Европейско-китайский сюрприз для Байдена
В соответствии с соглашением доступ европейских компаний на рынок Китая будет значительно расширен. Кроме того, ожидается улучшение условий ведения бизнеса для предприятий из ЕС, включая обеспечение правил «честной конкуренции». Посредством такого взаимодействия Китай в свою очередь должен обрести гарантию от будущих ограничений в Европе.
Соглашение смягчает требования китайских властей по передаче технологий в некоторых отраслях и по совместным предприятиям, обещает равное обращение Китая с совместными компаниями и с собственными госпредприятиями, а также повышенную прозрачность регулирования. Параллельно китайское правительство взяло на себя ряд обязательств в сфере экологической устойчивости и трудовых прав.
В КНР соглашение тут же назвали «подарком к Новому году». «Соглашение укрепит два крупнейших экономических блока в области торговли и инвестиций», - сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Это будет самое амбициозное соглашение, которое Китай когда-либо заключал с третьими странами», - подчёркнуто в официальном сообщении Еврокомиссии. ЕК утверждает, что достигнутые договорённости позволяют ЕС сохранить «пространство для политических решений», особенно в энергетике, сельском хозяйстве и сферах инфраструктуры и государственных услуг.
В глазах администрации Дональда Трампа «Всеобъемлющее соглашение об инвестициях» выглядело уступкой китайской экономической мощи, сдачей Пекину важного стратегического рубежа. Наряду с тем администрация 46-го президента США Джо Байдена предпочла бы создать единый фронт против Китая, первой заключив экономическую сделку с Европой. Притом Байден в принципе рассчитывает на самое плотное разностороннее сотрудничество с ЕС, что было им подтверждено, например, на встрече с Урсулой фон дер Ляйен сразу после ноябрьских выборов в Штатах.
Между тем Байден в ходе выборной кампании не раз заявлял о намерении активно защищать интересы страны в международной торговле и противодействовать растущему влиянию Китая, в том числе конкуренции со стороны китайских компаний на американском рынке. В декабре прошлого года, как информировал CNBC, Байден номинировал на должность главного торгового представителя США Кэтрин Тай, известную критическим отношением к Китаю и его экономической политике. Так что новый глава государства не намерен завершать торговую войну с Китаем, идущую с 2017 года. Вместе с тем Байден собирается тщательно проанализировать заключённую в январе 2020 года Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином первую фазу торговой сделки. На фоне пандемии, снизившей спрос на большинство товаров и услуг, стороны не соблюдали её условия в полной мере.
При Трампе торговая война США с Китаем (усилившим в процессе этого противостояния экспансию не только в АТР, но и в Африке) носила последовательный многоступенчатый универсальный характер, но Евросоюз так и не включился в глобальное противоборство на американской стороне, даже не пойдя в прошлом году на антикитайские санкции по поводу нарушений прав человека в Гонконге.
Правда, 30 июля 2020 года Брюссель ввёл ограничительные меры в отношении структур и граждан России, Китая и КНДР, якобы причастных к кибератакам. Возможность этих мер обозначена в рамках упрощённого санкционного режима ЕС по кибератакам, созданного летом 2019 года, но до того ни разу не использованного. В санкционный список Евросоюза попало в том числе китайское юридическое лицо Tianjin Huaying Haitai Science and Technology Development, а также двое граждан КНР, что уместно считать локальным проявлением такого рода воздействия ЕС на Китай.
Зато пошлинное давление Штатов на Евросоюз носило в последние годы вполне системный характер. 1 июня 2018 года США ввели для всего мира таможенные пошлины на ввоз стали (25%) и алюминия (10%) как на стратегически важную продукцию. Евросоюз, несмотря на настоятельные просьбы, здесь тоже не стал исключением, хотя ранее считался Штатами пространством, неотъемлемо связанным с ними общими стратегическими интересами. В свою очередь Еврокомиссия ввела в ответ пошлины на джинсовую одежду, табачные изделия, кукурузу, рис, клюкву, экспортируемые из США.
В октябре 2019 года США объявили о введении чувствительных штрафных пошлин против ЕС в связи с незаконными субсидиями Евросоюза для авиастроительного концерна Airbus. В октябре 2020 года ВТО разрешила Европейскому союзу ввести пошлины на товары из США в ответ на санкции Вашингтона, что связано с разбирательством по делу незаконного финансирования компании Boeing правительством Соединённых Штатов.
Так 45-й президент США посредством пошлинной войны последовательно деформировал само мышление европейцев, ранее десятилетиями привычных действовать на поле мировой экономики в одной упряжке со Штатами, идя на те или иные договорённости с остальным миром с учётом интересов Вашингтона. Однако всё перевернуло четырёхлетнее правление Трампа: у Евросоюза за прошедшее время в таком ракурсе сформировалась совершенно иная инерция. Отсюда и новые шаги к взаимодействию с Китаем, по-видимому, специально предпринятые именно в тот период, когда Трамп ещё не ушёл, а Байден ещё не пришёл.
В общем завершение работы над китайско-европейским «Всеобъемлющим соглашением об инвестициях» явно выступает крайне неприятным сюрпризом, с которым так или иначе Байдену предстоит считаться с первых же дней своего президентства. И не просто считаться, а каким-то образом выходить из сложившегося щекотливого положения.
Потому что в планы нового президента США, с одной стороны, входил скорейший поиск общего языка с ЕС для урегулирования чрезвычайно усугубившихся при Трампе противоречий, без чего невозможно вожделенное возрождение североатлантического пространства в полном объёме. С другой же стороны, продолжение конфронтационных попыток вытеснения Китая с американского и мирового рынков - вплоть до приостановки реализации мучительно достигнутой сделки двух конкурирующих стран. И новый виток китайско-европейского сотрудничества, на который стороны вышли, не дожидаясь консультаций формирующейся американской администрации с Брюсселем, определённо путает Байдену карты.
Какие же в связи с этим можно ожидать действия от американского президента? Очевидно, что Байден, в отличие от своего предшественника, при любом раскладе никак не заинтересован в углублении противоречий с Евросоюзом. Тогда неужели он, считаясь с европейскими партнёрами, решится несколько притормозить давление на Китай? Как раз это представляется маловероятным.
Скорее всего, Байден попытается нащупать другой, более для него взвешенный и политтехнологичный, вариант решения вопроса. И совсем не случайно в окружении 46-го президента США сейчас предложили отменить американские санкции в отношении компаний ЕС, задействованных в возведении «Северного потока-2», одновременно остановив само строительство газопровода. Примерно из того же ряда метод, который Байден, вероятно, попытается использовать в связи с «Всеобъемлющим соглашением об инвестициях» между Китаем и Евросоюзом, посулив европейцам некий, было хорошо подзабытый ими американский сладкий пряник или даже набор пряников, дабы Брюссель как минимум охладел к интенсивному развитию сотрудничества с Пекином. Однако при активности Пекина на направлении ЕС и включённом Китаем зелёном свете для европейского бизнеса добиться этого будет совсем непросто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.