Фигура высшего пилотажа
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
Герой России, экс-главком ВВС, заслуженный военный лётчик СССР, генерал армии В.С. Михайлов.

Фигура высшего пилотажа

Сегодня в России чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Чествуют по праву. Потому что такие награды просто так не даются. За каждой обязательно стоит подвиг, или совокупность таких дел и поступков, на которые способен далеко не каждый. К числу таких людей относится Герой Российской Федерации, бывший главнокомандующий ВВС России, заслуженный военный лётчик СССР, генерал армии Владимир Сергеевич Михайлов
09 декабря 2021, 06:30
Реклама
Фигура высшего пилотажа
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
Герой России, экс-главком ВВС, заслуженный военный лётчик СССР, генерал армии В.С. Михайлов.
Читайте нас на: 

Кто сказал, что число 13 - несчастливое?

Вовка родился в самый разгар войны. В 1943-м. Он бы вполне мог стать зоотехником: помогая матери на птицеферме, почти в совершенстве освоил премудрости ухаживания за курами. А потом, когда у них в домашнем хозяйстве появились ещё корова и свиньи, именно он лучше всех своих братьев и сестёр (всего в семье Михайловых было пятеро детей) управлялся со скотиной. Мог бы запросто пойти в большой спорт. Не занимаясь ни каким видом специально, он классно боксировал. В 16 лет на областных соревнованиях занял первое место среди юношей, побив всех разрядников. Когда учился в машиностроительном техникуме, случайно оказался на соревнованиях велосипедистов (заболел один из участников) и выполнил 1-й взрослый разряд. Просто каждый день на учёбу из дома Володька ездил на обычном велосипеде: 7 км туда и столько же обратно.

Выбрав специальность «литейное производство», он проявил недюжинные способности к рационализаторству и даже умудрился за свои рацпредложения получать премии. Во всяком случае, первый костюм в его жизни мама купила на его премиальные.

- А как вы оказались в авиации?

- Случайно, но осознанно. 12 апреля 1961 года мы работали на строительстве общежития для техникума и вдруг, как гром среди ясного неба: «Советский человек в космосе!». А когда стали передавать биографию Юрия Гагарина и сказали, что он закончил ремесленное училище по специальности «литейщик-формовщик», я бросил кувалду и во всеуслышание объявил, что пойду в авиацию: «Чем я хуже?!» Парни мои тогда ещё засмеялись, мол, где я, а где авиация…

Курсант Ейского лётного училища. 1965 год.
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
Курсант Ейского лётного училища. 1965 год.

На следующий год, окончив техникум и пройдя целую кучу медкомиссий, я поехал в город Ейск в военное лётное училище. Тогда мне на всю жизнь в голову втемяшилась одна деталь. Я ехал 13-м поездом «Москва-Новороссийск» 13 июля в 13-м вагоне. А когда на месте ещё попал в 13-ю группу, где был по списку 13-м, понял: это неспроста. И для себя решил, если поступлю, число 13 будет моим счастливым.

Забегая вперёд

Указ о присвоении звания Героя Российской Федерации генерал-лейтенанту Михайлову был подписан 13 июня 1996 года. А спустя одиннадцать лет опять же 13-го, но только - мая, генерал армии Михайлов В.С. был уволен с действительной военной службы.

Горе от ума и от большого умения

В 1966 году лейтенант Михайлов стал единственным золотым медалистом, а впоследствии и единственным (пока) главкомом ВВС - выпускником Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков. На третьем курсе, правда, его чуть не отчислили. А получилось следующее. Училище стало давать высшее образование только в 1963 году, и все закончившие его ранее, имели среднее образование. Офицерам, служившим при училище в качестве инструкторов, командиров звеньев, штурманов и т. д., было предложено получить «вышку». Они согласились. Но поскольку с теорией было слабовато, один из них обратился к младшему сержанту Михайлову за помощью. И тот помог. Во время сдачи экзамена залез под парту и выполнил требуемое задание за каждого. Обман раскрылся, когда преподаватель обратил внимание, что все работы выполнены одним почерком. Скандал получился грандиозным и если бы дошёл до начальника училища, этого подлога курсанту бы не простили.

Когда выяснилось, кто выполнил задание (Михайлов сам в этом признался, дабы не доводить до процедуры вычисления виновника по почерку), его вызвали в преподавательскую. «Вы же прекрасно понимаете: экзамен для этих людей - пустая формальность. Они научили меня летать, за что я им безмерно благодарен. Неужели бы я смог отказать своим командирам в такой ерунде, как решение задач. Готов понести наказание, но сначала скажите, как бы вы поступили на моём месте?»

А летать Владимир действительно мог. Он освоил все типы самолётов, имевшихся в распоряжении училища, в том числе и новейший сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7. Лишь немногой части курсантов в 1963-м впервые было разрешено сдавать лётный экзамен на этих машинах. Самолёт был очень непростым, многое доводилось до ума в процессе эксплуатации, поэтому не случайно курсанты шутили: «Конструктор Сухой, самолёт сырой, пилот мокрый».

Будучи командиром полка, Михайлов дневал и ночевал на аэродроме.
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
Будучи командиром полка, Михайлов дневал и ночевал на аэродроме.

Забегая вперёд

Общий налёт В.С. Михайлова за время военной службы превысил шесть тысяч часов. Количество освоенных летательных аппаратов составило более трёх десятков.

Однако это умение плюс отличное знание матчасти сыграли с новоиспечённым лейтенантом злую шутку. Вместо строевой воинской части, куда он рвался, его назначили лётчиком-инструктором при родном училище. Тогда ему показалось - это тупик... И, несмотря на то, что за всю свою инструкторскую деятельность (три года) Михайлов не потерял ни одного курсанта, а если кого и пришлось отчислить, то по медицинским показаниям, он всё равно был не удовлетворён своей должностью. И постоянно норовил уйти в «большое небо».

Таких берут не только в космонавты

Решив стать лётчиком-испытателем, он, втихаря от командования, поступил на заочное обучение в радиотехнический институт в Таганроге. Это нисколько не мешало летать (в год по 200 с лишним часов) и учить курсантов. Михайлова назначили командиром звена, потом замкомэска, но он упрямо шёл к выбранной цели. И пришёл бы…

В 1969-м к ним приехал космонавт Герой Советского Союза Герман Титов для набора лётчиков на «новую авиационную технику». После ряда проверок и испытаний на мандатную комиссию в Москву поехали лишь два Владимира: Михайлов и Крысин. Когда выяснилось, что отбор идёт в отряд космонавтов, наш Владимир оказался на распутье. Удастся ли полететь в космос - бабка надвое сказал, а до школы испытателей - рукой подать. Он выбрал второе.

Забегая вперёд

Спустя девять лет Владимир Крысин, взявший фамилию жены Джанибеков, совершил свой первый полёт в космос. Всего таких полётов у него пять. В 2022 году дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке Джанибеков В.А. отметит своё 80-летие.

- Не пожалели?

- О чём? О том, что командующий армией выдрал меня как Сидорову козу, узнав, что я хочу сбежать в другое ведомство (из Вооружённых сил пришлось бы увольняться), да ещё учусь в гражданском вузе… Несанкционированную учёбу мне зарубили, а вместо школы я получил добро поступить в Военно-воздушную академию в Монино. «Только не вздумай идти на очное обучение, - сказал напоследок генерал, - узнаю, позвоню, чтобы выгнали. Такие лётчики мне нужны в небе...»

Вспоминая о своём продвижении по службе, Владимир Сергеевич говорит, что ни одна из должностей не свалилась ему с неба в качестве подарка. Почти каждая вышестоящая ступень давалась с трудом, или ей обязательно что-то предшествовало. После академии замглавкома ВВС по вузам Герой Советского Союза генерал-полковник Евгений Горбатюк предложил капитану Михайлову перевод в Москву на полковничью должность лётчика-инспектора, где ему предстояло обучать курсантов и офицеров запаса. Это была настоящая синекура, и любой офицер побежал бы вприпрыжку оформлять на себя документы. А Михайлов отказался. Мотивировал просто: настоящие лётчики с бумажной работы не выходят.

На должности начальника БВВАУЛ им. Чкалова Владимир Михайлов получил свою первую генеральскую звезду.
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
На должности начальника БВВАУЛ им. Чкалова Владимир Михайлов получил свою первую генеральскую звезду.

Такого нагоняя, да ещё сдобренного хорошим трёхэтажным матом, молодой офицер в генеральском кабинете ещё не получал. Он выскочил оттуда как ошпаренный и долго приходил в себя: «Может действительно я не прав, в следующий раз вообще могут ничего не предложить». Минут через 15 Горбатюк неожиданно вновь вызвал Михайлова к себе. «Ну теперь мне точно крышка, отправят куда-нибудь кукурузу опрыскивать». Всё оказалось наоборот: «Извини, сынок, ты был прав, - генерал сменил гнев на милость, - лети, служи дальше, из тебя точно толк выйдет…»

Едва получив звание майора, отлично зарекомендовавшего замкомандира авиаполка Михайлова, назначили командиром легендарного 963-го учебного полка с присвоением звания «подполковник».

Справка

В 1968 году 963-й полк был награждён Орденом Красного Знамени. Случай беспрецедентный, поскольку эта награда вручалась только воинским частям, имевшим Боевое знамя, а у учебных полков такого знамени не было. В год назначения Михайлова его учебный полк был единственным в СССР, летающим на Су-7.

Авиационный хулиган, не понимавший политики партии

Комполка фактически переселился в часть. Он дневал и ночевал на аэродроме, потому как требовалось, чтобы личный состав был готов к сложному пилотированию сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Выпускать лётчиков, готовых работать на этих машинах, должен только командир или его заместитель, и Михайлов львиную долю работы брал на себя. Согласно всех наставлений, в течение дня можно было делать только пять инструкторских полётов на высший пилотаж, комполка же нередко «хулиганил», превышая эту норму вдвое. Он приказал не записывать сверхнормативные «рейсы» в лётную книжку.

Главком ВВС главный маршал авиации Герой Советского Союза Павел Кутахов посетивший 963-й полк, отметил изменения в лучшую сторону. А когда узнал об общем налёте полка, который составлял почти 13 тысяч часов, искренне удивился: «Сколько?! Да у нас ни одна дивизия столько не налётывает…»

Советский истребитель-бомбардировщик Су-7.
© mil.ru
Советский истребитель-бомбардировщик Су-7.

Назначение полковника Михайлова на должность Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков не было каким-то авансом, который необходимо отрабатывать. Это была заслуженная оценка деловых качеств офицера. Несколько напрягал лишь один момент: ему было всего 37 лет. Редчайший случай в современной истории высших военных учебных заведений! Но Владимир Сергеевич довольно быстро оправдал оказанное доверие. Из 16 лётных вузов в СССР в то время БВВАУЛ стабильно занимало 16-е место.

Через год, после того как Михайлов возглавил училище, авиационный вуз имени Чкалова занял первое место. Рывок был сродни самой сложной фигуре высшего пилотажа. И потом ещё два года подряд удерживал первую строку среди высших лётных училищ страны. Именно на этой должности Владимир Михайлов получил свою первую генеральскую звезду.

Но это не значит, что дальнейший его служебный путь был осыпан исключительно розами в «лампасах». Одних только партийных взысканий он получил семь. Не за личную расхлябанность или неорганизованность - по большей части за непонимание политики партии. Тогда эта формулировка легко приклеивалась к любому офицеру, особенно, если тот вступал в спор или был в чём-то не согласен с политработниками. Крайнее восьмое взыскание, будучи уже замкомандующего ВВС Московского военного округа в звании генерал-лейтенанта, Владимир Сергеевич заработал в начале 1989 года.

В газете «Красная звезда» вышла статья, критиковавшая замполита в чине майора. Содержание её очень не понравилось главному военному политработнику генералу армии Алексею Лизичеву. А поскольку статья вышла в формате ответа, помимо журналиста её подписал замкомандующего и член военного совета МВО. Все трое и были вызваны на ковёр партактива для разбора «полётов». Каждый получил своё. А Михайлова, которого собирались исключить из партии и выгнать из Вооружённых сил, спасла, как ни странно, его врождённая «правдорубость». Сам Лизичев не нашёлся, что ответить генералу на его «оправдательную» речь. В результате тот отделался строгим выговором без занесения. Спустя несколько месяцев Главком ВВС дважды Герой Советского Союза Александр Ефимов направил партийного «хулигана» на учёбу в Академию Генштаба. Маршал авиации прекрасно понимал, что потенциал Михайлова как лётчика мирового класса и крупного военачальника далеко ещё не исчерпан.

Работа не по профилю

Лихолетье начала 1990-х и вплоть до своего назначения в центральный аппарат главкомата (1998) Владимир Сергеевич провёл в Северо-Кавказском военном округе, который в шутку называли «санаторно-курортным». Правда, в период его службы в округе ни о каком курорте не могло быть и речи. Там он встретил ГКЧП, туда (в Ростов-на-Дону) он выводил из Польши 4-ю Воздушную Краснознамённую армию, которую впоследствии возглавил, и там, в 1992-м, за два с лишним года до начала первой Чеченской кампании генерал-лейтенант Михайлов совершил… уголовное преступление.

Прекрасно понимая взрывоопасность ситуации на Северном Кавказе, никому не доложив, он взял на себя ответственность по вывозу стрелкового оружия из Грозного. За три рейса (в одном командующий ВВС СКВО Михайлов участвовал лично) лётчики вывезли из арсеналов кадрированной мотострелковой дивизии 20 тонн пистолетов, автоматов и карабинов и передали всё оружие на военные склады Ростова. Командующий СКВО Лев Шустко был, мягко говоря, очень удивлён: «А если завтра война, и у мотострелков не окажется оружия - это же уголовщина! Ты представляешь, что будет?» «Ничего не будет, - Михайлов не моргнул глазом. - Как я его вывез, так и привезу. Если потребуется». Потом, когда начались события в Чечне, командование Минобороны не раз пожалело, что арсенальных рейсов было всего три…

Михайлов возглавил и лично руководил действиями силовиков различных ведомств по освобождению заложников.
© Кадр из видео
Михайлов возглавил и лично руководил действиями силовиков различных ведомств по освобождению заложников.

А в конце 1993-го генерал-лейтенанта Михайлова представили к званию Героя. 23 декабря четверо вооружённых террористов захватили в заложники 15 школьников с учительницей и, посадив их в ранее захваченный автобус, затребовали предоставить им вертолёт и выкуп. Михайлов тут же вылетел на место событий, и получилось так, что именно он возглавил и лично руководил действиями силовиков различных ведомств по освобождению заложников.

- А почему вы? Это же абсолютно не ваш профиль?

- Профиль не мой, но пилоты и машины мои. К тому же накануне президент Ельцин расформировал КГБ, создав ФСБ, но командный состав в должностях утверждён ещё не был. И прилетевший вместе с группой «Альфа» генерал-майор ФСБ Герой Советского Союза Геннадий Зайцев сказал, что не может отдавать команды и готов выступать лишь в качестве советника. Окончательно всё расставила на свои места телефонограмма из Москвы, подписанная ВРИО председателя правительства РФ Олегом Сосковцом: «Всю ответственность за проведение операции возлагаю на генерал-лейтенанта Михайлова В.С.».

Выделив вертолёт Ми-8 и определив командиром экипажа капитана Валентина Падалку (вторым пилотом тот сам выбрал капитана Владимира Степанова), Михайлов почти двое с половиной суток не смыкал глаз. Отслеживал все передвижения террористов, лично выступал посредником, общаясь с главарём бандитов, передавая для детей питание, а затем и требуемую сумму денег. На третий день, когда нервы у всех были на пределе и ситуация грозила выйти из-под контроля, гражданский водитель топливозаправщика отказался ехать к вертолёту. Тогда генерал сам сел за руль тяжёлого ТЗ-22. Попал под бандитскую автоматную очередь, но всё, слава Богу, обошлось.

В конце концов, путём сложнейших комбинаций с перелётом из Ростова в Минводы, оттуда - в Махачкалу, с подменой вертолётов, и благодаря грамотным действиям спецназовцев, 26 декабря бандитов удалось задержать. Из заложников не пострадал никто. Всех троих военных авиаторов накануне Нового года пригласили в Москву в Генштаб, где им были вручены наградные пистолеты. А спустя пять месяцев вертолётчики Падалко и Степанов стали Героями Российской Федерации, генерал-лейтенанта Михайлова наградили Орденом «За личное мужество».

Справка

Наградной список Михайлова В.С. весьма внушителен. Помимо Золотой Звезды Героя РФ, он имеет 15 советских и российских орденов, три иностранных ордена и свыше двух десятков медалей.

На войне, как на войне

Обе чеченские кампании (читай - войны), которые с небольшим перерывом продлились до весны 2000-го года легли на плечи военных лётчиков, что называется, по полной. Начало первой Владимир Сергеевич встретил в должности командующего 4-й Воздушной армии, к окончанию второй был заместителем Главкома ВВС РФ… В конце 1994-го, за две недели до штурма Грозного, командарм Михайлов со своими подчинёнными фактически предотвратил глобальные масштабы трагедии. На аэродромах Ханкалы и станицы Калиновской, которые занимали чеченские боевики, стояли учебные авиационные полки. Помимо военных транспортников, там базировались Миг-17, Л-39, Л-29, и если бы генерал-майор авиации Дудаев, провозгласивший себя президентом мятежной республики, поднял их в воздух, сложно сказать, сколько бед они бы натворили. Михайловцы это предотвратили, сделав несколько авианалётов, после которых все самолёты стали грудой ненужного метала.

Красная площадь. Перед началом военного парада с президентом России В. Путиным.
© Фото из личного архива В.С.Михайлова
Красная площадь. Перед началом военного парада с президентом России В. Путиным.

Всего за годы войны генерал лично совершил 42 боевых вылета с нанесением бомбо-штурмовых ударов, благодаря которым было уничтожено большое число тяжёлой техники, живой силы противника, включая самого Дудаева.

Организовал две сложнейшие спасательные операции по вызволению офицеров с вражеской территории. Генерал лейтенант ФСБ в отставке Евгений Хохольков (в 1995-м, когда он чудом выбрался из подбитого вертолёта и оказался в пекле боевых действий, был полковником) празднует свой день рождения дважды. И за своё второе рождение, 29 марта, по сей день благодарит Владимира Михайлова. Как и командир 368-го штурмового авиационного полка Герой России Сергей Борисюк (ныне генерал-майор), который 13 декабря 1999 года катапультировался из сбитого Су-25 и приземлился в «зелёнке» недалеко от центра позиции Хаттаба.

Возможно, он и выбрался бы оттуда самостоятельно, но «друзья-журналисты», раструбившие на весь свет новость про сбитого лётчика-Героя, раззадорили «духов». И те решили, во чтобы то ни стало, найти его и отрезать на потеху голову. Но для наших, и в частности для генерал-полковника Михайлова (к тому времени уже замглавкома ВВС), было делом чести спасти комполка, с которым в один день в Кремле им вручали золотые Звёзды Героев. И вертолётчики выполнили приказ. Проявив максимум мастерства и мужества, через шквальный автоматно-пулемётный огонь они вытащили боевого лётчика из бандитских лап.

Самолёт пятого поколения ПАК ФА, который сегодня известен как истребитель Су-57.
© mil.ru
Самолёт пятого поколения ПАК ФА, который сегодня известен как истребитель Су-57.

«Честь имею» на всю оставшуюся жизнь

В должности Главнокомандующего ВВС Владимир Сергеевич прослужил относительно недолго - немногим более пяти лет был, но свой след в истории войск оставил навсегда. При его поддержке была оживлена работа и определены окончательные приоритеты по использованию новых вертолётов Ми-26 и Ми-28. При нём произошли глобальные подвижки по созданию самолёта пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), который сегодня известен как истребитель Су-57. Это именно Михайлов, сделав упор на модернизацию парка воздушных судов, встал на твёрдую позицию ухода от зависимости от зарубежных комплектующих при создании новой авиатехники.

А когда понял, что между самолётостроительными компаниями наметился некий раздрай - «туполевцы» с «сухими» тянули заказы на себя, «яковлевцы» и «илюшинцы» на себя - Владимир Сергеевич настоял на создании Объединённой авиастроительной корпорации. Здесь по сей день он и трудится в качестве советника президента ОАК.

- Владимир Сергеевич, когда вас отправили в отставку, ходило много различных журналистских домыслов. Одни утверждали, что вас «ушли» по возрасту, другие - что ваше пребывание на посту Главкома мало способствовало перевооружению ВВС…

По сей день В.С. Михайлов трудится в качестве советника президента ОАК.
© Фото автора
По сей день В.С. Михайлов трудится в качестве советника президента ОАК.

- (Смеётся) Журналисты всегда знают больше, чем сам виновник торжества. В мае 2007-го мне не было ещё и 64 лет. Я прекрасно себя чувствовал физически. Гораздо сложнее было морально от работы с моим новым непосредственным начальником - министром обороны Анатолием Сердюковым. Мне хватило полутора месяцев, чтобы понять: нам с ним по пути не будет никогда. Поэтому и свой рапорт на увольнение по собственному желанию я подписал не по уставу. Вместо воинского звания написал «Честь имею». Министр мой рапорт долго не принимал, предлагал различные варианты продолжения службы, в частности, советником министра. Ни одно из предложений я не принял.

- Поделитесь секретом для нынешних кадровых военных и тех мальчишек, которые только собираются посвятить себя военному делу. Как будучи сельским пареньком и сыном простых родителей, можно стать генералом, на которого будут равняться миллионы?

Я такой - далеко не один, и универсального совета, как добраться до генеральских высот, поверьте, не существует. Просто нужно любить жизнь и она обязательно ответит вам взаимностью.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама