Застой по-американски маячит на горизонте
Произнося речь в честь женщин-военнослужащих, 46-й президент США Джо Байден забыл имя главы Пентагона Ллойда Остина, хотя тот стоял в нескольких метрах от него. Ранее Байден даже запамятовал, как называется Пентагон. В его выступлении штаб-квартира министерства обороны превратилась в «этих ребят».
Впрочем, до своей инаугурации в декабре 2020 года Байден назвал будущего вице-президента Камалу Харрис «президентом США». До этого он неверно произнёс имя 45-го американского президента Дональда Трампа, перепутав его с бывшим главой государства Джорджем Бушем-младшим.
Не случайно некоторые американцы - пользователи соцсетей высказываются, что в первую очередь ненависть избирателей к Трампу привела к победе Байдена на президентских выборах.
«Кандидат, которого ловили на лжи и плагиате, который, очевидно, страдает от ранней стадии деменции и который не смог собрать на свой митинг более 300 человек, вдруг набирает 80 миллионов голосов? Ненавидите Трампа? Отлично. Но вы проголосовали за человека, который поднимает налоги, наводняет страну незаконными мигрантами, сокращает количество рабочих мест», - делится впечатлениями ProudCapitalist1234.
«Байден - президент только номинально. Пока он следует инструкциям, делает то, что ему говорят, и подписывает то, что кладут перед ним на стол, ему позволят играть роль президента. В противном случае либералы уцепятся за 25-ю поправку, и Харрис станет президентом», - полагает пользователь Rayj522. Упомянутая 25-я поправка Конституции США определяет порядок установления временной недееспособности президента США, когда вице-президент действует как исполняющий обязанности президента.
На этом фоне читатели портала Fox News называют 78-летнего Байдена «трупом, играющим роль президента США» и предрекают ему отставку в ближайшие два года.
Камала Харрис участвовала в первой американо-канадской встрече, проведённой администрацией Байдена. Она уже имела больше международных переговоров, чем её шеф Байден, самостоятельно побеседовав по телефону с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, премьер-министрами Канады Джастином Трюдо, Норвегии Эрной Сольберг, Израиля Биньямином Нетаньяху.
При этом, кстати, предыдущий вице-президент Майк Пенс разговаривал напрямую с иностранными лидерами по телефону в исключительных случаях. Первое лицо администрации США Дональд Трамп предпочитал звонить сам первым лицам других стран. В последний год на своей должности Пенс и вовсе ни разу не вёл бесед с главами государств. Приблизившись к девятому десятку, принять на себя ответственность за огромную страну, экономика и финансовая система которой тесно связана со всем миром, - весьма непросто.
Но для демократов главным было прийти в Белый дом. И не настолько важно, с кем во главе. Они рассчитывали, что дальше в любом случае система как-то уже начнёт работать сама. Лишь бы ушёл Трамп, ибо для них он был президент внесистемный, вёл политические дела так же, как руководитель громадного бизнес-холдинга решает вопросы укрепления его конкурентоспособности. Трамп подходил ко всем процессам с точки зрения чистого прагматизма, что для демократов было совершенно неприемлемо. Между прочим, даже часть республиканцев не разделяла те или иные аспекты курса Дональда Трампа.
С приходом Джо Байдена демократы планировали сближение с Евросоюзом. Хотели прекратить пошлинное противостояние, возникшее при 45-м американском президенте. Наряду с тем они намечали продолжать конфронтацию с Китаем.
Однако, поскольку США при Трампе, по сути, перестали быть патронирующей крышей Евросоюза по всем направлениям и в известной мере пустили ЕС на произвол судьбы, тем самым дав ему возможность принимать решения независимо от Штатов, теперь у европейцев уже сформирован свой уровень отношений с Китаем.
В конце прошлого года Евросоюз и Китай официально оповестили о завершении работы над «Всеобъемлющим соглашением об инвестициях». В соответствии с соглашением доступ европейских компаний на рынок Китая будет значительно расширен. Кроме того, ожидается улучшение условий ведения бизнеса для предприятий из ЕС, включая обеспечение правил «честной конкуренции». Посредством такого взаимодействия Китай в свою очередь должен обрести гарантию от будущих ограничений в Европе.
Чтобы разрешить этот клубок проблем, необходима недюжинная энергия и политическая воля действующего американского президента. И изыщется ли у Байдена на то внутренний ресурс - большой вопрос. Не исключено, что этот узел так и останется в замороженном состоянии.
При таком раскладе едва ли нынешнее руководство США пойдёт на ещё более жёсткую конфронтацию с Китаем. Возможно, наоборот, существующая конфронтация с КНР несколько смягчится, чтобы удовлетворить ЕС и не усугублять противоречия Соединённых Штатов с ведущими европейскими странами - Германией и Францией.
Трудно было бы ожидать от Байдена, например, и каких-то принципиально новых решительных поворотов в ракурсе ближневосточной проблематики, хотя изначально он не в такой степени произраильски настроен, как его предшественник. Для внесения корректив на этом направлении от президента США требовалась бы чрезвычайно напряжённая работа по подготовке филигранных решений.
Можно надеяться: при Байдене не будет дальнейшего ещё более резкого качественного ухудшения в отношениях с Россией (хотя они и так на весьма низкой планке). Новая власть США пошла на пролонгацию СНВ-3, а не исключено - решится и на реанимацию ДРСМД для сдерживания глобальной войны. На этих остро необходимых для мировой безопасности шагах, очень вероятно, процесс взаимодействия и остановится. Возможны встречи нынешних президентов РФ и США на полях саммитов. При этом принципиальных договорённостей по комплексной нормализации между Россией и Штатами ждать не приходится. Отчасти и в связи с тем, что в Белом доме не проглядывается твёрдой руки энергичного хозяина собственных решений.
Так что в международном курсе США, похоже, примерно через 3-4 месяца случится застой, который продлится до следующих президентских выборов, когда американский истеблишмент, наконец, надо думать, убедится, что новый президент, демократ или республиканец, должен быть полным сил человеком политической воли и общественно-дееспособного возраста.
Вес Камалы Харрис в Белом доме параллельно тому, очевидно, будет подрастать, но это не означает, что она сможет в полной мере при живом президенте США его заменить. Ни мировая общественность, ни политики внутри Штатов при номинальном руководителе страны Джо Байдене на неё в полной мере не станут ориентироваться как на первое лицо. Использование же 25-й поправки Конституции США для наделения Харрис полномочиями исполняющей обязанности в нынешней политической атмосфере можно представить себе исключительно только в форс-мажорной ситуации очень тяжёлой длительной болезни действующего президента.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.