во-вторых - готовность к прямым боевым столкновениям, если обстановка потребует.

И не случайно свои учения у границ с Азербайджаном Иран назвал «Покорители Хайбара», намекая на влияние Тель-Авива в Баку. Военная кооперация Израиля и Азербайджана настораживает Тегеран давно, но теперь он говорит об этом не таясь, обвиняя Баку в сотрудничестве с исконным врагом. Напомним, что город Хайбар до выигранной мединской общиной под предводительством самого пророка Мухаммеда битвы считался городом иудеев, которые были изгнаны оттуда за осаду мусульманских городов. Намёк понятен?..

Говоря о влиянии Тель-Авива, Тегеран избирает апробированную риторику, но и из таких посылов понятно, что являясь прикаспийским государством Иран не горит желанием допустить Турцию к регулированию газораспределительных потоков. Исходя из того, что Каспий как внутриконтинентальный водоём не подпадает под действие норм международного морского права, так как не имеет естественного выхода в Мировой океан (сообщается через Азовское море по Волго-Донскому канала), он обладает особым статусом. Проще говоря, в «каспийской пятёрке» Турции нет и быть не должно. Это ключевой вопрос, который для Ирана стоит ребром.

Иран провёл военные манёвры «Покорители Хайбара» у границы с Азербайджаном.
© aja.ir
Иран провёл военные манёвры «Покорители Хайбара» у границы с Азербайджаном.

Антииранский тандем

В документе, подписанном прикаспийскими странами есть чёткое положение о недопущении присутствия на Каспии вооружённых сил внерегиональных держав. Трактовка однозначна. Поэтому Тегеран не просто выражает озабоченность по поводу участия турецкого и пакистанского спецназа в учениях в Баку. Всё гораздо жёстче.

Представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде прямо заявил, что участие Пакистана и Турции в манёврах «Три брата-2021» противоречит положениям Конвенции о правовом статусе Каспия, ратифицированной в том числе и Россией 1 октября 2019 года.

Есть у Тегерана и другой повод для тревог: его достаточно тёплые отношения с Исламабадом, с которым Иран всегда находил точки соприкосновения, в том числе кооперировался в борьбе с сепаратистами-белуджи, при новом геополитическом раскладе дали трещину. Похоже, Пакистан сегодня пытается разыграть антииранскую карту. Зачем? Не потому ли, что пассионарных талибов (здесь и далее боевики организации под санкциями ООН за террористическую деятельность) можно легко столкнуть с шиитами и обезопасить себя от застарелого конфликта с Талибаном (организация, находящаяся под санкциями ООН за террористическую деятельность) по поводу демаркации границ между Афганистаном и Пакистаном?

Рано или поздно ситуация прояснится. А сейчас Иран без удовольствия наблюдает за растущим военным сотрудничеством Анкары и Исламабада. Известно, что в Турции обучаются офицеры пакистанских ВВС. За последнее десятилетие 1 500 пакистанских офицеров освоили турецкую науку побеждать. При этом Анкара открыто признаёт штат Джамму и Кашмир частью Пакистана, выступая против Индии. В свою очередь Пакистан в ущерб Кипру и Греции выражает поддержку политике Турции в отношении Северного Кипра.

Реджеп Тайип Эрдоган на передаче корвета класса MILGEM Пакистану в судостроительной верфи Стамбула.
© msb.gov.tr
Реджеп Тайип Эрдоган на передаче корвета класса MILGEM Пакистану в судостроительной верфи Стамбула.

Вот такой обмен «любезностями». Но кроме слов есть и дела. В настоящее время Турция является крупным поставщиком оружия в Пакистан. Командование ВМС Пакистана подписало контракт стоимостью в 1,5 миллиарда долларов США на приобретение в Турции четырёх кораблей класса MILGEM, что является крупнейшей военной экспортной сделкой Анкары.

Передача первого корабля состоялась ещё 29 сентября 2019 года. На церемонии поднятия флага присутствовали командующий ВМС Пакистана адмирал Зафар Махмуд Аббаси и Реджеп Тайип Эрдоган. Кстати, страны сотрудничают и в производстве беспилотников.

Американская выгода

В известной степени сближение Пакистана и Турции обусловлено их практически синхронным отдалением от США. Но вот что парадоксально: война в регионе между Турцией и Ираном на одном фронте и боевые действия между талибами и шиитами на другом выгодны более всего именно американцам. При таком раскладе США убивают сразу двух зайцев, ослабляя строптивую Турцию - не зря же Вашингтон так долго вооружал курдов! - и лишая Иран возможности продавать нефть и газ Китаю, опосредованно заставляя его свернуть ядерную программу: когда вокруг война и хаос - тут уж не до центрифуг и обогащения урана.

По всем признакам, вокруг Ирана формируется новая воинственная коалиция. Командующий силами спецназа Вооружённых сил Турции генерал-лейтенант Омер Эртугрул Эрбакан подтвердил это буквально одной фразой: «Существующие между нашими странами узы братства чрезвычайно крепки, и они и впредь будут укрепляться». Против кого направлен этот союз? Для Ирана не праздный вопрос. Как и для России.

При этом обращает на себя внимание сообщение турецкого агентства Anadolu о том, что на манёврах «Три брата-2021» присутствовали «высокопоставленные гости из Казахстана», являющегося, как известно, членом ОДКБ. Выходит, Анкара буквально вбивает клинья в устоявшиеся союзы, претендуя на более активную роль ещё и в Центральной Азии.

О специфических планах Анкары и Баку свидетельствует тот факт, что на учениях спецподразделений особое внимание было уделено отработке боевых действий в условиях города. Как вариант, такие навыки могут пригодиться для взаимодействия на территории Ирана с сепаратистами Тебриза и Ардебиля. Этнический фактор в этих анклавах разжигается ещё и на фоне мнимого ущемления тюркского населения Ирана, что, конечно же, не соответствует действительности с учётом привилегированного положения азербайджанцев в армии и духовенстве.

Впрочем, претензии сепаратистов не ограничиваются только лишь якобы имеющим место ущемлением прав. Спор идёт и по поводу «первородства» правящих династий. Этническую группу кызылбаши сепаратисты считают более достойными власти над всей Персией, чем собственно персидские династии. В общем, разногласия при поддержке заинтересованных сил - Баку и Анкары - дошли до самой глубины веков.

И хотя министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов, а также руководство министерств обороны Турции и Пакистана утверждают, будто военная активность в регионе - всего лишь обмен опытом, в новых геополитических реалиях исключать ничего нельзя. К тому же, в силу их секретности задачи учений в прессе не детализировались. А это очень нехорошая примета.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама